Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ПРОСТОТА (БОГА) - в метафизике *томизма: невозможность какой-либо сложности,
неполноты, незавершенности в Боге, способ Его существования. Мир сложен и внутренне
разнообразен, и это следует рассматривать как признак несовершенства мира, но Бог -
совершенно иной по отношению к миру, абсолютно совершенен, прост: -Простота означает
быть самим собой, не состоять из иных- (М.Амара-Пуанье). Его бытие - совершенная
актуальность, полная осуществленность, полнота, а не возможность. Отсюда, в частности,
следует, что нельзя отрицать *всемогущество Божие и Его всеведение, нельзя утверждать, что
Бог страдает или гневается, что в Боге есть противоречия, *отрицание, становление, что
Вселенная - тело Бога и др.

ПРОТЕСТАНТСТВО (ПРОТЕСТАНТИЗМ) - обширное движение в западном христианстве,
начатое в XVI в., распространившееся по всему миру и продолжающееся до сих пор. Выступив
против авторитаризма и традиционализма Римско-Католической Церкви во имя евангельской
правды, оно поставило вопрос, что считать истинным христианством и как вновь создать в
условиях современного мира подлинную святую Церковь, имея образцы первоапостольских
общин в Св. Писании. *Лютеранство и *кальвинизм в континентальной Европе и англиканство
в Британии стали первыми достижениями протестантства, но общая неудовлетворенность его
результатами постоянно приводила к появлению новых реформационных движений -
пуританства, пресвитерианства, методистов, баптистов, пятидесятников и др. Основные
принципы: 1) поклонение единому трансцендентному Богу осуществляется в духе полного
доверия к Нему и самоотдачи в вере и не должно затемняться почитанием Папы и
традиционными формами благочестия, созданными людьми и питающими их горделивое
чувство самоутверждения; 2) протестант не пытается сам себя сделать христианином и не
вверяет дело своего спасения авторитетам или традициям; он все силы отдает на обретение
твердой уверенности в спасении, обретение лично как дар Божий по Его избранию и благодаря
крестной жертве Христа, а не по своим достоинствам или заслугам святых, не в силу
принадлежности к традиции; 3) Слово Божие, данное в Библии, а не магистерий и не учительное
слово иерархии, принимается протестантом с полным доверием, он должен понимать
подлинный смысл Слова и осуществлять в жизни; 4) соединять духовный опыт веры со всеми
средствами свободного исследования Писания, чтобы понять его истинный смысл; 5) Церковь
- народ Божий, созванный словом Евангелия из числа избранных свыше, в ней совершаются
основные таинства - крещение и трапеза Господня; 6) существует священство всех верующих,
всех принявших крещение; пасторы и проповедники не имеют особого духовного статуса в
народе Божием, не являются посредниками между Богом и другими членами общины, а
наделены лишь особыми функциями; 7) все *призвания - одинаково священны, нет различия
между мирянином, монахом и пастором, нет -христианства по профессии-, нет нужды в особых
монашеских орденах, в послушании иерархии и пр.; 8) в этике - строгая нравственность в
личной, семейной и общественной жизни, деловая ответственность, независимость и
предприимчивость в труде во славу Божию и во исполнение Его планов; 9) сохранение
открытости к дальнейшим реформам провозглашается как принцип жизнеспособности самого
протестантства и условие успешности его миссии в мире, поскольку ни одна из христианских
традиций, в том числе и созданные реформационными движениями, не может быть признана как
осуществившая евангельский идеал. Оппоненты протестантства настаивают, что оно
недопустимо пренебрежительно отнеслось к Св. Преданию, апостольскому преемству, значению
Церкви в личном спасении, иерархическому началу в Церкви и тому, что Св. Писание - книга в
руках Церкви, поэтому для понимания его смысла недостаточно одного только индивидуального
духовного опыта.

ПРОФАННОЕ (от греч. pro - прежде и лат. fanum - святилище, храм) - мирское, не
связанное с религиозным, священным; светское. Профан - тот, кто не прошел *инициации, не
введен в тайны *эзотерического знания; в менее строгом смысле - не сведущий.

ПРОФЕТИЗМ (от греч. pro - прежде и phemi - говорить) - пророческая направленность
творчества или иного рода деятельности человека, в которых возвещаются истины свыше,
дающие образец того, что должно быть на Земле. (См. также: ПРОРОЧЕСТВО).

ПСИХОАНАЛИЗ - ряд методов исследования психики и психотерапии, связанных с идеями
З.Фрейда. Цель - достижение -господства разума над иррациональными и бессознательными
страстями; освобождение человека из-под власти бессознательного в пределах возможного...,
оптимальное знание истины, а значит, знание реальности- (Э.Фромм). Фрейд настаивал на
любви к истине как непременном условии психоаналитической работы, но будучи догматиком-
атеистом, узко понимал истину. Он предложил нестрогий метод свободных ассоциаций в
интерпретации симптоматики подсознания, придал определяющее значение бессознательным
сексуальным стремлениям и признал духовные искания и творчество в культуре сублимацией их
энергии. Религиозная жизнь человека, согласно психоанализу, детерминирована его историей с
раннего детства, где главную роль играет властный отец - пугающий и притягательный,
дающий защиту и безопасность в ответ на послушание. Повзрослев он находит образ Бога,
властного и бесчеловечного, и устанавливает с ним рабские отношения. Они иллюзорны,
патологичны и выражают неспособность невротика-инфантила справиться с проблемами и стать
независимым, взрослым и рациональным человеком. Мир, в котором человек должен научиться
жить, это, по Фрейду, безбожный мир, где есть законы и порядок, но нет любящего Отца.
Психоанализ натуралистически низводит духовную жизнь на низшие уровни душевной жизни,
искаженной грехом, если давать христианскую оценку. Однако, человеку дано быть сильнее
своей сексуальности и незрелости своего отношения к Богу, что означает фундаментальную
неправоту Фрейда по отношению к религии. Несмотря на несоответствие его концепции
существу религии как связи и встречи с Высшим, ценность фрейдизма усматривают в том, что
он выразил, как уж сумел, на светском языке аспект библейской истины о падшести человека.
-Психоанализ философски не справился с тем кладом глубинной душевной жизни, который он
сам нашел- (С.Франк). -Психоанализ описывает то, что само по себе еще не является верой-
(О.Клеман).

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ - область научных исследований, где изучается воздействие
религиозной *веры на душевную жизнь. Первоначально рассматривались некоторые виды
*религиозного опыта, напр., обращение к Богу или призвание свыше для служения в мире, роль
религиозных мотивов в деятельности человека. По мере переключения внимания на
*бессознательное были привлечены методы *психоанализа, гуманистической психологии,
глубинной психологии. Результаты разные. *Редукционисты отрицали право религии на
собственный предмет, объясняли ее к болезненностью психики невротика или же списывали на
низшие желания (в *психоанализе). Но были и положительные результаты: ряд сторон душевной
жизни религиозного человека удалось понять как выражение подлинных (а не патологических)
стремлений его души, напр., поиска смысла жизни, стремления иметь предмет благоговения,
поклонения и любви, преодолеть отчуждение от мира, войти среду или группу с высокими
духовными интересами, расширить возможности осмысленной самореализации и обрести
полноту жизни, служение Высшему вместе с собратьями по вере. А.Маслов привлек внимание к
-пиковому опыту- в жизни человека с высокой степенью самореализации и успешной
самоотдачи; этот опыт он отнес к мистике, к видению *трансцендентного, к первичным
элементам религии. Г.Олпорт отличал зрелую религиозность от незрелой по признаку, озабочен
ли человек прежде всего собой или же он действительно чуток к Высшему, к большему, чем он
сам, т.е. склонен жить в русле религии, а не использовать ее. Э.Эриксон выявил положительную
роль психосоциальных кризисов в жизни души, где важное значение имеет ее ориентация на
трансцендентное. Дж.Фаулер описал шесть этапов развития веры в жизни человека. В.Франкл в
противовес -глубинной психологии- предложил -вершинную-, где основное значение для
психики и ее терапии придается смыслу жизни, корни которого - религиозны: -Смысл должен
быть найден, но не может быть создан-, и *совесть является -органом смысла-. Э.Фромм писал
о значении духовной *радости и любви к Богу и ближнему для полноты душевной жизни. Все
это дало лучшее понимание верующей души, но, по многим оценкам, не дает его полноты,
нужной, напр., для осмысления действия *благодати. (См. также: АНАЛИТИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ; БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ; ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ;
МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА; ПАРАПСИХОЛОГИЯ).

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - проблема единства души и тела, взаимозависимости
психических и физиологических явлений. Для *платонизма связь души и тела - внешняя, т.к.
душа у платоников достигает полноты жизни в горнем бестелесном мире идей, а не в земном
теле, -темнице души-. Аристотелево-томистская традиция, напротив, рассматривала единство
тела и души как единство формы и материи, поэтому жизнь души без тела неподлинна и
неполна. Р.Декарт, резко противопоставив материальную и духовную *субстанции, вернулся к
платоновскому дуализму в понимании психофизической проблемы: душа в теле - нечто вроде
-духа в машине-. Платон и Декарт оказали на западную культуру сильное влияние, которое до
сих пор не до конца преодолено, и нередко по ошибке считают, что их дуализм и есть
христианский подход к единству души и тела. Некоторые из современных философов
высказывают идеи, близкие библейским: душа и тело - разные стороны человека как
целостного существа, которое по-разному может выражать себя в психическом плане и среди
телесных вещей, напр.: -тело - это душа в ее внешней форме- (Дж.Педерсен).

ПЯТЬ ПУТЕЙ К БОГУ (лат. quinque viae) - в метафизике *томизма: 1) от движения в мире -
к *Акту, Источнику всякого движения; 2) от действующих причин в мире - к действующей
*Первопричине; 3) от небезусловного существования вещей - к безусловному Бытию, к Богу;
4) от ограниченного совершенства вещей к полноте совершенства бытия Божия; 5) от порядка и
гармонии мира к их Первопричине. Эти пути ведут разум к Богу, в котором сущность и
существование совпадают и являются Актом, Первопричиной, Бытием и Совершенством.
-Пути- отличаются от -аргументов- или -доказательств- тем, что Бог мыслится здесь как
высшая Причина именно *существования вещей: Бог-Творец дарует вещам *существование,
бытие, совершенство и пр.

РАДИКАЛЬНОЕ ПОСЛУШАНИЕ (БОГУ) - в *протестантизме ХХ в.: полное послушание
воле Божией в ответ на Его призыв к обращению; согласно Р.Бультману, Бог притязает на всего
человека и ждет послушания его абсолютной воле, -основанного на безусловной покорности- и
-исходящего из благоговейного отношения к величию и святыне Божества-. Радикальное
послушание, с точки зрения его сторонников, делает ненужными догматы, таинства, аскетику,
духовное возрастание и др.

РАДОСТЬ - духовное чувство полноты бытия. Жизнеутверждающая духовность,
приближающая к Высшему, не может быть безрадостной. Будда умирал с улыбкой. Служить
Богу с радостью - призыв как Ветхого, так и Нового Завета (см., напр.: Втор.28.47; Ис.12.3;
Мф.5.14; Ин.15.11;16.20-24 и др.). Сам Бог с радостью взирает на верных из Своего народа и
дает обетование радости вечной (Ис.35.10). Радость - награда свыше и один из плодов духа
(Гал.5.22). С точки зрения гуманистической психологии -радость - это то, что мы испытываем
в процессе приближения к цели стать самим собой- (Э.Фромм). -Радость есть сила всякой
религии. Радостью победило мир христианство в сердцах богоизбранных..., настоящая радость о
Духе Святом есть, может быть, единственный документ религиозной подлинности вообще- (о.
С.Булгаков).

РАЗУМ - способность человека осмысливать *бытие в целом и его смысл, *смысл
человеческой жизни и деятельности, *призвание человека, а также соотнесенность мирового
бытия с трансцендентным. Разум, как и вся *природа человека, частично потемнен и ранен
грехом, но это не лишило его способности постигать видимые и невидимые реальности.
Разумная способность - одно из выражений духовности человека, она возвышает его над всем
тварным миром. Человек мыслит посредством своего разума, но содержанием мышления
становится опыт разного рода - от чувственного восприятия до личностного общения и
религиозного прозрения. Действие разума теснейшим образом связано с речью, со словесным
выражением мышления. Разум не ограничивается отдельными фактами, явлениями или
событиями, относящимися к чему-то частному, - его задача искать истину высшего порядка.
Разум стремится к пониманию, но ведет за пределы понимания. Постичь сущность *Абсолюта
разум не в силах, т.к. мыслит, соотнося одни земные реальности с другими. Но *томизм
настаивает, что разум человека может, опираясь только на свои силы, открыть существование
*Первосущества-Бога. Раскрытие сил разума неотрывно от духовной свободы человека, его
духовной жизни в целом: -Разумная тварь была создана для того, чтобы любить Высшую
сущность превыше всех благ, так как эта сущность есть высшее благо- (св. Ансельм
Кентерберийский). Разум совершенствуется и раскрывает свои высшие возможности через
восприятие и осмысление Премудрости, в жизни согласно правде Божией, в любви и святости.

РАССУДОК - рассуждающий разум, стремящийся дойти до истины, выявляя и собирая
различные исходные элементы какой-либо вещи и затем связывая их во единое целое. Схоласты
и более поздние религиозные философы признавали рассудок не способным к богопознанию,
т.к. он познает известное, сравнивая его с неизвестным, что и обрекает его двигаться в кругу
только тварных вещей, а путь к Творцу остается закрыт. В философии начиная с Нового
времени признается, что рассудок ограничен понятийным знанием и ему, в отличие от разума,
непосильно смысловое понимание Высшего бытия, мира в целом, смысла истории, назначения
человека и пр.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio - мышление, рассудок, разум) - философское убеждение в
том, что индивидуальный *естественный разум способен своими силами достичь
основополагающих безошибочных истин, нужных для построения здания науки, без обращения
к опыту, в том числе и к религиозному. Рационалисты XVII в.: Р.Декарт исходил из двух
субстанций - материальной и духовной, Б.Спиноза - из одной Субстанции (-Природы
творящей-), Г.Лейбниц - из множества монад-субстанций, высшая из которых - Бог. Эти
решения друг к другу не сводимы, что позволило отвергнуть рационалистическое притязание
понять первооснову бытия средствами одного лишь мышления. Но их философия была
религиозной: последнее основание сущего - это Бог, вещи постигаются, исходя из своей
соотнесенности с Богом, а богопознание - источник и опора философской мудрости.
Атеистическим рационализм стал в XVIII в. В XIX в. реакцией на него стали философский
романтизм, философия жизни и др. В ХХ в. К.Г.Юнг осуждал такой рационализм за
пренебрежение *бессознательным: -Абсолютная власть разума сродни политическому
абсолютизму: она уничтожает личность-. Рационализм пренебрегал историей (в том числе и
священной) и тем, что в ней может открыться тайна человеческого существования и ее высший
смысл.

РАЦИОНАЛИЗМ И РУССКАЯ МЫСЛЬ - К рационализму она относилась особенно
отрицательно: славянофилы в своей упорной критике Запада несправедливо называли всю его
культуру и религиозную жизнь рационалистической и индивидуалистической, используя
найденные на Западе же аргументы против рационализма. Славянофилы истолковывали его как
продукт распада западного христианства, опасный для православной веры, потому что
рациональный ум - это ум без веры, потерявший всякую связь с соборным церковным
сознанием и поэтому он не способен обрести истину. В рационализме славянофилы видели
причину расщепления разума и веры, а также *секуляризации общественной жизни. Следствием
этого стало ее построение на основе законности и правопорядка, а не на общинности, а также
западное понимание государства как гаранта законности. Славянофилы призывали
восстанавливать органические основы жизни. Вл.Соловьев признал этот путь тупиковым и
ратовал за возврат к духовным основам жизни, предложив метафизику *Всеединства как
основное средство преодоления рационализма.

РЕАЛИЗМ - течение в *схоластике, признававшее реальность *универсалий. Они реальны в
том смысле, что присутствуют (или воплощены) в самих вещах как их формообразующие
начала, а разум постигает их в общих понятиях. Реализм отвечал идеалу науки Аристотеля и
Фомы Аквинского - получить всеобщее по значению, завершенное и не нуждающееся в
пересмотре знание о мире. Достижение такого знания считалось возможным, т.к. независимое от
нас высшее мышление признается определившим структуру реальности вне нас. Средневековый
реализм отличается от новоевропейского *идеализма: если идеализм стремился понять всю
действительность, выводя ее из первопринципов мышления, то реализм средневековый исходил
из познания вещей и их формообразующих начал, переходил к осмыслению миропорядка, а
затем восходил к Высшему бытию. Схоласт-реалист не пренебрегает эмпирическими данными
чувственного опыта и не отдается стихии абстрактного мышления, а ограничивается только тем
идеальным содержанием, какое ему удается извлечь из вещей в их конкретных исследованиях, и
затем осмысливает и обобщает его дальше, чтобы получить искомые универсалии. Был в
схоластике и крайний реализм, считавший, что универсалии существуют сами по себе
совершенно независимо от вещей, но он был оставлен. В современном *неотомизме реализм
продолжает свою жизнь.

РЕАЛЬНОЕ - 1) все действительно существующее, все вещи в целом, взятые как
существующие независимо и помимо их восприятия и осмысления, весь реальный мир - это
реальность как *сущее. 2) К реальному относят также и *бытие - нечто, трактуемое как то, что
охвыатывает сущее или пребывает по ту сторону *сущего, но является источником его смысла.
3) В современной цивилизации к реальному относят в основном природное, технически
достижимое и социальное. Сторонники этого отрицают реальность, напр., души,
астрологических влияний, бестелесных духов или же Высшего начала. Во многих направлениях
философии сферу реального расширяют, включая красоту, величие и мистическую сторону
природной жизни, душу человека, смысл истории, смысл бытия в целом, бессмертие души,
невидимый порядок мироздания, призвание и назначение человека и др. Основанием для
признания всего этого реальным является его действенное и осмысленное проявление в жизни и
поступках человека, в истории и культуре. *Смысл бытия, напр., реален для личности,
причастной ему, он актуален в ее жизни, а не остается в сфере предполагаемых возможностей. 4)
В религиозной философии нередко подлинно реальным мыслится лишь Высшее бытие, тогда
как всякое прочее бытие менее реально.

РЕДУКЦИОНИЗМ (от лат. reductio - отодвигать назад) - методологическое требование
объяснять сложное явление через сравнительно более простые и доступные исследованию
научными средствами. Редукционисты сводят высшее к низшему, сложное к простому, более
позднее и развитое к исходному и примитивному. В отношении религии редукционизм требует
объяснять духовное через душевное, мистический опыт - через психологию *измененных
состояний сознания или психопатологию, а религиозное - через космическое, культурное или
социальное. Вера в Бога-Отца оправдывается, напр., так: -Эта вера остается с нами именно
потому, что никакая другая из существующих форм верований не отвечает столь просто и столь
полно настоятельному и глубокому стремлению человеческого сердца, как идея Бога-Отца-
(J.Leuba). Но редукционизм легко становится также средством безосновательной дискредитации
религии, ее сути, предмета и содержания (напр., в марксизме и *фрейдизме). Редукционизм в
религиоведении и философии религии предрасполагает считать религию тем, что можно
искусственно сделать, тем, что создается культурными деятелями и мудрыми законодателями.
Это противоречит существу религии как ответа свыше на духовные искания человека. (См.
также: АНИМИЗМ; АНТРОПОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ;
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ; ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ; НАТУРАЛИЗМ;
ПСИХОАНАЛИЗ; ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ; СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ;
ЭМОЦИОНАЛИЗМ).

РЕИНКАРНАЦИЯ - См.: МЕТЕМПСИХОЗ

РЕЛИГИИ ТАИНСТВ - См.: МИСТЕРИАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА - свобода от притеснений со стороны правительства,
администрации, общественных организаций и институтов, а также групп и частных лиц в
вопросах веры; право на независимый поиск религиозной истины и право жить согласно
истине, как она понимается в том или ином вероучении. К религиозной свободе относится также
право не исповедовать никакой веры и жить нравственно небезупречным образом с точки зрения
нравственных принципов какой-либо из религий, если это не приводит к преступлениям против
закона. Религиозная свобода связана с другими гражданскими свободами - свободой слова,
мысли, общественных собраний и объединений, а также политической деятельности граждан.
Соответственно, гражданские законы и стоящее за ними религиозно нейтральное государство
являются гарантом религиозной свободы в религиозно плюралистических обществах. -Желать
поселить религию в сердце и в уме насильно, угрозами, значит вселять в них не религию, а
страх. Сначала пожалейте неверующих; они и так несчастны- (Б.Паскаль).

РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ - общий термин для обозначения самых разных
философских исследований, в которых любая избранная проблема разрабатывается с учетом
связи *сущего с Высшей реальностью. -Каждая полная философия в основе своей религиозна-
(С.Свежавски). Для нее необходимо сочетание ясности мысли с глубоким личным духовным
опытом. -Честный религиозный мыслитель подобен канатоходцу. Такое впечатление, будто он
идет как бы по воздуху. Его опора более узка, чем это можно себе представить. И тем не менее
по ней действительно можно идти- (Л.Витгенштейн).

РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ - разнообразный жизненный опыт встреч с Высшей реальностью,
*чувство присутствия безграничной *тайны в жизни человека, вызывающей ответное
*благоговение и дающей внутренний мир, или же присутствия *святого - неотмирной
реальности, пробуждающей в нас *страх и трепет; может восприниматься и как призыв изменить
себя или нечто в окружающей жизни. -Органом- религиозного опыта чаще всего называют
*сердце человека. Религиозный опыт встречается также и у атеистически мыслящих; последние
часто не находят ему адекватной интерпретации. Ценность такого опыта зависит от чистоты
душевной и нравственной жизни человека, глубины его восприятия и осмысления, от личного
осознания его жизненной важности, его положительного воздействия на жизнь человека.
Говорят и о религиозном измерении обычного жизненного опыта, о проявлении в нем
мистического присутствия, внутренней глубины, выводящей далеко за рамки повседневных
нужд. Такой опыт по существу сверхразумен. Но разумные идеи нужны для описания,
осмысления и соотнесения с аналогичным опытом других людей. Если они образуют
религиозную общину, последняя создает нормы адекватной интерпретации этого опыта. -В
борьбе за подлинный религиозный опыт необходимо трезвение и очищение, а также - великое
чувство *ответственности и дисциплинированная сила суждения- (И.Ильин). В христианстве это
опыт открытости Бога к человеку, Его безграничной любви, нашей принятости Богом,
усыновления Отцом через Сына, спасения человека жертвой Христовой, опыт присутствия и
действия Христа в Церкви, куда призываются все принявшие Христа. Некоторые протестанты
решительно настаивают, что не имеет духовной ценности тот религиозный опыт, в котором не
происходит встречи с Богом и где нет таких плодов, как вера и послушание Богу. Христианский
религиозный опыт - церковный, а не чисто личный, это опыт единства верных в Духе и Истине.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Признает основной в человеке предрасположенность ко злу
Признанием достоинства разума человека
Общество и община объект объективациЯ объЯснение окказионализм оккультизм омега онтологизм
Тиллиха вера предельная заинтересованность человека в том природы природе
человек создан несовершенным

сайт копирайтеров Евгений