Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ОНТОЛОГИЗМ (греч. ontos, от einai - быть, и logos - слово) - убеждение, согласно
которому достижение человеком знания возможно не иначе как благодаря познанию Бога.
Характерен для Б.Спинозы в XVII в., Н.Мальбранша в XVIII в., В.Джоберти и А.Росмини в XIX
в., П.Флоренского в ХХ в. и др. Напр., у Николая Кузанского Бог предстает непостижимым
абсолютным единством всего существующего, конечной основой всего мыслимого и
постижимого. Положительная сторона этого подхода в том, что всякое познание здесь
рассматривается без отрыва от Богопознания. Отрицательная - в том, что Бог философски
интерпретируется, чтобы получать место в том или ином варианте *онтологии.

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ -
1) обоснование существования Бога исходя из того,
каков Он. Согласно св. Ансельму Кентерберийскому (XI - XII в.), Бог есть -Нечто, больше чего
нельзя ничего себе представить-; так понимаемый (безграничный по объему Своего
содержания) Бог -не может быть только в уме-, т.е. не может не существовать в
действительности. С логической точки зрения здесь из определения Бога выводится Его
существование, что отвергалось, напр., И.Кантом. С.Франк в ответ писал, что речь здесь идет
прежде всего о глубокой духовной интуиции Ансельма, которую следует выразить так:
-Вдумываясь в то, что мы мыслим в понятии абсолютного, мы с непосредственной
самоочевидностью убеждаемся, что в отношении его всякое отрицание или сомнение просто
неосуществимо, лишено смысла, т.е. что ему присуще необходимое бытие-.
2) У Фомы
Аквинского и др. онтологический аргумент представлен в более привычной форме: если
восходить по ступеням совершенства тварных существ, то придем к Совершенству как
таковому, т.е. к Богу как источнику всякого совершенства.
3) У Николая Кузанского: Бог -
трансцендентный и непостижимый -абсолютный максимум-, Он -есть абсолютная
необходимость-, основа бытия всего сущего и его познания, Его существование не может
подвергаться сомнению.
4) У Р.Декарта данный аргумент принял форму *идеи Бога:
существование Бога как всесовершеннейшего Существа обосновывается с помощью
*врожденной идеи Бога в сознании человека.

ОНТОЛОГИЯ - учение о *бытии, часть *метафизики, занятая исследованием бытия как
исходной для философии реальности, без которой невозможно понять существование отдельных
вещей: благодаря связи с бытием они реальны, а вне такой связи их существование
бессмысленно. Бытие связно, имеет порядок и смысл, соотнесено с Высшим бытием -
источником любого бытия. Есть мыслители, замечающие -трещины в бытии-, -темный фон
бытия-, а не только свет и порядок. В древнегреческой философии онтологичная мысль
акцентировала роль в бытии вечного, неизменного и нематериального, а также иерархических
отношений высшего и низшего. Это опиралось на представление о самодостаточности
космического бытия. Христианская вера и мысль была оценена древней философией как
-сдвинувшая несдвигаемое- (С.Аверинцев) в бытии; но христиане, во-первых, признали бытие
нашего мира тварным, внутренне неполным, не самодостаточным и зависящим от Творца, и, во-
вторых, увидели во Христе начало обновления бытия (-Я все делаю новым- - Откр.21.5). Это
выявило в бытии историческое измерение, устремленность к финальному преображению,
предзнаменуемому знаками грядущего. Если мы открываем себя навстречу *тайне и *смыслу
бытия, насыщается жажда высшего смысла жизни и раскрываются наши лучшие творческие
силы и дарования.

ОПТИМИЗМ (от лат. optimus - лучший) - умонастроение, придающее основное значение
лучшим перспективам в любой человеческой ситуации и вере в победу добра над злом.
Основные его проблемы: как быть, если злу в мире конца не видно, как относиться к духовно-
нравственной несостоятельности человеческого рода и почему природные и социальные
катастрофы сводят на нет усилия человека сделать достойной свою жизнь. Был ответ: зла
больше на начальных стадиях развития человечества, а по мере его взросления растет
понимание, мудрость и ответственность. ХХ в. показал, что на т.н. высших стадиях развития
зло становится особенно изощренным и вовсе не убывает. Оптимизм невозможно убедительно
обосновать социальными и историческими фактами, следовательно, оптимизм - это выбор
души вопреки фактам, нужный для преодоления жизни, ее изменения в лучшую сторону.
Христианин, надеясь на финальную победу добра над злом, опирается на веру, что Бог
осуществляет замысел спасения мира от зла, и на мистический факт победы Христа над грехом и
смертью, и в этом смысле христианин оптимистичен. В оптимизме, по Д.Бонхёфферу, несмотря
на его ошибки, есть воля к будущему: -Оптимизм - жизненное здоровье, надо беречь его от
заразных болезней-.

ОРТОДОКСАЛЬНОСТЬ (от греч. orthos и doxa - правильное мнение или мышление) -
соответствие религиозного мышления, вероучения и теологических концепций тем
богооткровенным истинам, которые составляют содержание Св. Писания и Предания Церкви.
Ортодоксальность задает нормативные критерии для оценки любых духовных новшеств во
вселенском христианстве. В древнем христианстве понимании ортодоксальности было общим
для всех кафолических Церквей и позволяло отклонять как неприемлемые гностические и
еретические трактовки христианства. К концу первого тысячелетия общее для всей церквей
понимание единства Предания было утеряно. Ныне как *Православие, так и *Католичество
настаивают каждое на своей ортодоксальности, но многовековые споры свидетельствуют об
различиях в ее понимании. *Протестантство выдвинуло свои критерии верности
древнехристианским нормам, но само раскололось на разные течения из-за различий в трактовке
смысла самих критериев. Фактически каждая из традиций дает теперь свои нормы
ортодоксальности, но внесенный протестантами импульс возврата к евангельским истокам
должен содействовать восстановлению ясности в этом вопросе, несмотря на неубедительность
предлагавшихся решений. Либеральное протестантство отказалось от самого принципа
ортодоксальности, что не может не привести к потере церковности как таковой.

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ - у К.Ясперса: время между 800 и 200 гг. до Р.Х., когда закончилась
победой духовная борьба за свободу мысли и совести против древней мифологии и родового
сознания. Победители - философы, поэты и трагики в Древней Греции, пророки в Древнем
Израиле, в Китае - даосы и Конфуций, в Индии - авторы Упанишад и Бхагавадгиты, а также и
Будда, в Иране - Заратуштра. В эту эпоху были заложены основы мировых религий, созданы
предпосылки современного мышления и культуры, сохраняющие значение до сих пор, и во
многом преодолен изоляционизм во имя универсальности. -В осевое время произошло открытие
того, что позже стало называться разумом и личностью- (Ясперс). В частности, философия
позволила человеку углубить, расширить и осмыслить опыт своего возвышения над
окружающим миром и над самим собой и осознать свою причастность Высшему бытию, опыт
своей внутренней свободы по отношению к миру.

"ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ" - у А.Камю: стоит жить или не стоит? Ответ: -Я
бунтую, следовательно, мы существуем-. (См.: МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ БУНТ). Сравн. с ответом
Э.Мунье: -Я люблю - значит, существует *бытие и жизнь стоит того, чтобы ее прожить-.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - высокая и постоянно возрастающая степень чувства
ответственности характерна для подлинной религиозной жизни, когда человек входит в
присутствие Бога, заповедавшего: -Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный-
(Мф.5.48). -Безответственность в области религии, где люди не имеют, в сущности говоря,
прочных критериев и где живое благоговение должно было бы вечно питать заботу о трезвении
и очищении, является грехом непростительным, грехом против Духа- (И.Ильин).

ОТКРОВЕНИЕ - 1) Знание, получаемое от Высшего источника, которое недостижимо
чувственному восприятию, рациональному познанию и естественной интуитивной способности.
Откровение постигается религиозной верой, воспринимающей его как особое просвещение
человеческого духа, как Слово, несущее в себе *истину и наставление, Слово Божие о Боге.
Филон Александрийский впервые увидел в Откровении источник истин, нужных для решения
философских проблем происхождения мира, первооснов бытия и духовного становления
человека. 2) У ряда христианских мыслителей разных эпох Откровение - это раскрытие
несомненных истин веры, на основе которых строится здание христианской философии,
соединяющей их с метафизическими разработками и данными научных исследований. В рамках
такого подхода Откровение трактовалось как готовый священный Текст, данный свыше.
Необязательно быть христианином, чтобы так понимать суть Откровения и его назначения, - в
Исламе и Иудаизме есть аналогичные взгляды. 3) В современной христианской мысли: это
самооткровение Бога, Его дар Себя людям, излияние Его творческой любви в мир, любви,
формирующей Словом и Духом новую реальность. Откровение - ответ на веру человека,
который ищет не обладания знанием новых истин, а полноты жизни в единстве с Отцом и
Сыном и Св. Духом, ищет полного прощения и *спасения в Церкви и стремится посвятить свою
обновленную жизнь служению Богу и ближнему. Оно освящает человека благодатью,
принимается им как всепрощающий дар от Бога и обетование, что дар любви Божией к миру
будет принят в ходе истории большей частью человеческого рода. Для христиан средоточием
всякого откровения является самооткровение Бога в Иисусе Христе.

ОТКРОВЕНИЕ И РАЗУМ - в *томизме: Бог Своим Откровением не нормирует мышление
естественного разума, следовательно, в метафизику и науку догмат не вводится, разум
осмысливает реальность своими средствами, а истины веры отчасти уточняют и подтверждают
истины разума, а отчасти их предполагают. Томизм настаивает на соуществовании и
взаимосвязи разных способов познания истины, при разделении компетенций разума и веры.
-Когда Откровение превращают в соперника физики или астрономии, этим не только стесняют
свободу выражения светских наук, но в некотором роде унижают само Откровение и
Даровавшего его- (А.Дондейн).

ОТРИЦАНИЕ (В БОГЕ) - в философии Гегеля: Абсолютная Идея отрицает себя, чтобы затем
объединить утверждение и отрицание себя в высшем синтезе. Христианская мысль оценивает
это как необоснованное приписывание человеческой диалектики Высшему мышлению, в
котором есть лишь утверждение истины.

ПАМЯТЬ - не просто хранилище информации о прежде бывшем и способность ее
воспроизводить, а активная психическая сила, благодаря которой акт воспоминания повышает
энергию души и уподобляет ее тому, что вспоминается. 1) Древняя мысль верила в
созидательное и священное значение памяти как души самой культуры, связывающей ушедших
с ныне живущими, как источника истинной философии, творчества художника и пророческой
вести. У Платона припоминание (anamnesis) отождествляется с *познанием - важнейшей
составной частью духовной работы философа: постижение горнего мира извлекает из глубинной
памяти знания идеального мира. Это совершенствует душу, раскрывает ее внутреннюю красоту
и божественность. Память научает *мудрости. 2) У Плотина актуализация внутреннего
памятования души о ее небесной родине содействует духовному возрастанию, восстанавливает
сознание причастности *Мировой Душе и подводит к интеллектуальному созерцанию *Нуса и
*Единого. Войти в память Мировой Души - значит войти в вечность, в вечную память. 3)
В.Иванов писал, что для языческого жизнепонимания -Вечная Память - энергия соборная и в
таинственном смысле священственная: тайно священствует, кто ей служит и жертвует, - как
художник, жрец Мнемосины [богини памяти] и Муз [ее 9 детей]. Ибо священное обращено
лицом к прошлому: ему определено хранить предание святынь-. Рискованно, однако,
сосредотачиваться на хранении святынь без внимания к источнику подлинной святости. 4) У
Августина глубинная память - источник внутреннего свидетельства о существовании Бога и
блаженной жизни, место таинственного присутствия Божия, открывающегося ищущей душе. В
памяти же таится и вытесненное за пределы дневного сознания знание неподвластных воле
человека сил - противящееся Богу *Я (эго) человека со всеми его действиями, намерениями,
поступками, страхами, антипатиями и пр. 5) Бонавентура находил в памяти подобие вечности и
напоминание человеку, что он - образ Бога. Христианство видит в памяти аспект
взаимоотношений человека с Богом: забвение Бога и Его Завета равнозначно духовной смерти и
потере жизни будущего века. Поэтому память - это верность Богу, надежда, любовь, действие
Духа в нас, постоянно напоминающее о спасении Христовом. Христианство видит в глубине
памяти литургическое измерение: -Делайте это в воспоминание о Мне- (Лк.22.19).

ПАНЕНТЕИЗМ (по-греч. -всё в Боге-) - вера и связанные с ней философские концепции,
согласно которым вся Вселенная пронизана бытием Божиим и включена в него, но само Его
бытие бесконечно превосходит бытие мира. Термин введен в начале XIX в. К.Краузе.

ПАНПСИХИЗМ - тип учений, в которых все существующее представлено одушевленным или
же населенным разного рода -душами-. Пример: -Все полно богов (демонов)- у Фалеса -
пандемонизм как вариант панпсихизма. Сторонники панпсихизма видят окружающий мир не
как множество духовно пустых вещей, а как нечто имеющее личностные или квазиличностные
средоточия и центры, с которыми возможны отношения типа -Я-Ты-. Христианские теологи
чаще всего относились к панпсихизму отрицательно, однако св. Франциск Ассизский,
обращавшийся, напр., к огню как к -брату огню-, в некотором смысле был панпсихистом.

ПАНТЕИЗМ (по-греч. -всё есть Бог-) - термин введен в начале XVIII в. Толандом для
обозначения веры или философских концепций, признающих тождественность Бога и мира
(*природы, *космоса, *универсума). Пантеистичны *гилозоизм (божественное действует в
глубине жизни во Вселенной), *имманентизм; ряд видов *монизма; *Индуизм (Веданта и
Санкхья), *стоицизм (учение о божественном и космичном *Логосе), философия Дж.Бруно
(-Бог есть действующая и финальная причина всего существующего, его начало, середина и
конец, вечность и бесконечность-), Б.Спинозы (-Deus sive Natura- - -Бог или Природа-),
Г.Гегеля (Абсолютная Идея пребывает в основании мира). Утонченным пантеизмом часто
называют *неоплатонизм. В ХХ в. пантеистические идеи встречаются в русском *космизме и
экософии. Пантеизм непригоден для осмысления высших видов духовного опыта человека и
несостоятелен в обосновании этики: если -все есть Бог-, то Он - и добро, и зло. Неприемлем
он и для христианской веры, которая говорит о трансцендентности Бога и сверхкосмичности
человека: если Бог безличен и не имеет любви к миру и замысла о нем, то Он поставлен просто
ниже человека. Христианство признает присутствие Бога в мире, но не объясняет способ этого
присутствия.

ПАРАПСИХОЛОГИЯ - область психологии, исследующая паранормальные проявления
душевной жизни человека. В религиозно-философском плане ее результаты позволяют
расширить наше понимание скрытых возможностей человеческой природы, освоить разумом то,
что ранее считалось рационально неприемлемым или *сверхприродным, - сверхчувственное
восприятие, ясновидение, психоэнергетические способности и др. Это позволяет лучше понять
различие между паранормальным опытом и встречами с Высшим, с которых и начинается
религиозная вера.

ПАРИ ПАСКАЛЯ - аргумент в пользу разумной оправданности веры в Бога: если Бога нет, то
вера в Него ничего не лишает человека и потому не вредна; однако, если Бог есть, то ложное
неверие лишает человека той полноты жизни, какую дает богатство возможностей,
открываемых религией, - вечную жизнь и вечное счастье. Поэтому разумнее сделать ставку
именно на веру вопреки отсутствию полностью убедительных доказательств как того, что Бог
есть, так и того, что Его нет. Атеист же просто глупо поступает. Впрочем, он может возразить: я
не играю в Ваши игры. Ответ Паскаля: -Не в Вашей воле играть или не играть-. Тем самым
Паскаль как бы заставляет неверующего соглашаться сыграть на своих условиях, вынуждает
уверовать, что соответствует его словам: -Истинная религия должна обязывать любить своего
Бога-.

ПАТРИОТИЗМ (от лат. pater - отец) - благородная любовь к Родине как к месту рождения
или же как к стране, принявшей человека и признаваемой им самим в качестве таковой согласно
своему внутреннему чувству принадлежности. Ап. Павел, к примеру, связывал сознание своего
человеческого достоинства с гражданством родного г. Тарса (Деян.21.39) и в этом смысле был
патриотом, но совершенно очевидно для него первенствующее значение небесного гражданства
всех христиан. П.Чаадаев: мы в России в основном -имеем пока только патриотические
инстинкты-, а не развитое и зрелое патриотическое сознание, вырастающее из свободы духа и
продуманности личного выбора, чувства высшей правды и ответственности, самоотверженности
и нравственной чистоты. Вл.Соловьев, Н.Бердяев, Г.Федотов и др. русские философы были
людьми, чей патриотизм вытекал из христианской веры в Бога, в замыслах которого Россия
имеет особое религиозное призвание. Отсюда - специфически духовное понимание ими
*русской идеи и убеждение в том, что лишить народ такой идеи - значит сделать его жизнь
бессмысленной, превратить ее в бездумное существование. Патриотизм противостоит
национализму и шовинизму, главный мотив которых - греховное самоутверждение и жажда
господства, которые не могут иметь религиозного и нравственного оправдания. -Религиозная
вера есть величайшая сила, призванная углублять, очищать и облагораживать инстинкт личного
и национального самосохранения- (И.Ильин). -Мы должны сделать все усилия для того, чтобы
исступленный национализм не становился продолжателем - в какой-то новой форме -
извращений тоталитаризма- (Папа Иоанн Павел II).

ПАТРИСТИКА (от лат. pater - отец) - термин, обозначающий наследие христианской
мысли, заключенное в работах свв. Учителей и Отцов Церкви, трудившихся с III по VIII вв.
Впрочем; и на Западе, и на Востоке к Отцам нередко относят ряд теологов и религиозных
мыслителей, живших позже - вплоть до XIII-XIV вв. *Протестантство тоже говорит о своих
отцах - М.Лютере, У.Цвингли и Ж.Кальвине. Основные признаки, по которым *Православие и
*Католичество относят того или иного древнего духовного писателя к Отцам, таковы:
ортодоксальность веры; святость жизни; широкое признание и одобрение в Церкви; древность,
понимаемая фактически как принадлежность к греко-латинскому христианскому культурному
миру. Догматической безошибочности всех теологических взглядов каждого из них нет в
данном перечне, но тем не менее все вместе они сформировали основы догматического
мышления как Православия, так и Католичества. Мнения одних Отцов могут расходиться с
мнениями других, некоторые из их идей со временем отвергались Церковью. Католичество
принимает как безошибочные те взгляды Отцов, в которых они все согласны между собой,
отдавая при этом особое предпочтение Августину. Православие предпочитает говорить больше
о верности духу святоотеческой мысли, чем о бесспорной безошибочности конкретных формул
из их работ, но особо почитает Афанасия Великого, каппадокийцев, Максима Исповедника,
Псевдо-Дионисия Ареопагита и Иоанна Дамаскина. Протестантство оценивает наследие Отцов,
сопоставляя со Св. Писанием как записанным Словом Божиим, дающим необходимые критерии
для того, чтобы заново интерпретировать и скорректировать их взгляды. Наиболее радикальные
представители Протестантства отвергают святоотеческое наследие как результат эллинизации
христианства, более умеренные благодарны Отцам за то, что они смогли выразить библейскую
веру на языке культуры своего времени. (См. также: СВЯТООТЕЧЕСКИЙ ИДЕАЛ
ФИЛОСОФИИ).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Согласно которому достижение человеком знания возможно философии откровение
Открывают человеку возможность обрести веру
Василенко Л. Краткий религиознофилософский словарь философии 12 человека
Жизньмосква 1996 абсолют религии философия
Она выражение духовной жажды человека

сайт копирайтеров Евгений