<<< ΛΛΛ >>>
павликиан, богумилов, катаров, альбигойцев - острым переживанием зла и неправды,
царящих в мире. Согласно манихейскому учению, чувственный мир (в отличие от
невидимого, духовного мира, созданного Богом) сотворен злым духом - Люцифером,
или Сатанаилом, а потому изначально является для человека юдолью страданий и
горя; освобождение от зла и страданий невозможно иначе, как путем уничтожения
этого мира. В самых разных вариантах гностицизм и манихейство на протяжении
многих столетий служили источником хилиазма в европейских странах, в том числе и
в России, где он, то затухая, то вновь возрождаясь, находил себе приверженцев в
различных сектах. Сильный толчок к новой волне хилиазма дало учение
калабрийского аббата Иоахима Флорского (1132 - 1201) о так называемом
христианстве Третьего Завета. Это учение представляет собой в сущности
комментарий к Апокалипсису и рисует новую картину мировой истории. Согласно
Иоахиму, всемирная история распадается на три периода: Ветхого Завета - Царство
Бога-Отца, Нового Завета - Царство Бога-Сына и грядущего Третьего Завета -
Царство Святого Духа, которое наступит с 1200 года. Именно в Царстве Третьего
Завета исполнятся все обетования Ветхого и Нового Заветов: люди будут обладать
духовными телами, не требующими пищи; на земле победит свобода и любовь, а
всякая власть отомрет за ненадобностью. Это будет тысячелетнее райское состояние
на земле. Историк Норман Кон, посвятивший основательное исследование
апокалиптическим движениям в Европе ХI - ХVI вв., называет Иоахима Флорского
"самым влиятельным европейским пророком до появления марксизма" . Хилиазм
Иоахима был осужден Церковью на 4-ом Латеранском соборе. Но влияние
<<< ΛΛΛ >>>
Гайденко П.П. Апокалиптика, хилиазм и эллинская философия 3 решительные Гайденко П.П. Апокалиптика, хилиазм и эллинская философия 3 преимущество Эллинизация христианства вытравила из него дух пророков Начиная с восстания маккавеев Гайденко П.П. Апокалиптика, хилиазм и эллинская философия 11 философии
|