Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ - в американском протестантском мире основной оппонент
либеральной теологии, *либерализма в культуре, *модернизма, *секуляризма, морального
*релятивизма, половой распущенности, политической беспринципности, *гуманизма,
коммунизма, эволюционизма и защитник изначальных американских ценностей, нравственно
строгого христианства, семейных традиций и простоты библейской веры. В интерпретации Св.
Писания фундаменталисты настаивают на истинности прямого смысла его текста и игнорируют
разработки критической библеистики.

ХАЛКИДОНСКИЙ ДОГМАТ - центральный для христологии и христианской антропологии
догмат о Богочеловечестве Христа - о двуединстве совершенного Бога и совершенного
человека во Христе. Принят на IV Вселенском Соборе в 451 г. в Халкидоне как исповедание
веры в "Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух природах неслитно,
неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, так что соединением нисколько не
нарушается различие природ, но сохраняется особенность каждой и они соединяются в одно
Лицо и одну Ипостась". Великая тайна Богочеловечества, обозначенная этим догматом,
привлекла к себе мысль многих русских религиозных философов. А.Карташев счел возможным
оценить их идеи, сопоставив именно с этим догматом: Вл.Соловьев, напр., "приписал
богочеловеческую природу и богочеловеческий смысл процессу земной истории человечества,
включенной на том же основании в рамки общей космической жизни"; в сравнении с
Соловьевым "ультраортодоксал К.Леонтьев фактически оказался ревнителем монофизитского
богословия"; Н.Федоров, Д.Мережковский и В.Розанов явили несторианский уклон мысли, а
С.Булгаков и С.Франк вполне в духе халкидонской ортодоксии, хотя и не особенно удачно
привлекали для ее раскрытия метафизику Всеединства.

ХАРИЗМА (греч. charisma - духовный дар) - 1) Согласно ап. Павлу, дар благодати от Духа
Святого, свободно даваемый для искупления и спасения, для осуществления призвания
христиан, для созидания Церкви. Таковы дары веры, пророчества, апостольства, различения
духов, мудрости, учительства, управления, говорения языками, чудотворения, исцеления и др. 2)
В нецерковной мысли харизмами называют ярко выраженные лидерские, провидческие,
целительские, творческие и другие духовные способности, намного превышающие то, что могут
дать существующие традиции воспитания и культуры. Источнику харизм особого значения здесь
не придается, как и высшей цели, ради которой они могут быть раскрыты.
ХАОС - 1) обычно трактуется как противоположность *космосу или то, что за его пределами,
то, в чем невозможно обнаружить внутреннюю упорядоченность, закономерность,
осмысленность. Реакцией на хаос часто становится стремление его привести в порядок,
"космизировать". В древних дохристианских религиях это означало "освятить", к примеру,
земли, бывшие ранее в хаосе чуждыми человеку. 2) Хаос нередко рассматривают как результат
потери организации и ее распада на элементы; иногда в хаосе видят активное деструктивное
начало без всяких положительных признаков. Но нельзя отождествлять хаос с чистой
деструктивностью. В теориях самоорганизации некоторые виды хаоса при определенной
подготовке и соответствующих внешних условиях предстают способными спонтанно порождать
порядок. 3) В *космизме настойчиво утверждается: глубже сил хаоса и порядка действует
космическая сила любви: "Жизнь есть колебательный процесс между хаосом и порядком.
Порядок часто бывает опаснее хаоса... Силы хаоса или разрушения, [несут в себе] более высокий
порядок. Значит, в нем сокрыта любовь к Богу. Поэтому, если в ответ на разрушение мы
увеличиваем количество любви в душе, то разрушение становится созиданием" (С.Лазарев).
Разрушение может коснуться ценностей и святынь, если они ставятся человеком (или духовной
традицией) выше Бога. Разрушительный разгул хаоса становится вызовом, на который человек
должен дать конструктивный ответ - с полным доверием, служением и любовью к Богу.
Традиции, достигшие высокой степени развитости и совершенства, упорнее всего противятся
таким вызовам. (См. также: АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЧЕСКОЕ).

ХАСИДИЗМ (от древнеевр. хасидим - благочестивые) - альтернативное иудейской
ортодоксальности движение духовного обновления среди восточно-европейских иудеев XVIIIXIX
вв., сохранившееся до наших дней. Цель движения - истинное поклонение Богу, для чего
необходимо духовное пробуждение и восхождение к Богу; в конце этого пути достигается
экстатическая радость всецелой самоотдачи Богу.

"ХРИСТИАНСКИЙ МИР" - обычно этим словом обозначают европейские народы -
носители традиционных христианских культур или "идеи единого христиански-европейского
человечества". В лоне "христианского мира", однако, возникло и быстро обрело силу "новое
варварство" в виде национал-социализма и других движений: "Христианский мир, как целое,
ответственен за происшедшую в нем моральную катастрофу" (С.Франк).

"ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА" (англ. Christian science) - религиозно-философское учение и
связанное с ним движение, инициатором которых стала во второй половине XIX в. М.Бэйкер
Эдди. Основные положения: Бог благ, Он не создал тьмы и не несет за нее ответственность;
ничто темное не имеет реального существования; человек - "духовная идея Бога", поэтому в
духовном единстве с Ним человек не будет больным, грешным, печальным, смертным - все это
проистекает от неправильного состояния его духа.

ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - 1) у древних Отцов истинно христианская мудрость,
укорененная в Св. Писании и учении Церкви, связанная с жизнью по Евангелию и охватившая
все лучшее в эллинистической культуре (см.: СВЯТООТЕЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ФИЛОСОФИИ). 2)
В более специальном смысле - общие принципы христианской антропологии,
ориентированной на строго аскетический жизненный путь; под таким названием выходил ряд
книг православных авторов, в том числе и св. Иоанна Кронштадтского. 3) Согласно Э.Жильсону,
помощница христианской веры в деле спасения человечества; она опирается на истины
спасения, доступные пониманию естественного разума и соотносит себя с авторитетом
учительствующей Римско-Католической Церкви. Христианская философия в таком ее
понимании примечательна высокой степенью доверия к естественному разуму и его
познавательным возможностям и настаивает на том, что просвещение этого разума благодатью
веры значительно увеличивает его творческие силы. Задача христианского философа - внимать
Слову Божию, чтобы осмысливать естественный порядок вещей, но при этом не переходить
границу, отделяющую философию от теологии, призванной сохранять во всей чистоте
сокровищницу богооткровенных истин, отметая заблуждения нападающих на нее. 4) *Томизм
настаивает, что христианская философия не содержит в себе догматических истин и создается
*естественным разумом человека, обладающим *естественным светом, но не имеющим света
славы (лат. lumen gloriae). Оппоненты настаивают на необходимости обновления ума
(*метанойи), чтобы мышление человека приобрело собственно христианское качество. 5) Те, кто
относит философию к области языковых игр, которым лишь духовный опыт и жизнь согласно
вере может придать реальный смысл, скептичны по отношению к оправданности существования
христианской философии: "Если христианство истинно, то вся философия о нем ложна"
(Л.Витгенштейн).

ХРИСТИАНСТВО - одна из основных мировых религий, в центре которой вера в Иисуса
Христа как Сына Божия, Бога, воплотившегося на земле, соединившего с совершенным
человеком полноту божественного бытия. Своей крестной жертвой Иисус Христос совершил
победу над грехом и смертью ради спасения человеческого рода, его примирения с Творцом
мира, чтобы человек смог стать "соработником" Бога в осуществлении Его замысла грядущего
преображения мира. Христос преодолел созданную грехопадением дистанцию между небом и
землей и этим дал ответ на духовные чаяния всех мировых религий, в которых есть жажда
сближения с Высшим и духовный подвиг восхождения к Высшему, но нет сил снять эту
дистанцию. Христианство осознает себя как завершение и исполнение чаяний всех религий.
Принять Христа означает стать лично усыновленным Творцу мира как небесному Отцу, который
и освящает каждого человека, дарует ему благодать быть носителем высшей правды на земле.
Христос и апостолы создали христианство в виде Вселенской Церкви Христовой, которая в
древности объединяла множество поместных церковных общин, но была едина. Она сохранила
свое действенное присутствие в основных видах церковных разделившихся в истории
объединений - *Католичества, *Православии и *Протестантстве. Все разделения среди
христиан - не по воле Божией, а от человеческих стремлений, отклонившихся от Христова
служения. Стать христианином - значит жить по Евангелию и войти в одну из существующих
церковных общин, где и трудиться согласно призванию. "Христианство есть религия свободы и
этого не вытравить из него никакими силами. Можно окутать его драгоценными ризами,
заковать в золоченую раку - теологии, права, политики, - оно останется огненным по своей
природе. И нет такого каменного града, построенного на его мистерии, который не был бы, рано
или поздно, расплавлен этим огнем" (Г.Федотов).

ХРИСТОЦЕНТРИЗМ - общий подход в религиозно-философской мысли, принимающий
центральность Христа как в космосе и истории, так и в онтологических основах бытия - в том
смысле, что в Нем соединились Бог и человек, небесный и земной мир. "Не только Бога, но и
самих себя мы не можем познать иначе, как через Иисуса Христа. Без Иисуса Христа
непознаваемы ни жизнь, ни смерть... Знать Бога без Иисуса Христа - вещь бесполезная, хотя и
практикуемая" (О.Клеман). Радикальный христоцентризм провозгласил К.Барт и призвал все
Церкви сказать бескомпромиссное "нет" "всему, что хотело бы быть путем, истиной, жизнью,
дверью помимо Него", и не ставить рядом с Евангелием "никакого чужого закона и рядом с
[евангельским] Законом никакого чужого евангелия".

ЦАРСТВО БОЖИЕ - в ортодоксальном христианском понимании "царство Христа и Бога"
(Еф.5.5); оно присутствует в мире в Церкви, собирает всех принявших Христа и ставших на путь
святости и грядет, чтобы победить полностью и окончательно все сатанинские силы и
подчиненные им силы мира сего. Царство Божие - "то, для чего создан мир, то, для чего создан
каждый человек, то, для чего существуют все культуры, все цивилизации" (о. А.Шмеман). В
протестантском *либерализме - состояние нравственного совершенства будущего идеального
общества как цели исторического процесса. У П.Чаадаева - грядущая христианская
цивилизация как итог всемирной творческой работы христиан, пересоздающей мир согласно
евангельскому идеалу. Вл. Соловьев видел в Царстве Божием на земле реализацию Всеединства
как цели истории, к которой мир идет эволюционно, реализацию, имеющую как религиозные,
так и политические аспекты (см.: ТЕОКРАТИЯ). Земное торжество Царства означает, однако,
конец философии как таковой. Русская мысль ХХ в. осмысливает это Царство в основном
эсхатологически - как победу Бога над силами царства мира сего в грядущих катастрофических
для мира событиях конца истории и перехода в метаисторию. П.Тиллих трактует Царство как
"ответ [свыше] на неопределенность исторического существования человека..., исторического
измерения всех сфер жизни" и видит в нем как трансцендентные, так и имманентные стороны.

ЦЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ - в философии Вл.Соловьева - полнота знания, синтез знаний религии,
философии и науки с целью достижения "цельной жизни" в общении с Богом, вхождения в
мировое Всеединство, восстановления цельности человеческой души и его высших творчески-
созидательных способностей, преодоления расколотости во всех областях человеческой жизни.

ЦЕННОСТИ - то, что имеет для нас значимость в нравственном, эстетическом и
познавательном отношении. К примеру, оценивается как прекрасное или безобразное, истинное
или ложное, доброе или злое и пр. Есть ценности не только духовные, но и чувственные,
витальные, а также прагматические, утилитарные, связанные с полезным для человека, культуры
и общества. Но истину, добро и красоту не следует сводить к пользе. Такие попытки приводят к
"смутному времени в царстве ценностей, из которого нет другого выхода, кроме возвращения к
[их] тройственной державе" (Г.Федотов). Носителем ценностей является *личность,
постигающая их в опыте внутреннего принятия или отталкивания и осознающая их сверхличный
характер. Ценности необходимы для различия целей, которые ставит перед собой воля в
деятельности и поступках человека; их место в мотивации - глубже целей и интересов. По
М.Шелеру, ценности не следует отождествлять с эмпирической природой разных благ, с
"ценными вещами" и пр. Шелер относил к ценностям истинное, благородное, прекрасное,
доброе, а также святое; они априорны, познаются в созерцании "мира ценностей" и
иерархически упорядочены. Высшую ценность - *святое - многие современные мыслители, в
отличие от Шелера, предпочитают выводить за пределы иерархии "мира ценностей", называя
нередко *абсолютной ценностью.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ - согласно одной из современных трактовок, это "культурная общность
наивысшего ранга, самый широкий уровень культурной идентичности людей" (С.Хантингтон).
Широко распространено понимание цивилизации как расцвета человеческой жизни, реализации
различных творческих достижений, морального развития, нужного для достойной жизни на
земле. Но многие видят в цивилизации результат духовной деградации культуры - потери ею
былого величия и красоты, духовной полноты жизни, героического пафоса и чувства миссии.
Согласно христианскому пониманию, "постоянной доминантой в истории нашей современной
[т.е. западной - Л.В.] цивилизации, отличительным ее свойством было с самого начала
систематическое возвеличивание человека, - парадоксально, путем систематического
умаления, урезывания самого понимания человека, интуиции его природы, призвания и
замысла" (о. А.Шмеман). Католическая социальная доктрина, однако, настаивает, что порядок
цивилизации, несмотря на его временность, должен оживляться и возвышаться в творческом
труде христиан.

ЦИКЛИЗМ - в философии истории убеждение в том, что культуры и цивилизации,
зародившись в каких-то регионах, развиваются, достигают зрелых форм и затем дряхлеют и
вырождаются изнутри, уступая место более молодым и энергичным, способным начать и
осуществить новый жизненный цикл. В России Н.Данилевский выдвинул идею о различных
"культурно-исторических типах", каждый из которых развивается по своим собственным
законам и на собственном культурном материале и не нуждается в заимствованиях духовного
наследия и образцов социальной жизни извне. Этим обосновывается изоляционизм России по
отношению к Европе. На Западе представителями циклизма стали О.Шпенглер и А.Дж.Тойнби.
Многие циклисты принижают или отрицают значение глубинного единства человеческого рода,
межкультурных связей и взаимодействий и тенденций формирования мировой цивилизации и
культуры. Тойнби, однако, ратовал за создание глобальной цивилизации будущего, которой
уходящая со сцены западная культура должна будет передать свое наследие. За пределами
циклизма остается также и библейское понимание истории как процесса духовной поляризации
мира вокруг Христа и Антихриста, отразившееся в концепции "двух градов" Августина.

ЦИТАДЕЛЬ - с этим словом в философской, мистической и отчасти художественной
литературе ассоциируется тема существования глубинной твердыни нашей души, своеобразной
потайной комнаты нашего сердца, в которой мы можем встретиться или соединиться с Богом. С
ней иногда ассоциируют также образ Божий в человеке. Сама по себе она безымянна и
непостижима, т.к. на последнем пределе сам Бог превыше всех имен и всяких знаний о Нем. Но
путь в цитадель открывается в мистическом опыте. У Мейстера Экхарта (XIII - XIV в.) это
подано с риском пантеистического истолкования, сокращающего до нуля дистанцию между
тварью и Творцом: "Когда душа приходит в безымянную обитель, там отдыхает она, где все
вещи - Бог в Боге, там покоится она. Обитель души, которая есть Бог, безымянна". Сравн. у св.
Серафима Саровского: "Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж или
неусыпный охранитель внутреннего Иерусалима". (См. также: Я ВНУТРЕННЕЕ).

Ч

ЧЕЛОВЕК - обычно трактуется как разумное, мыслящее существо (homo sapiens), чья
деятельность, отношения с миром и другими людьми, а также душевная и телесная жизнь в
достаточной мере охвачены и послушны его разумной воле. Но этим человек не исчерпывается,
он - тайна для самого себя и цель углубленного *самопознания, начиная с авторов Упанишад и
Библии, даосов и буддийских мудрецов, Сократа и множества философов после него. "Человек
для самого себя - величайшая тайна. Разрешение этого бесконечного задания на деле есть
вселенская история" (Новалис). Тайна человека связана с тайной Бога. *Христианство - вера не
только в Бога, но и в человека как созданного по Его образу и подобию и призванного быть
"соработником" Бога в мире. Вера в человека оправдана в христианстве тем, что *Воплощение
означает спасение человека, восстановление его высшего достоинства. Древняя философия
называла человека "микрокосмом" - малым миром, эквивалентным Вселенной, а сущность
человека отождествляла с его разумностью. Раннехристианская и средневековая мысль
настаивала на сверхкосмичности человека, "образа и подобия Божия", связующего небесный и
земной миры, "собирающего" своим трудом и *творчеством весь тварный мира для грядущего
преображения. Человек многопланово связан с природным миром и со сверхприродным и
призван превозмогать в мире действие сил хаоса, зла и смерти, овладевать природой, трудиться,
творчески обновлять и возводить ее к высшим ступеням совершенства согласно замыслу
Божию. Грехопадение - отказ человека от своего *призвания, но ответом свыше на этот отказ
стала история спасения человека (а с ним - и всего мира), центральное событие которой -
воплощение и искупительная жертва Христа. Антропология неотрывна от христологии в том
смысле, что Иисус Христос явил миру совершенного человека - свободного от греха и в
единстве с Богом. Служение человека Богу - это и деятельный труд, и творческая мысль, и
богослужение. И в средоточии мироздания непрестанно совершается литургия, в которой
участвуют и космические силы, и ангелы из небесного мира, и искупленные представители рода
человеческого. Согласно о. П.Флоренскому, человек есть homo liturgis и должен вновь
самоопределиться не только как "соработник" Божий в мире, но и как участник
сверхкосмической литургии: "Человек, соединяясь с Богом, тут не растворяется в Нем, а,
наоборот, восстановляет нарушенную страданием и смертью целость своего существа, достигая
полноты и совершенства своей человеческой жизни. Итак, венец творения - совершенный
человек - вмещает в себе полноту Божеского, становится Богочеловеком; в этом и заключается
разрешение основного вопроса жизни - единственно возможный выход из порочного круга, в
котором вращается мир". Этим определяется личностное достоинство человека, его духовность,
свобода, творческие и познавательные способности, центральность в мироздании,
религиозность, призвание и бесконечная ценность каждой человеческой души, ради искупления
и спасения которой Бог-Отец отдал Сына Своего. *Гуманизм, отойдя от христианства,
предложил рассматривать природу человека безотносительно к Богу и Церкви как изначально
благую и не нуждающуюся в спасении, а назначение человека - в том, чтобы быть "царем
природы", неподотчетным Высшему. XIX в. покончил с гуманизмом и оценил человека весьма
низко. Философы ХХ в. в противовес этому настаивают на личностном достоинстве человека,
его трагической ситуации в мире и высшем призвании - быть в мире носителем *смысла бытия
и защитником высших ценностей - истины, добра и красоты, а также святынь. (См. также:
ВОЛЯ; ДУША; ДУХ ЧЕЛОВЕКА; ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ; ЛИЧНОСТЬ; ПЕРСОНАЛИЗМ;
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА; РАЗУМ; СВОБОДА; СОВЕСТЬ; ТЕЛО; ЧУВСТВО;
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ; Я(ЭГО); Я ВНУТРЕННЕЕ; Я-ТЫ ОТНОШЕНИЕ).

ЧУВСТВО - 1) в *рационализме: чисто субъективное эмоциональное переживание, не
имеющее серьезного значения; но у М.Шелера чувство - нечто большее, оно вводит в мир
*ценностей, позволяет их постичь. Это сопричастность *бытию, переживание духовного опыта,
а не эмоциональное вовлечение или "вчувствование". 2) В *экзистенциализме: "чувство
*абсурда", "чувстве заброшенности" и т.п. 3) В христианской мысли: "духовные чувства"
возникают при встречах с Высшим и нужны для распознания путей *Провидения, путей к
вечной жизни. Ф.Шлейермахер писал о "чувстве абсолютной зависимости", "чувстве
Бесконечного" как сути религиозного сознания, Р.Отто - о "чувстве *Святого", И.Ильин - о
"чувстве духовного ранга" и "чувстве *ответственности" в религиозном опыте. К духовным (или
тонким) чувствам относят также внутренний слух и внутреннее зрение. Они нуждаются в
пробуждении и очищении *благодатью. С помощью "тонких чувств" духовный человек
улавливает присутствие Божие, слышит Его голос и понимает Его замысел и действия. Нередки
рассуждения о "чувстве *Мы" (принадлежности к религиозной общине), чувстве служения,
миссии. 4) *Спиритизм у немалого числа участников вызывал чувство нечистоты, а оккультизм
- чувство *греха. 5) Аскетика предлагает пути и методы "собирания" внутренних чувств и их
преображения благодатью. Для христианства важнее, однако, чувство усыновленности через
Иисуса Христа Творцом мира как Отцом. 7) "Народ чует душой" (К.Победоносцев) - нередко
простому народу приписывается как вполне достаточное и не нуждающееся в развитии
инстинктивное "религиозное чутье", которое отстоит далеко от подлинных духовных исканий,
подвижнического труда и понимающей веры, ограничивается обычно бытом, легендами и
обрядами и "дорожит исконным и коренным больше, чем истинным" (о. Г.Флоровский).
Подобное противопоставление "чувства" разуму и поиску истины обычно служит оправданию
*обскурантизма.

ЧУДО - чаще всего понимается как событие, которое никак не следует из того, что
предписывается известными нам законами нашего мира: чудо имеет место "не против *природы,
не помимо нее, но сверх нее". 1) Вера в чудо входит в христианскую веру, но научно-
рационалистическая культура отвергла чудо как несовместимое с законами окружающего мира.
Всегда остается открытой возможность думать, что непонятное в свете известных законов
станет понятным на основе законов еще не познанных или же высших. Но скептическое
отношение к чуду не имеет обязательной силы ни для кого. 2) Для религиозного мышления чудо
важно в первую очередь своей смысловой стороной - оно служит *спасению души отдельного
человека или же общины верных, искуплению всего человеческого рода, восстановлению
должного состояния в какой-то области жизни, ее возведению на качественно более высокий
уровень. В нем проявляется сострадание Бога, его действенный ответ на реальную нужду
человека в трудном положении. К числу чудес, напр., относится освобождение души человека от
власти его *Я (эго) действием *благодати. Не так важно, произведено ли чудо путем явного
нарушения законов мироздания или же их действие шло своим чередом, но в каких-то
конкретных случаях произошло уникальное сочетание разных причин, которые и породили
результат, крайне маловероятный или практически невозможный, если это сравнивать с
обычным ходом дел. 3) Имеют место чудеса, совершенно непонятные при любом, сколь угодно
высоком уровне развития познающей мысли, - это Воплощение, Воскресение, Вознесение,
Пятидесятница. "Богочеловек - это одновременно историческое явление и вневременное чудо,
чудо спасения, космическое явление в исторической оболочке" (Э.Трельч). Такие чудеса -
славные тайны, где была явлена спасающая сила Божия как ни в каких других событиях.
"Евангелие без чуда - вино, ставшее водой, неосуществимая бесплодная теория. Без веры в
чудо жить в миру невозможно" (В. Марцинковский).

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ (от греч. esoteros - внутренний) - термин, относящийся ко всему, что
понимают немногие избранные, что вверяется только им. Сравн. с *экзотерическим. ХХ в.
характерен исчезновением каких-либо монопольных прав на эзотерическое знание и его
широкой доступности для многих.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Великая тайна богочеловечества
В философии схоластика всесторонне использовала творческие возможности естественного человеческого
Полном человеческого зла
Без свободного согласия воли человека благодать божия
Тиллиха вера предельная заинтересованность человека в том природы природе

сайт копирайтеров Евгений