Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

С другой стороны, вопрос, который чаще всего задают в интеллектуальной аудитории (то есть той, по запросам откуда и рождались ереси и формулировались

73 Соловьев В. С. Догматическое развитие Церкви в связи с вопросом о соединении Церквей//Символ. Париж, 1985. № 14. С. 191.

православные ответы на них),—это вопрошание не о том, что мы думаем о Боге, а о том — что мы можем сказать о человеке. И, может быть, сегодня нуждается в догматическом — точнее, керигматическом — закреплении православное понимание человека...

Люди меняются — а поскольку проповедь Христа должна изменить всего человека — то она, обращаясь к той глубине, которая не уносится течением времени, все же действует через формы, со временем меняющиеся. Например, Иоанн Златоуст взывает к совести своих слушателей — «Что тягостного нам заповедано? Горы ли рассекать или летать по воздуху? Или переплыть Тирентское море? Совсем нет. Нам заповедан столь легкий образ жизни, что не нужно никаких к нему орудий — нужна только душа и расположение... Любить ближнего. Что может быть легче? Подлинно, если бы Господь сказал — любите зверей — такая заповедь была бы трудна...» 74. Сегодня уже все наоборот — если бы Христос сказал «любите животных» — Он стал бы кумиром прессы и экологических движений. А заповедь о любви к людям воспринимается как нечто не в меру жестокое.

Понятно, что если вместо паруса поставить твердую и неизменную доску — корабль вряд ли достигнет гавани. «Нельзя со всеми обращаться одинаковым образом, так же как врачам нельзя всех больных лечить одним способом, а кормчему — знать лишь одно средство для борьбы с ветрами» — говорил тот же Златоуст 75.

Но выводить отсюда необходимость отказа от догматического предания Церкви все же было бы слишком поспешно. Евангелие обращается к той глубине человека, которая не может быть исчерпана сменой общественных отношений, вкусов и мод. И Христос тоже — «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). «Так и ныне и Иов тот же, и Бог тот же, и диавол тот же» (преп. Макарий Египетский) 76.

По слову же о. Сергия Булгакова, «Предание не есть археология, которая тенью прошлого связывает настоящее, но есть духовная самотождественность церковной жизни» 77. А потому небрежение догматами — это разрыв не со стариной, а с Церковью.

Но что же есть тогда ересь? В собственно церковном смысле ересь есть ложное учение, проповедуемое от лица Церкви. От ереси отличаются внецерковные учения (с ними при нужде ведет полемику керигма, а не догматическое богословие) 78 и частные богословские суждения, так называемые «теологумены».

О последних крупнейший русский академический богослов начала века В. В. Болотов пишет так: «Никто не властен воспретить мне в качестве моего частного богословского мнения (=теологумен) держаться теологумена, высказанного хотя бы одним из отцов Церкви, если только не доказано, что компетентный церковный суд уже признал это воззрение погрешительным. Но, с другой стороны, никто не властен требовать от меня, чтобы я, в качестве моего частного богословского мнения, следовал теологумену, высказанному несколькими отцами Церкви, коль скоро этот теологу мен не пленяет меня своей возвышенной богословской красотой,

74 Св. Иоанн Златоуст. Творения. М., 1993. Т. 7. Кн. 2. С. 885.

75 Св. Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве. Forestville, 1987. С. 95.

76 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. М., 1880. С. 253.

77 Прот. Сергий Булгаков. Православие. М., 1991. С. 76.

78 Единственное исключение — ислам. Преп. Иоаннн Дамаскин, например, в своем перечне бывших и современных ему ересей где-то во второй сотне ставит магометанство. Это значит, что несколько столетий христианам казалось, что возникший на их глазах ислам не есть новая религия, а лишь одна из частных ересей, которая имеет практически то же самое Писание, но, подобно арианству, не может вместить тайны Троицы и Богочеловечества...

не покоряет меня доступной и моему разумению державной мощью своей аргументации» 79.

О. Сергий Булгаков называет святых «гениями религиозности». Это значит, что о цели духовного пути нельзя судить лишь по неудачникам. Веру надо оценивать не по падениям, а по вершинам. Как о смысле музыки мы судим не по ресторанным шлягерам, а по Моцарту и Баху, как о даре живописи мы составляем представление не только на основе комиксов — так и о духовном подвиге надо судить не только по знакомой прихожанке.

Но при знакомстве с миром духовной литературы надо иметь в виду и другой оттенок булгаковской формулировки: именно в религиозности святые были гениальны — и совсем не обязательно их понимание других сторон человеческой жизни было столь же просветленно и глубоко. В их трудах возможны ошибки и исторические и научные, и даже богословские (хотя и по периферийным вопросам). Ведь, как сказал о Благодати св. Иустин Философ—«эта сила не производит поэтов, не делает философами, ни знаменитыми ораторами; но своим влиянием подлежащих смерти делает бессмертными, людей — богами, на земле переносит выше Олимпа» (Речь к эллинам, 5).

Святой — это не безгрешный человек и не безошибочный. Не все, высказанное святыми, является предметом обязательной веры. Труды Отцов не безгрешны. Некоторые их взгляды прямо осуждались Соборами (теория апокатастасиса св. Григория Нисского, христология преп. Исаака Сирина, антропология Евагрия Понтийского).

«Какая нужда была бы во вселенских соборах, если бы каждый из учителей не мог бы ни в чем отступать от истины» — восклицает св. Марк Эфесский 80. Тот же святитель говорит: «Человеку, хотя бы он и достиг верха святости, невозможно не погрешать, и особенно в таких предметах, о которых прежде не было исследования и не было дано отцами общего, соборного решения» 81. Итак, «Гравославная Церковь никогда не ставила знака равенства между святостью и непогрешимостью» 82.

Уже в третьем веке Ориген поясняет, что в самом богословии есть ясные свидетельства писания и Предания, а есть то, что не засвидетельствовано явно. Так что — действительно есть «тайная доктрина христианства»? Почему о чем-то умолчали апостолы? Сам Ориген отвечает на это очень просто и неэзотерично:

«Конечно, с тою целью, чтобы могли иметь упражнения и показать свой ум наиболее ревностные преемники их» (О началах. 1, 1, 3—4). Это различение собственно церковного Предания и частных богословских упражнений прочно вошло в богословие. Например, св. Василий Великий при пояснении первой главы Бытия пишет, что Библия не объясняет подробностей миросозидания — «чтобы приучить наш ум к самодеятельности» 83. А вот св. Григорий Богослов:

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Само предание оказывается своего рода машиной по борьбе со временем христос апостолы
Между человеком
чем больше человек ощущает глубину духа тем больше уходит от внешних форм в безмолвие человек богословие
Выстроить логически понятный путь понимания традиции

сайт копирайтеров Евгений