Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

118

119

который считается его создателем и покровителем. Эти духи не
были привязаны к строго определенным объектам, а свободно
странствовали вокруг и имели тело и душу и ярко выраженную
индивидуальность. Их существование не зависело от существо-
вания единичных объектов; поскольку в природе не существо-
вало объекта без гения, а гений не ограничивался каким-либо
единичным объектом, он охватывал целый класс или род. Этот
ясень, этот камень, этот дом имеют своих собственных гениев,
но те же самые гении охраняют все остальные ясени, камни и
дома».
Мы только пытаемся перевести это на язык логики, но од-
нажды мы поймем, что произошло здесь, как, впрочем, и у дру-
гих народов, в развитии религиозных понятий и мифологи-
ческих имен. То, что мы называем общим понятием и что мы
используем под названием essentia generalis*, «дерево вообще»,
«камень вообще», «дом вообще», фактически род дерева, камня
и дома, финны и самоеды называют гениями, халтия, таде-
кюос, а китайцы называют шэнь. Мы очень охотно говорим об
essentia generalis, но для необразованного ума это очень трудно.
Нечто субстанциональное и индивидуальное должно сохра-
няться, когда о деревьях говорят как о лесе или о днях как о
годе; и во время такого перехода от индивидуальных к общим
понятиям, от интуитивного к концептуальному, от конкретного
к абстрактному в сознании человека возникают неясные очер-
тания, призрак, мощь или дух леса, года, облаков и молний; и
вызывается к жизни класс существ, который предстает перед
нами в виде так называемых божеств религий и мифов древнего
мира.
Культ духов предков также является общим для североту-
ранских племен и китайцев. Я не придаю большого значения
этому факту, потому что культ духов умерших, возможно, явля-
ется наиболее распространенной формой естественных пред-
рассудков во всем мире.
Тем не менее некоторый интерес вызывает то, что этот пред-
рассудок получил наибольшее развитие в Китае и во всей север-
ной Азии. Большинство финских и алтайских племен, говорит
Кастрен, сохраняют веру в то, что смерть, на которую они смот-
рят с ужасом, не есть полное разрушение индивидуального

существования. И даже те, которые не верят в будущую жизнь,
соблюдают определенные церемонии, которые показывают,
что они думают об умерших как о все еще существующих. Они
берут пищу, одежду, топор, ножи, огнива, котлы и сани и кладут
их на гробы; кроме того, если их настойчиво расспрашивать,
они признаются, что это делается для того, чтобы дать возмож-
ность умершим охотиться, ловить рыбу и сражаться, так же как
они это делали, когда были живы. Лапландцы и финны призна-
ют, что тело уничтожается, но они воображают, что умершему
дается новое тело в низшем мире. Другие говорят об умерших
как о призраках или духах, которые либо пребывают в могиле и
в царстве смерти, либо скитаются по земле, особенно глухой
ночью и во время бури и дождя. Они дают знать о себе в завыва-
нии ветра, шелесте листьев, пламени огня и тысячью других
способов. Они невидимы простым смертным, но колдуны или
шаманы могут видеть их и могут даже угадать их мысли. Любо-
пытно, что в общем эти духи считаются злыми; а наиболее злы-
ми из всех являются духи умерших жрецов. Они не дают спать,
они ниспосылают болезнь и несчастья, и они тревожат покой
своих родных. Поэтому делается все, чтобы держаться от них
подальше. Когда тело вынесено из дома, за умершим бросают
раскаленный докрасна камень как заклятье, препятствующее
его возвращению. Приношения пищи и других предметов, ко-
торые раскладываются на могиле, по мнению некоторых, ли-
шают умершего всякого повода для того, чтобы вернуться до-
мой за этими вещами. У чувашей* сын использует следующее
заклинание, когда приносит жертву духу своего отца: «Мы по-
читаем тебя, устраивая это празднество; смотри, вот хлеб для
тебя и разные виды мяса; здесь все, что ты можешь пожелать; но
не беспокой нас и не приближайся к нам».
Это, безусловно, общая вера ъ то, что если умершие не получа-
ют таких приношений, они мстят, ниспосылая болезни и несчас-
тья. Древние Hiongnu, или гунны, убивали военнопленных над за-
хоронениями своих вождей, потому что шаманы уверяли их, что
гнев духов нельзя умиротворить по-другому. Те же самые гунны
регулярно совершали жертвоприношения в честь духов предков.
Одно племя топов, которое переселилось из Сибири в Среднюю
Азию, отправляло своих представителей с подношениями на

120

121

могилы своих предков. Эти могилы были обнесены высоким за-
бором, чтобы преградить вход живым и выход мертвым. Неко-
торые из этих могил были великолепно украшены141, а в Ки-
тае142 они повсеместно превратились в храмы, где поклонялись
духам умерших. Все это происходит постепенно; начинается с
посаженного на могиле цветка, а заканчивается поклонением
духам умерших и императоров143 как равным Высшему Духу,
Шан-ди или Тянь, и обладающим той степенью божественнос-
ти, которая ставит их высоко над другими духами или шэнь.
На первый взгляд различие между мелочным церемониалом
Китая и домашним культом финнов и лапландцев может пока-
заться огромным; но если мы заглянем в их историю настолько
далеко, насколько это возможно, мы увидим, что ранние стадии
их религиозной веры удивительно схожи. Первое, что мы уви-
дим, — это культ Неба как выражение наиболее возвышенного
понятия, которое наивный разум человека мог принимать, раз-
вивать, расширяя кругозор его почитателей, а затем вести и
поднимать душу от горизонта к горизонту, к вере в то, что нахо-
дится за всеми горизонтами, к вере в то, что является бесконеч-
ным. Второе, что мы обнаруживаем, — это вера в бессмертие ду-
хов или сил природы, восполняющих самые непосредственные
и каждодневные потребности религиозного интеллекта чело-
века, удовлетворяющих воображение и служащих возвышен-
ным предметом самой ранней поэзии. Наконец, мы находим
веру в существование предков, включающую в себя сознательно
или бессознательно, в духовной или в материальной форме то,
что является одним из источников жизни всех религий, — веру
в бессмертие.
Позвольте мне в заключение кратко подвести итоги этой
лекции.

Во-первых, мы показали, что существует естественная связь
между языком и религией и что, следовательно, классификация
языков применима также и к древним религиям мира.
Во-вторых, мы обнаружили, что существовали общая арийс-
кая религия еще до разделения арийской расы, и общая семитс-
кая религия до разделения семитской расы, и общая туранская
религия до разделения китайцев и других племен, принадлежа-
щих к туранской группе. Фактически мы нашли, что существо-
вало три древних центра религии, так же как существовало три
древних центра языка, и, таким образом, я уверен, что мы уста-
новили подлинно историческую основу для научного исследо-
вания главных религий мира.

141 Castren. Vorlesungen liber Finnische Mythologie. P. 122..
142 Когда умирал император и люди воздвигали в его честь храм, по-
мещая там табличку чжу* (как место отдыха для «шэнь» или духа умер-
шего) они называли его Ди. Medhurst. Inquiry. P. 7; см. также: Le-ke. Vol. 1.
P. 49.
143 Medhurst. Inquiry. P. 45.
122


КОММЕНТАРИИ

Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) — немец-
кий философ, крупнейший представитель классической немец-
кой философии. Развивал идеи натурфилософии, эстетического
идеализма, «философии тождества» бытия и мышления, фило-
софии свободы и «философии откровения» («положительной
философии», состоящей из философии мифологии и филосо-
фии откровения). Мифология как продукт сознания, попавшего
под власть божественных потенций, по Шеллингу, подготавлива-
ет религию откровения — христианство. Для религиоведения
особый интерес представляет шеллинговская концепция мифа
(с. 76).
Геродот 8, 144- С другой стороны, греки, будучи единокров-
ными и одноязычными, имея общие храмы богов, сходные об-
ряды и нравы, едва ли могли стать предателями афинян (с. 77).
Моавиты (моавитяне) — потомки аморреев, усвоившие
аккадский язык, но говорившие на его моавитском диалекте
(1-е тысячелетие до н. э.) (с. 77).
Хамос (Кемош) — древнесемитское божество, главное бо-
жество моавитян, которые назывались «народом Хамоса». Со-
гласно Библии, служение Хамосу получило распространение в
Иерусалиме в годы царствования Соломона, который для сво-
их жен-моавитянок построил храм в честь Хамоса. В период

222

223

правления царя Иосии служение Хамосу было запрещено, а
храм Хамоса разрушен. Хамосу, как и Молоху, приносились че-
ловеческие жертвы. Моавитяне назывались «народом Хамоса»
(с. 77).
Ваал (Баал) — древнее общесемитское божество плодородия,
земли, воды, дождя и грозы, покровитель жизни и городов. Почи-
тался в Финикии, Сирии, Палестине, затем через финикийцев и
карфагенян его культ распространился на запад (в Египет, Испа-
нию и др.). Ваал часто упоминается в Библии (с. 77).
Астарта (Аштарта) — в финикийской религии богиня пло-
дородия, любви и материнства; астральное божество, олицетво-
рение планеты Венера. Обычно изображалась в виде обнажен-
ной женщины с коровьими рогами (с. 77).
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) — немецкий
философ, крупнейший представитель классической немецкой
философии. Разработал систематическую теорию диалектики
на основе объективного идеализма. Система Гегеля состоит из
трех частей: логики (метафизики), философии природы и фи-
лософии духа. В своих работах уделял большое внимание про-
блемам религии, отношение к которой у Гегеля существенно
менялось: от противопоставления «позитивной» религии дес-
потических государств — «народной», открывающей путь сво-
бодному образу мыслей, до признания религии необходимой
ступенью в развитии духа от искусства к философии. Гегель
считается одним из основателей исторического подхода к ре-
лигии (с. 78).
Католическое государство — страны, где господствующей
религией является католицизм (Италия, Испания, Португалия,
Франция, Австрия, Бельгия, страны Латинской Америки). Като-
лицизм — одно из основных направлений в христианстве, воз-
никшее в 1054 году после разделения церкви на римско-католи-
ческую и православную. Имеет ряд особенностей в вероучении,
культе и структуре религиозной организации, в которых нашла
отражение специфика социокультурного развития Западной Ев-
ропы. Имеет единый всемирный центр — Ватикан, единого гла-
ву — Папу римского, который считается наместником Иисуса
Христа на земле. Источник вероучения — Священное писание
(Библия) и Священное Предание — постановления Вселенских

соборов и суждения пап. Духовенство дает обет безбрачия (цели-
бат). Особенностью католицизма является экзальтированное по-
читание Богоматери. До II Ватиканского собора (1962-1965)
служба велась на латинском языке, сейчас разрешена на нацио-
нальных языках (с. 78).
Протестантское государство — страны, где господству-
ющей религией является протестантизм (Скандинавские стра-
ны, Германия, Великобритания, Нидерланды, Канада, США).
Протестантизм — одно из основных направлений в христиан-
стве, возникшее в XVI веке (эпоха Реформации) в Европе как
результат широкого антикатолического движения зарождаю-
щейся буржуазии. Отвергнув авторитет Священного Предания
и выдвинув принципы спасения личной верой, священства
всех верующих и исключительного авторитета Библии, проте-
станты ратовали за совершение богослужения без посредни-
ков (церкви и священников), за простоту культа, за устранение
различий между священником и мирянами, против пышного
убранства храмов, алтарей и икон, за проповеди на родном
языке. В протестантизме были устранены целибат духовенства
и монашество. Библия, как единственный источник вероуче-
ния, была переведена на национальные языки. В настоящее
время протестантизм представляет собой совокупность мно-
гочисленных самостоятельных церквей и сект, среди которых
наиболее влиятельны: лютеранство, кальвинизм, англикан-
ство, меннонитство, баптизм, методизм, пятидесятники, кваке-
ры, адвентисты, свидетели Иеговы, мормоны и др. (с. 78).
Диодор Сицилийский (ок. 90-21 до н. э.) — историк эпо-
хи эллинизма, автор сорока книг по всемирной истории — «Ис-
торическая библиотека», из которых 1-5-я и 11—20-я книги со-
хранились полностью. Его украшенное анекдотами, хотя и не
всегда хронологически точное, но интересное изложение ран-
ней истории до Цезаря (включая историю Египта, Ассирии, Ин-
дии, Мидии, островов Западного и Восточного Средиземномо-
рья) было очень популярным; оно служит главным источником
сведений о сицилийском восстании рабов во II веке до н. э.
(с. 79).
Мневис — в египетской мифологии божество, изображае-
мое в виде черного быка. Мневис почитался как живое вопло-
щение бога солнца и изображался с солнечным диском между

224

225

рогами. Его эпитет — «посредник Ра, который сообщает истину
Атуму» (с. 79)-
Гермес — в древнегреческой мифологии бог скотоводства,
покровительствующий животным (часто изображался с бараном
на плечах), бог-покровитель странников (изображался в дорож-
ной шляпе и в крылатых сандалиях), вестник богов, проводник
душ умерших в преисподнюю. Насылает на людей сны с помо-
щью своего жезла. Гермес — бог красноречия и мышления, по-
кровитель школ, сын Зевса и Майи, вестник олимпийских богов.
Он известен также как хитрый бог воров и обманщиков. В рим-
ской мифологии ему соответствует Меркурий — покровитель
торговли (с. 79).
Минос — в древнегреческой мифологии могущественный и
справедливый царь Крита, сын Зевса и Европы, супруг Пасифаи,
отец Ариадны и Федры, жил до Троянской войны; был выдаю-
щимся законодателем, который дал законы жителям о. Крит.
Минос приказал построить лабиринт для Минотавра. Находив-
шиеся от него в зависимости афиняне должны были ежегодно в
качестве дани присылать на съедение Минотавру семерых юно-
шей и девушек, до тех пор пока Тесей, убив Минотавра, не изба-
вил их от этого (с. 79)-
Ликург — царь и законодатель Спарты (между IX веком и
первой половиной VII века до н. э.), которому греческие авторы
приписывают создание институтов общественного и государ-
ственного устройства. Согласно легенде, Ликург получил зако-
ны от Аполлона. В Спарте ему воздавались божественные поче-
сти (с. 79).
Геты — северо-восточные фракийские племена, обитавшие
во времена Геродота между Балканами и Дунаем (с. 79).
Замолксис — легендарный гетский (фракийский) законо-
датель, по преданию, получивший законы от богини Гестии
(с. 79).
Гестия — в древнегреческой мифологии дочь Кроноса и Реи,
юная богиня огня и домашнего очага, который был одновре-
менно культовым местом в семье. Гестии жертвовали у очага
часть еды. В римской мифологии ей соответствует Веста — бо-

гиня священного огня, городской общины, курии, дома. Жрицы
Весты — весталки — поддерживали в очаге храма постоянный
огонь как символ государственной надежности и устойчивости
(с. 79).
Яхве (Ягве, Иегова) — сущий — имя древнееврейского бога,
фигурирующее в Ветхом Завете. Яхве — одно из имен бога,
означающее самобытность, вечность и неизменность существа
бога. Яхве первоначально был не единственным, а одним из
богов. Лишь в процессе длительного исторического развития
Яхве превратился из племенного бога в бога всего народа Изра-
иля, творца неба и земли. Впервые под этим именем Бог явился
Моисею, а затем тайна звучания его имени передавалась устно
по старшей линии первосвященнического рода. С III века до
н. э. произнесение этого имени в иудаизме было полностью та-
буировано. Вместо него употребляется слово «Адонай» («Гос-
подь мой»). В синодальном издании Библии имя Яхве почти
всюду заменено словом «Господь» (с. 79)-
Варрон МаркТеренций (116-27 до н. э.) — крупнейший рим-
ский ученый-энциклопедист, в трудах которого содержатся важ-
ные сведения об общественном устройстве, религии и нравах
Римского государства. Происходил из сословия всадников, зани-
мал многие политические и военные должности. Уже при жизни
научный авторитет Варрона считался неоспоримым. Он был фи-
лологом, антикваром и историографом. С 47 года Варрон заве-
довал библиотекой в Риме. Основным произведением Варрона
были «Человеческие и божественные древности» (41 книга; ныне
утеряны). Его перу принадлежит свыше 600 работ по юриспру-
денции, грамматике и истории литературы, по сельскому хозяй-
ству и этике (с. 79).
«Варрон сам сознается, что о человеческих вещах он напи-
сал прежде, а о божественных после потому, что прежде яви-
лись государства, а затем уже ими были установлены боже-
ственные вещи... „Как живописец, — говорит он, — существует
раньше, чем картина, архитектор — прежде, чем здание, так
точно государства явились прежде, чем то, что ими установле-
но"». — Августин. О граде Божием. М., 1994. Т. 1. С. 309 (с. 79).
Ренан Жозеф Эрнест (1823-1892) — французский писа-
тель, филолог-ориенталист и историк, сторонник критического

226

227

исследования священных книг религий Ближнего Востока.
В трудах «История происхождения христианства» и «История
израильского народа» критически анализировал Библию (с. 83).
Эдкинс Джозеф — один из виднейших исследователей Ки-
тая, переводчик священных текстов конфуцианства, даосизма и
китайского буддизма (с. 85).
Романские языки — группа языков индоевропейской се-
мьи, связанных общим происхождением от латинского языка,
общими закономерностями развития и значительными элемен-
тами структурной общности. Термин «романский» восходит к
латинскому romanus («относящийся к Риму»), в раннем средне-
вековье означавшему народную речь, отличную как от класси-
ческой латыни, так и от германских и других диалектов. Общее
число говорящих — 576 млн человек Более 60 стран используют
романские языки как национальные или официальные (в том
числе французский — 30 стран, испанский — 20, португальс-
кий — 7, итальянский — 3 страны). К романским языкам относят-
ся также румынский, молдавский и некоторые другие языки. Все-
го выделяют 12 романских языков (с. 86).
Дарвин Чарльз Роберт (1809-1882) — английский есте-
ствоиспытатель, основоположник научного учения об эволю-
ции органического мира путем естественного отбора и о про-
исхождении видов, которое изложил в книге «Происхождение
видов...». Дарвин материалистически объяснил целесообраз-
ность строения и функций организма, раскрыл естественные
факторы развития органического мира — изменчивость, на-
следственность и естественный отбор. Идеи Дарвина оказали
большое влияние на развитие науки XIX-XX веков. На основе
соединения классического дарвинизма и популяционной гене-
тики создана современная теория эволюции (с. 86).
Диалекты банту (кафра, сейтчуана, дамара, отигере-
ро, ангольский, конго, ки-суахили и др.) — языковая семья
коренного населения Центральной и Южной Африки (с. 8б).
Кейскам — город в Южной Африке (с. 87).
Берберский диалект — диалект берберо-ливийских язы-
ков — одной из ветвей афразийских языков. Распространены
228

берберские языки неравномерно на территории Северной Аф-
рики от Средиземноморского побережья до 12-й параллели и
от Атлантического побережья до 25-го меридиана (с запада на
восток) (с. 87).
Галла диалект — один из кушитских языков, относящихся к
афразийской языковой семье. Распространен в восточных райо-
нах Эфиопии и на севере Кении. Число говорящих — 7,65 млн
человек. Современное название галла языков — языки оромо
(включают в себя северные и южные диалекты) (с. 87).
Бушмены — народ, относящийся к южноафриканской
группе койсанской языковой семьи и населяющий западные и
центральные районы Ботсваны, а также соседние районы На-
мибии и Анголы (Южная Африка). Значительная часть бушме-
нов была истреблена европейскими колонизаторами, а уцелев-
шие группы были оттеснены в пустынные районы Калахари и
Намибии (с. 87).
Зоолатрия — совокупность обрядов и верований, связан-
ных с религиозным почитанием животных (с. 88).
Рита — обозначение универсального космического закона,
одно из ключевых понятий древнеиндийской мифологии. Рита
осуществляет преобразование неупорядоченного состояния в
упорядоченное. Благодаря Рите достигается порядок круговра-
щения вселенной, который совпадает с истиной. Деяния бо-
гов — лишь частные проявления Риты (с. 88).
Маат — в египетской мифологии богиня истины, социаль-
ного и космического порядка, дочь Ра, принимавшая участие в
сотворении мира, которое понималось египтянами как уста-
новление порядка вместо хаоса (с. 88).
Мистерии — тайные культы древних религий, в которых
участвовали только посвященные. Первые мистерии связаны с
почитанием Осириса, Исиды, Аттиса, Митры и других восточ-
ных богов. Многие элементы мистерий были заимствованы
христианством (с. 89).
Мемфис — древнеегипетский город (к юго-западу от совре-
менной столицы Египта — Каира). Основан в 3-м тысячелетии
229

до н. э. Являлся крупным религиозным, политическим, культур-
ным и ремесленным центром. В XXVIII-XXIII веках до н. э. был
столицей Египта. Археологами найдены остатки храмов, некро-
поль и др. (с. 89)
Гелиополь (Гелиополис) — древний город Баальбек в Лива-
не. В эпоху эллинизма получил название Гелиополь (с. 89).
Абидос — с VII века до н. э. торговая колония греческого го-
рода Милета. В 411 году до н. э. при Абидосе афиняне одержа-
ли победу над спартанцами. Абидос использовался как плац-
дарм для войск Александра Македонского во время его похода
в Азию (334 до н. э.). Позднее — место переправы крестоносцев
(с. 89).
Ра (Ре) — в древнеегипетской мифологии бог Солнца, плы-
вущий в своей дневной ладье по небесному Нилу, а в ночной ла-
дье — по подземному. Культ Ра, по-видимому, возник в начале
3-го тысячелетия до н. э., оттеснив Атума на роль вечернего сол-
нца. Ра — дневное солнце — постепенно стал «отцом богов»,
творцом (демиургом) мира и людей, возникающих из его слез.
Позднее Ра был отождествлен с богом Фив Амоном (Амон-Ра)
(с. 89).
Нун — в древнеегипетской мифологии «отец богов», олице-
творяющий первозданный хаос, из которого появился демиург
(творец) Атум (с. 89)-
Шу — в древнеегипетской мифологии бог воздуха, воздуш-
ного пространства («шу» переводится как «пустота»), сын Ату-
ма, муж Тефнут, отец Геба и Нут, разделивший ссорящихся де-
тей, подняв небо над землей. Шу опирается на бога земли Геба
и поддерживает богиню неба Нут. Изображался в виде челове-
ка с пером на голове (с. 89).
Тефнут — в древнеегипетской мифологии богиня влаги и
росы; дочь Атума, супруга Шу, мать Геба и Нут. Провозглашалась
также дочерью Ра, его Оком, уничтожающим всех врагов (с. 89).
Осирис (Озирис) — в древнеегипетской мифологии перво-
начально бог умирающей и воскресающей природы (однако,
возможно, эта интерпретация вторична), владыка загробного

мира, бог-царь. Осирис — старший сын Геба и Нут, брат и муж
Исиды, отец Гора. Согласно мифу, Осирис был убит злым богом
Сетом и воскрешен Исидой. Воскресший Осирис стал богом
загробного мира и судьей умерших (с. 89).
Геб — в древнеегипетской мифологии бог земли и расти-
тельности (египтяне считали землю божеством мужского рода,
а небо — женского). Геба называли отцом богов, солнца и луны.
Геб был сыном Шу и Тефнут. Изображался Геб обычно в виде
гуся или бородатого человека с гусем на голове, или человека,
лежащего на спине, над которым склонилась его жена Нут. Геб
не имел храма, центром поклонения ему был город Гелиополь
(с. 89).
Нут — в древнеегипетской мифологии богиня неба, по ко-
торому плавала ладья бога Солнца, жена Геба и мать Осириса,
Исиды, Нефтис и Сетха. Часто изображалась в виде изогнувшей-
ся дугой женщины, опирающейся на землю пальцами рук и ног,
поддерживаемой богом воздуха Шу. Также изображалась скло-
ненной над своим мужем Гебом. Олицетворяла женское начало,
ту водянистую массу, их которой появились все боги (с. 89).
Исида (Изида) — в древнеегипетской мифологии богиня
земного плодородия, воды и ветра, мореплавания, хранитель-
ница умерших, жена и сестра Осириса, мать Гора, олицетворе-
ние супружеской верности и материнства. Изображалась в виде
женщины с головой или рогами коровы (с. 89).
Гор (Хор) — в древнеегипетской мифологии бог света и неба,
глазами которого были солнце и луна. Иногда он представлялся
самим дневным светом — солнцем. Почитался как покровитель
власти фараонов, считавшихся его земным воплощением. Имя
Гора являлось частью царской титулатуры (с. 89).
Тот — в древнеегипетской мифологии бог луны, мудрости,
письма и счета, покровитель наук, библиотек и архивов, писцов
Священных книг и колдовства; творец Священных книг. Его ма-
гическая мощь покоилась на знаниях тайных имен божеств, что
позволяло ему наблюдать за порядком во всей Вселенной. На
загробном суде Осириса Тот ведет запись деяний умершего,
охраняет его и сопровождает в царство мертвых. Тот изобра-
жался в виде человека с головой ибиса (с. 89).

230

231

Мариет Огюст Фердинан (1821-1881) — французский архе-
олог, проводивший раскопки в Фивах, Абидосе, Мемфисе и дру-
гих городах. Основатель Египетского музея в Каире (1858)
(с. 89).
Карл Великий (742-814) — король франков с 768 года, ос-
нователь Римской империи времен раннего средневековья. Вер-
шиной его политической программы было «возрождение Рим-
ской империи». Коронован в 800 году в Риме папой Львом III
императорской короной, что означало признание его власти
над всей Западной Европой. Достижения в сфере культуры, имев-
шие место при дворе Карла Великого, дали основание говорить
о так называемом каролингском Ренессансе, сущность которого
составляло стремление к возрождению культуры и образования
в антично-христианском духе. Для осуществления своей про-
граммы Карл Великий собрал при дворе многих образованных
людей, которые создали «Академию» по античному образцу, об-
суждали с ним проблемы науки, искусства, культуры, школьного
образования, создавали великие литературные, поэтические, на-
учные и теологические произведения (с. 92).
Агамемнон — один из центральных персонажей «Илиа-
ды», мифический царь Микен, сын Атрея и Аэропы, брат Мене-
лая. Когда Парис похитил Елену — жену Менелая, Агамемнон в
начавшейся по этой причине войне против Трои встал во гла-
ве греческого войска. Чтобы флот мог отплыть, ему пришлось
принести в жертву свою дочь Ифигению. После покорения
Трои Агамемнон вернулся домой с плененной царевной Кас-
сандрой и был убит из ревности своей женой Клитемнестрой
и ее любовником Эгисфом во время трапезы (или купания). За
убийство отца отомстил его сын Орест (с. 92).
Гималаи — горная система между Тибетским нагорьем на
севере и Индо-Гангской равниной на юге, находится на терри-
тории Индии, Пакистана, Непала, Китая и Бутана (с. 93).
Капитолийский холм — один из семи римских холмов; из-
древле был политическим и культовым центром Рима. На Капи-
толийском холме был построен храм Юпитера, Юноны и Ми-
нервы (к нему восходили полководцы во время триумфальных
шествий). Там же хранился государственный архив. В 2б9 году до
н. э. на другой вершине Капитолийского холма, где находилась
232

римская крепость, был возведен храм Юноны Монеты (Советчи-
цы), при котором находился римский монетный двор. Между
двумя вершинами холма были построены дома богатой знати, не
раз горевшие и разграбленые в V веке н. э. Стилихоном и Гейзе-
рихом. В честь римского Капитолия названо здание Конгресса в
Вашингтоне (США) (с. 93).
Тиу — в германо-скандинавской мифологии бог сияющего
неба, войны и суда; у англов и саксов обозначался как Сакснот.
В своем генезисе Тиу предстает как индоевропейское божество,
этимологически и семантически близкое индийскому Дьяусу,
греческому Зевсу, римскому Юпитеру (с. 93).
Овидий Публий Назон (43 до н. э. - ок. 18 н. э.) — римский
поэт, автор лирических элегий, поэм, эпических произведений
«Метаморфозы» («Превращения», 15 книг) и «Фасты» («Кален-
дарь»). Овидий происходил из сословия всадников. После не-
продолжительной карьеры целиком посвятил себя поэзии. Уже
первое его произведение — «Любовные элегии» в трех книгах —
сделало его знаменитым. В «Метаморфозах» Овидий излагает
около 250 мифов о превращениях греческих богов и героев (от
возникновения мира из хаоса до апофеоза Цезаря). Произведе-
ния Овидия являются одним из источников современных зна-
ний о греческой и римской мифологии и религии (с. 94).
Финикия — древняя страна на восточном побережье Сре-
диземного моря у подножия Ливанских гор (территория совре-
менных Ливана и Сирии) (с. 95).
Аравия — территория, охватывающая Аравийский полуост-
ров и примыкающие к нему острова в Аравийском и Красном
морях, а также в Персидском заливе (с. 95).
Вавилон — древний город в Месопотамии к юго-западу от
современного Багдада. Ныне — город Халла в Ираке (с. 95).
Ниневия — древний город в Ассирии, ее столица в VIII-
VII веках до н. э. (находился в районе холмов Куюнджик и Тель-
Неби-Юнус на территории современного Ирака) (с. 95).
Эл — первоначально одно из главных древнейших божеств
западносемитских народностей (финикийцев, евреев и др.),
233

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Египет станет самой интересной страной для исследователя религии господин религия
Богатство религии перевод
Вызвать интерес к рели гиозным воззрениям народов
религиоведения Мюллер Ф. Введение в науку о религии 10 человека

сайт копирайтеров Евгений