Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

НЕПОДВИЖНЫЙ ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ - в философии Аристотеля и его последователей
это Бог (Он же - высший Ум), который является порождающим источником всякого движения
в космосе, но сам пребывает в вечности неизменным. Аристотель ввел такое представление в
философию из тех соображений, что если мы будем объяснять происхождение движения в мире
с помощью неограниченного числа звеньев причинно-следственных связей, такое объяснение
будет абсурдным: приемлемое для разума объяснение должно иметь конечное число звеньев,
начальным и является Неподвижный Перводвигатель. Он не имеет, однако, никаких личностных
черт, не любит человека и нет смысла Ему молиться.

НЕПОСТИЖИМОЕ - у С.Франка: глубинная божественная реальность в ее всеединстве,
которое невозможно полностью определить и выразить с помощью философских
формулировок, но личность может к нему приобщиться через сопричастность. Непостижимое
приоткрывается личности, когда она преодолевает свою самость, -трансцендирует- за пределы
себя и всего бытия в целом. Благодаря самоуглублению преодолевается характерное для
предметного познания противостояние внешнего и внутреннего мира. Трансцендирующая за
пределы постижимого бытия мысль как бы вращается вокруг Непостижимого первоначала,
предстающего -Святыней- или -Божеством-, которое -святит- и -творит само бытие-. Разум
стремится осмыслить отношения всего сотворенного и явленного Непостижимым, но сущность
последнего остается за пределами мыслимого. Сравн. у св. Григория Нисского: -Непостигаемое
постигается постижением его непостижимости-.

НЕ-СУЩЕЕ (греч. me on) - в древнегреческой философии: -не имеющее сущности-,
формы, идеи или любой другой положительной определенности, что для древних означало
также -не иметь бытия-. В античной философии -не-сущим- называли материальное начало.
Там, где отождествлялись благо и бытие, -не-сущим- становится также и зло. Этим проблема
зла упрощалась: если зло мы опытно знаем как активную богоборческую и античеловеческую
силу, то просто -не-сущим- назвать его уже недостаточно. В раннехристианской мысли -не-
сущее- нередко отождествляли с -ничто- и писали, что Бог сотворил мир из -не-сущих-.
Человек, если следовать такой неточной терминологии, тоже создан из -не-сущих-, но
благодатью Божией он может достичь обожения (теозиса), или, как писал Л.Карсавин, стать
-изнесущным Богом-. Такие рассуждения остались далеко не для всех убедительными.

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто) - отрицание Высшего бытия, а вместе с ним -
духовного призвания человека, святыни, религиозных традиций и нравственных принципов и
норм, а также высших ценностей культуры - истины, добра и красоты. Нет ничего, что имело
бы какой-то реальный смысл и ценность - в этом пафос нигилизма. 1) Ф.Ницше словами *-Бог
мертв- провозгласил открытое торжество нигилизма в западной культуре и цивилизации,
выразившееся в дискредитации высших ценностей, и возложил вину за это на историческое
христианство. Он призвал к полной -переоценке всех ценностей-, чтобы обрести истину, на
которую можно будет опереться. 2) М.Хайдеггер вслед за Ницше описал нигилизм как
исторический процесс обесценивания высших ценностей, совершаемый активной силой -духа
ничто-, неуклонно проникающего во все области человеческой жизни: -Нигилизм как
фундаментальный процесс западной истории вместе с тем и прежде всего есть закономерность
этой истории-. Есть нигилизм неполный, который устраняет только сами высшие ценности, и
полный, которые устраняет также и место, на котором они могли бы быть. 3) М.Блондель не
стал приравнивать деятельность нигилистов к чистой деструктивности, т.е. фактически к
сатанизму: -В том, что они отрицают, раскрывается величие того, что они хотят-. 4) Русский
нигилизм 60-х гг. XIX в. - -срыв отчаяния безверия от невыносимой тяжести взятого на себя
бремени- (Г.Федотов). Его характерные черты - антисоциальность, цинизм, жалкое состояние
мысли и мерзкая мораль. В нем -чудится какая-то бесовская гримаса: предел падения русской
души-; немало нигилистов вышло из православных семинарий - это расплата русского
православия за -отсутствие мира гуманистических ценностей срединного морального царства
делает богоотступника уже не человеком- (Г.Федотов).

НИРВАНА (санскр. - угасание, прекращение) - в *Буддизме понимается как разрушение
желаний, прекращение страданий, всякой -жажды- - жажды жизни, жажды познания, угашение
страстей и работы сознания, выход из *реинкарнаций. С точки зрения плотского (-сансарного-)
человека Нирвана - это прекращение обычной жизни, пустота (Шунья), о которой ничего
определенного нельзя сказать, но для одухотворенного - это высшая форма сосредоточенности
бытия. Поэтому Нирвана - не-желание, не-жизнь, не-смерть, не-сознание, не-действие, но и не
уничтожение существования, а выход в сверхбытие по ту сторону дуализма жизни и смерти,
бытия и небытия, выход из проявленного бытия в непроявленное, обретение подлинного
блаженства. -Тот несравненный остров, где ничем не владеют, где ничего не жаждут, я называю
Нирваной, разрушением смерти и гибели- (Будда), и нужно расчистить сердце, чтобы Нирвана
создала в нем свой остров, который не зальют никакие волны житейского моря.

НИЧТО - 1) Отсутствие всякого *бытия или его отрицание. -У ничего нет свойств- (Р.Декарт).
2) У М.Хайдеггера: ничто - активная иррациональная сила, уничтожающая бытие - прежде
всего высших ценностей и святынь (см.: НИГИЛИЗМ). 3) У Ж.-П.Сартра ничто предстает как
-гниение бытия-. 4) У Я.Беме: Бог по отношению к твари это -вечное Ничто- в смысле Его
абсолютности и полной трансцендентности по отношению к миру, означающей, что любые
категории тварного бытия отрицаются, если с ними подходить к Богу. 5) В русской религиозной
философии *Абсолют есть и Все, и Ничто: -Ничто, поскольку оно не есть что-нибудь, и Все,
поскольку оно не может быть лишено чего-нибудь- (Вл.Соловьев). С.Булгаков писал:
-Трансцендентный Бог есть навеки неведомая, недоступная, непостижимая Тайна, к которой не
существует никакого приближения-. Но Божественное Ничто - это более чем Ничто, -оно есть
Сверх-что- и -Не-кто- - Субъект откровения, выступающий из мрака Ничто, чтобы явить Себя
человеку Богом.

НИЧТОЖЕСТВО ЧЕЛОВЕКА - тема многих религиозных доктрин и учений. В
христианстве немало авторов рассуждали о недостоинстве человека, но христианский гуманизм
и персонализм настаивали на величии человека, на том, что он может и вправе стать достойным
общения с Богом, счастья и любви: -Бог есть Искупитель нашего ничтожества- (Б.Паскаль).

НОМИНАЛИЗМ (от лат. nomina - имена)- течение в *схоластической мысли, признававшее
реальное существование только индивидуальных вещей, а не общих понятий (*универсалий),
овладеть которыми стремится познающий разум. Универсалии были представлены в
номинализме только как имена или слова, которые разум сам подбирает и дает вещам по их
сходству и принадлежности определенным группам (родам и видам). Номинализм был
скептичен к метафизике, настаивавшей на высшем познавательном значении универсалий, и
содействовал *эмпиризму, где оживал интерес к исторической и эмпирической конкретности
вещей и явлений, а также к тщательному продумыванию теоретико-познавательных вопросов
(Оккам, XIV в.).

НООСФЕРА - в философии о. Пьера Тейяр де Шардена: планетарная духовная среда и сфера
свободной мысли, -мыслящий пласт-, -гармонизированная общность сознаний, эквивалентная
своего рода сверхсознанию. Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но
окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну общую крупинку
мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется в акте
одного единодушного мышления. Таков тот общий образ, в котором по аналогии и симметрично
с прошлым мы можем научно представить себе человечество в будущем-. Мистическим
трансперсональным центром ноосферы является -точка Омега-, которая -уже существует в мире
и действует в самой глубине мыслящей массы-, - это -Христос всеобъемлющий-.

НОСТАЛЬГИЯ (греч. nostos - возвращение и algos - боль) - согласно М.Амара-Пуанье, это
присущая человеческой природе жажда Высшего, имеющая 7 разных видов: 1) ностальгия по
любви как жажда любви безграничной, которая не насыщается ничем на земле, но ищет любви
Бога, которой можно полностью вверить себя; 2) ностальгия по истине - жажда полноты
высшего ведения, которую может дать только Бог; 3) ностальгия по творчеству как воплощению
абсолютного на земле, что выходит за рамки осуществимого здесь; 4) ностальгия по
совершенному обществу, где общее благо становится реализацией Высшего блага; 5) по
вечности - мы смертны и временны и жаждем единства с Высшим существом над временем; 6)
по независимости - жажда преодоления трагизма нашей жизни в зависимости от окружения с
надеждой на Бога, свободного от всего внешнего; 7) по свободе - жажда абсолютной свободы,
готовность принять Бога как источник и цель подлинной свободы человека.

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА - введены Дж.Ст.Миллем. У Вл.Соловьева: стыд, жалость,
сострадание, сопереживание, альтруизм, любовь, благоговение, чувство долга. В душевной
жизни человека они содействуют его нравственным действиям.

НУМЕН или НУМЕНАЛЬНОЕ (лат. numen - божество) - сокровенное ядро духовного опыта
встречи со *Святым, сверхразумное по своему содержанию, не охватываемое средствами мысли.
Переживания нуменального опыта, однако, очень ярки. Это чувство mysterium tremendum -
устрашающей тайны, приводящей душу в оцепенение и изумление и в то же время влекущей к
себе, очаровывающей: -Нечто, берущее в плен, странным образом еще и восхищает, доводит
порой до головокружительного опьянения. Это дионисийский элемент в опьянении-. Р.Отто
считал -нуменальное- состояние духа сутью религиозного опыта в основных религиях мира,
общим в них несмотря на все их крайнее разнообразие. Никто из имеющих такой опыт не может
передать его другому, но есть возможность подвести его к тому порогу, за которым обретается
опыт встречи с Другим, Святым, Неисчерпаемым, с Богом. -Нуменальному- нельзя научить, но
можно содействовать его пробуждению. -Нуменальное-, считал Отто, первично по отношению
к вероучению, теологии, догматике и этике. Христианская духовность, однако, не исчерпывается
нуменальным.

НУС (греч. разум, мысль) - у античных философов Дух, интерпретируемый обычно как
*Мировой разум или высший божественный Ум. Впервые о Нусе сказал Анаксагор (V в. до
Р.Х.), который признал, что мир (космос) как разумно устроенное целое, не мог бы возникнуть
из хаоса сам собой, если бы не могущество Нуса, который все привел в порядок и создал
структурное единство мира. У Аристотеля Нус - Форма форм, *Беспричинная Причина и
*Неподвижный Перводвигатель; Нус - Самомышление, Он непрестанно мыслит о самом себе
как высшем предмете мысли. У неоплатоников Нус сверхкосмичен, это божественный Ум,
объединяющий множества божественных умов, пребывающих над миром в вечности.

ОБСКУРАНТИЗМ (от лат. obscurus - букв. покрытый, шире - затемненный, с трудом
понимаемый) - умонастроение, при котором вместо верности *истине и ответственности перед
ней предпочтение отдается тому, что от истины уводит, затемняет ее, делает неясной. В светской
культуре обскурантами называют тех, кого обвиняют в противодействии *просвещению и
*прогрессу (-сон разума рождает чудовищ-). В религиозной мысли этот термин встречается
реже и адресуется тем, кто истину свыше подменяет земными представлениями и учениями,
напр., при националистических интерпретациях религии или когда традицию ставят выше
Евангелия. -Ничто не производит столько мрака, сколько ум человеческий, рассуждающий обо
всем по земному и не принимающий озарения свыше- (Св. Иоанн Златоуст. Бес. на Ин. XXIV,
147). В современной религиозной жизни обскурантизм нередко выступает под видом защиты
чистоты веры и пытается монополизировать *ортодоксальность, но изменяет при этом духу
Евангелия. -Утверждение человечности христианства вызывает настоящую ненависть у тех
многочисленных христиан, которые считают жестокость основным признаком
ортодоксальности- (Н.Бердяев).

ОБЩЕЕ БЛАГО - в социальной философии: все необходимое для обеспечения полноценной
жизни каждого человека и сообществ, в которых он участвует; в *томизме и католической
социальной доктрине - цель существования *государства. Это вся сумма общественных,
правовых, экономических, культурных, религиозный условий, все нужно для образования и
воспитания, для сотрудничества, взаимопомощи, личной инициативы и творческой
самореализации, для общественных и деловых проектов, для духовного возрастания личности.

ОБЩЕНИЕ (КОММУНИКАЦИЯ) - специфически личностное, диалогическое отношение
активного обмена и взаимной сопричастности , когда есть ответственность, осмысленность,
сопринадлежность и любовь. Индивидуалистам чуждо подлинное общение, т.к. их
-коммуникация заблокирована стремлением подчинять себе подобных, владеть ими-
(М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, Э.Мунье и др.). В общении же личность открывает себя другим
личностям, не боясь риска быть отвергнутой и ожидая ответной открытости, действует свободно
и в случае полнокровного общения его участники достигают духовного единства, на основе
которого может появиться община. Быть человеком - значит -быть-с-другими-, поэтому
общение - естественно для человека. Предрасположенность к общению создается внутренним
диалогом, а в конечном счете - диалогом (общением) с Богом.

ОБЩЕСТВО И ОБЩИНА - принятое в социальной философии различение двух видов
сообществ. В обществе: законность и правопорядок, взаимное отчуждение и индивидуализм
отдельных лиц, государственное управление и принуждение, индивидуальная свобода, не
требующая личностной зрелости, конфликты и соперничество групп, партий и отдельных лиц,
общественное мнение и идеологии, жажда нового и прихоти моды, бездушный расчет и нередко
атеизм, по крайней мере практический. В общине: духовное единство, взаимная поддержка,
согласие и сотрудничество личностей, нравственная ответственность, неформальные отношения,
общность веры и обычая, традиционализм, твердость семейных основ быта и пр. В воссоздании
общинных основ жизни некоторые видят один из путей обновления общества. Общинность,
однако, не всегда понимается как то, что не должно исключать законность и правопорядок и что
сочетаться с личностной свободой, самореализацией и ответственностью за общее благо. Кроме
того община - еще не *соборность, которая созидается даром Духа Святого, делающим общину
церковной. Романтизм идеализировал общину как основу общественного организма (нем.
Gemeinschaft), игнорируя, что насилием и кровью создавались как органические сообщества, так
и жестко организованные социальные системы.

ОБЪЕКТ - в современной философии внешнее по отношению к *субъекту, то, что
противостоит ему и на что направлена его познавательная деятельность. Иногда говорят также
об объекте воли и желаний. В *самопознании субъект делает объектом самого себя и свой
внутренний мир. В *схоластике объект - то, что существует в разуме в виде представления или
идеи, в виде общего понятия, т.е. здесь объект противопоставлен субъекту, понимаемому как
индивидуальное бытие.

ОБЪЕКТИВАЦИЯ - у Н.Бердяева: разделение субъективного и объективного в мышлении и
в творчестве, а шире - во всякой деятельности, включая и социальную жизни, культуру и
религию. В процессе объективации нечто, созданное творческой личностью, становится
достоянием общества, культуры или общепринятой религии и начинает жить независимой
жизнью - отчуждается, обезличивается, становится объективным фактом, а не уникальным
духовным явлением, рожденным в глубине внутреннего мира автора. Оно входит в чуждый ему
мир внешних объектов, и его творец вновь должен преодолеть давление внешнего мира, которое
возросло от того, что продукты его деятельности теперь уже не с ним, а среди всего, с чем он
постоянно борется. Новое творческое усилие, если оно успешно, принесет свои плоды, но и они
точно так же объективируются, их творца вновь ждет борьба и так без конца. В постоянно
идущей объективации - трагедия творчества и -священная неудача культуры-. Выход - в
трансцендировании за пределы падшего мира, в устремлении к преображению бытия, к новому
небу и новой земле. Возражения Бердяеву: во-первых, не все объективное чуждо и враждебно
человеку - он нуждается в соотнесении своей личной духовной жизни с духовной жизнью
других для обретения чувства принадлежности и служения; во-вторых есть извечные духовные
основы жизни, частично разрушенные и искаженные после грехопадения, ценностью которых не
следует пренебрегать; и в-третьих, действие Духа Святого может преобразить духовную жизнь
не только во внутреннем мире личности, но и в сообществе, открытом к Богу.

ОБЪЯСНЕНИЕ - раскрытие сущности происходящего, при котором событие, имеющее место
здесь и теперь, трактуется как конкретное проявление общих закономерностей, как частный
случай общего. Такой подход возобладал в естественных науках, но в гуманитарных науках он
постоянно оспаривался. Представители *герменевтики возражали и продолжают возражать, что
по отношению к духовной жизни человека такое объяснение мало что объясняет, поэтому
главное для гуманитарных наук - это не объяснение, а *понимание.

ОККАЗИОНАЛИЗМ (от лат. occasio - случай) - отрицание причинного взаимодействия
сотворенных вещей, со ссылкой на Бога - единственную подлинную причину всего
существующего. Сторонники окказионализма вместо причин реальными признавали только
благоприятные случаи (-оказии-), которые Бог использует как поводы явить свое действие. В
частности, единство тела и души при жизни человека (а это одна из труднейших философских
проблем) объяснялось здесь непрерывным действием помощи Божией.

ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occult - тайный, сокровенный) - совокупность *эзотерических
доктрин и связанных с ними видов паранормальной практики, опирающихся на тайные знания
глубинных сил природы, потаенных связей человека с разными -параллельными планами
бытия- или иными мирами. Это также знания иерархий космических духов. Овладение ими,
настаивают его сторонники, значительно расширит возможности человека влиять на ход
событий. В мировых религиях к оккультизму относятся настороженно 1) из-за безосновательных
религиозных притязаний многих представителей оккультизма и 2) жажды власти над миром
вместо смирения перед Высшим. Неразумно заниматься -опровержением- оккультных знаний с
позиций религиозной веры, но следует настаивать, что вопросами *смысла бытия оккультизм,
как и наука, не занимается. Христианских мыслителей поражает в оккультизме безблагодатность
его знаний и практики, отсутствие света Божия, неискупленность человека, безличность
понимания человека, разлагаемого на многоплановые слои, отсутствие ясного понимания
высшего назначения, во имя которого нужна сама эта деятельность по большому счету. -Точно
оккультный путь существует для пасынков Божиих, не любимых Богом. И нет конца темным
коридорам и темным лестницам-, - писал Н.Бердяев с некоторой надеждой на возможное в
будущем просветление оккультизма. Единственной заслугой оккультизма считают его
постижение внутренней глубины тварного мира, которого так не хватает научно-
рационалистической культуре. Отсюда и усилившееся к концу ХХ в. стремление наводить новые
и восстанавливать старые мосты между наукой и оккультизмом.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

человек создан несовершенным
В котором человек должен научиться жить
Вера ответ человека на обращенное к нему слово божие
Василенко Л. Краткий религиознофилософский словарь философии 11 человека
Сердечной жизни человека

сайт копирайтеров Евгений