Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

212

213

обработке. Известны пракриты (ок. сер. 1-го тысячелетия до
н. э. — ок. сер. 1-го тысячелетия н. э.), используемые в религиоз-
ных проповедях, деловых документах, драматургии (сцениче-
ский пракрит), художественной литературе (с. 58).
Шакья-Муни — одно из наиболее распространенных имен
Будды, означающее на санскрите «мудрец из племени Шакьев»
(с. 58).
Кальпа-Сутра — один из древнейших текстов джайнист-
ского канона, содержащий правила поведения монахов и мона-
хинь (с. 58).
Агама (Сидцханта) — собрание канонических текстов джай-
низма. Предание гласит, что поучения Махавиры были собраны
его учениками (ганадхарами) и оформлены в виде 14 лекций.
Впоследствии каждый из 11 учеников составил по одному тому
наставлений, которые и образовали ядро джайнистского канона
(с. 58).
Даосы — последователи даосизма — древнекитайского фи-
лософского учения, возникшего во второй половине 1-го тыся-
челетия до н. э. На его основе во И веке н. э. складывается религия,
получившая то же название. В V веке оформляются вероучение и
культ даосизма, который становится национально-государствен-
ной религией Китая. Для даосизма характерно сочетание эле-
ментов конфуцианства и различных бытовых суеверий (с. 59).
Жюльен Станислас (1797-1873) — французский синолог,
переводчик и комментатор «Дао дэ цзин» (с. 59).
Фо — китайское название буддизма. Иероглиф «фо» тожде-
ственен санскритскому слову «будда» и означает переход от
спящего, затемненного сознания к его пробуждению и про-
светлению (с. 59).
Тевтонские народы (тевтоны) — общее название для всех
древнегерманских племен. Также употребляется как название
отдельного древнегерманского племени (с. 60).
Кельтские народы (кельты) — близкие по языку и мате-
риальной культуре племена, в 1-м тысячелетии до н. э. обитав-

шие к северу и западу от Альп, на территории современных
Франции и Бельгии, от р. Роны через южную Германию до об-
ластей по верхнему течению р. Дуная. Греки называли их кель-
тами, римляне — галлами, а кельтов, позднее проникших в Ма-
лую Азию, называли галатами (с. 60).
Гесиод (ок. 700 до н. э.) — первый исторически достоверно
установленный греческий, а следовательно, и европейский
поэт. Был крестьянином-пастухом. После того как брат Перс
обманул его и завладел отцовским имуществом, Гесиод стал
рапсодом, завоевал приз в Халкиде. Для своих поэм он избрал
размер эпического гекзаметра. В «Теогонии» («Происхожде-
ние богов») Гесиод истолковывает мир мифологически, пове-
ствует о сотворении мира из хаоса, говорит о происхождении
и последовательности трех божественных династий, после-
дняя из которых возглавляется Зевсом. В поэме «Труды и дни»
он прославляет честный крестьянский труд. Другие произве-
дения Гесиода сохранились лишь фрагментарно (их авторство
окончательно не установлено) — это «Щит Геракла», «Эойя»
(каталог женщин-прародительниц знатных родов) — образец
для дидактической поэзии более позднего времени (с. 60).
«Илиада» — гомеровский эпос, описывающий осаду Трои.
Названа по имени греческого города Илион (Троя). Состоит из
24 книг, в которых описывается 49-дневный отрезок времени —
период окончания 10-летней борьбы греков за Трою. Ее тема —
гнев Ахилла, у которого Агамемнон увел его рабыню Брисеиду,
из-за чего Ахилл отказался участвовать в сражениях. После того
как погиб его друг Патрокл, Ахилл вновь вступает в битву, чтобы
мстить за него. От своей матери Фетиды Ахилл получает доспехи
и убивает Гектора в бою. Боги принимают участие в борьбе с обе-
их сторон. Эпос заканчивается поминальными играми в честь
Патрокла. «Илиада» написана гекзаметром (с. 60).
«Одиссея» — гомеровский эпос, произведение более по-
зднее, чем «Илиада». Некоторые ученые считают, что Гомер не
является автором «Одиссеи», авторство которой принадлежит
одному из его учеников. «Одиссея» состоит из 24 книг, в кото-
рых описывается десятилетнее путешествие Одиссея и его воз-
вращение к жене Пенелопе, которая хитростью оттягивает свой
брак с другими женихами. Ее сын Телемах, возвратившийся до-
мой неузнанным, помогает Одиссею расправиться с женихами.

214

215

В «Одиссее» повествования о морских путешествиях переплета-
ются со сказочными мотивами. «Одиссея» написана гекзамет-
ром (с. 60).
Ассирийцы — население семитской группы могуществен-
ного древнего восточного государства Ассирия, возвышение
которого произошло в III веке до н. э. (с. 61).
Финикийцы (финикияне) — греческое наименование ха-
наанеев (западные семитские племена, древние обитатели Па-
лестины и Финикии, сплотившиеся в общность во второй поло-
вине 2-го тысячелетия до н. э.) (с. 61).
Карфагеняне — полиэтническое население рабовладель-
ческого города-государства Карфаген (Северная Африка), ко-
торый был основан выходцами из финикийского города Тира в
825 (824) году до н. э. (с. 61).
Нёльдеке Теодор (1836—1930) — немецкий востоковед, фи-
лолог и историк, автор работ по семитологии, арабистике, ира-
нистике, тюркологии. Важнейшие из них посвящены происхож-
дению Корана и хронологии написания его частей, древней и
средневековой истории Ирана, истории семитских языков, круп-
нейшим памятникам литературы Востока («Шахнаме», «Калила и
Димна» и др.) (с. 61).
Мандеи — религиозная секта, возникшая на берегах Евфра-
та. Взгляды мандеев имели много общего с воззрениями некото-
рых гностических сект, а также с манихейством, к которому в
дальнейшем многие общины мандеев примкнули. Согласно уче-
нию мандеев, над человеком господствуют силы зла, скрываю-
щие светоносные силы первотерпения. Один из носителей све-
та — Мандадихайя (по его имени и названа секта) олицетворяет
знание (с. 61).
Друзы — приверженцы мусульманской секты, возникшей в
начале XI века. Ее представители верят в единого бога, много-
кратно являвшегося в человеческом образе. Друзы разделяют
учение о переселении душ своих единоверцев. Конечным вопло-
щением Божества друзы признают фатимского халифа Хакима
(правил в 996-1021 годах) и ожидают его второго пришествия.
Друзы делятся на посвященных — уккаль (умные, знающие) и не-

посвященных, основную массу верующих — джуххаль (невеже-
ственные). Живут главным образом в Ливане и Сирии (с. 61).
Езиды (йазиды) — последователи религиозной секты, близ-
кой к зороастризму. В вероучении езидов есть элементы хрис-
тианства (несторианства), иудаизма и ислама. Езиды соблю-
дают обряды крещения и обрезания, признают единого бога
Иаздана. Езиды преследовались христианами и мусульманами,
что побудило их признать своими священными книгами Биб-
лию и Коран. Последователями учения езидов является часть
курдов, проживающих в Турции, Иране, Ираке, Грузии и Арме-
нии^. 61).
Назореи — в Ветхом Завете люди, посвятившие себя Богу.
Давая обет назорейства, они отказывались от стрижки волос,
употребления вина и других опьяняющих напитков. Они не
должны были подходить к мертвому телу, а тем более касаться
чего-либо нечистого. Эти запреты отделяли назореев от обыч-
ных людей и указывали на их святость. Возможно, что из назо-
реев вышли первые христиане (с. 61).
Манихейские Писания (манихейство) — религия, возник-
шая в Персии (III век н. э.) и распространившаяся от Италии до
Китая. Представляла собой синтез зароастризма и христианства.
Основоположник — полумифический проповедник Мани (216-
277), который считался посланником неба и света. Борьба цар-
ства света и царства тьмы, бога и дьявола завершается гибелью
материального и победой духовного. Человек, двойственное по
природе существо (душа — воплощение света, тело — тьмы), по-
могает силам света в борьбе с силами тьмы. Христианство объ-
явило манихейство ересью (с. 61).
Гностицизм — религиозно-философское течение поздней
античности и средневековья. Возникло в I веке н. э. в Сирии или
в Александрии (Египет). Во II веке стало соперничать с хрис-
тианством. Гностицизм стремился соединить различные вос-
точные верования с христианством и греческой философией.
В гностицизме признается существование доброго и злого на-
чал, света и тьмы, совершенного божества и греховного мате-
риального мира, между которыми находятся промежуточные
существа — зоны (к последним относится и Христос). В гности-
цизме присутствует пессимистический взгляд на окружающий

216

217

мир, подчеркивается богоизбранность гностиков, учение кото-
рых оказало сильное влияние на манихейство и некоторые
средневековые ереси. Для гностицизма характерно неприятие
Ветхого Завета и искупительной жертвы Иисуса Христа. В рам-
ках гностицизма существовали религиозные группы, секты и
церкви (с. 61).
Малайцы — основное население Малайзии, относящееся к
австронезийской языковой семье (с. 62).
Ацтеки Мексики (теноики) — древнейшее индейское на-
селение Мексики, говорящее на языке нахуатль (или мехика-
но). В настоящее время населяют некоторые штаты Мексики
(с. 63).
Инки Перу — индейцы кечуа, говорящие на языке кечуа
андо-экваториальной языковой семьи. В начале XV века кечуа
образовали союз племен, главную роль в котором стало играть
племя инков. Постепенно кечуа ассимилировали соседние ин-
дейские народы. В настоящее время населяют центральные и
южные департаменты Перу (с. 63).
Шаманство (шаманизм) — религиозные представления и
культовые действия, в основе которых лежит вера в возмож-
ность особых людей (шаманов) быть посредниками между тем
или иным человеческим сообществом и миром духов. Обще-
ние шамана с духами происходит в экстатическом состоянии
во время выполнения особых ритуалов (камланий) под удары
бубна, который наделяется мистическими свойствами. «Ша-
манский дар» считается наследственным. Он проявляется в
«шаманской болезни» — расстройстве психики, что предпола-
гает убийство духами будущего шамана, а затем воскрешение
его, но уже в новом качестве (с. 63).
Финские племена (финны, самоназвание «суоми») — ос-
новная часть населения Финляндии, ведут свое происхождение
от древнейших прибалтийско-финских племен (с. 63).
Эстонские племена (эсты, эстонцы, самоназвание «эстла-
сед») — основная часть населения Эстонии (с. 63).
Divide et imperia (лат.) — разделяй и властвуй (с. 64).
218

Нить Ариадны — Ариадна — дочь мифического критского
царя Миноса и Пасифаи, сестра Федры. Влюбившись в Тесея,
дала ему клубок ниток (нить Ариадны), чтобы он, убив Мино-
тавра, смог выбраться из лабиринта. Тесей увез Ариадну, по-
обещав взять в жены. Однако на о. Наксос он покинул спящую
Ариадну. Дионис проявил заботу об Ариадне и взял ее в жены.
Она получила в дар свадебный венец, помещенный впослед-
ствии на звездном небе (созвездие Северной Короны). Суще-
ствовал культ Ариадны как богини произрастания (с. 64).
Млеччха (сянскр. — варвары, дикари, инородцы) — в древ-
ности презрительное название, данное индоевропейцами чуж-
дым им этнически, по культуре и религии племенам, жившим на
территории Индии, и всем иноземцам. Слово «млеччха» появи-
лось в поздневедической литературе в первой половине 1-го
тысячелетия до н. а, когда в основном завершилось расселение
ариев в Индии и сложилась индо-арийская культурная общ-
ность. Впоследствии слово «млеччха» приобрело значение
«плохой, грешный» (с. 64).
Дидро Дени (1713-1784) — французский философ-материа-
лист, представитель Просвещения XVIII века, писатель, теоретик
искусства, основатель и редактор «Энциклопедии» XVIII века.
Дидро был убежденным врагом феодального строя, абсолютиз-
ма, христианской религии и католической церкви. Часто подвер-
гался гонениям, в 1749 году был заточен в Венсенский замок за
распространение материалистических и атеистических идей.
Дидро отвергал религиозную мораль, критикуя ее за то, что она
насаждает рабскую покорность, убивая активность человека. Он
одним из первых установил преемственную связь между антич-
ными и христианскими мифами. Выступал за отделение церкви
от государства (с. 65).
Палей Уильям (1743-1805) — английский философ и теолог.
Основные сочинения — «Принципы моральной и политической
философии» (1785), «Естественная теология» (1802) (с. 66).
Grammaire generale (фр.) — общая грамматика (с. 66).
Деизм — религиозно-философское учение, распространен-
ное в эпоху Просвещения (XVIII век), согласно которому бог
есть безличная первопричина мира, находящаяся вне его. Со-
219

творив мир, бог не принимает в нем какого-либо участия и не
вмешивается в закономерное течение его событий, в развитие
природы и общества. Родоначальником деизма считается лорд
Чербери (Англия, XVII век) (с. 66).
Нум (Юма) — в мифологии самоедов верховное божество.
По представлениям ненцев и селькупов, Нум — творец (демиург),
находящийся в отдалении от созданного им мира (часто — оби-
тающий на седьмом ярусе неба) и управляющий миром при по-
мощи других божеств и духов. Нум часто отождествляется с са-
мим небом (с. 67).
Заратустра (Заратуштра, Зороастр) — основатель древне-
иранской религии — зороастризма, в которой он почитается
как пророк, живший между X веком и первой половиной VI века
до н. э. Заратустра составил Гаты — древнейшие части Авесты.
Он проповедовал в восточном Иране и Средней Азии, выступал
против власти родоплеменных вождей, старого жречества,
культа древних богов. Хотя Заратустра — реальное историче-
ское лицо, в поздних частях Авесты он представлен мифичес-
ким борцом с демонами, действующим силой слова и чудесами,
а не силой оружия. Восточные легенды повествуют, что Зарату-
стра жил в Бактрии при царе Виштаспу; еще в молодости он
удалился на высокую гору, где бог Ормузд открыл ему свое уче-
ние. Под влиянием совершенных Заратустрой чудес первым
принял его учение царь Виштаспу. Греческая форма имени За-
ратустра — Зороастр (с. 67).
«Милиндапаньха» («Вопросы царя Милинды») — неканони-
ческое сочинение раннего буддизма, построенное в форме диа-
логов царя Милинды и буддистского монаха Нагасены. Большин-
ство ученых относят этот источник к середине II века до н. э. (с. 67).
Нагасена — один из ранних интерпретаторов буддизма,
философские взгляды которого изложены в неканоническом
сочинении «Милиндапаньха» (II век до н. э.). Выдвинул тезис о
том, что индивид — это сиюминутное состояние сознания, по-
этому он появляется на мгновение и тут же исчезает. На этой
основе отверг существование души (с. 67).
Царь Милинда Менандр (умер ок. 150 года до н. э.) — пра-
витель греческих владений в Индии (Греко-Бактрийского цар-

ства). Рассчитывая опереться в достижении своих политических
целей на некоторые слои местного населения, принял буддизм.
Известен по буддистскому труду «Милиндапаньха», где приво-
дится диалог Милинды с буддистским монахом Нагасеной (с. 67).
Иегова — неправильная транскрипция имени древнееврей-
ского бога Яхве, которая встречалась в литературе вплоть до
XIX века (с. 69).
Иисус Навин — главный персонаж шестой книги Ветхого
Завета, преемник и помощник Моисея, полководец, руководив-
ший завоеванием «богоизбранным народом» Ханаана. С име-
нем Иисуса Навина Библия связывает ряд чудес — остановку
Луны и Солнца, расступившиеся воды Иордана, каменный град,
обрушившийся с неба на землю, развалившуюся от звука труб
стену осажденного войском Иисуса Навина города Иерихона.
Первоначальным именем Иисуса Навина было Осия; Моисей
называет его Иисусом (с. 69).
Фарра — в Ветхом Завете легендарный потомок Сима, сын
Нахора, отец Авраама, Нахора и Арана; оставил родной город
Ур и отправился с семьей в Ханаан (древнее название террито-
рии Палестины, Сирии и Финикии на Ближнем Востоке). С него
начинается история странствий патриархов (с. 69).
Авраам — один из ветхозаветных патриархов, считающий-
ся родоначальником евреев (через сына Исаака) и арабов (че-
рез сына Исмаила). Сын Фарры, генеалогия которого восходит
к Симу. Библейская традиция связывает с Авраамом начало
веры в единого Бога и заключение договора (завета) с Богом.
Авраам почитается в иудаизме, христианстве и исламе. В исламе
Авраам почитается под именем Ибрагим (с. 69).
Нахор — ветхозаветный персонаж, один из братьев Авраа-
ма. Он женился на своей племяннице Милке, и от нее и своей
наложницы Реумы имел 12 сыновей, в том числе Вефуила, кото-
рый был отцом Ревекки — жены Исаака (с. 69).
Аморреи — кочевые племена северо-западной групп'ы се-
митских народов, которые населяли северную Месопотамию,
Сирию, Ливан и Палестину. В начале XIX века до н. э. вторглись
в Вавилон (с. 70).

220

221

Индра — величайшее божество ведической эпохи; один из
наиболее популярных ведических богов. В природном аспекте
(первоначально) — бог грозы, дождя и грома. Затем он стано-
вится покровителем царской власти, военным предводителем
клана богов, верховным богом. В эпосе «Махабхарата» Индра —
идеальный образ правителя, победитель многочисленных де-
монов, царь богов, повелитель дождя (с. 72).
Храм в Мекке — мусульманское святилище Кааба (куб), один
из храмов древних арабов, четырехугольное здание из серого
камня с плоской крышей. В восточную стену (снаружи в нишу)
вделан «черный камень» (по-видимому, метеорит, несколько кус-
ков, скрепленных серебряным обручем). Мусульмане верят, что
это окаменевший ангел, который защитит тех, кто дотронется до
него рукой. До возникновения ислама Мекка (город в Саудовс-
кой Аравии) была религиозным центром языческих арабских
племен, а храм Кааба — святилищем племен Хиджаза. С 7 века
Мекка превратилась в священный город мусульман и место их
паломничества (хаджжа). В Мекке около 300 тыс. жителей. Еже-
годно ее посещают около 2 млн человек (с. 73).
Политеистический, политеизм (многобожие) — поклоне-
ние нескольким богам, одинаковым по статусу (хотя они и мо-
гут подчиняться друг другу) в противоположность монотеизму
(единобожию). Политеизм возникает в период разложения
первобытной общины. В иерархии богов нашли отдаленное от-
ражение разделение труда и земные отношения господства и
подчинения. Примером политеизма могут служить древнегре-
ческая и древнеримская религии (с. 73).
Дуалистический, дуализм (двойственный) — философс-
кое или религиозное учение, исходящее из признания равно-
правными и не сводимыми друг к другу двух начал (с. 73).
Монотеистический, монотеизм (единобожие) — религиоз-
ные представления и учения о едином Боге (противостоит полите-
изму — многобожию). К монотеистическим религиям относятся
иудаизм, христианство и ислам. Однако принцип жесткого моно-
теизма последовательно не проводится ни в одной религии (с. 73).
Генотеистическая религия (генотеизм, энотеизм, катено-
теизм) — одна из разновидностей политеизма, состоящая в том,

что, признавая существование многих богов, данное объедине-
ние племен или отдельное племя считало своим покровителем
лишь одного из них и поклонялось только ему. Это рождало спе-
цифическое представление о союзе данной этнической группы
с определенным богом (с. 73).
Варуна — один из наиболее значительных богов ведическо-
го пантеона. В Ведах выступает как создатель и хранитель мира
и космического миропорядка, грозный бог-судья, карающий
грешников и награждающий праведников. В послеведический
период в эпосе Варуна утрачивает свое ведущее положение и
становится божеством, властвующим над земными водами и
водными стихиями (с. 74).

прочитанная в Лондонском Королевском
институте 5марта 187О года

Если мы приступаем к изучению религий человечества без пред-
рассудков или предубеждений, с тем настроем, который при-
сущ любителю истины или человеку науки при рассмотрении
любого предмета, то я уверен, что мы будем близки к признанию
естественных демаркационных линий, которые разделяют весь
религиозный мир на несколько больших континентов. В данном
случае, конечно, речь идет только о древних религиях или о
самом раннем периоде в истории религиозной мысли. Я утвер-
ждаю, что в этот первобытный период, — который может быть
назван если не доисторическим, то по крайней мере чисто этни-
ческим, поскольку мы знаем, что его главным содержанием было
общее движение народов, а не индивидов, партий или госу-
дарств, — название народа соответствовало названию языка, и в
наших лучших работах по древней истории человечества карта
языков сегодня используется вместо карты народов. Но в тот же
самый первобытный период названия народов с равным правом
могли соответствовать названиям религий, поскольку в то время
связь между религией и народностью была не менее, а зачастую
и более тесной, чем связь между языком и народностью.
Чтобы пояснить мою мысль, я сошлюсь, по возможности
кратко, на размышления некоторых немецких философов по
поводу истинного отношения между языком, религией и народ-
ностью — на размышления, которые заслуживают большего
внимания, чем им уделяют часть современных этнологов.

75

Шеллинг*, один из самых глубоких мыслителей Германии,
первым задумался над вопросами: что такое этнос? то является
подлинной первопричиной возникновения народов? как от-
дельные человеческие существа стали народом? Ответ, который
он дал в 1845 году, когда я слушал лекции старого философа в
Берлине, весьма поразил меня, но в дальнейшем он находил все
больше и больше подтверждений в исследованиях по истории
языка и религии.
Сказать, что человек — это стадное животное и что, подобно
пчелам или диким слонам, люди инстинктивно держатся вместе
и таким образом формируют народ, значит почти ничего не
сказать. Так можно объяснить объединение людей в одну ог-
ромную толпу, но невозможно объяснить образование наро-
дов, обладающих сознанием их национальной индивидуаль-
ности.
Мы не приблизимся к решению этой проблемы, если ска-
жем, что люди разделились на народы, как пчелы на улья, следуя
за различными матками или выражая преданность различным
формам правления. Преданность той или иной форме правле-
ния, особенно в древние времена, является скорее результатом,
чем причиной существования народности; тогда как в истори-
ческие времена все смешалось под влиянием внешних факто-
ров, грубой силы или династических амбиций, которые полно-
стью задерживали естественное развитие народов, и мы часто
находим один и тот же народ, разделенный различными фор-
мами правления, и разные народы, объединенные одним пра-
вителем.
Рассматривая наш вопрос — что создает народ, — мы долж-
ны обратиться к самым древним временам. Каким образом от-
дельные люди объединились в народ в то время, когда не было
ни царей, ни «пастырей>> людей? Быть может, благодаря общно-
сти крови? Я сомневаюсь в этом. Общность крови создает се-
мьи, кланы, возможно, расы, но она не может создать то высшее
и чистое моральное чувство, которое связывает людей вместе и
превращает их в народ.
Язык и религия создают народ, при этом религия является
даже более могущественным фактором, чем язык. Языки мно-
гих аборигенов Северной Америки представляют собой раз-

личные диалекты одного типа, но те, кто говорит на этих диа-
лектах, по всей видимости, никогда не объединялись в один на-
род, они оставались лишь кланами или кочующими племенами,
и даже их вражда к иноземным захватчикам не вызывала у них
чувства национальной общности и единства, потому что они не
обладали более высоким чувством единения, которое порож-
далось или, во всяком случае, усиливалось благодаря поклоне-
нию одному и тому же богу или богам. Греки60, напротив, хотя и
говорили на столь разных диалектах, что я сомневаюсь в том,
понимали ли они друг друга, тем не менее эолийцы, дорийцы,
ионийцы чувствовали себя во все времена одним великим эл-
линским народом, даже когда ими правили разные тираны или
когда они были разделены на многочисленные республики. Что
же сохранило в их сердцах глубокое чувство того идеального
единства, которое создает народ, несмотря на различие в диа-
лектах, несмотря на правление разных династий, несмотря на
вражду племен и соперничество государств? Это была их пер-
вобытная религия; это было смутное воспоминание об общем
поклонении великому Отцу богов и людей, которое они обя-
заны были осуществлять с незапамятных времен; это была их
вера в древнего Зевса Додонского, Зевса всех эллинов.
Возможно, самое замечательное подтверждение той точки
зрения, согласно которой религия, даже в большей степени,
чем язык, составляет основу народности, обнаруживается в ис-
тории евреев, богоизбранного народа. Язык евреев отличается
от языков финикийцев, маовитов* и других соседних племен
гораздо меньше, чем различаются между собой греческие диа-
лекты. Но культ Иеговы сделал евреев особенным народом, на-
родом Иеговы, отделенным благодаря их Богу, а не языку, от на-
рода Хамоса* (моавитов)61 и от поклонников Ваала* и Астарты*.
Именно их вера в Иегову превратила кочевые племена Израиля
в народ.
60 Herodotus. VIII, 144. A-OTIC; 5е то EAAriviKOV eov ОЦСПЦОУ те кол
бцбуХсоастоу, коа 9efl>v 18рг>цата те KOIVU ка! вгхпоа fj9edt те оцотрояа, TCQV
яроботас; yeveoSai 'Автууа1ог><; отж av ей exoi*. См.: Eclinb. Review. 1874.
R433.
61 Числ. 21, 29; Иер. 48, 7. «И Хамос пойдет в плен вместе со своими
священниками и со своими князьями».

76

77

«Народ, — как говорит Шеллинг, — появляется лишь тогда,
когда он определился и решился на что-то касательно своей
мифологии. Таковая, следовательно, не может возникать для
него в эпоху уже совершившегося отделения и после того, как
он стал народом, а поскольку она не могла возникнуть для него
и тогда, когда он, как пока еще незримая часть целого, обнимал-
ся целым человечеством, то, следовательно, начало мифологии
должно прийтись на самый переход, когда он не наличествовал
еще как определенный народ, но как раз готовился к тому, что-
бы отделиться от целого и замкнуться в себе.
Это же будет верно сказать и о языке любого народа: язык
определяется тогда, когда народ решает стать нардом»62.
Гегель*, великий соперник Шеллинга, пришел к такому же за-
ключению. В своей «Философии истории» он говорит.- «...Пред-
ставление о Боге составляет общую основу народа. (...) Поэтому
природа государства и его конституция таковы же, как и при-
рода религии; государство действительно произошло из рели-
гии, и притом так, что Афинское или Римское государство было
возможно лишь при специфической форме языческой религии
этих народов так же, как католическому государству* свойствен-
ны иной дух и иная конституция, чем протестантскому*. (...) ...Оп-
ределенный дух народа сам является лишь отдельным индивиду-
умом в ходе всемирной истории. Ведь всемирная история есть...
выражение... ряда ступеней... Эти ступени находят свое выраже-
ние во всемирно-исторических духах, в определенности их
нравственной жизни, их конституции, их искусства, религии и
науки»63.
62ШеллингФ. Соч.-В 2т.М., 1989.Т. 2.С. 250-251.
w Гегель Г. Соч.: В 14 т. М.; Л., 1935. Т. VIII. С. 48, 49, 51. Хотя эти слова
Гегеля были опубликованы задолго до лекций Шеллинга, мне кажется,
они проникнуты духом Шеллинга больше, чем духом самого Гегеля, и,
следовательно, было бы справедливым утверждать, что лекции Шел-
линга, хотя и неопубликованные, были отпечатаны и имели хождение
среди его друзей за двадцать лет до того, как они были прочитаны в
Берлине. Вопрос о том, кто был первым, не имеет большого значения в
делах такого рода, и все же в замечании Шеллинга очень верно то, что
философия преуспевает не в том, что решает сложные проблемы, а в
том, что ставит новые проблемы и задает те вопросы, которые никто
даже не подумал бы задать.

Но эта идея принадлежит не только философам. Историки, и
в особенности специалисты в области истории права, пришли к
тому же самому вывод}'. Хотя многим из них право кажется есте-
ственным фундаментом общества и тем, что связывает народ
воедино, однако исследователи, смотрящие глубже, довольно
быстро обнаруживают, что само право, по крайней мере древнее
право, черпает свой авторитет, свою силу, саму свою жизнь из ре-
лигии. Сэр Майн, несомненно, прав, когда, рассматривая так на-
зываемые Законы Ману, отрицает идею Божества, диктующего
полный кодекс или свод законов как идею, имеющую явно совре-
менное происхождение. Вместе с тем, верой в то, что законода-
тель находился в более тесной связи с Божеством, чем простые
смертные, проникнуты древние традиции многих народов. Так,
Диодор Сицилийский* (LI. С. 94) рассказывает нам, что египтяне
верили, будто бы их законы сообщил Мневису* Гермес*; жители
Крита считали, что Минос* получил законы от Зевса; лакедемо-
няне — что Ликургу* дал законы Аполлон. Согласно арийцам, их
законодатель Заратустра получил законы от Доброго Духа; со-
гласно гетам*, Замолксис* получил законы от богини Гестии*; а
евреи считали, что Моисей получил законы от бога Яхве*.
Никто не показал более убедительно, чем сэр Майн, что в
древние времена религия, имеющая божественную природу, ле-
жала в основе и поддерживала житейские отношения и все со-
циальные институты. «Почитание сверхъестественного, — пи-
шет он, — освящало и соединяло вместе все основные институты
древнейших времен — государство, расу и семью... Элементар-
ной группой является семья; соединение семей образует род, или
дом. Соединение домов создает племя. Соединение племен со-
ставляет общину... Теперь семью удерживает вместе ее семейный
обычай; ...то же самое было и с кланами, племенем и общиной; и
чужестранец мог быть допущен к их братству только в том слу-
чае, если он признавал их обычаи64. Позднее право отделяется
w Совершенно отличного мнения придерживался Варрон*. «Varro
propterea se prius de rebus humanis, de divinis autem postea scripsisse
testatur, quod prius extiterint civitates, deinde ab eis hmc instituta sint... sicut
prior est, inquit, pictor quam tabula picta, prior faber quam aedificium: ita
priores sunt civitates quam ea qua; a civitatibus instituta sunt»*. (August. Civ.
Dei, 6.4.)

78

79

от религии... но даже тогда остается множество следов, которые
показывают, что домашний очаг был первым алтарем, отец —
первым жрецом, его жена, дети и рабы — первым религиозным
сообществом, объединившимся вокруг священного огня Гес-
тии, богини дома, и в конечном итоге — богини всего народа.
В наши дни вступление в брак, один из самых важных граждан-
ских актов, основа гражданской жизни, сохранило религиоз-
ный характер, который был присущ ему на начальных этапах
истории».
Давайте теперь посмотрим, чем в действительности являлась
религия в те далекие времена, о которых идет речь: я не имею в
виду религию как безмолвную силу, совершающую свою работу
в душе человека, я имею в виду внешнее проявление религии,
религию, искренне говорящую, осязаемую и определенную, ко-
торая может быть описана и о которой можно сообщить дру-
гим людям. Мы обнаруживаем, что в этом смысле религия огра-
ничена очень узкими рамками. Несколько слов, означающих
имена богов, несколько эпитетов, которые изначально имели
материальное значение, но были подняты на более высокую и
более духовную стадию, — я имею в виду слова, которые внача-
ле выражали телесную мощь, блеск или чистоту и которые по-
степенно обрели значение величия, добродетели и святости;
наконец, некоторые более или менее технические термины, вы-
ражающие такие понятия, как жертва, алтарь, молитва, мо-
жет быть, добродетель и грех, тело и дух, — вот то, что состав-
ляет внешний каркас зарождающейся древней религии. Если
мы посмотрим на эти простые проявления религии, мы сразу
же увидим, почему она в те далекие времена, о которых мы
здесь говорим, может доподлинно быть названа священным ди-
алектом человеческой речи, так как ранняя религия и ранний
язык были теснейшим образом связаны между собой во многих
моментах, ибо религия в своем внешнем выражении всецело за-
висела от более или менее адекватных возможностей языка.
Как только мы ясно осознаем эту зависимость ранней ре-
лигии от языка, мы с неизбежностью придем к выводу, что та
классификация, которая считается полезной в науке о языке, с
равной степенью должна быть признана полезной в науке о ре-
лигии. Если существует подлинная генетическая связь языков.

то существует точно такая же связь между религиями мира, по
крайней мере между самыми древними из них.
Следовательно, прежде чем мы приступим к классификации
религий, нам необходимо, опираясь на уровень достигнутого в
наше время знания, сказать несколько слов о генетической связи
языков.
Если мы ограничимся Азиатским континентом и примыкаю-
щим к нему европейским полуостровом, мы обнаружим, что в
обширной пустыне развивающейся человеческой речи сфор-
мировались три, и только три, оазиса, в которых еще до начала
всякой истории язык стал устойчивым и традиционным, полу-
чив, по сути дела, новый характер, абсолютно отличный от пер-
воначального характера подвижной и изменчивой речи чело-
веческих существ. Эти три оазиса известны под названиями
туранский, семитский и арийский. В этих трех центрах, осо-
бенно в арийском и семитском, язык перестал быть естествен-
ным языком; его развитие было задержано, и он стал непод-
вижным, твердым, окаменелым или, если хотите, историческим
языком. Я всегда утверждал, что эта централизация и традици-
онная консервация языка могли произойти только в результате
религиозных и политических влияний, а теперь я намерен по-
казать, что со всей очевидностью можно говорить о трех неза-
висимых семействах религии: туранской, семитской и арий-
ской, которым соответствуют три великих семейства языка.
Взявшись за изучение китайского языка, который, несомнен-
но, является древнейшим представителем туранского семейства,
мы обнаруживаем древнюю религию, лишенную красок и по-
эзии, религию, которую мы рискнем назвать односложной, со-
стоящей из почитания множества отдельных духов, олицетво-
ряющих небо, солнце, бури и молнии, горы и реки; стоящих
отдельно друг от друга, без какой-либо взаимосвязи, без какого-
то высшего принципа, объединяющего их вместе. В дополнение
к этому мы встречаемся в Китае с культом предков, духов умер-
ших, которые, как предполагалось, остаются осведомленными о
человеческих делах и обладают особым и силами, с помощью ко-
торых они творят добро или зло. Это двойное поклонение чело-
веческим и природным духам составляет то ядро древней народной
религии Китая, которая жива и в паши дни, по крайней мере

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ветхий завет состоит из пятикнижия моисея
религиоведения Мюллер Ф. Введение в науку о религии 11 религии
Поклонялись прародители всех семитских народов еще до появления вавилонян в вавилоне
Изначально фатальным элементом в религии кажется то

сайт копирайтеров Евгений