Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

МОНАДА (от греч. monos - единый) - в философии Г.Лейбница (XVII в.) одухотворенный
атом, индивидуальное деятельное начало, *субстанциальное, ни от чего внешнего не зависящее
и ничего в себя извне не допускающее, но способное к восприятию, а также к внутреннему
самоизменению. Высшая монада, или Монада всех монад - это Бог, сотворивший множество
родов и видов всех прочих монад и изначально согласовавший их деятельность так, чтобы в ней
было определенное единство, которое можно наблюдать в виде упорядоченности окружающего
нас мира. Монады распределены по разным уровням иерархической организации мира и
низшие подчиняются высшим - душам и разумным духам. В силу особого благословения
Божия монады наделены стремлениями способны действовать. Во внутреннем мире каждой
монады таится вселенная и есть высшая полнота всесовершенного знания: -Всякая душа знает
бесконечное, знает все, но смутно-. Нужна глубокая внутренняя работа и непрестанное духовное
возрастание, чтобы это актуализировать скрытое ведение души.

МОНАРХИЯ (от греч. monos - единый и arche - начало, власть) - религиозно
санкционируемое единовластие в обществе, одна из авторитарных форм правления. В
*язычестве это часть священного миропорядка, с обожествлением монарха, признанием его
хранителем социального уклада и гарантом космической стабильности. Библейские пророки
оценивали монархию язычников как демоническую. В Новом Завете из слов Мк.10.42-43
вытекает, что монархия - не от Христа. Но в истории христианства, особенно на Востоке,
вплоть до ХХ в. было немало приверженцев христианской монархии. Мотивы разные - от
-любви к боговенчанному царю- до стремления силой наводить порядок в обществах,
отказавшихся строить жизнь по закону Божию. Свящ. П.Флоренский считал монархию
православным общественным идеалом и закрывал вопрос: монарх - от Бога, а не от людей.
И.Ильин, напротив, писал, что монархия опирается на правосознание, чувство меры в
социальных вопросах, законность и правопорядок, а ее корни - в -иррациональном
предпочтении души- народа, в желании религиозно санкционировать власть и олицетворять в
живом единоличном носителе государственный дух: это -художественный процесс, в котором
монарх художественно отождествляется с народом и государством, а народ художественно
воплощает себя и свое государство в Государе-. Вековой спор монархистов и демократов
сводится к вопросу, должны ли власть и правопорядок быть чисто человеческими или же иметь
религиозную санкцию. С.Франк видел гибельное заблуждение демократии в идее, что
государственность создается спонтанной волей народа, и настаивал, что вечные духовные
основы жизни должны стать опорой конституционной монархии. Монарх (или -монократ-)
должен быть объективно избран (свыше) в качестве носителя Высшей правды. В современном
мир религиозно-монархическое сознание разрушено везде и всюду, и монархизм не сможет
породёить ничего кроме грубых форм социально-политического авторитаризма, отвергаемого
демократами. Но если религиозное возрождение приведет к серьезному социальному
обновлению, тогда монархия может появиться, по крайней мере в обществах конфессионально
однородных и традиционных. Христианские монархии Византии и России были имперскими -
они объединяли общества этнически и конфессионально разнородные и Православие было в них
порабощено и искажено. Те, кто отвергает *авторитаризм и дорожит свободой евангельского
духа, навсегда останутся оппонентами любых видов монархии.

МОНАШЕСТВО - всецелое посвящение человеком своей жизни служению Высшему - в
молитве, аскезе, духовных упражнениях и труде, с обетами бедности, целомудрия и послушания.
Основание христианского монашества связано с именем св. Антония Великого (IV в.). У ряда
философов монашество несправедливо критикуют. Н.Бердяев связывал появление монашества
со становлением христианской *монархии и неадекватной реакцией на это со стороны части
древних христиан, которые ушли из обмирщенного христианства империи и от социальной
ответственности ради индивидуалистического *спасения души. С падением монархии, думал
Бердяев, времена монашества ушли. Однако, монашество - особое церковное призвание:
всецело отказавшись от мирского, отдать себя в духе подлинной любви на служение Богу и
ближнему и осуществить жизнь по Евангелию в строгой аскезе, молитве и труде, в подвиге
жизни в иноческой общине, где дары каждого служат всем. Свв. Василий Великий и Иоанн
Златоуст понимали монашество как жизнь согласно -истинной философии-, как евангельское
свидетельство миру. Папа Иоанн Павел II назвал монашество -душой Восточных Церквей- и
знаком эсхатологического ожидания, свидетельством того, что Господь грядет: -Монастырь -
это пророческое место, где само творение превращается в хвалу Богу- (-Свет с Востока-, 9).

МОНИЗМ (от греч. monos - единый) - 1) объяснение всего многообразия *сущего одним
первоначалом. Примеры: Апейрон (Беспредельное) у Анаксимандра, *Единое у Парменида,
Cубстанция у Спинозы, Абсолютная Идея у Гегеля, *материя в материализме, *Брахман в
Упанишадах. Монизм ставит на первое место единство мира, но с трудом объясняет его
разнообразие. Монизм не следует отождествлять с *монотеизмом. 2) Новоевропейские виды
религиозно-философского монизма: *гилозоизм, *имманентизм, пантеистический
абсолютистский монизм (Бог - *Абсолют, тождественный миру); акосмический монизм (Бог -
Абсолют и опора всей реальности как целого, а мир - это одни лишь преходящие явления, в
которых нет подлинной реальности); релятивистский монизм (мир принадлежит вечному и
неизменному Богу, напр., как Его тело, мир меняется, но его изменения не затрагивают Бога). 3)
Оппоненты монизма появлялись во все эпохи и настаивали на том, что всецелая реальность
сложна и многопланова и не может быть объяснена исходя из какого-то одного определенного
мирового начала (см.: ДУАЛИЗМ; ПЛЮРАЛИЗМ). -Монизм есть философский источник
рабства человека. Практика монизма есть практика тираническая. Персонализм глубочайшим
образом противоположен монизму. Монизм есть господство -общего-, отвлеченно-
универсального и отрицание личности и свободы- (Н.Бердяев). 4) Монизмом именовало себя
антихристианское течение XIX в., связанное с именами А.Древса и др.; оно требовало признания
мифологичности фигуры Христа и искоренения дуализма твари и Творца - -полусемитической
прививки- в религиозном сознании, ненужной для грядущей монистически-пантеистической
-арийской- религии будущего. Подобный монизм вел к вырождению религиозно-философской
мысли.

МОНОТЕИЗМ (от греч. monos - единый и Theos - бог) - вера в единого личного и
трансцендентного Бога; в *Исламе, *Иудаизме и *Христианстве это вера в Творца мира,
действующего в *космосе и *истории, нравственно требовательного и стремящегося обрести
доверие всех сотворенных Им существ. Монотеистичность христианства нередко отрицают,
ссылаясь на церковное учение о Св. Троице, но святоотеческая трактовка исключает троебожие,
настаивая на единстве божественной природы трех Лиц. Древнегреческая религиозная
философия во многих своих течениях монистична, но не монотеистична, т.к. Высшее начало в
ней (*Единое, Благо, Ум, *Логос и др.) не имеют личностных черт. Согласно Ф.Шеллингу,
задолго до всякого *политеизма существовало -сознание единого, всеобщего, общего для всего
человечества Бога- (См.: ПРАМОНОТЕИЗМ).

МОРАЛИЗМ - стремление при осмыслении каких-либо вопросов ставить на первое место
нравственные оценки как решающие, превращать мораль во что-то самодовлеющее
(-нравственный монизм-). Нередко ассоциируется с духовной черствостью, с непроницаемостью
души для *благодати. В нем проявляется также непросветленное стремление -учить жить-. Для
религиозной мысли и веры нравственность имеет высший источник, поэтому морализм в
христианской мысли означает понижение ее уровня, упадок, безблагодатность. Продуманное
понимание духовного смысла жизни освобождает от прельщения морализмом.

МОРАЛЬНЫЙ АРГУМЕНТ - обоснование бытия Божия ссылкой на то, что если есть
нравственный закон, то есть и Законодатель. Согласно И.Канту, Бог - необходимый постулат
для объяснения нравственного опыта личности: исполнение нравственного закона не может не
иметь своим результатом достижение полноты жизни или счастья, но мир не так устроен, чтобы
вознаграждать за добро, следовательно, есть сверхприродная причина самой природы, которая и
обеспечивает такое вознаграждение если не в этом мире, то в мире ином. Современные
приверженцы морального аргумента уже не настаивают на гарантиях награды и предпочитают
говорить о Боге, дающем сам нравственный закон. Нападок на моральный аргумент было много
со стороны эволюционистов, утверждавших, что в нравственной жизни нет ничего, что не было
бы результатом развития из предыдущих состояний нравственного сознания, а в конечном счете
- из животных инстинктов, из зоопсихологии. Но Декалог, как и заповеди о любви к Богу и
ближнему, невозможно объяснить ссылками на социализацию каких-то предчеловеческих
инстинктов в общественной жизни; бесполезны они также и для того, чтобы открыть смысл
жизни. (См. также: АРГУМЕНТ ОТ ПРОКЛЯТИЯ).

МУДРОСТЬ - в философии нечто большее, чем интеллектуальная развитость, обладание
обширным знанием или же компетентность эксперта. Это способность ставить любое знание в
связь с общим *смыслом бытия, с достоинством, *призванием и назначением человека, с
духовно-нравственными основами его мысли и жизни; это также искусство жить согласно
обретенному смыслу. В древней философии мудрость рассматривалась как источник всех
совершенств человека, его добродетели и счастья. Но нередки признания скорбного характера
подлинной мудрости (Еккл.1.18). По Г.Марселю, способность человека овладевать мудростью
-как бы подточена изнутри силами, словно сговорившимися не допустить даже возможности
его!- Отсюда внутренний трагизм стремления к мудрости, которую философ должен принять
как нечто неизбежное в условиях его работы, как следствие фундаментальной необеспеченности
существования человека в мире, особенно в таком веке как ХХ-й. Этот трагизм смягчен
*надеждой обрести свет на тропах, ведущих за пределы нашего времени и нашего мира.
Христианство апеллирует к мудрости неотмирной - к высшей Премудрости, что предполагает
открытость и чуткость разума и сердца человека к Духу и Слову. Путь мудрости Бонавентура
понимал как -путь пламенной любви к Распятому- и посвящения себя прославлению Бога. В
*неотомизме: мудрость - необходимое условие достижения *святости и раскрытия
человечности.

МУЖЕСТВО - 1) в античной философии не только воинская смелость и готовность бороться
несмотря на отсутствие очевидного перевеса сил над врагом, но и одна из основных
*добродетелей - самообладание, владение разумом низшими движениями души; 2) у Фомы
Аквинского - сила духа, готовность идти на преодоление того, что препятствует достижению
*высшего блага; и в античной философии, и у Фомы мужество вторично по отношению к
мудрости, но совершенное мужество у Фомы имеет благодатный характер. 3) П.Тиллих связал
мужество с дерзанием и *риском веры, с противодействием силам небытия, наступающим
отовсюду на веру, противодействием сомнениям и ненадежности, которые могут проявиться в
самой вере: -Этот элемент ненадежности в вере невозможно устранить, его необходимо
принять. И элементом веры, который принимает это, является мужество-.

МЫ (или МЫ-БЫТИЕ) - особый род бытия, внутренняя сторона *Я-Ты отношения,
принадлежность к единству, не сводимая к сумме отдельных межличностных отношений. В
-чувстве мы- открывается порядок, цель и смысл взаимной сопринадлежности его участников,
внутреннее сродство личного внутреннего бытия с внешним бытием семьи, народа и
религиозной общины. -В лице -мы- реальность открывается как царство духов, и притом через
внутреннее самооткровение самой себе-. Нередко -мы- превращается в отчужденную,
порабощающую человека силу, в родовом сознании, в удушающем коллективизме, в партийном
диктате, в холодном чудовище государства. Но есть внутреннее ядро -мы-бытия-: -Святая и
глубочайшая тайна -мы- есть - как и тайна -Я-ты- - тайна любви- (С.Франк). -Мы- - это
драматическое равновесие любви и порядка, без которого сохранить это ядро невозможно.

НАДЕЖДА - ожидание должного, соединенное с уверенности в его осуществлении. Присуща
сердцу человека, тесно связана с его *верой и *любовью и является признаком его духовного
здоровья. В ней - вера в осмысленность происходящего несмотря на отсутствие полноты его
понимания и чувство ответственности несмотря на собственное бессилие. Жизнь человека
обессмысливается, если он теряет надежду. Она сверхкосмична и сверхразумна, но должна
раскрыться также и в мышлении человека, что затруднено в тех случаях, когда мышление
человека слабо связано с его *сердцем. Чувство *абсурда нашего мира, распространенное в
современной философии и литературе, в одних случаях - признак слабости связи сердца и
мышления, а в других - духовной опустошенности или порочности. Надежда ищет в жизни не
столько то, что есть, а скорее начатки будущего и -точки роста- новой жизни. Христианская
вера тоже ориентирована творимую Богом реальность. Философия надежды внутренне связана
с порывом души к Высшему, со странствием, духовным продвижением по пути, ведущему в
Царство. Г.Марсель писал, что истоки и устья надежды находятся не в нашем мире: -Архетип
надежды - это надежда на спасение-; она как бы -включает в виде постулата утверждение, что
реальность выходит за пределы всякого возможного расчета, как если бы она стремилась
соединиться при помощи какого-то тайного свойства с принципом, скрытым в основе вещей,
или, скорее, в недрах событий, который презирает расчет-.

НАТУРАЛИЗМ (от лат. natura - природа) - убеждение, что естественный порядок вещей
является единственно реальным. Появился под влиянием впечатляющих успехов естественных
наук в XIX в. Основное для натурализма представление о природе, однако, весьма
неопределенно и различно для разных его представителей - Г.Спенсера, Э.Геккеля, Л.Бюхнера
и др. Натурализм в метафизике отрицает или игнорирует существование *сверхприродного. В
психологии он ограничивает способности *души возможностями *тела, нередко отрицая ее
автономию, ее бесконечность. В этике он ошибочно утверждает выводимость нравственных
принципов и правил из научного знания природы, человека и общества. В религиозной
философии натурализм критикуется за смешение природного и сверхприродного планов бытия,
за сведение высших проявлений духовной жизни к низшим сторонам социальной психологии, к
обычаям и культуре, за придание Высшему естественных черт и за игнорирование *абсолютных
ценностей. Принятие псевдорелигиозного натуралистического соблазна характерно также для
творчества Д.Мережковского, В.Розанова и др.

НАУКА И РЕЛИГИЯ - они -не противоречат и не могут противоречить одна другой по той
простой причине, что они говорят о совершенно разных вещах...: наука изучает мир, религия
познает Бога- (С.Франк). Но вера видит мир соотнесенным с Богом, наука же изучает природу
без всякой связи с Ним, и конфликты между ними происходят, когда ученые строят из своих
знаний глобальную картину мира как системы, где нет места -донаучному- Высшему бытию.
-Такую систему, вероятно, никогда не смогут построить, возможно даже, что в ней не миновать
внутренней противоречивости. Но стремление создать ее есть, и оно таково, что научный способ
мышления может полностью овладеть сознанием, делая его недосягаемым для других вопросов-
(Ж.Ладриер). Космология научная отличается от религиозной. Согласно последней, в глубинах
мирового бытия сохраняется связь природы с Богом, энергии Божии нисходят в мир, что может
проявлять себя на видимом плане в виде *чудес, но для постижения этого необходима вера,
приоткрывающая нам невидимое; наука же позволяет максимально тщательно исследовать
внешние условия действия сил свыше. При всей сложности взаимоотношений науки с
христианством она содействует достижению зрелости христианской мысли и лучшему
пониманию им скрытой логосности мира, что важно и для внутренней зрелости человека в деле
его *спасения.

НАЦИОНАЛИЗМ (от лат. natio - племя, народ) - 1) доктрина, согласно которой интересы
нации должны стоять на первом месте во внешней политике; 2) обособление и исключительное
самоутверждение нации в противопоставлении себя другим народам и всему человечеству в
целом. В крайних формах приобретает характер идолопоклонства, когда принимается, что
-нация - превыше всего-. Оценивать это следует как безнравственное и не могущее иметь
никакого серьезного теоретического обоснования. -Практическое значение он отчасти имеет как
знамя дурных народных страстей, особенно в странах с пестрым многонародным населением.
Основание некоторой популярности, которой еще пользуется национализм, есть ошибочное его
смешение с *патриотизмом- (Вл.Соловьев).

НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ - «это очень высокая и ценная сила. В национальном
сознании человек начинает жить в более широкой атмосфере, чем раньше, он воодушевляется
идеей народа, находит в себе новые силы. В этом есть какое-то возвеличение духа
человеческого, есть неисчерпаемая сокровищница для духа. Развитию национального сознания
все мы очень обязаны. Но, увы, как раз эта великая сила духа привела к страшным вещам в
истории: национальное чувство стало источником страстей, горделивой мечты подавить другие
народы и господствовать над ними, превратить их в рабов» (В.Зеньковский). В силу своей
двойственности нуждается в духовном очищении и преображении. (См. также: ПАТРИОТИЗМ).

НЕВЕРИЕ - В Св. Писании указываются следующие причины неверия: незнание *Откровения,
дающего знание о Боге и заключенного в самом Писании; незнание Бога по личному духовному
опыту; просто нежелание верить, потому что вера означает согласие и решимость жить под
взглядом Бога и с ответственностью по Его слову. Плоды неверия - безумие (Пс.14(13).1),
моральное разложение, готовность верить лжи, а не истине. Неверие - это предпочтение жить
согласно мирским умонастроениям, оно имеет корни в индивидуальной психологии, социальной
жизни и в интеллектуальной атмосфере научной культуры. 1) З.Фрейд описал всякую религию
как иллюзию, как инфантилистскую попытку невротика уклониться от превращения в разумного
и ответственного взрослого человека, не нуждающегося в авторитете отца и способного жить
самостоятельно без детских страхов перед его силой. 2) Э.Дюркгейм описал религию как
явление чисто социальное в том смысле, что представления о Боге (или богах) возникают из
воображения, которым бессознательно живет общество, нуждающееся в мифах для своей
интеграции. 3) Наука по своему методу атеистична и совсем не располагает к тому, чтобы
признавать зависимость нашего мира от Высшей реальности; ученые и ориентирующиеся на
науку философы считают, что все религиозное относится к -донаучным- эпохам человеческой
культуры. Сторонники этих трех направлений неверия занимались дискредитацией религии и
бездумно отрицали, что она вправе иметь свой предмет и вырастает из опыта встреч человека с
Высшим, заслуживающего самого внимательного к себе отношения. 4) Иногда неверие
связывают с требованием быть нравственно зрелыми людьми. Б.Рассел и ряд других
атеистических мыслителей ХХ в. высказывали убеждение в том, что нужно защищать
безнадежную позицию добра вопреки безбожной Вселенной и против победоносной всемогущей
силы зла, утверждать *смысл бытия вопреки абсурду социальной жизни. С.Франк назвал эту
позицию -скорбным неверием- - трогательным явлением нашего времени, сплавом веры и
неверия, симптомом того, что в глубине души таких мыслителей есть элемент веры как верности
идеалам правды и добра вопреки мерзостям окружающей жизни, где все высшее попирается.
Это - позиция немногих, позиция гордого индивидуалистического героизма, но в нем есть
бессознательная открытость души к *святыне и отказ подчиняться силам зла. Всему этому есть
серьезная альтернатива - религиозный опыт принятости в дом Отчий, опыт богосыновства,
обеспеченности и сохранности у Бога; -скорбное неверие- преодолевается в полноте веры.

"НЕВИДИМАЯ БРАНЬ" - внутренняя борьба с грехом, страстями и демоническими
инспирациями, которую подвижник ведет в союзе с Богом ради торжества Его правды в своей
душе. Термин св. Никодима Святогорца (XVIII в.). В философии характерная для *аскетизма
тематика -невидимой брани- нашла свое довольно полное выражение у Эразма Роттердамского
в его -Оружии христианского воина-.

НЕИЗВЕСТНЫЙ БОГ - в неокантианстве, а затем в -отрицательной теологии- К.Барта: Бог
по существу неведом, но открывается во Христе, оставаясь при этом неизвестным для нас, за
пределами нашего восприятия и понимания.

НЕОПЛАТОНИЗМ - религиозно-философский синтез античной философии, в центре
которого - следующая иерархическая схема бытия: 1) *Единое - высший первоисток всякого
бытия, пребывающий превыше всякой мысли, которому невозможно дать никакое определение;
2) Ум - высший божественный светоносный Ум, объединяющий множество божественных
умов или Идей, пребывающих в вечности над потоком времени и вне всяких изменений; лишь в
экстатическом созерцании можно войти в мир этих умов и вместе с ними - в созерцание
Единого; 3) Душа или *Мировая Душа - высшее рождающее лоно всех индивидуальных
человеческих и демонских душ, душ животных и разных бестелесных душ в мировых стихиях, а
также богов низшего ранга; Мировая Душа по-своему разумна, но ее мышление качественно
ниже, чем у Ума, и некоторые аспекты мышления Мировой Души воспроизводятся в
философии; она же - динамическое и оживляющее начало космоса, а в ее мышлении -
источник идеальных прообразов всего созданного в телесном мире; 4) *Космос - сферическое
тело огромных размеров с многоплановой внутренней жизнью, низшим проявлением которой
является биологическая жизнь; 5) Материя - нижний уровень мировой иерархии и предельная
ступень распада на множественность любого мыслимого конкретного бытия. Неоплатонизм
подвел итоги всего, что было создано тысячелетним развитием античной культуры, и выступил
как оппонент христианства, поддержал традиционное язычество и проиграл в борьбе с
христианской духовностью. Оказал большое влияние на раннехристианскую мысль, на
философию Возрождения и на русскую религиозную философию.

НЕОТОМИЗМ - течение в религиозно-философской мысли ХХ в., источником вдохновения
которого стало обновленное понимание наследия св. Фомы Аквинского. Энциклика Папы Льва
XIII -Aeterni patris- (1879) рекомендовала заняться им самым серьезным образом. От *томизма
неотомизм унаследовал основные принципы метафизики, умеренный *реализм,
антропологические идеи о душе, естественном разуме, духе, страстях и добродетели,
положительное отношение к христианскому гуманизму, синтетичность мышления,
разграничение теологии и философии, а также тезис, что между верой и разумом изначально нет
противоречия. Оставлена была космология Фомы, а его социально-политические идеи
значительно переработаны под углом зрения того, что между личностью и обществом, а также
между церковью и государством отношения напряжены и драматичны. Переосмыслены
проблемы человеческого существования в мире, отдано должное нонконформизму
христианского мыслителя и личному свободному поиску истины христианином, понимающим
свою ответственность за нее и перед ней; кроме того, было углублено понимание *общего блага,
акцентировано значение личностного духовного опыта в религиозной жизни в противовес
небесному происхождению религии. Неотомизм не является уходом католической мысли в
атмосферу средневековой жизни, он открыт к современным проблемам и осмысливает их в свете
христианской мудрости, имеющейся в Предании. Быть томистом в ХХ в., согласно Э.Жильсону,
значит следовать принципу: -Уверуй и думай как хочешь-, при условии церковности самой
веры. Другие представители неотомизма: Ж.Маритен, Ф.Коплстон, Д.Мерсье.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Монизм есть философский источник рабства человека
Он сам становится человеком
Придающее основное значение лучшим перспективам в любой человеческой ситуации
Христианской антропологии догмат о богочеловечестве христа о двуединстве совершенного бога согласно человек
Василенко Л. Краткий религиознофилософский словарь философии 4 абсолют

сайт копирайтеров Евгений