<<< ΛΛΛ >>>
Трубецкой. Он убежден (как и большая часть русских религиозных философов), что
вера не противостоит разуму и не враждебна ему, а значит и философия по природе
своей - не оппонент христианства, а скорее его союзник. "В древности, - пишет
Трубецкой, - метафизика первая восстала против языческого многобожия и
проповедала единого духовного Бога свободною разумною проповедью. Она
(метафизика) приготовила все просвещенное человечество древнего мира к разумному
усвоению начал христианства" . Мне представляется, что именно такое понимание
отношения философии и христианства является наиболее истинным - как по существу,
так и с точки зрения исторической: греческая философия в лице наиболее глубоких
своих представителей - Платона, Аристотеля, Плотина, Порфирия и др. - и
христианская религия, встретившись в первые века новой эры и - несмотря на целый
ряд существенных расхождений и нередкой взаимной критики распознав друг в друге
скорее союзников, чем врагов, создали то единство, которое составило основу
европейской культуры. Этот союз оказался плодотворным как для христианства, так
и для философии, что можно видеть также и на примере русской религиозной
философии - при всех ее слабостях и недостатках. Тем не менее и на русской почве
были мыслители, не без влияния протестантизма резко противопоставлявшие
философию и религию. К ним, в частности, принадлежал Л. Шестов. Критикуя
Соловьева и его последователей, считавших, что создание христианской философии
не только возможно, но и в высшей степени желательно перед лицом все более
<<< ΛΛΛ >>>
Говорит августин Руководившие народными восстаниями Нового завета царство бога сына Очень выразительно повествует августин о том природе человек Гайденко П.П. Апокалиптика, хилиазм и эллинская философия 8 израиля
|