Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

БУДДИЗМ (от санскр. и пали будда - просветленный или пробужденный) - одна из мировых
религий, основанная в VI в. до Р.Х. Гаутамой Буддой в восточной Индии. Распространился в
основном на Дальнем Востоке, т.к. был отклонен *Индуизмом. Метафизикой Буддизм не
склонен был заниматься в силу отрицательного отношения к жизни нашего мира, а также из тех
соображений, что для ухода из тюрьмы нашего мира необязательно выяснять ее фундамент и
устройство. В основе буддийской духовной работы - четыре благородных истины и
восьмеричный путь, цель - освобождение от страданий через искоренение жажды жизни
(тришны) и достижение *Нирваны - сверхбытия по ту сторону жизни и смерти, бытия и
небытия. В Буддизме нет четко выраженной связи с Высшим, поклонения Богу и установления с
Ним личных отношений и в этом смысле Буддизм - не религия. Основные течения - Хинаяна
(сохранилась лишь школа Тхеравада) и Махаяна (в направлениях ламаизма, Чань и Дзен).

БЫТИЕ - 1) все, о чем можно сказать, что оно -есть- или что оно -не есть ничто-; общее
свойство всех вещей - их -способность быть-, к какому бы роду вещей они ни принадлежали.
Признание бытия чего-либо является необходимой априорной предпосылкой всякого познания
вещей, их сравнения между собой и пр. 2) Высшее бытие рассматривается как ничем не
ограниченное и абсолютно совершенное, по отношению к которому вторично любое конечное
бытие. Последнее укоренено в Высшем или же устремлено к Нему в становлении или
восхождении. В бытии земного мира нередко видят сопричастность Бытию высшему, что и
выразилось, напр., у свящ. П.Флоренского в формуле -Бытие есть космос и символ-. О
символизме и о метафизике как прочтении символики здешнего бытия писал также и К.Ясперс.
3) Нередки, однако, рассуждения философов о Бытии как таковом, -ничьем- Бытии, не
принадлежащем ни Богу, ни миру вещей. Любое конкретное конечное бытие предстает в таком
подходе находящимся между -бездной небытия- внизу и абсолютной полнотой Бытия вверху:
связь с Бытием спасает от исчезновения в бездне небытия. 4) Интерес многих
*экзистенциалистов к Бытию понятен из слов Г.Марселя: -Бытие - это то, что не может
обмануть надежд, бытие есть, когда увенчано наше ожидание-; бытие - сакрально, и нужно
стоять на его страже, -бытие - священная реальность-. Н.Бердяев возражал: -Бытие не есть
первореальность, перво-жизнь или перво-existence, оно уже есть продукт рационализирующего и
объективирующего познания, есть порождение мысли-. Иначе говоря, жизнь Духа первична по
отношению к бытию. 5) В христианской мысли истоком бытия мира является творческий
замысел Божий, свободно осуществляемый Его любовью и охватывающий все существующее,
которому дарована возможность идти свободно по путям самостоятельного бытия. (См. также:
СУЩЕЕ).

БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ - антропологически значимое противопоставление в философии
Г.Марселя и затем в психологии Э.Фромма: -быть- значит быть личностью, а не
индивидуалистом, стремящимся -иметь- все больше и больше, т.е. присваивать себе ради
эгоистического обладания. Быть - значит отказаться от своего себялюбия или, пользуясь
выражением мистиков, -стать незаполненным-, -нищим- - отдавать, делиться с другими,
жертвовать собой в любви, восхищении и радости. Подлинно быть (человеком) - значит быть
перед лицом Бога.

ВЕКОВЕЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (лат. philosophia perennis) - 1) представление, согласно
которому *философия как таковая существовала всегда: вначале в формах нефилософского
мышления, а затем в виде зрелых концепций. Сторонники идеи -вековечной философии-
настаивали на преемственности между дохристианской и христианской мыслью, а также на том,
что разные философские концепции можно синтезировать на основе единой *истины и в виде
наиболее полного и систематически проработанного ее раскрытия. 2) В Средние века возникло и
более узкое понимание -вековечной философии-, связывавшее ее с традицией Аристотеля в
античности и затем в *томизме. Неразрешимой для сторонников -вековечной философии-
осталась проблема философского *плюрализма, в том числе и в рамках католической мысли. В
противном случае осуществилась бы канонизация томистской традиции как единственно верной.

ВЕРА В ФИЛОСОФИИ - верование или убеждение, еще не получившее обоснования
истинным знанием; такая вера противопоставляется ничем не обусловленному доверию к какой-
либо метафизической системе или политической концепции. За пределами такого
противопоставления находятся априорные предпосылки познания, которые не могут быть ни
строго доказаны, ни опровергнуты, а потому принимаются на веру, напр., убеждение в
реальности, а не иллюзорности, окружающего нас мира; убеждение в его связанности и
подчиненности закономерностям, постижимым разумом; убеждение в том, что -Книга природы
написана на языке математики-, убеждение в том, что единство мира означает, что есть высший
сверхмировой его источник и др. Е.Трубецкой писал, что вера обнаруживает, являет нам
первоосновы *сущего. Верования подобного рода в истории мысли принимались одними
философами, но ставились под сомнение другими или получали у разные философов разные
концептуальные выражения.

ВЕРА И РАЗУМ (В СРЕДНИЕ ВЕКА) - Появление *схоластической философии связано с
раздвоением веры и разума, вследствие чего возник вопрос об *авторитете веры по отношению к
разуму, теологии к философии. Иоанн Скот Эриугена (IX в.) настаивал, что между разумом,
ищущим истину, и верой в ее -католическом исповедании- не может быть противоречий, ибо
истина одна и она - от Бога. П.Абеляр (XII в.) отошел от критерия церковности веры и заявил,
что в случае несогласования авторитетов вопрос об истине решает разум. Ансельм
Кентерберийский (XI - XII в.) воспринял от Августина (VI в.) идеал -веры, ищущей
понимания-, раскрывающей себя в разуме. Петр Ломбардский настаивал на роли философии как
служанки теологии. Альберт Великий и особенно Фома Аквинский (XIII в.) дали классическое
для схоластики решение: философ мыслит в *естественном свете разума и изучает порядок
природы; теолог - в свете веры и постигает сверхприродный порядок, где действует благодать.
Области компетенции философии и теологии разделены. Но истины веры - богооткровенны и
спасительны, поэтому оправдана субординация философии по отношению к теологии. После
Фомы их баланс сохранялся в *томизме, но оспаривался за его пределами: оппоненты Фомы -
Бонавентура, Иоанн Дунс Скот и др. - отрицали способность *естественного разума
самостоятельно достигать истины в познании Бога и мира и считали высшую познавательную
способность нуждающейся в *благодати, чтобы быть приведенной в действие. У Оккама,
напротив, все связанное с наукой и естественным разумом, было отделено от веры: разум без
всякого отношения к вере познает природу, вера же относится к откровению. Средним векам
удалось сочетать христианскую веру с античной философией, но ненадолго и ценой ряда
уступок: Бога мыслили в основном как высшую Силу, пребывающую над миром и как бы
отошедшую от истории. (См. также: БОГ В ФИЛОСОФИИ; СВЯТООТЕЧЕСКИЙ ИДЕАЛ
ФИЛОСОФИИ).

ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ - вера в существование Высшего личностного начала бытия, связь с
которым принципиально важна для жизни человека, когда он осознает себя призванным
согласовать свои действия и поступки с невидимым порядком бытия, созданным его Творцом.
Эта вера - не только убеждение разума, но и открытость сердца к Богу, она - выражение
духовной жажды человека и его любви к Богу, самораскрытие человеческого сердца навстречу
Богу, чуткое внимание к Его Слову, ответ на Его призыв. В христианстве - самоотдача Богу,
явленному во Христе, Богу, призвавшему принимать как братьев всех, кто возлюбил Христа и
Его путь. Вера - ответ человека на обращенное к нему Слово Божие. Вера также - связь со
Христом. Вера вторична по отношению к духовному опыту встреч с Богом, а в зрелых формах
веры - жизни с Богом и в Боге. Полнота веры достигается в раскрытии сил Духа Божия в жизни
верующего.

ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ - 1) любое религиозное объединение со своим специфическим
вероучением, обрядом, организацией и пр. 2) У К.Г.Юнга: -вероисповедание - это исповедание
определенных коллективных убеждений, тогда как -религия- выражает личное отношение к
неким метафизическим, т.е. внемирским факторам-. Если в религии важна связь личности с
Богом и личная ответственность перед Ним, то в вероисповедании преобладает конформизм по
отношению к нему как к общественному институту или государственному учреждению.
Принадлежность к вероисповеданию легко соединяется с безразличием к *религии в
собственном смысле слова. (Сравн.: РЕЛИГИЯ И ВЕРА).

ВЕРОТЕРПИМОСТЬ - см.: ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ВЕЧНОСТЬ (БОГА) - в метафизике *томизма: надвременность *Первосущества, полнота
бытия и совершенство Бога, Его пребывание вне потока изменений и событий во времени в
вечно длящемся настоящем, полная сосредоточенность в нем. Вечность Бога являет себя -не в
Его чистом отрицании времени, а в Его господстве над временем- (К.Ранер и Г.Форгриммлер).
Тварное бытие погружено в поток времени, но именно в нем человеку открывается вечность
Бога. Бог - Творец в вечности, и Его отношение с тварью тоже уходит корнями в вечность.
Лишен смысла вопрос, что делал Бог до того, как Он создал мир, потому что Бог - над всеми
-прежде- и всеми -после-, Он -всегда Творец-, несмотря на то, что тварь осознает себя
ограниченной временем. Ориген (III в.), признавая Бога Творцом в вечности, утверждал, что
тварный мир создан дважды - сначала в вечности, а потом во времени. Это нормально для
христианского *платонизма, но неприемлемо с точки зрения томистской *Простоты Бога:
тварное бытие, фрагментированное, несовершенное и сложное, имеет возможность восходить к
вечности изнутри потока времени и обрести дар вечной жизни.

"ВЕЧНЫЕ ИДЕИ" - у Августина: вечные основания вещей в замысле Божием. -Вечные идеи-
открываются по милости Божией верующему разуму в озарениях ( в актах *иллюминации) и
становятся источником абсолютно достоверного знания. Августин допускал, что -вечные идеи-
могут непосредственно восприниматься разумом духовно зрелого человека. Бонавентура (XIII
в.) отрицал возможность их созерцания из нашего мира: нам доступны лишь смутные образы
-вечных идей-, вследствие чего земное знание несовершенно.

ВИЗИОНЕР (от лат. visio - видение, явление) - тот, у кого бывают спонтанно возникающие
видения - образы и картины, воспринимаемые как объективно реальные, но не имеющие
каких-либо конкретных материальных носителей в нашем мире. Свои видения визионер
интерпретирует как приходящие свыше или с иных планов бытия, поскольку сам он не является
их инициатором и не может своей волей их контролировать. Нередко предлагали
психопатологическое объяснение происхождения видений, но такое объяснение далеко не всегда
является достаточно обоснованным.

ВИТАЛИЗМ (от лат. vita - жизнь) - учение о существовании -жизненного принципа-,
особого активного первоисточника жизненного процесса в неживом веществе. Сущность этого
начала у -виталистов- ясно не фиксируется: в одних трактовках -души- считались жизненными
началами вещей, в других это особая энергия, ассоциируемая с чем-то сверхприродным, а у ряда
мыслителей Возрождения высшая рождающая сила мира: -Это та жизненная и магическая сила,
которая непрерывно творит, созидает и бросает в мир своих детей. Природа все может, ибо она
есть все, и все, что происходит и сотворяется в мире - это природа и продукт природы. природа
сравнима с человеком, с тем бьющим изнутри ключом, который вызывает в нашей душе мысли,
желания, образы- (А.Койре). Витализм нередко соединяется с *панпсихизмом и *анимизмом и
противопоставляет витальное духовному. Распространился в интеллектуальных кругах Европы в
эпоху Ренессанса, затем угас с подъемом научной культуры, но вновь ожил уже в ХХ веке, когда
научная рациональность стала сдавать свои позиции. Не обладает пониманием специфики
*личностной жизни.

"ВНУТРЕННИЙ УЧИТЕЛЬ" - по Августину, сам Христос, входящий в сердце верующего
человека и начинающий обитать в нем с какого-то момента его духовного возрастания;
-Внутренний Учитель- ведет такого человека по пути духовного восхождения и высшего
постижения, просвещая его сердце и разум светом *благодати, давая подлинное ведение глубин
самого себя и мира, приоткрывая божественную жизнь.

ВОЗРОЖДЕНИЕ - послесредневековый период (XIV - XVI вв.) мощного культурного
развития Европы под знаком освоения античного духовного наследия. Примечателен обширным
многообразием достижений религиозной мысли, не связывавшей себя верностью церковной
догматике. Итогом стал *скептицизм, поскольку построение оригинальных, но несовместимых
между собой философских концепций не приблизило мысль к *истине. В Новое время
религиозная мысль отказалась следовать по путям Ренессанса. -Отличие Возрождения от
Средних веков заключается не в избытке, а в недостатке, оно не в том, что в Ренессансе стало
чего-то больше, а в том, что стало чего-то не хватать. Ренессанс... не есть Средние века плюс
человек, но - Средние века минус Бог. И вот вам трагедия: теряя Бога, Возрождение шло к
тому, чтобы потерять самого человека- (Э.Жильсон). -Тайна Возрождения в том, что оно не
удалось... Возрождение языческое невозможно в христианском мире, навеки невозможно-
(Н.Бердяев).

ВОЛЬНОДУМСТВО - иронически-скептическое отношение к религиозной вере и
нравственности, а также к церковной жизни, характерное в основном для французского
*Просвещения XVIII в., когда все религиозное было отнесено к области *предрассудков и
объяснялось как результат интеллектуальной незрелости и *обскурантизма. Основные
представители: -смеющийся философ- Вольтер, Д.Дидро и др. В Германии и некоторых других
странах в число вольнодумцев попадали также и религиозные мыслители, оказавшиеся за
пределами церквей.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля) - 1) Воззрение, согласно которому воля
первенствует над разумом, будь то у человека или у Бога. 2) Убеждение, что религиозная вера
принимается человеком в результате свободного выбора доброй воли: когда разум исчерпывает
все свои аргументы и не может придти к ясности в вопросе о существовании Бога, тогда
действует -воля верить- (У.Джемс), воля избрать высшую жизнь. Декарт считал веру вопросом
воли, а не разума. Неясным в такой трактовке остается вопрос о связи выбора воли с истиной, а
также, насколько твердо воля способна сохранять верность своему выбору в пользу Бога. Одна
из корректировок волюнтаризма - любовь к Богу побуждает волю принять Его и быть Ему
верной. 3) В теологии: если считать волю Божию абсолютной, тогда обесценивается стремление
человеческого разума понять Его замысел о мире и человеке, Его план спасения в истории. В
таком случае в образе Бога принижается Премудрость: волевой Бог предстает как бы без Логоса.
4) В нравственной теологии волюнтаризм означает, что худое и доброе оцениваются таковыми
не сами по себе, а в силу того, что воля Божия предписывает считать их худым и добрым. (См.
также: ИРРАЦИОНАЛИЗМ; ПРИМАТ ВОЛИ НАД РАЗУМОМ).

ВОЛЯ - способность человека желать чего-то или предпочитать одно другому; активное
начало в нас, предрасполагающее к достижению самого важного для нас. В понимании
Августина и др. воля стремится к благу. Начиная с Сократа, многие принимали, что воля
человека формируется его разумом, тогда как Августин и др. настаивали на несводимости воли к
чему бы то ни было. В этике человек нравственно ответственен лишь в том случае, когда его
действия совершаются по свободному произволению и с полным пониманием ситуации и своей
роли в ней. Это соответствует принятому ныне пониманию, что воля и разум человека друг
другом не определяются. Начиная с эпохи Возрождения, в западноевропейской философии
считают, что волей обладает автономное *Я человека (-Я хочу-, -Я стремлюсь- и т.д.). В
христианской мысли сохраняется древнее представление, что воля не принадлежит
человеческому -Я-. Это согласуется со словами -да будет воля Твоя-. Грехопадение - падение
воли, отрыв воли человека от воли Творца. Самоутверждающееся -Я- падшего человека
стремится полностью овладеть всем принадлежащим природе человека, в том числе и его
разумом и волей (отсюда -Я хочу- и пр.). Спасение - освобождение природы человека от
порабощающей власти -Я- и ее исцеление (Максим Исповедник, Августин). По Августину, волю
исцеляет благодать, причем непринудительным образом.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

человечество последовательно
Согласно которой есть лишь рабство воли согрешившего человека
Социальные катастрофы сводят на нет усилия человека сделать достойной свою жизнь
Вместе с ним духовного призвания человека
Отношения

сайт копирайтеров Евгений