<<< ΛΛΛ >>>
навсегда, запечатленные высшим слухом. Слух - это предел, дальше которого не
может зайти опредмечивающая сила безбожия. Божье слово, как бы ни было велико и
необъятно, все-таки может быть.
Написанное в начале 1980-х гг. о бедной религии можно было бы подтвердить
многими примерами из литературы того и последующего времени. Герои Василия
Аксенова, Юза Алешковского, Андрея Битова, Беллы Ахмадулиной, Венедикта
Ерофеева, Юрия Трифонова, - все они болеют какой-то высшей духовной
потребностью, которая не может найти удовлетворения в традиционных формах веры -
и по причине слабого знания о них, и в силу отчужденности новой религиозности от
всех овеществленных исторических традиций.
Так, автобографический герой книги Андрея Битова "Птицы" - типичный "бедный
верующий". Когда начинается страшная гроза, которая чудится ему почти концом
света, - он хочет вознести мольбу Всевышнему, но это оказалась "какая-то мычащая
молитва без слов."7 И он несказанно удивился, когда, под воздействием страха,
вдруг быстро и правильно перекрестился - раньше это никогда у него не
получалось, да он и не испытывал в этом потребности.
"Бедным верующим" можно назвать и Веничку, автобиографического героя повести
Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки". Он время от времени обращается к Господу с
мольбой: "Господь, вот ты видишь, чем я обладаю. Но разве это мне нужно? Разве
<<< ΛΛΛ >>>
Происходит сейчас в религиозной жизни постсоветского общества В частности Развитое преимущественно в восточной традиции русской богословии Глас вопиющего в пустыне приготовьте путь господу Реалистического заблуждения в теологии
|