Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

олицетворяющее мощь, силу. Почитался также финикийцами в
Вавилоне, где назывался сыном Неба и Земли. Со временем имя
Эл стало употребляться как нарицательное для обозначения
бога вообще (с. 96).
Карфаген — древний город-государство в Северной Афри-
ке (в районе современного города Тунис) (с. 96).
Палестина — историческая область в Западной Азии между
Средиземным морем на западе, Мертвым морем и рекой Иор-
дан на востоке (с. 96).
Илу (Зл) — древнесемитское верховное божество. В запад-
носемитской мифологии — верховный бог, первопредок и тво-
рец (демиург). Илу — отец богов и людей, творец мироздания,
ниспосылающий людям потомство. Как создатель вселенной
Илу — «отец (царь) годов». Олицетворяет плодоносящее нача-
ло. Супруга и дочь Илу — мать богов Асират (с. 96).
Элиун — в западносемитской мифологии бог, который по-
гиб, будучи растерзанным диким зверем; на раннем этапе Эли-
ун, вероятно, выступал как ипостась Илу (с. 97).
Филон Александрийский (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н. э.) —
иудео-эллинистический философ и теолог, создатель метода
аллегорического толкования Библии с помощью понятий гре-
ческой философии. В своих работах более последовательно и
систематически, чем предшествующие ему древнегреческие
философы, пытался научно обосновать иудейскую религию и
теологию, соединить ее с греческой философией. По его мне-
нию, бог недоступен для человека, но логос, выступающий как
универсальное осмысление и аналог бытия, может служить в
этом посредником. Идеи Филона оказали большое влияние на
формирование христианской доктрины (с. 97).
Хронос (Кронос, Крон) — в древнегреческой мифологии са-
мый младший и самый сильный сын Урана (Неба) и Геи (Земли),
один из титанов; низверг Урана. Его дети — Гестия, Деметра, Гера,
Аид, Посейдон и Зевс, жена — Рея. Хронос заглатывал своих де-
тей, желая сохранить свою власть над миром. Последним родил-
ся Зевс, но Рея вместо него отдала Хроносу камень, завернутый в
пеленки. Позже Зевс победил Хроноса, низвергнув его в Тартар, и

стал властвовать вместо него. В греческих культах Хронос играл
небольшую роль; он считался добрым божеством урожая и изоб-
ражался в виде бородатого старца с серпом в руке. В римской
мифологии ему соответствует Сатурн, который воспринимался
римлянами как символ неумолимого времени (с. 97).
Kpovo; Toivuv, ov oi Фотке; 'HA.ov лростсхуорЕ'бо'иот. (греч.) — тот са-
мый Хронос, которого финикийцы называют Элон (с. 97).
Элохим (Элогим) — одно из названий бога Яхве в Ветхом
Завете. Корень слова «Элохим» — Эл означает «дух», «бог» и
представляет собой вариант общесемитского обозначения
бога (с. 97).
oi 8e сг6|1цахо1 'HA,o\> TOV Kpowo 'БХое1ц ёяекХ/пв^ош/, cbq &v Kpovioi
owroi fjcav oi Xeyonevoi inl Kpovcm (греч.) — союзники сына Хроноса
Эла были названы Элоим, в то время как бывшие на стороне
Хроноса именовались Хронидами (с. 97).
Флейшер Генрих Леберехт — немецкий востоковед, знаток
семитских языков и священных текстов народов Ближнего Вос-
тока, автор работы «Гебраистская литература средневековья и
евреи как переводчики» (1893) (с. 97).
Кюэнен Абрахам (1828-1891) — голландский религиовед,
исследователь Ветхого Завета и религий Востока (с. 98).
Аллат (Алилат, Илат) — в древнеарабской мифологии боги-
ня неба и дождя. В пантеонах арабов Сирийской пустыни Ал-
лат — женская параллель Аллаха, его супруга и мать богов, в
Центральной Аравии — дочь Аллаха. В Пальмире она входила в
пантеон богов и, очевидно, считалась супругой Эла (Илу) (с.99).
Геродот из Галикарнаса (ок. 484-425 до н. э.) —.древнегре-
ческий историк. Много путешествовал по Греции, Египту, Кип-
ру, Сирии, Финикии и др. После себя оставил труд «Изложение
событий», который впоследствии был разделен на 9 книг. В них
Геродот проследил историю отношений между древневосточ-
ными деспотиями (Азия) и греческими рабовладельческими го-
сударствами (Европа), кульминационным пунктом которых ста-
ли греко-персидские войны. Геродот стремился к достоверному
изложению исторических событий, исследуя их в совокупности.

234

235

Вместе с тем для его трудов характерна вера в действие религи-
озно-этических сил в истории (с. 99)-
(oi 'Apufkoi) TOV цёг Aiovucrov 'ОротоЛ, rrjv 8e O6pavir|v '
АЯдХат (греч.) — арабы называют Диониса Ороталом, Уранию
же — Алилат (с. 99).
Шпренгер Алоиз (1813-1693) — немецкий историк, автор
трехтомной работы «Жизнь и учение Мухаммеда» (1869) (с. 99)-
Тир — древний город-государство в Финикии, на восточном
побережье Средиземного моря, современный город Сур в Лива-
не^. 100).
Сидон — древний город в Финикии на восточном побере-
жье Средиземного моря, современный город Сайда в Ливане
(с. 100).
Мелькарт — финикийский бог, покровитель города Тира и
мореплавания. Согласно финикийской мифологии, Мелькарт
странствовал по морям, побеждая чудовищ и основывая коло-
нии. Он дошел до западной «окраины» мира, где поставил Мель-
картовы столбы (скалы Гибралтара). Символом Мелькарта были
две колонны, стоявшие в его храмах. Культ Мелькарта сопровож-
дался человеческими жертвоприношениями. В древнегреческой
мифологии ему соответствует Геракл (с. 100).
Ваалвериф (Ваал союза) — согласно Библии, жители Си-
хема под этим именем поклонялись Ваалу после смерти Гедео-
на — героя-воителя, одного из «судей израилевых» (вождей
племенного союза Израиль в эпоху, предшествующую уста-
новлению царской власти). Жители Сидона считали себя всту-
пившими в «союз» с Ваалом (с. 100).
Ваал-Зебуба — имя упоминаемого в Ветхом Завете бога
филистимлян, которое буквально означает «повелитель мух».
В христианских представлениях, это Вельзевул (Веельзвул) —
демоническое существо (с. 100).
Ваал-Фегор — в Библии название моавитской горы и Ваала,
которому поклонялись в Фегоре. Празднества в честь Ваала-
Фегора сопровождались культовым совокуплением (с. 100).
236

Пальмира — древний город на территории северо-восточ-
ной Сирии, крупный центр караванной торговли и ремесла. Его
расцвет приходится на I-III века н. э. Археологические раскоп-
ки указывают на регулярную планировку античного города, на
наличие некрополя, храмов, статуй, мозаики, росписей (с. 100).
Ваалшамем (Бэлшамем, Баалшамем) — в западносемитской
мифологии бог — владыка неба. В ряде случаев выступает как бог
солнца. Его сын Эл (Илу) восстает против отца и побеждает его.
Почитание Ваалшамема было широко распространено в Сирии
с конца 2-го тысячелетия до н. э.; в ханаанейско-арамейском пан-
теоне стал верховным божеством. В эллинистическую эпоху он
отождествлялся с Зевсом и Юпитером (с. 100).
Ваалгим — множественное число от Ваал (с. 100).
Ваалтис (финик), Билту (ассир.) — женский род от Ваал, Бэл
(с. 100).
Танит — богиня луны, плодородия и любви в религиозных
верованиях карфагенян; считалась основательницей и покро-
вительницей города. Ей соответствуют финикийская Астарта и
греческая Артемида (с. 101).
Опперт — французский археолог, участвовавший вместе с
Г. Роулинсоном в раскопках на Ближнем Востоке и внесший
значительный вклад в расшифровку клинописи (с. 101).
Асират (Ашерту) — древнесемитская богиня; в западносе-
митской мифологии супруга (дочь) верховного бога Илу, мать
богов и людей, владычица всего сущего. Одновременно высту-
пала как владычица моря. По настоянию Асират Илу передает
власть над миром Астару (с. 101).
Астар (Истар) — древнесемитское астральное божество, оли-
цетворение планеты Венера, мужская параллель Астарты и Иштар.
В западносемитской мифологии Астар — ханаанейско-аморейс-
кий бог, почитавшийся наряду с Астартой как ее супруг (с. 101).
Иштар — в аккадской мифологии богиня войны, плодоро-
дия и плотской любви, олицетворение планеты Венера. Соот-
ветствует шумерской Инанне (с. 101).
237

Атаргатис — в западносемитской мифологии богиня бла-
гополучия и плодородия, одна из наиболее почитаемых в эпо-
ху эллинизма богинь арамейского пантеона. Ей соответствует
древнегреческая Афродита (с. 101).
Страбон (ок. 64/63 до н. э. - ок. 23/24 н. э.) — древнегре-
ческий географ и историк из понтийской Амасии. Происхо-
дил из знатной семьи. Страбон предпринял несколько путе-
шествий по Малой Азии, Греции, Италии и Египту. Он
написал труд «География» в 17 книгах. География для Страбо-
на — это часть философии. Книги Страбона интересны не
только с географической, но и с исторической, мифографи-
ческой, культурологической и религиоведческой точек зре-
ния (с. 101).
Иеремия — второй из так называемых «великих» проро-
ков. Согласно Ветхому Завету, Иеремия жил в VII-VI веках до
н. э., стал пророком в раннем возрасте и его служение длилось
45 лет. Сподвижник Иеремии Барух собрал и записал его про-
рочества (с. 102).
Венера — в древнеримской мифологии богиня весны и са-
дов, одно из древних италийских божеств. В 295 году до н. э.
в Риме был учрежден государственный культ Венеры. Позднее
Венера стала почитаться как богиня любви и красоты. Соответ-
ствует древнегреческой Афродите (с. 102).
Молох (Мелех, Милком) — в мифологии и религии сиро-
финикиян и аммонитян бог солнца, покровитель города или
племени. Особенно широко культ Молоха был распространен в
Карфагене, Израиле и Иудее вплоть до реформы царя Иосии,
отменившего в 622 году до н. э. все культы, кроме культа Яхве.
Для умилостивления Молоха сжигали малолетних детей и ра-
бов. На основании изучения неопунических надписей (конец
1-го тысячелетия до н. э.) немецким семитологом О. Эйсфельд-
том было выдвинуто предположение, что Молох — обозначе-
ние самого ритуала жертвенного сжигания людей и животных,
позже принятое за имя божества (с. 102).
Мильком — в западносемитской мифологии верховное бо-
жество в пантеоне государства Аммон. Согласно библейской
традиции, Мильком дал аммонитянам их страну (с. 102).

Аммонитяне — семитский народ, обитавший во 2-1-м тыся-
челетиях до н. э. на востоке от Палестины. Библейская традиция
свидетельствует о его родстве с израильтянами и иудеями. На-
чиная с III века до н. э. наблюдается эллинизация аммонитян, а
в первые века новой эры они ассимилируются с арабами
(с. 102).
Адрамелех — божество, почитаемое жителями Сепарваима,
олицетворяющее солнце; жители Сепарваима приносили в жер-
тву идолу Адрамелеха своих детей. Иногда Адрамелех отождеств-
ляется с Молохом (с. 102).
Анамелех — божество, почитаемое жителями Сепарваима,
олицетворяющее луну, в честь него жители Сепарваима сжига-
ли своих детей. Иногда Анамелех отождествляется с Молохом
(с. 102).
Адад (Адду) — в шумеро-аккадской мифологии бог бури,
грома, ветра. Отец Адада — бог неба Ану (Ан). Адад олицетво-
ряет как гибельные, так и плодоносные силы природы. По сво-
им функциям тождественен западносемитскому Баал-Хаддаду
(с. 102).
Ану (Ан) — в шумеро-аккадской мифологии бог неба, одно
из центральных божеств, постоянный титул которого «отец бо-
гов». Кроме того, Ану — божество города Урука, создатель неба
и богов. Нередко Ану враждебен людям, но в целом для него ха-
рактерна пассивность, бездеятельность (с. 102).
Адонай — одно из обозначений Бога в иудаизме, с эпохи эл-
линизма используется как замена при чтении вслух «непроиз-
носимого» имени Яхве; этимологически близко к имени Адони-
са (с. 102).
Адонис — финикийско-сирийское божество плодородия и
растительности с культовым центром в городе Библ. В VI веке
до н. э. культ Адониса был занесен финикийскими торговцами в
греческие приморские города, позднее — в Рим — и получил
особое распространение среди женщин. Постепенно Адонис
превратился в возлюбленного богини Афродиты и, согласно
мифу, был убит на охоте. Адонис — умирающий и воскресаю-
щий бог, что связано с культом смены времен года (с. 102).

238

239

Афродита — в древнегреческой мифологии богиня любви и
красоты; рождена из крови оскопленного Кроносом Урана, ко-
торая, попав в морскую воду, образовала пену. Была супругой Ге-
феста, но изменяла ему с Аресом, от которого родила сына
Эрота (в римской мифологии ему соответствует Амур) — бога
любви. Затем полюбила Адониса, и его смерть принесла Афро-
дите огромное горе. Афродита выступает как богиня плодоро-
дия, жизни и вечной весны. Согласно Гомеру, Афродита — дочь
Зевса и Дионы. Это позволило ей занять место среди олимпийс-
ких богов. В римской мифологии Афродите соответствует Ве-
нера (с. 102).
Арес — в древнегреческой мифологии бог жестокой и раз-
рушительной войны, сын Зевса и Геры. Как коварный бог был
мало почитаем в народе, и его культ не получил широкого рас-
пространения в Греции. Существует миф о любви Афродиты и
Ареса. В римской мифологии ему соответствовал бог Марс, од-
нако в отличие от культа Ареса среди греков культ Марса был
популярен среди италийского населения (с. 102).
Элион (Эль-Элион, Эльон) — в Ветхом Завете эпитет Бога,
означающий «самый высший», «всевышний». Очевидно, высту-
пал как ипостась Яхве (с. 102).
Мельхиседек (Малкицедек) — в иудаизме и раннем христи-
анстве мифический жрец, упоминаемый в первой книге Ветхо-
го Завета «Бытие», современник Авраама, царь Салима (будуще-
го Иерусалима). Он был священнослужителем бога Элиона,
отождествленного библейской традицией с Яхве. Его именем
названа одна из раннехристианских сект (мельхиседекиане),
основанная во II веке, последователи которой приписывали
Мельхиседеку богочеловеческое достоинство, утверждая, что
Мельхиседек был первым и главным воплощением Бога, а Хрис-
тос был только образом Мельхиседека (с. 103).
Шаддай (Эль-Шадцай) — одно из имен Бога в Ветхом Заве-
те, означающее «Бог Всемогущий». До Моисея ветхозаветные
патриархи не знали имени Яхве. Им Бог являлся как Шаддай
(с. 103).
Шедим — в Ветхом Завете — злые духи, демоны, бесы, кото-
рым приносили в жертву животных и даже своих детей. На их
240

зооморфный облик указывает название «косматые». Считалось,
что шедимы вредоносны: они учат колдовству, входят в людей,
наводя на них безумие и порчу (с. 103).
Вогюэ Эжен Мелькиор де (1848-19Ю) — французский пи-
сатель и историк, исследователь египетской религии (с. 103).
каЯххОт 5ё ато ?сф.аре1тси IABE, 'louSotloi 8ё 1АП (грея.) — са-
маритяне именуют [его] IABE, иудеи же IAOO (с. 104).
тгарй 8ё toiq 'Io\>8ouo<; MWOOTJV TOY 'Iced) erciKaAxmnevov 9eov
к. t. X. (греч.) — Бог, называемый IAOO, дал Моисею закон для
иудеев (с. 104).
Лид Иоанн Лаврентий — греческий писатель, занимал высо-
кие придворные должности при дворах римских императоров
Анастасия (451-518) и Юстиниана (527-565) (с. 104).
Ot X<x>.5cuoi tov 6e6v IAQ Xeyouov, dvti тог> (praq VOTJ-COV щ
уХоЬстат| ка1 SABAft© 6ё тсоААахои Хёуетса, otov 6 гжёр
ётгта TtoXouq, Toinecrav 6 бтщихирусх; (греч.) — халдеи называ-
ют бога IAO, вместо того, чтобы говорить об умопостигаемом
свете. На нификийском языке он часто называется SABAOOTH,
т. е. Тот, кто пребывает выше семи небесных сфер и является де-
миургом — (с. 104).
Роулинсон Генри (1810-1895) — английский археолог-во-
стоковед, который вел раскопки в Ниневии и Вавилоне. Он пер-
вым скопировал, расшифровал и издал древние надписи на Бе-
хистунской скале (с. 104).
Шредер Эберхард (1836-1908) — немецкий языковед и
историк, основатель Ассириологической школы в Германии
(с. 104).
Аккад (Агаде) — город (позднее область) на севере южно-
го Двуречья, один из древнейших центров семитского насе-
ления Вавилонии. Около 2360 года до н. э. стал столицей ог-
ромной державы Сарагона, был центром пересечения речных
и караванных путей. Около 2200 года до н. э. Аккад разгроми-
ли гутии, и главным центром южного Двуречья стал Вавилон
(с. 104).
241

Делич Фридрих Конрад Герхард (1850-1922) — немецкий ис-
торик-ориенталист, профессор Берлинского университета, пре-
подаватель семитских языков и ассириологии. Специализировал-
ся в области аккадских (вавилонского и ассирийского) языков
под руководством профессора Э. Шредера. Делич внес большой
вклад в научное изучение аккадских языков; он впервые провел
сравнительный анализ Ветхого Завета с ассиро-вавилонской ми-
фологией, и показал, что Библия не свободна от влияния более
ранних религиозных и мифологических традиций (с. 104).
Бехистунская надпись — надпись древнеперсидского
царя Дария I (522-486 до н. э.), высеченная на скале Бехистун
(на территории современного Ирана). Является одним из важ-
нейших политических документов Древнего Востока. Состоит
из так называемой Большой надписи и ряда малых, помещен-
ных над изображенными в рельефе фигурами. Копии бехис-
тунской надписи найдены в Египте (на арамейском языке) и в
Вавилоне. Впервые бехистунская надпись стала доступной
после Того, как Генри Роулинсон в 1835-1847 годах списал ее
полностью. По содержанию она представляет собой офици-
альную версию воцарения Дария I, последовавших затем вос-
станий и их подавления Дарием I (с. 105).
Тиле Корнелий Петер (1830-1902) — голландский историк
религий, священник, профессор Лейденского университета. По
праву считается одним из основателей современного религио-
ведения. В своих работах дал исторический обзор ряда рели-
гий, обозначив основные этапы и закономерности их развития.
При этом исторический подход в его исследованиях сочетался
с глубоким философским анализом рассматриваемых феноме-
нов (с. 105).
Мардук — верховный бог вавилонян, покровитель Вавило-
на с момента превращения его в центр Двуречья; олицетворе-
ние сил мирового порядка. Согласно мифу, он, защищая богов,
отважился выступить против чудовища Тиамат, взамен получил
верховенство. В жестокой битве с Тиамат Мардук победил, и из
тела поверженного врага он сотворил мир: рассек его на две ча-
сти и из нижней сделал землю, а из верхней — небо (с. 105).
Хаммурапи — царь Вавилонии в 1792-1750 годах до н. э.
В результате длительных войн объединил под своей властью тер-
242

ритории, расположенные в южной и средней частях долины рек
Евфрата и Тигра. Изданные Хаммурапи законы, высеченные кли-
нописными знаками на большом каменном столбе, (найдены
при раскопках на месте города Сузы, хранятся в Лувре, Париж),
представляют наиболее значительный юридический документ
Древнего Востока, позволяющий судить о структуре ранневави-
лонского рабовладельческого общества. В Библии упоминается
как Амрафел (с. 106).
Бурнабуриаш (1404-1379 дон.э.) — вавилонский царь,
представитель так называемой Касситской династии, о кото-
ром известно, что он стремился укрепить свое влияние в Север-
ной Месопотамии и установить дружественные отношения с
Египтом (с. 106).
Надпись Меша — письменный памятник древневосточ-
ной культуры, найденный в 1868 году и хранящийся в Лувре.
Надпись названа по имени царя раннерабовладельческого го-
сударства Моав - Меша, который в середине IX века до н. э.
нанес ряд поражений израильтянам и сверг их господство
(с. 106).
Асура — «обладающий жизненной силой», древнеиндийс-
кое божество, возглавляющее класс демонов, бывших, по-види-
мому, богами изначального мира - хаоса. В Ригведе использует-
ся как эпитет ряда богов, прежде всего Варуны (с. 107).
Месопотамия (Двуречье) — область в среднем и нижнем
течении рек Тигр и Евфрат в Западной Азии (в основном терри-
тория современного Ирака) (с. 108).
Самоеды — народ самодийской ветви угро-финских язы-
ков, обитающий в северо-западной Сибири (с. 108).
Лапландцы — наименование лопарей, относящихся к се-
верной группе финноязычных народов (с. 108).
Тунгусы (эвенки) — коренное население Восточной Си-
бири тунгусо-маньчжурской ветви алтайской семьи языков
(с. 108).
terra firma (лат.) — твердая земля (с. 109).
243

«Шу-цзин» (Книга истории) — памятник древнекитайской
литературы, одна из книг конфуцианского канона. Сохрани-
лось 58 глав; наиболее древние части «Шу-цзин» относятся к
XW-XI векам до н. э. (с. 110).
Тянь — одно из важнейших понятий китайской космогонии,
мифологии и религии. Выступает в двух основных значениях:
небо, небесный свод и Небо — верховный дух, высочайший пра-
витель, стоящий во главе иерархически организованного сонма
духов; высшая божественная сила, распорядительница челове-
ческих судеб, ниспосылающая на землю награды и кары (с. 110).
Шан-ди (в древних текстах часто просто Ди) — в древнеки-
тайской мифологии и народной религии верховное божество.
Представление о нем зародилось приблизительно во 2-м тыся-
челетии до н. э. Ди, первоначально означавшее жертвоприно-
шение, позднее стало названием божества, которому приноси-
ли жертву. Видимо, Ди служил также обозначением умерших
предков царского дома. В 1-м тысячелетии до н. э. после поко-
рения государства Инь чжоусцами произошло слияние их куль-
та неба с представлениями о Шан-ди. «Тянь» (небо) и «Тянь-ди»
(небесный правитель) стали употребляться как синонимы. Бо-
жеству Шан-ди приносились жертвы (в том числе человечес-
кие), чтобы обеспечить его содействие в любых начинаниях и
их успех. После появления в Китае христианства термин «Шан-
ди» стал использоваться для обозначения понятия «бог» (с. 110).
Канг-Хи (XVII в.) — китайский император, составитель эн-
циклопедии, содержащей важные сведения о развитии матери-
альной и духовной культуры Китая (с. 110).
Сократ (469/470-399 до н. э.) — древнегреческий философ,
впервые в истории европейской мысли осуществивший переход
от натуралистической к «экзистенциальной» точке зрения. Его
знаменитая формула «Познай самого себя» и метод «иронии»
оказали большое влияние на западноевропейскую философию
XIX-XX веков. Сократ был сыном камнереза и повивальной баб-
ки, жил в Афинах. В конце жизни был привлечен к суду и приго-
ворен к смерти за «развращение юношества» и «введение новых
богов». Отказавшись бежать, в тюрьме выпил чашу с ядом. Пись-
менных трудов Сократ не оставил, поэтому важнейшими источ-
никами для изучения его деятельности как философа и воспита-

теля являются сократические диалоги древнегреческих филосо-
фов Платона и Ксенофонта. Сократ вступал в беседы с любым,
кто желал говорить с ним, выступал на площадях и походил ско-
рее не на философа в традиционном смысле слова,, ai на мудреца.
Он не создал никакой философской системы, считал, что важно
говорить только о сугубо человеческих проблемах. Сократ счи-
тал, что знание равно добродетели, поскольку знающий, что та-
кое добро, не совершит зла. В историю философии Сократ во-
шел как олицетворение человечности, бесстрашия, стойкости и
справедливости (с. 111).
Татары — как название народа имеет скорее историческое,
чем этнографическое значение. В качестве отдельного народа
татар не существует; слово «татары» является собирательным на-
званием для целого рода народов монгольского и, главным обра-
зом, тюркского происхождения, говорящих на тюркском языке
и исповедующих ислам. Название, по всей видимости, происхо-
дит от монгольского племени та-та или татань, обитавшего в
V веке в северо-восточной Монголии и Маньчжурии (с. 111).
Кастрен Матиас Александр (1813—1852) — известный фин-
ский этнограф и лингвист, исследователь религиозных верова-
ний северных народов (с. 112).
Гунны (в китайс. источниках «хунну») — тюркоязычные ко-
чевые племена. Объединение гуннов возникло еще в III веке до -
н. э. В I веке до н. э. гунны разделились на две большие ветви.
Одни из них ушли на запад, другие остались на границах север-
ного Китая (с. 112).
Тугю — принятое в русской исторической литературе про-
изношение и написание китайского слова «тюрк». Тугю назы-
вали также представителей небольшого народа, обитавшего с
VI века на Алтае (с. 112).
Менандр Протектор — византийский историк VI века. Сна-
чала был юристом, затем занимал высокую военную должность
(отсюда прозвище Протектор). Его историческое сочинение, от
которого сохранились отдельные фрагменты, охватывает пери-
од с 558 по 582 год и содержит интересные свидетельства о двух
посольствах, отправленных к хану турок-сельджуков в 569 и в
576 годах (с. 112).

244

245

Карпини Плано (1182 - после 1247) — итальянский монах-
францисканец. Он находился во главе миссии, отправленной
папой Иннокентием IV к монгольскому хану. Отчет об этом пу-
тешествии содержит интересные сведения о народонаселении
и географии южной Руси и Монголии (с. 113).
Марко Поло (ок. 1254-1324) — знаменитый венецианс-
кий путешественник, побывавший в странах, до него оставав-
шихся неизвестными европейцам (Китай, Япония, Монголия
и др.) (с. 113).
Натигай (Натагай) — у Марко Поло, Итога — у Плано Карпи-
ни — в мифологии монголов неперсонифицированное боже-
ство земли. В качестве космического женского начала составляет
пару с неперсонифицированным небесным божеством Тенгри.
От этого космического брака рождается все сущее (с. 113).
Буряты — народ, сложившийся в XVII веке из различных
монголоязычных племен, крупнейшими из которых были бу-
лагаты, эхириты, хоринцы и хондоры. Буряты проживают в
Бурятии, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Ир-
кутской области и Агинском Бурятском автономном округе
Читинской области (с. 113).
Буга (бува, боа) — в тунгусо-маньчжурской мифологии
сила природы, разлитая повсюду и служащая источником и им-
пульсом существования всех явлений природы. Под влиянием
шаманских представлений приобретает новое значение — дух —
хозяин верховного мира (с. 114).
Юмала — в финно-угорской мифологии верховное боже-
ство, дух неба, воздуха и воды. Часто это имя использовалось во
множественном числе для обозначения того или иного класса
духов (с. 114).
Черемисы (марийцы) — народ восточнофинской языко-
вой группы, проживающий в Поволжье (с. 114).
«Калевала» — карело-финский эпос, содержащий сведения о
религиозных представлениях и обычаях северных народов, свод
эпических свадебных заклинательных текстов в едином пове-
ствовании, составленный финским ученым Э. Лёнротом, глав-

ным образом из карельских, ижорских и финских рун. Впервые
«Калевала» была опубликована в 1835 году (32 руны), а затем в
1849 году (дополнена до 50 рун). Главный герой «Калевалы» —
кузнец Ильмаринин, выковавший чудесную мельницу — Сампо,
символ благополучия и счастья народа (с. 115).
Похъела — город в Финляндии (с. 115).
Агглютинативные диалекты (языки) — диалекты и языки
для которых характерна следующая система словообразования: к
основе или корню слова, в большинстве случаев сохраняющим
стабильный звуковой состав, присоединяются однозначные стан-
дартные приставки и суффиксы. Агглютинация в переводе с ла-
тинского языка означает — склеивание, приклеивание. Теория
агглютинации была детально разработана Ф. Боппом в его «Срав-
нительной грамматике...» (1833-1852). К агглютинативным язы-
кам относятся, например, тюркские и банту языки (с. 116).
Тенгри (Тангри; якут. — Тангара; монг. — Тэнгэр) — в древ-
ней мифологии народов Центральной Азии небесный дух-хо-
зяин, причем небо мыслится и его непосредственным прояв-
лением, и местом его обитания. Позднее этим именем стали
называть единое, всезнающее, благодетельное Небо (с. 116).
Шмидт Вильгельм (1868-1954) — австрийский этнограф и
лингвист, католический священник. В своей 12-томной работе
«Происхождение идеи Бога» сформулировал теорию «перво-
бытного божественного откровения» и основанную на ней тео-
рию прамонотеизма (с. 116).
divinite (фр.) — божество (с. 118).
Шэнь — в древнекитайской мифологии и космологии не-
которое одухотворяющее начало, управляющее каждым жи-
вым существом, особая категория, соответствующая понятиям
«душа», «дух», «божество». Под шэнь подразумевались также и
небесные духи, противопоставляемые злым духам (с. 118).
Ту — в древнем природном культе Китая божество, олице-
творяющее землю. Китайцы считали, что Тянь (Небо) и Ту (Зем-
ля) связаны между собой супружескими узами и являются миро-
выми родителями (с. 119).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Мандеи религиозная секта
Понятие естественная религия религий религия
Если мы хотим понять древнюю религию
Вызвать интерес к рели гиозным воззрениям народов

сайт копирайтеров Евгений