Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

64

65

благодаря работе Палея*, которая восхвалялась с не меньшим
рвением, чем третировалась.
Понятие «естественная религия», используемое в науке о ре-
лигии, соответствует понятию Gramma/re generate* в языкозна-
нии, которое означает совокупность фундаментальных правил,
считающихся самоочевидными и обязательными для каждой
грамматики, но, как ни странно, эти правила не существуют ни
в одном языке в чистом и завершенном виде. То же самое мож-
но сказать и о религии. Действительно, никогда не существова-
ло религии, основанной исключительно на ясных и простых
догматах естественной религии, хотя некоторые философы
были уверены в том, что их религия является вполне рацио-
нальной и фактически представляет собой чистый и простой
деизм*.
Следовательно, когда мы говорим о разделении всех истори-
ческих религий на откровенные и естественные, подразумевая
при этом, что естественное является простым отрицанием от-
кровенного, то, реализуя эту классификацию на практике, мы
получим тот же результат, о котором шла речь выше. Мы имели
бы, с одной стороны, только христианство или, согласно неко-
торым теологам, христианство и иудаизм, а с другой — все ос-
тальные религии мира.
Следовательно, эта классификация, хотя она и может иметь
практическую ценность, совершенно бесполезна для научных
целей. Более обширное исследование тотчас покажет нам, что
претензии на откровение высказывались основателями боль-
шинства религий, а если не ими самими, то их последователя-
ми и защитниками; и, следовательно, откровение, как отличи-
тельная черта христианства и иудаизма, не признается никем,
кроме нас самих. Впоследствии мы увидим, что на требовани-
ях авторитета откровения почитатели Вед настаивают с боль-
шей силой и более продуманно, чем теологи-апологеты среди
иудеев и христиан. Даже Будда, первоначально наиболее чело-
вечный и независимый среди основателей религий, в более
поздних полемических работах предстает перед нами в весь-
ма странном виде обладателя откровенной истины53. Он сам
' MullerM. History of Ancient Sanskrit Literature. P. 83.

не мог, как Нум*, Заратустра* или Мухаммед54, претендовать на
общение с высшими духами, еще меньше мог он, подобно по-
этам Вед, говорить о божественном вдохновении и о боже-
ственном характере своих высказываний: по его мнению, ник-
то из духов не был более велик и мудр, чем он сам, а боги Вед
превратились в его слуг и почитателей. Сам Будда апеллировал
только к тому, что мы называем внутренним светом55. Когда он
впервые произнес четыре основополагающих принципа свое-
го учения, он сказал: «Для постижения этой ранее неизвестной
доктрины, о монахи, я развил в себе наблюдательность, зна-
ние, мудрость, ясное понимание и свет». Первые ученики на-
зывали его Sarvagca, или всезнающим, но когда позднее было
замечено, что по некоторым вопросам Будда говорил языком
своей эпохи и разделял заблуждения своих современников от-
носительно формы Земли и движения небесных тел, тогда буд-
дистские теологи пошли на значительные уступки. Они огра-
ничили значение слова «всезнающий», относящегося к Будде,
знанием основных положений его системы, и в отношении
этого, только этого, они провозглашали его непогрешимым.
Может показаться, что такая точка зрения относится к более
позднему времени, что она вполне современна, но, независи-
мо от того, является ли она современной или древней, такой
взгляд на вещи вызывает большое доверие к буддистским тео-
логам. Однако в книге «Милиндапаньха»*, признанной кано-
нической, мы находим ту же самую идею, которая уже зарож-
далась в уме великого Нагасены*. На вопрос царя Милинды*,
является ли Будда всезнающим, он отвечает: «Да, великий царь,
благословенный Будда всезнающ. Но Будда не всегда обнару-
живает свое всезнание. Путем медитации он познает все вещи;
медитируя, он познает все, что желает узнать». В этом ответе
проводится различие между предметами, которые познаются
с помощью чувств и разума, и предметами, которые могут быть
познаны только путем медитации. Нагасена не признает все-
знания или непогрешимости Будды в сфере чувств и разума,
^4 Sprenger. Mohammad. Vol. II. P. 426.
" Gogerly. The Evidences and Doctrines of Christian Religion. Colombo,
1862. Part I.

66

67

но он провозглашает и всезнание, и непогрешимость Будды во
всем, что постигается только путем медитации, или, как мы
могли бы сказать, в делах веры.
В дальнейшем я покажу вам хитроумные выдумки, путем ко-
торых брахманы пытались исключить все человеческое из гим-
нов Вед и обосновать не только откровенный, но внеистори-
ческий и даже неземной характер этих Писаний. Ни один
писатель-апологет не сделал больше них в развитии теории от-
кровения.
В настоящий момент я хочу подчеркнуть, что основатели
или защитники почти всех религий мира ссылаются в том или
ином виде на откровение для обоснования истинности своих
учений; я же полагаю, что построение любой классификации
на такой шаткой почве не принесет пользы. Насколько хорошо
обоснована идея естественного или сверхъестественного от-
кровения, которую выдвигают почти все религии, — не является
вопросом сегодняшнего дня. Объяснение истинного смысла
откровения относится к области теоретической теологии, ибо
трудно найти слова столь же туманные и многозначительные,
как слово «откровение». Здесь мы встречаемся с объяснениями
не только того, как была сдернута завеса, долгое время скрывав-
шая от нас лучи божественной истины, а, что является более
трудной проблемой, как могла когда-то существовать завеса
между истиной и ищущим истину, между любящим сердцем и
объектом наивысшей любви, между Отцом и его детьми.
В сравнительной теологии у нас другая задача: мы рассматри- |
ваем факты такими, каковы они есть. Если люди считают свою
религию откровенной, значит, именно эта религия является для
них откровенной, и с этим должен считаться каждый беспри-
страстный историк.
Но принцип деления религий на откровенные и естествен-
ные оказывается еще более несовершенным, когда мы посмот-
рим на него с другой точки зрения. Если мы даже признаем,
что все религии, кроме христианства и мозаизма, имеют сво-
им источником те способности разума, которые, согласно Па-
лею, являются самодостаточными для того, чтобы вызвать к
жизни основополагающие догмы так называемой естествен-
ной религии, то противопоставление христианства и иуда-

изма как откровенных всем остальным религиям как есте-
ственным, было бы еще более ошибочным по той простой
причине, что ни одна религия, основанная на откровении, ни-
когда не может быть полностью отделена от естественной ре-
лигии. Принципы естественной религии, хотя и не могли сами
по себе создать действительно историческую религию, явля-
лись единственной основой, на которой могли утвердиться
откровенные религии, единственной почвой, в которой они
могли пустить корни и из которой они получали питание и
жизнь. Если же мы уберем эту основу, или если мы предполо-
жим, что она тоже дана нам в виде откровения, мы не только
пойдем против буквы и духа Ветхого и Нового Заветов, но и
подвергнем унижению откровенную религию, превращая ее в
простую формулу, дарованную людям, не способным вопро-
шать, взвешивать и оценивать ее истинность; даже если мы
действительно имеем семя, то мы будем лишены той благо-
приятной почвы, на которой единственно только и могут про-
израстать семена истинной религии.
Христианство, обращаясь не только к евреям, но и к язычни-
кам, не только к простолюдинам, но и к образованным слоям
общества, не только к верующим, но в первую очередь к неверу-
ющим, предлагало всем им элементы естественной религии, а
вместе с ними возможность выбора между истиной и ложью.
Так мог сказать только св. Павел: «Все испытывайте, хорошего
держитесь» (1 Фес. 5:21).
Это высказывание приложимо и к Ветхому Завету. Здесь вера
в Божество или, по крайней мере, в некоторые его неотъемле-
мые атрибуты дается как дар, и пророки, которые призывают
заблудших евреев вернуться к культу Иеговы*, взывают к ним
как к людям, обладающим внутренней силой, благодаря кото-
рой они могут выбирать между Иеговой и богами язычников,
между истиной и ложью. Так, Иисус Навин* собрал все колена
Израилевы в Сихем и призвал старейшин Израиля, и начальни-
ков его, и судей его, и надзирателей его, и они предстали перед
Богом:
«И сказал Иисус всему народу: Так говорит Господь Бог Изра-
илев: „За рекою отцы жили ваши издревле, Фарра*, отец Авраа-
ма* и отец Нахора*, и служили иным Богам"» (Нав. 24:2).

68

69

И потом, напомнив им о том, что Бог сделал для них, он
сказал:
«Итак, бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренно-
сти; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и
в Египте, а служите Господу.
Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе
ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши,
бывшие за рекою, или богам Аморреев*, в земле которых живе-
те; а я и дом мой будем служить Господу» (Нав. 24:14-15).
Чтобы выбирать между разными богами и различными фор-
мами веры, человек должен обладать способностью выбирать,
уметь отличать истину от лжи, будь эта истина откровенной
или нет; он должен знать, что некоторые основополагающие
догматы не могут быть отвергнуты ни в одной истинной рели-
гии, и в то же время существуют учения, против которых вос-
стают его разум и нравственное сознание, как против несов-
местимых с истиной. Короче, должно быть основание религии,
должна быть твердая скала, на которой возможно воздвигнуть
алтарь, храм или церковь; и если мы называем это основание
естественной религией, то ясно, что ни одна откровенная рели-
гия немыслима без того, чтобы она в большей или меньшей сте-
пени не опиралась на естественную религию.
С этими трудностями в той или иной степени столкнулись
некоторые из наших самых образованных теологов, попытав-
шихся со своих позиций создать различные классификации ре-
лигий. Чтобы избежать частичных совпадений двух определе-
ний естественной и откровенной религий56, были предложены
новые определения естественной религии. Например, естествен-
ная религия трактовалась как религия природы, существовавшая
предположительно в том виде, в каком она имела распростране-
ние среди патриархов или в котором она все еще существует у
первобытных народов, пока не озаренных христианством, но и
не испорченных идолопоклонством.
В соответствии с этой точкой зрения мы должны будем раз-
личать не два, а три класса религий: первобытную, или естествен-
ную, испорченную, или идолопоклонство, и откровенную. Но,
56 CM.:./oweft. Essay on Natural Religion. P. 458.

как уже отмечалось выше, так называемая первобытная, или есте-
ственная, религия скорее существует в умах современных фило-
софов, чем в писаниях древних поэтов и пророков. История не
повествует нам о народах, у которых простое чувство почитания
высших сил не было бы сокрыто под мифологической оболоч-
кой. Но даже если бы было возможно провести четкие и опреде-
ленные демаркационные линии между тремя классами религий,
то и испорченная религия, или идолопоклонство, и чистая, или
откровенная, религия с необходимостью включали бы в себя
элементы естественной религии.
Мы также не уменьшим эти трудности на стадии классифика-
ции в нашей науке, если вместо простой естественной религии
мы, согласившись с другими теологами и философами, допустим
всеобщее первобытное откровение. Это всеобщее первобытное
откровение есть только другое название естественной религии,
и оно основывается не на авторитете, а на спекуляциях филосо-
фов. Подобного рода философы, считающие язык столь чудес-
ным, что он не может быть продуктом человеческого разума,
настаивали на необходимости признания всеобщего первобыт-
ного языка, непосредственно открытого Богом людям или, вер-
нее, немым существам; в то время как наиболее вдумчивые и
наиболее почитаемые среди Отцов церкви, а также среди осно-
вателей современной философии указывали, что с общей рабо-
той Всемудрого и Всемогущего Творца гораздо больше согласу-
ется положение о том, что он создал в человеке необходимые
предпосылки для возникновения речи, чем то, что он одарил не-
мые существа готовыми словарями и грамматиками. Разве ребе-
нок вызывает меньшее удивление, чем взрослый человек? Или
куст менее удивителен, чем дерево дуба? И разве клетка, потенци-
ально содержащая в себе все то, что в дальнейшем получает раз-
витие, менее удивительна, чем все движущиеся существа, кото-
рые наделены жизнью? Все вышеизложенное можно отнести и к
религии. Всеобщая первобытная религия, понимаемая как не-
посредственное откровение Бога человеку или, точнее, толпе
атеистов, может показаться, с позиций человеческого разума,
лучшим разрешением всех трудностей; но высшая мудрость, ос-
нованная на действительной истории, говорит нам и учит нас,
если мы захотим учиться, что мы все ищем Господа, и мы сможем

70

71

случайно ощутить его и обнаружить его, потому что он недалеко
от каждого из нас.
Мы еще поговорим о гипотезе всеобщего первобытного от-
кровения и о всех трудностях, связанных с ней; в настоящий
момент будет достаточно показать, что проблема научной клас-
сификации религий не приблизится к своему решению, если
мы допустим существование еще одного чисто гипотетическо-
го класса религий.
Другая, явно более научная классификация предполагает де-
ление на национальные и индивидуальные религии; под первы-
ми из них подразумевались религии, основатели которых, так
же как и их последователи, нам не известны; под вторыми по-
нимались религиозные системы, которые носят имена тех, кто
предположительно стоял у их истоков. К первому классу, говоря
о тех религиях, которые известны нам лучше всех, относятся
религии древних брахманов, греков, римлян, тевтонцев, славян
и кельтов; ко второму — религии Моисея, Заратустры, Будды,
Конфуция, Лао-цзы, Христа и Мухаммеда.
Это деление, хотя и может быть легко использовано в каче-
стве общего метода и ведет к достижению определенных целей,
обманывает наши ожидания, как только мы попытаемся приме-
нить его критически. Совершенно верно то, что ни брахман, ни
грек, ни римлянин не знал бы, что ответить на вопрос: кто был
основателем их религии, кто первым провозгласил существова-
ние Индры*, Зевса или Юпитера; но человек, изучающий древ-
нюю историю, может еще открыть в различных формах, кото-
рые были заимствованы древним арийским культом из Индии,
Греции и Италии, влияние идей отдельных индивидов или школ.
Если к тому же мы спросим основателей так называемых инди-
видуальных религий, является ли их учение новым, проповеду-
ют ли они существование нового Бога, мы почти всегда полу-
чим отрицательный ответ. Конфуций решительно заявлял, что
он был посредником, а не творцом; Будда довольствовался тем,
что представлял себя звеном в длинной цепи просвещенных
учителей; Христос провозглашал, что он пришел не нарушить, а
исполнить Закон и Пророков; и даже Мухаммед настаивал на
том, что у истоков его веры стоял Ибрагим, т. е. Авраам, друг
Бога, которого он называл мусульманином, а не иудеем или

христианином (Коран. III. 60), и который, по мнению Мухамме-
да, основал храм в Мекке*57. Почти невозможно определить, что
нового привнес предполагаемый основатель религии, что он
заимствовал у своих предшественников, что было дополнено
его учениками; совершенно верно лишь то, что ни одна религия
никогда не смогла бы пустить корни и расцвести, если бы она
не нашла подходящей почвы, на которой произрастала бы и
получала реальную силу. Если они находят такую почву, то ин-
дивидуальные религии имеют тенденцию к развитию во всеоб-
щие религии, в то время как национальные вероучения остают-
ся более замкнутыми, а во многих случаях даже противостоят
всей миссионерской деятельности58.
Но мы еще не закончили. Очень важная и очень полезная для
достижения определенных целей классификация выделяет по-
литеистические*, дуалистические* и монотеистические* рели-
гии. Если религия опирается главным образом на веру в Высшую
Силу, то наиболее характерной чертой, по которой классифи-
цируются религии мира, по-видимому, является природа этой
Высшей Силы. Я не отрицаю, что для определенных целей такая
классификация весьма полезна; я утверждаю лишь, что, идя этим
путем, мы должны будем включить в один класс религии, кото-
рые имеют одинаковое число богов, но очень разнородны в дру-
гих отношениях. Кроме того, было бы необходимо добавить и
два других класса религий — генотеистические* и атеистичес-
кие. Генотеистические религии отличаются от политеистичес-
ких тем, что, признавая существование различных божеств или
названий божеств, они представляют каждое божество как неза-
висимое от всех остальных, как единственное божество, присут-
ствующее в сознании верующего во время культовых действий и
молитвы. Эта черта отчетливо прослеживается в религии веди-
ческих поэтов. Хотя в различных гимнах, а иногда в одном гимне
упоминаегся несколько богов, однако здесь нет иерархии богов,
и в соответствии с различными обстоятельствами и побуждения-
ми человеческого сердца [верующие] обращаются то к Индре —
"•' Sprengec. Mohammad. Vol. III. P. 49,489.
5t! См.: Kuenen. Hibbert lectures // National Religions and Universal Reli-
gions. 1882.

72

73

богу голубого неба, то к Агни — богу огня, то к Варуне* — древне-
му богу небесного свода, и каждый из них почитается как выс-
ший, и невозможно обнаружить намеков на соперничество меж-
ду ними или какое-либо представление о подчинении одного
бога другому. Эта особая фаза религии, этот культ отдельных бо-
гов, вероятно, везде является первой стадией в развитии полите-
изма, которая заслуживает отдельного названия59.
Что касается атеистических религий, они могут показаться
совершенно невозможными, но пока фактически мы не можем
отрицать того, что религия Будды первоначально была чисто
атеистической. Идея Божества, после того как она была иска-
жена бесконечными нелепостями, которые возмущали сердце
Будды и отвергались им, была, по крайней мере временно, со-
вершенно изгнана из святилища человеческого разума; вместе с
тем высшая форма морали, существовавшая до возникновения
христианства, была дана людям, для которых боги преврати-
лись в фантомы, людям, отвергшим алтари и даже алтарь непо-
знаваемого Бога.
Задача моей следующей лекции состоит в том, чтобы пока-
зать, что единственно научная и подлинно генетическая клас-
сификация религий аналогична классификации языков и что
существует самая тесная связь между языком, религией и народ-
ностью, особенно на ранних этапах истории человеческого
интеллекта, — связь, которая совершенно не зависит от тех фи-
зических элементов, крови, кожи или волос, основываясь на ко-
торых, этнологи пытаются построить свою классификацию че-
ловеческих рас.

59 Mullet Ы. History of Ancient Sanskrit Literature. Second edition. P. 532;
Kuenen. Hibbert Lectures. P. 286


КОММЕНТАРИИ

Катехизис — книга, содержащая краткое общедоступное
изложение основ вероучения, обычно в форме вопросов и от-
ветов. Катехизис предназначен для начального религиозного
обучения верующих (с. 51).
Символ веры — краткий свод главных догматов, составля-
ющих основу вероучения какой-либо религии, религиозного
направления, церкви. Символ веры принимается без доказа-
тельств. Символ веры читается как молитва на богослужениях и
в домашних условиях; исполняется хором всеми присутствую-
щими в Храме. Общехристианский (апостольский) Символ
веры состоит из 12 частей («членов»). Он был составлен отцами
церкви и утвержден на Никейском (325) и Константинополь-
ском (381) вселенских соборах (с. 51).
Персы — древнейшее население Ирана, известное с 1-го ты-
сячелетия до н. э. и говорящее на индо-иранских языках (с. 52).
Мозаизм — название иудаизма по имени основателя этой
религии Моисея (с. 52).

208

209

Религия Авраама — иудаизм (с. 52).
Туранцы (татары, монголы) — различные племена и наро-
ды монголоидной расы (с. 53).
«У-цзин» («5-цзин», пятикнижие) — классическое конфуци-
анское пятикнижие, основной канон конфуцианской религии.
Включает в себя «И-цзин» (Книга перемен) — сборник магиче-
ских формул; «Шу-цзин» (Книга истории) — история легендар-
ных императоров; «Ши-цзин» (Книга песен) — сборник древ-
ней поэзии; «Ли-цзин» (Книга обрядов) — описание обрядов;
«Чун-цю» (Книга весны и осени) — хроники одного из кня-
жеств (с. 54).
«Сы-шу» («4-шу», четверокнижие) — священное конфуциан-
ское четверокнижие. Состоит из следующих книг: «Лунь-юй» —
книга изречений Конфуция и его учеников; «Мэн- Цзы» — уче-
ние философа Мэн- Цзы; «Да-сюэ» — учение о самоусовершен-
ствовании; «Чжун-юн» — учение о необходимости во всем со-
блюдать гармонию (с. 54).
«Дао дэ цзин» (каноническая книга о дао и дэ) — основопо-
лагающий трактат философии даосизма, автором которого счи-
тается Лао-цзы, живший в VI веке до н. э. Трактат посвящен уче-
нию о дао (дорога, путь) — невидимом вездесущем естественном
законе природы, человеческого общества, мышления и поведе-
ния отдельного человека, неотделимом от материального мира и
управляющим им, и дэ, как проявлении дао (с. 54).
Евангельское учение (Евангелие) — благая весть; — ранние
христианские писания, рассказывающие о жизни Иисуса Христа
и его учеников (апостолов). В Новый Завет входят 4 Евангелия
(от Матфея, Марка, Луки и Иоанна). Однако существовали еще
Евангелия от Петра, Андрея, Филиппа, 2 разных Евангелия от
Фомы и др., не вошедшие в новозаветный канон (с. 54).
«Брахманы» — трактаты, толкующие и комментирующие
Веды. В «Брахманах» дается теологическое обоснование веди-
ческой практики (с. 55).
«Махабхарата» («Сказание о великой битве бхаратов») —
древнеиндийский эпос, сложившийся приблизительно в

VI—II веках до н. э. Состоит из 18 книг, авторство которых при-
писывается Вьясе. В них повествуется о легендарной борьбе
двух царских династий — Кауравов и Пандавов. «Махабхарата»
представляет собой своего рода свод философских и религиоз-
ных, социальных и политических учений, а также мифологии
Древней Индии, из которых взяты все основные идеи индуизма
(с. 56).
«Рамаяна» — древнеиндийская эпическая поэма, создана
либо одновременно с «Махабхаратой», либо ранее; ее авторство
приписывается легендарному поэту Вальмики. В «Рамаяне» по-
вествуется о подвигах борца со злом и защитником добра на-
родного героя Рамы — сына царя Дашаратхи, совершившего
поход из северной Индии на о. Ланка (Шри-Ланка) для осво-
бождения своей жены Ситы, похищенной демоном Раваной.
«Рамаяна» стала одной из священных книг вишнуизма, а Рама
почитался как воплощение Вишну — одного из трех высших
божеств индуистского пантеона, олицетворяющего творческую
космическую энергию (с. 56).
Пураны — Священные книги индуизма, которые были на-
писаны в середине 1-го тысячелетия до н. э., а древнейшие из
сохранившихся — во второй половине 1-го тысячелетия до н. э.
(с. 56).
Тантры — священные тексты в тантризме (направление в
буддизме и индуизме, возникшее в первые века н. э. и распада-
ющееся на ряд различных школ и направлений. Так, в шиваис-
тских сектах священные тексты назывались агамы, в вишну-
истских — пураны). Термин «Тантры» часто употребляют как
обобщенное название этих и других текстов тантризма. В них
обосновывается поклонение женской, реже мужской, половой
энергии (с. 56).
Секта сикхов (сикхизм) — религия, возникшая в XVI веке
в северо-западной Индии, отразившая протест мелких торгов-
цев и ремесленников против кастового строя; с XVII века в об-
щине появились крестьяне и она приобрела черты военно-де-
мократической организации. В противовес ортодоксальному
индуизму в сикхизме признается единый неперсонифициро-
ванный бог, все объекты окружающего мира рассматриваются
как проявления высшей силы Творца. Все люди признаются

210

211

равными перед богом. Под знаменем этой религии в Индии
развернулась борьба против империи Великих Моголов, кото-
рая завершилась созданием государства сикхов, просущество-
вавшего до завоевания его англичанами в 1849 году. Основа-
тель секты сикхов — гуру (учитель) Нанак. В настоящее время
сикхизм распространен в Пенджабе, а его сторонники высту-
пают за создание самостоятельного государства Халистан на
севере Индии (с. 56).
Грантх Сахиб — собрание Священных книг сикхов, содер-
жащее жизнеописания и заповеди сикхских гуру Эта книга яв-
ляется не только источником вероучения, но и объектом рели-
гиозного поклонения (с. 57).
Кабир (ок. 1440-1518) — индийский религиозный рефор-
матор, последователь Рамануджи. Кабир учил, что Бог находит-
ся везде и в каждом человеке, поэтому особые обряды и места
поклонения не нужны. Он проповедовал равенство всех людей
перед богом, выступал против кастового деления. Идеи Кабира
и его последователей сыграли большую роль в развитии сик-
хизма (с. 57).
Рамануджа (XI-XII века) — индийский религиозный фило-
соф. В своих работах развивал положение о том, что матери-
альные тела существуют вечно, поскольку имеют божественную
природу. Бог, с его точки зрения, является целым, а материаль-
ные тела и души — его части. Идеи оказали большое влияние на
более поздние религиозно-философские системы Индии, по-
служили основой для некоторых течений индуизма (с. 57).
Харди Спенс — английский религиовед-буддолог, зани-
мавшийся исследованием категорий буддистской философии
и этики (с. 58).
Ганжур (Ганджур) — собрание канонических буддийских
текстов в 108 томах на тибетском языке, включающих 1161 про-
изведение (с. 58).
Данжур (Данджур) — собрание канонических буддистских
текстов в 225 томах; комментарий к Ганжуру. Включает в себя
сочинения по языкознанию, риторике, стихосложению, меди-
цине, архитектуре, художественные произведения (с. 58).

Джайнизм — одна из религий Древней Индии, оформивша-
яся в VI-V веках до н. э. По преданию, вероучение джайнизма
было передано из глубин веков 24 пророками-учителями, по-
следним из которых был Вардхамана Махавира, прозванный
Джина («Победитель»). Он победил карму и устранил препят-
ствия с пути религиозного спасения. Центральное место в джай-
низме занимает учение о переселении душ в различные мате-
риальные тела в соответствии с законом кармы. Джайнизм и
буддизм выступали как альтернатива брахманизму. Возникнув в
северо-восточной Индии, джайнизм затем распространился
преимущественно в ее центральных областях, никогда не выхо-
дя за пределы Индии. В джайнизме существует 2 спорящих меж-
ду собой направления: дигамбары, отказывающиеся от всех со-
блазнов жизни, и шветамбары, проповедующие менее строгий
подход к жизни (с. 58).
Махавира, Вардхамана (VI век до н. э.) — основатель джай-
низма. По преданию Махавира принадлежал к роду кшатриев
(воинов). В дальнейшем его образ был мифологизирован, и Ма-
хавира (в переводе — великий герой) стал центральным персо-
нажем джайнистской мифологии. На 43-м году жизни Махави-
ра достиг абсолютного знания и стал Джиной («Победителем»)
(с. 58).
Тиртханкара — титул вероучителей джайнизма, основных
персонажей мифо-исторического комплекса, почитаемых как
«боги богов». Пять благих моментов в жизни тиртханкары (за-
чатие, рождение, уход от мира, обретение абсолютного знания
и конечное освобождение) сопровождаются, согласно мифу,
чудесными явлениями. Наиболее подробно в джайнистской ли-
тературе описывается жизнь тиртханкары Махавиры, который
считается основателем этой религии (с. 58).
Паршва (Натха, Паршванатх) — в джайнистской мифоло-
гии 23-й, предпоследний тиртханкара, живший примерно за
250 лет до Махавиры. Многие исследователи рассматривают
Паршву как историческую личность (с. 58).
Пракриты — среднеиндийские языки и диалекты, продол-
жающие древнеиндийский этап развития и предшествующие
новоиндийским языкам. Первоначально пракриты были разго-
ворными диалектами, в дальнейшем подверглись литературной

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ветхий завет состоит из пятикнижия моисея
Одним из древнейших имен божества среди прародите лей семитских народов было эл
религиоведения Мюллер Ф. Введение в науку о религии

сайт копирайтеров Евгений