Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ - согласно Платону, истинное знание идеальных первообразов вещей
нашего мира, хранящееся в глубинной памяти человека и не выводимое ни из какого опытного
исследования; роль последнего в познании сводится лишь к инициированию процесса
-припоминания- (анамнезиса) этих идей. Р.Декарт (XVII в.) считал врожденными идеи
совершенно ясные и самоочевидные, выдерживающие любые сомнения и не нуждающиеся ни в
каком опытном обосновании: таковы логические и математические идеи, а также *идея Бога. На
их основе Декарт строил здание истинного знания. Критики Декарта заявили, что сознание
человека от рождения - -чистая доска-, на которой лишь опыт пишет свои письмена, что,
впрочем, вовсе и не бесспорно. Для современной философии этот спор потерял свое значение,
речь теперь идет о принятии определенных идей и предпосылок, не требующих обоснования, но
нужных для осмысления опыта в различных исследованиях реальности. Но для религиозной
философии не потеряло своего значения убеждение Бонавентуры и др., что душа имеет
врожденное знание Бога и даваемой им высшей мудрости. Современные христианские
мыслители говорят нередко не столько о врожденных идеях, сколько о врожденных стремлениях
человека к благу, совершенству, полноте жизни, а в конечном счете - к Богу.

"ВСЕ ВО ВСЕМ" (или "КАЖДОЕ В КАЖДОМ") - принцип *пантеистической мысли,
согласно которому божественное бытие пронизывает все вещи, а значит сущность любой вещи,
создаваемая Высшим бытием, есть в любой другой вещи; тем самым любая вещь по своей
сущности присутствует в любой другой вещи. Против этого возражали те, кто настаивал на
реальности иерархической организации мира, разнокачественности всего существующего и на
неприемлемости отождествления Бога и мира. Впрочем, в Новом Завете есть обетование
относительно грядущего преображенного мира: -Да будет Бог все во всем- (1 Кор.15.28).

ВСЕБЛАГОСТЬ - один из традиционных для теологической и религиозно-философской
мысли атрибутов Бога, выражение Его любви и промыслительной заботы о сотворенных им
существах. В ХХ в. в нецерковной мысли ради сохранения всеблагости иногда жертвуют
*всемогуществом: по Н.Бердяеву, в падшем мире всеблагой Бог не может не страдать от зла, и
трагически страдающий Бог, любящий созданную Им тварь, этически выше Бога всемогущего,
но остающегося вне мировой трагедии, где святость, истина и добро нагло попираются силами
зла. Страдать вместе с благим Богом, страдающим в мире, полном человеческого зла, - в этом
один из призывов некоторых протестантских мыслителей ХХ в. В *томизме страдание Бога
исключается благодаря Его *простоте.

ВСЕЕДИНСТВО - -единство всего, принимается в двух главных смыслах: отрицательном или
отвлеченном и положительном или конкретном. В первом смысле единство всего полагается в
том, что общее всему существующему, причем, по различию философских точек зрения, это
общее является различным: так, для материализма оно есть материя, для последовательного
идеализма самораскрывающаяся логическая идея и т.д. Во втором положительном смысле
отношение единого начала ко всему понимается как отношение всеобъемлющего духовно-
органического целого к живым членам и элементам, в нем находящимся. Эта мысль также
принимает определенные видоизменения в различных метафизических системах- (Вл.Соловьев).
Основная трудность метафизики Всеединства - место в ней Высшего. Если оно включается в
общую картину реальности, то становится ее частью и тогда утрачивает значение
онтологическая пропасть между тварью и Творцом. Ослабляется и роль Воплощения и
Искупления в мировой драме спасения. Нередки чрезмерные приближения к *пантеизму
(Николай Кузанский, XV в.) или принятие его (Б.Спиноза, XVII в.). Положительные стороны:
понимание *космоса в его внутренних измерениях; решительное утверждение того, что
культура, политика, социальная и экономическая жизнь должны укорениться в духовно-
нравственных основах жизни; синтетичность мышления, объединяющего знания религиозные,
философские, научные, эстетические и др. (*цельное знание), чтобы преодолеть расколотость
современной культуры. Еще один соблазн: -Во всеединстве нет никакой экзистенциальности. С
всеединством не может быть встречи, не может быть диалога и диалогической борьбы. Бог как
всеединство, есть Бог детерминизма, он исключает свободу- (Н.Бердяев). Л.Карсавин, вопреки
Бердяеву, писал, что Всеединство созидается в духе жертвенной любви через принятие крестной
смерти Христа, через личную жертвенную смерть, на которую каждый свободно идет ради
новой жизни.

ВСЕВЕДЕНИЕ - обычно трактуется как знание Богом в вечности всего происходящего в мире
во всех деталях в прошлом, настоящем и в будущем. Ч.Хартшорн и А.Уайтхед увидели
предпосылку такого понимания в разделении временного бытия твари и вечного бытия Бога. Не
удовлетворяясь этим, они приняли, что время может стать аспектом существования Бога, и тогда
Бог знает будущее не всецело, а только в виде предвидимых Им возможностей и согласно Его
замыслам и воле. Такое воззрение вступает в противоречие с традиционной христианской
верой, что в тварной жизни нет ничего сокрытого от Бога. Некоторые авторы, напр., А.Пикок,
допускают, что Бог сам может накладывать ограничения на свое всеведение.

ВСЕМОГУЩЕСТВО - один из *атрибутов Бога, означает, что Бог способен осуществить в
мире все, что Он хочет Сам, что согласно с Его волей в действиях тварных существ и что
соответствует избираемым Им самим путям и средствам. В истории мысли постоянно ставился
вопрос, есть ли пределы всемогуществу Божию? Традиционные ответы: 1) Бог не может
отрицать Себя. 2) Бог не может того, что противоречит Его природе, мудрости и любви. У
древних Отцов Бог может все, кроме того, чтобы принудить человека любить. Некоторые
схоласты писали, что Бог не может того, чего не хочет, не может совершать недолжное, и Его
истинное всемогущество - неизвращенность Его силы упрямством. 3) Бог не может повелеть
никакой твари стать совершенной, Он ожидает, что тварь внутренне найдет путь, ведущих ее к
совершенству, что будет означать ее движение к Богу. Менее ясны ответы на вопросы, может ли
Бог извлекать добро из зла, может ли Бог сотворить полностью совершенное существо и может
ли Бог сделать бывшее небывшим? Споры идут в первых веков христианства и вплоть до ХХ в.
Нарастание зла в истории побуждает многих не удовлетворяться повторением традиционных
ответов. 4) Согласно С.Франку, в ХХ в. Его всемогущество приоткрывается нам не как внешне
подавляющая сила, а как внутреннее могущество Святыни над нашей волей, как Его (и только
Его) способность превратить злое сердце человека в доброе. Это - неудержимая
притягательная сила, влекущая к себе сердце уверовавшего человека, ставшего на путь святости,
правды и добра, и через сердце такого до конца уверовавшего человека эта сила изливается в
мир. 5) Бог сам ограничил свое всемогущество в отношении к тварному миру: -Есть
определенные области, над которыми Бог пожелал не иметь власти: примером является
дарованная человеку свобода воли- (А.Пикок). 6) В *томизме признание *простоты Бога ведет к
заключению, что Его всемогущество вне всяких сомнений. Аналогично и у Р.Гуардини: -Боге не
противостоит равная сила-.

"ВЫЗОВ И ОТВЕТ" (англ. challenge) - у А.Дж.Тойнби: цивилизации и культуры
формируются и развиваются благодаря серии успешных положительных ответов творческого
меньшинства на проблемы, вызванные изменением природных условий и производственных
возможностей, научно-техническими новшествами, социально-политическими сдвигами, а
также изменением нравственного и религиозного состояния общества. Если творческое
меньшинство не дает адекватного ответа, оно теряет инициативу жизни и уходит (или
выбрасывается) со сцены и вместе с ним вырождается и гибнет та культура или духовная
традиция, которую элита прежде смогла сформировать. Согласно Тойнби, никакая элита не
сможет всегда давать адекватные ответы на вызовы, но достаточно разумная элита может и
должна найти силы продлить свое время жизни. Западную цивилизацию, считал он, уже
невозможно сохранить, но она способна передать свои достижения грядущей мировой
цивилизации. Ей уже нельзя быть безрелигиозной из-за творческого бесплодия материализма и
атеизма, но исторические религиозные традиции Тойнби отклонял, настаивая на -религиозной
контрреволюции- как радикальном отходе и от *нигилизма западной цивилизации, и от
христианской традиции в пользу восточной духовности с ориентацией на *космос.
Христианские мыслители оценивали такой итог его мысли как шаг назад в сторону *язычества.

ВЫРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА - у И.Ильина: потеря главного его содержания
- общения человека с Богом, утрата святыни. Его виды: суеверия; психоз страха; опошление и
мертвящий эгоизм; подозрительность или «мраковидение» - «потребность видеть зло в людях
и принимать его за существенное»; скука - «томление души от отсутствия жизненно главного»;
аутизм - установка на центральность своего интереса в религиозной жизни; эротизм и др. виды
страстности; интеллектуализация и др. Спасает от вырождения очищение души и самоотдача
Богу в духе любви и служения.

ВЫСШЕЕ БЛАГО (лат. summum bonum) - в *платонизме: первоисточник всякого блага,
символизируемый Солнцем горнего мира, изливающим лучи блага на все существующее. В
этике: высшая цель наших усилий, то ради чего мы существуем и без чего невозможна полнота
человеческой жизни. "Благо по своей природе стремится к распространению" (Плотин) - по
природе, значит по необходимости. Творец мира в христианской мысли тоже нередко именуется
Высшим благом (или Первоблагом), но Он творит совершенно свободно, мудростью и любовью,
в чем выражается Его *совершенство.

ГАРМОНИЯ МИРА (лат. harmonia mundi) - высшая красота и музыкальная мелодичность
духовного средоточия мира. Происхождение темы - от пифагорейского духовного опыта, от
слышания неземного звучания душой, прошедшей очищение и духовную проработку.
Экологисты ХХ в. нередко говорят о -гармонии природы- в приниженном смысле - просто как
о совершенстве системной согласованности в биосфере. Духовно более чуткие авторы
предпочитают говорить о гармоничности высшего замысла о мире, а не самого мира как он есть:
факт мирового зла вынуждает признать нравственную недолжность существующей формы
упорядоченности мира. -Никакая мировая гармония, никакой мировой порядок не может
примирить с несправедливым страданием хотя бы одного существа, со слезинкой замученного
ребенка. Билет на вход в мировую гармонию должен быть возвращен- (Н.Бердяев).

ГЕНИЙ (лат. genius - дух-защитник) - 1) в *язычестве то же, что и *даймон, дух-хранитель,
даваемый человеку от рождения, дух-защитник определенных мест или же дух, добрый или
злой, способный влиять на чью-то судьбу; 2) характер нации или эпохи; 3) синоним таланта; 4)
человек, ясно осознающий свое глубочайшее внутреннее родство с вечными и универсальными
первоосновами бытия и способный творчески успешно выразить открывшуюся ему
сверхчеловеческую правду. -Гений - существо с наиболее ярко выраженной и сильной
индивидуальностью в смысле неповторимой оригинальности личности - есть вместе с тем
существо наиболее многообъемлющее, творчество которого имеет объективное значение и
потому встречает наиболее широкое понимание и отклик в человечестве- (С.Франк).

ГЕНОТЕИЗМ (от греч. hen - единый и theos - бог) - термин введен в XIX в. М.Мюллером и
означает *политеизм, имеющий вид единобожия, так что бог, которому в данный момент
воздается поклонение, воспринимается как единственный и имеющий в себе черты от ряда
других богов. С генотеизмом нередко ассоциируют также веру в то, что есть одновременно и
единый трансцендентный Бог, и множество других богов, интерпретируемых как порожденных
единым Первоначалом. Поклонение при этом предпочтительно воздается -вторичным- богам.
Генотеизм есть в *неоплатонизме, в *индуизме и др. учениях.

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneia - разъяснять) - совокупность общих принципов,
относящихся к искусству интерпретации текстов, имеющих духовную глубину, - поэтических,
прозаических, религиозно-мистических. В применении в Св. Писанию это экзегетика, дающая
принципы его истолкования - экзегезы или экзегезиса. Более широко герменевтика трактуется
как общий теоретический подход к интерпретации духовной сути самых разных проявлений
культуры и истории, необязательно выраженных в виде письменных памятников. Известны
попытки истолковать герменевтику как общий метод всей философии в целом. (См. также:
ТЕКСТ).

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ - Августин писал, что для веры в Бога и Его откровение
нужно минимально понимать и знать, во что же именно мы веруем, но невозможно подлинное
знание о Боге, если веры нет. Иначе говоря, вера зависит от понимания, а понимание - от веры.
В герменевтический круг мы попадаем при погружении в священные тексты, когда стремимся
понять их глубинный смысл. Та же ситуация возникает при исследовании художественных
текстов с духовной глубиной, авторы которых не обращались к религиозным вопросам. В
герменевтический круг нужно входить, не разрывая его. Этому содействует то предпонимание,
которое формируется у нас благодаря культуре и развитию личности.

ГЕРМЕТИЗМ - учение легендарного египетского священника Гермеса Трисмегиста (-Трижды
Величайшего-), выраженное в виде т.н. -герметического корпуса- - собрания гностических,
магических, язычески-платонических и подобных им текстов, датируемых I - III вв. по Р.Х.
Интерес к герметизму возродился и широко распространился в интеллектуальных кругах
Европы в эпоху Ренессанса, затем угас с подъемом научной культуры, но вновь ожил уже в ХХ
веке, когда научная рациональность стала сдавать свои позиции.

ГИЛЕМОРФИЗМ (греч. hyle - материал и morphe - форма) неразрывность формы и материи
в вещах.

ГИЛОЗОИЗМ (греч. hyle - материал и zoe - жизнь) - миропонимание, согласно которому в
глубинах любого вещества таится *жизнь. Встречается во многих религиозно-философских
концепциях в качестве сопутствующего их основным идеям. Религиозно окрашенный гилозоизм
видит божественное начало в глубинах жизни во Вселенной.

ГЛУПОСТЬ - самодовольное непонимание, соединяемое с отказом быть внутренне
самостоятельным в мышлении и поступках, сопротивление *истине, нередко опасное для
других. Христианские мыслители отмечают присутствие *греха в глупости. -Ничто так не делает
людей глупыми, как злоба- (св. Иоанн Златоуст). Неправильная реакция личности на жизненные
обстоятельства, напр., в условиях диктатуры беспринципной политической или религиозной
власти, может стать причиной широкого распространения глупости: -Власть одних нуждается в
глупости других..., глупец способен на любое зло и вместе с тем не в силах распознать его как
зло. Здесь коренится опасность дьявольского употребления человека во зло, что может навсегда
погубить его. ...Преодолеть глупость можно не актом поучения, а актом освобождения-
(Д.Бонхёффер).

ГНОЗИС (или ГНОСИС - по греч. -знание-) - в древнегреческой философии глубинное
знание или познание разумом космоса, человека и божественного мира. Условия гнозиса -
*катарсис (очищением чувств), *добродетель и главенство *разума в *душе человека. Мотив
гнозиса - любовь к истине (*эрос), а цель - истинное знание *Единого, блага, красоты,
*космоса, *человека и его места во всецелой реальности. Философскому гнозису свойственно у
одних мыслителей смирение перед *истиной, у других - желание ею владеть наравне с
-богами-, но и те, и другие предпочитали веру знанию: -я не верю, потому что знаю-. За
пределами философии термин -гнозис- понимался по-другому. В *гностицизме он стал
оккультно-магическим и *теургическим знанием тайн мироздания, человека и запредельных
реальностей с целью раскрытия -высших- (с точки зрения гностиков) способностей его духа для
овладения скрытыми силами в себе и вне себя, преодоления земных ограничений и
самоутверждения в запредельном мире. Раннее христианство увидело в таком гнозисе
богоборческую гордыню и гибельное для души знание -глубин сатанинских- и
противопоставило этому идеал -истинного гнозиса- - благодатного ведения преображающего
воздействия сил Духа на человеческую душу, присутствия и действия Бога в мироздании, в
истории, культуре, а также в Церкви и в душе человека. Попытки выработать христианский
гнозис как альтернативу нецерковному гностицизму были предприняты еще Климентом
Александрийским и Оригеном (III в.), а затем вновь повторялись вплоть до ХХ века. Но те, кто
чувствовал в душе призвание идти по пути христианского гнозиса, оказывались в сложных
отношениях со своим ближайшим церковным окружением, а нередко и с иерархией, и в
результате мы имеем внутрицерковную ситуацию, в которой так и не найдено адекватное
отношение к таким людям.

ГНОСЕОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ) - область философии, в которой исследуются
природа, предпосылки, источники, границы, условия познания и определяются критерии его
истинности. В религиозно-философском плане гносеология дает средства критики
*агностицизма, *скептицизма и *атеизма. Она убедительно раскрывает, что такие позиции
неоправданно ограничивают области духовного опыта человека и пренебрегают его высшими
познавательными способностями - *интуицией, волей к истине, любовью, *чувством Высшего
и др. Гносеология важна также и для критики различных идеологий, суеверий и мифов,
возникающих в религиях на почве местных преданий и особенностей культуры и уклоняющихся
от ответственности перед истиной.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Средоточие мышления сердце человека
Приписал богочеловеческую природу
В котором человек должен научиться жить
История человечества осмысленный процесс
Общество и община объект объективациЯ объЯснение окказионализм оккультизм омега онтологизм

сайт копирайтеров Евгений