Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

СВОБОДНАЯ ВОЛЯ - представление, согласно которому *воля человека является причиной
поступков, действий и событий. Те, кто убежден в ее существовании, настаивают на том, что
человек может многое изменить в мире. Примечательно понимание свободы воли у Иоанна
Дунса Скота: не что иное, как сама воля есть полная (или цельная) причина хотения в воле.
Христианские мыслители разных времен писали, что Бог уважает свободу воли человека и ждет
его свободной любви. Грехопадение не лишило человека свободной воли, хотя и привело к
значительной потере ею своей свободы и твердости в следовании истине и добру. Тем не менее
М.Лютер защищал точку зрения, согласно которой есть лишь -рабство воли- согрешившего
человека. Убедительного обоснования этого он дать не смог. Ответ Лютеру: -В нашем падшем
состоянии воля больна, но не мертва- (еп. Каллист Диокликийский); она нуждается в
исцеляющем воздействии благодати.

СВОБОДНАЯ ВОЛЯ И БЛАГОДАТЬ - тайна, не раскрываемая до конца ни в религиозной
философии, ни в теологии. Ясно, однако, что они не устраняют, не определяют, а взаимно
дополняют друг друга, это - *синергия. Нет между ними причинно-следственной связи,
последования во времени и нельзя сказать, что одна является основанием для другой. Благодать
соприсутствует в действиях свободной воли, направленных к истине, добру и красоте,
содействует правильному их осуществлению. -Каждое верное использование свободной воли с
самого начала предполагает присутствие божественной благодати. Если бы сперва не была дана
благодать, невозможно было бы правильно использовать свободную волю- (еп. Каллист
Диокликийский). Но и без свободного согласия воли человека благодать Божия не проявит себя.

СВЯТОЕ - 1) -совершенно иное- по отношению ко всему в нашем мире. Святое -
-невыразимое Нечто- или -невыразимый Некто- - осознается как высшее Присутствие,
реакцией на которое становится благоговение и смирение человека. Опыт переживания
присутствия Святого как -совершенно иного- Р.Отто считал основным для мировых религий.
(См. также: НУМЕН). -Вера надежна в той мере, в какой она есть опыт святого- (П.Тиллих).
Нередко отрицают, что христианская духовность сводима к переживанию встреч с -совершенно
иным-: -Мы должны понимать (а иногда и понимаем), что мы очень близки к Нему и
бесконечно от Него далеки- (К.Льюис). Помимо священного трепета встреча со Святым может
вызывать также безграничную радость и любовь, чувство усыновленности Отцом. 2) В этике
святость - нравственная чистота, моральное совершенство, *праведность.

СВЯТООТЕЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ФИЛОСОФИИ (-ЛЮБОМУДРИЕ-) - единство
догматического мышления с античной христианской мыслью в *патристике. Основные черты: 1)
Задача философии - осуществление евангельского идеала в борьбе за Высшую правду. 2)
Признание сверхземного происхождения человеческого разума и необходимости его
благодатного претворения верой. 3) Целостный охват разумом проблематики единства Бога,
мира и человека. 4) Феория - единство разума, созерцания и аскетической добродетели. 5)
Богопознание и Богомыслие - путь к теозису. 6) Филокалия (Добротолюбие) - условие
подлинного Богомыслия. 7) Единство *катафатического и *апофатического подходов в
Богопознании как норма Богомыслия; признание постижимости Бога по энергиям, но не по
сущности. 8) *Логос - источник и опора естественных законов. 9) *Символический реализм в
понимании мира: вещи свидетельствуют о большем, чем они сами, и они сопричастны Высшему
бытию. 10) Царственная роль разума в душе человека: быть подлинно разумным - значит
внутренне свободным, добродетельным и прекрасным в молитвенном предстоянии перед Богом.
11) Внутренняя связь *Богопознания и *самопознания. 12) *Синергия - -соработничество-
Бога и человека в деле спасения. 13) Обожение (теозис) - высшая цель творческих стремлений,
религиозно-антропологический идеал Православия. 14) Космическое назначение человека: через
теозис человека - к финальному преображению мира. 15) Открытость к внецерковной культуре
и философии, широта культурных горизонтов, способность привлекать лучшие плоды внешней
культуры и учености для созидания церковной культуры.

СВЯЩЕННОЕ - 1) в широком смысле - отличное от *профанного, выделенное из него для
религиозных целей, посвященное Богу, почитаемое; то, над чем нельзя глумиться и что нельзя
разрушать; 2) нередко в русскоязычной литературе - синоним *святого.

СЕКТАНТСТВО (от лат. secta - учение, направление, школа) - в христианстве понимается
как принадлежность сектам - ограниченным группам, отпавшим от вселенской Церкви и
жестко требующим признания правоты своего вероучения и связанной с ним морали и образа
жизни; при этом отвергается как ложное все, что относится к вере и жизни за пределами секты.
В более широком смысле сектантство означает узость мышления, фанатичную приверженность
своему и отрицание ценностей не своего, групповые предрассудки, *обскурантизм и пр. Дух
сектантства встречается и в исторически древних церквах, сохранившим в безупречном виде
свое вероучение, но не сумевшим осуществить евангельский идеал. Дух сектантства -есть дух
душевной (не духовной) ревности. Это - рационализация веры, блюдение чистоты веры и
потеря глубины. Это ущерб любви- (Архиеп. Иоанн Сан-Францисский)

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saeculum - мирской, светский) - процесс обмирщения
различных областей общественной жизни и культуры, переход к образу жизни, при котором
деятельность человека развертывается без связи с Высшим бытием и отрицается его роль в
жизни человека. Евангелие ориентирует на то, чтобы не было никакого конформизма христиан
по отношению к -духу века сего-, но проповедь Благой Вести и свидетельство жизни по
Евангелию обращены ко всем, кто живет в среде -рода сего и века сего-. Многие в Католичестве
и Православии относятся к секуляризации отрицательно. -Отношение *Протестантизма к сфере
секулярного весьма положительно, потому что, согласно одному из его принципов, священное
не ближе к Высшему, чем профанное. Этот принцип отрицает, что какая-либо из этих сфер
имеет большее право на милость, чем другая: обе они бесконечно далеки и бесконечно близки к
Божественному- (П.Тиллих). Ответом на вызов секуляризации стало предложение
Д.Бонхёффера отказаться от былой и -лишь внешней религиозной оболочки христианства- ради
духовно подлинного и внутренне свободного -безрелигиозного христианства-, способного
-мирским- языком -говорить о Боге - без религии, т.е. без обусловленных временем
предпосылок метафизики, душевной жизни человека и т.д. и т.п.-.

СЕКУЛЯРИЗМ - общее умонастроение, при котором человеческая деятельность во всех ее
областях мыслится автономной, а человеческая жизнь не нуждающейся в общении с Богом, в
религиозной вере. Некоторые авторы представляли дело так, что секуляризм является формой
религиозной веры, сохраняющей связь с христианством, другие же отвергали его как великого
врага веры. Православие и Католичество настаивают, что секуляризм - ошибка и грех
(Втор.8.3; Мф.4.4). Соответственно, и у К.Барта: -Смертельная обособленность человеческого
от Божественного во всех ее аспектах - вот что всерьез поставлено сегодня под вопрос-.
Церковная вера имеет противоядие секуляризму и должна дать полновесный ответ на вызов
современного расцерковленного мира. Ошибка секуляризма, по Ж.Маритену, неустойчива и
нереализуема как всякая утопия такого рода.

СЕМЬЯ И БРАК - 1) В древней философии ценность семьи нередко отрицалась как с точки
зрения аскетизма, так и нравственной беспринципности. Однако, *стоицизм рекомендовал брак
и настаивал на нравственной строгости семейной жизни. 2) Христианство признает брак
таинством глубокого внутреннего единения двоих - единения телесного, душевного и
духовного, в котором обычные супружеские отношения преображаются благодатью Божией в
отношения, исполненные духом Христовой любви. Христианская семья живет не иначе как в
церковной среде и сама становится -малой домашней Церковью- (св. Иоанн Златоуст). 3) В
нецерковной религиозной мысли встречается романтическое противопоставление любви и
брака, далекое от христианского понимания. С точки зрения Н.Бердяева, тайна брака - это не
семья, а тайна соединения в высшей любви: -тайна брачная - в Духе, в эпохе творчества, в
религии творчества-. В любви - утверждение и творческое раскрытие личности, в семье же -
что-то родовое, унижающее человека, где его призвание к высшей любви неосуществимо,
поэтому пути любви в мире - трагичны. -Семья есть послушание последствиям греха,
приспособление к родовой необходимости. Семья всегда есть принятие неизбежности
рождающего сексуального акта через послушание бремени пола... Новый Завет по глубокой
мистической своей сущности отрицает семью, т.к. отрицает сексуальный акт как падение и грех
пола, отрицает -мир сей- и всякое буржуазное его устроение. Подлинно -христианская семья-
так же не может быть, как не может быть подлинно -христианского государства--. Бердяев
необоснованно приписал Новому Завету свои взгляды и проигнорировал, что христианство не
отвергает естественные реальности, а очищает их, исцеляет и преображает благодатью свыше.
Но не следует считать Бердяева во всем неправым: К.Барт тоже протестовал против
превращения семьи -из святыни в прожорливого идола нынешнего бюргерства-.

СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА - его духовное средоточие и глубинная сущность, -орган- высшего
ведения и богопознания, сверхразумный исток желаний, мыслей и действий. -Высшие истины
достигаются простыми и чистыми сердцами, а не доказываются изощренным умом-
(С.Радхакришнан). Восточная нехристианская мысль отождествляет сердце с духовной глубиной
человека и утверждает тождественность духовного средоточия у всех людей между собой и
тождественность Высшему бытию (формула Упанишад: *Атман есть *Брахман). Христианство
настаивает на личностной неповторимости каждого сердца, на том, что *агапе - это любовь
разных сердец друг к другу и к Богу. Сердце - место внутренней борьбы, -место битвы, место
принятия решений, место духа и разума, а не только место чувств, как мы к этому привыкли-
(О.Клеман). Аскетика настаивает на очищении сердца, чтобы мышление и действия человека
соответствовали воле Отца: -Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога- (Мф.5.8). В
конечном счете сердце человека ведомо только Богу. Известны слова Б.Паскаля: -У сердца свои
причины, недоступные рассудку. Именно сердце зрит Бога, не рассудок. Вот что такое вера -
Бога мы ощущаем сердцем, а не рассудком-. Они нередко используются для подкрепления
*иррационализма, не принимаемого верой.

СИМВОЛ - вещь, свидетельствующая о чем-то большем, чем она сама, напр., символы
красоты, истины высшего порядка или же чего-то священного. Символы не являются просто
теми знаками, которыми люди могут -снабдить- вещи по своему произволу. Вещи, если они
символичны, являют особую смысловую соотнесенность с запредельным. Чтобы видеть такую
соотнесенность, необходимо раскрыть духовное зрение, связанное с активной жизнью личности
в мире смыслов, а не только среди вещей в их непосредственной данности. Символы коренятся в
символизируемой реальности, но -истолкование символа есть диалогическая форма знания:
смысл символа реально существует только внутри человеческого общения, вне которого можно
наблюдать только пустую форму символа. -Диалог-, в котором осуществляется постижение
символа, может быть нарушен в результате ложной позиции истолкователя. Такую опасность
представляет собой субъективный интуитивизм, со своим -вчувствованием- как бы
вламывающийся внутрь символа, позволяющий себе говорить за него и тем самым
превращающий диалог в монолог. Противоположная крайность - поверхностный
*рационализм, в погоне за мнимой объективностью и четкостью -окончательного истолкования-
устраняющий диалогический момент и тем утрачивающий суть символа- (С.Аверинцев). (См.
также: ЗНАК И СИМВОЛ.)

СИМВОЛИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - характерное для Средневековья миропонимание,
согласно которому тварное существует не просто в виде естественных реальностей, а
*причастно неземному бытию. Все целесообразное, гармоническое и величественное в природе
свидетельствует о высшем их происхождении. Так, поднимающееся вверх пламя - символ
души, устремленной к Богу, муравей - символ трудолюбия и урок лентяю и пр. Символический
реализм преобладал на христианском Востоке; на Западе же был распространен меньше. Он
характерен для Августина и ряда других; Бонавентура (XIII в.) писал о -символической
теологии- в противовес *естественной теологии в *томизме. Символический реализм отличается
от схоластического *реализма и не сводим к чистому символизму, для которого сами вещи
имеют мало значения. Если томист, будучи реалистом, говорил об *универсалиях как сущности
вещей, то символический реалист часто привлекал стоические представления о -семенных
логосах- как сути вещей. чья -логосность- внутренне больше связана с Логосом, чем
универсалии с премудростью Творца. С распространением интереса к Аристотелю и освоением
его наследия, а затем с формированием научного миропонимания. оттеснившего его
метафизику, символический реализм отошел на второй план.

СИНЕРГИЯ (СИНЭРГИЯ, греч. synergeia - совместное действие) - -соработничество-
человека и Бога в реализации Божия замысла о спасении мира и человека; взаимодействие
божественной благодати и человеческогой свободы. Учение о синергии опирается на опыт
апостольской жизни по Евангелию - 1 Кор.3.9. Участие человека предполагает благодатный
дар Бога, молитвенно-смиренное -хождение перед Богом-, служение Ему и зрелую духовность,
ответственные отношения, диалог с Богом, содействие Св. Духа. Лютеранская и кальвинистская
мысль слишком низко оценивала значение человеческих усилий в деле спасения, чтобы
соглашаться с синергией.

СИНКРЕТИЗМ (греч. synkretismos - соединение) - общекультурное явление, аналогичное
эклектике в философии: это внешнее, неорганическое, искусственное соединение фрагментов
или элементов разнородных учений религиозного, антропологического или космологического
характера. Духовные основы подобного соединения либо не определяются ясно, либо не
увязываются с содержанием привлекаемых фрагментов. Примеры синкретизма - *гностические
учения, *теософия и др. В публицистике этот термин нередко имеет смысл религиозной
всеядности.

СИНТЕЗ (греч. synthesis - соединение) - объединение научного, философского и
религиозного знания для достижения полноты понимания реальности. В античной философии
такой синтез дал *неоплатонизм. В Средние века *схоластика создала Суммы. Начиная, однако,
с Ренессанса, ни одна из эпох культурного и интеллектуального развития не смогла выразить
себя в синтезах подобного масштаба, но в индивидуальном религиозно-философском творчестве
такие попытки предпринимались постоянно. Тейяр де Шарден на Западе и представители
философии *Всеединства в России предложили новые варианты, вызвавшие много споров.
Раскрытие тайн *бытия в таких синтезах не достигается, но все же они -ясно и просто
показывают, что у человеческого ума есть пути и средства для того, чтобы плодотворно
работать над проблемою сочетания учений о высших и низших сторонах мира в целостное
единство- (Н.Лосский). Сторонников синтеза в ХХ в. нередко упрекали в модернизации
церковного вероучения, искусственного соединения вечной правды с тем, что преходяще, что
обусловлено временем и местом. *Модернист, согласно Дж.Тиррелу, - тот, кто -верит в
возможность синтеза основных религиозных истин и основных истин современности-, кто
надеется возвысить значение религии, придав ей современное звучание. Споры на эти темы
далеки от завершения.

СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos - исследующий) - сомнение в возможности достижения
достоверного знания. Школа скептиков была еще в Древней Греции. У Л.Витгенштейна:
-Скептицизм не неопровержим, но явно бессмыслен, поскольку он пытается сомневаться там,
где невозможно спрашивать. Ибо сомнение может существовать только там, где существует
вопрос; вопрос - только там, где существует ответ, а ответ - лишь там, где нечто может быть
высказано-. Различают скептицизм в познании и скептицизм религиозный. Из первого второй с
необходимостью не следует. Напр., Д.Юм был скептиком в познании, но не в отношении
религии. П.Флоренский рассматривал религиозный скептицизм как ад, из которого можно
выбраться через религиозный опыт и подвиг веры: -Как бы ни был тонок скептицизм, верить в
него нельзя, потому что он не имеет собственного содержания-. Августин призывал скептиков
до конца продумать свои сомнения и признать, что если они видят отсутствие истины в
отвергаемых ими учениях, это означает, что в глубине души человека-скептика есть изначально
данное ему чувство истины, которое не может его обманывать, а следовательно есть истина и
нужно искать путь к ней. Сравн.: -После того, как все основания для сомнений ниспровергнуты,
восстает во всей своей силе вера- (Климент Александрийский).

СКОТИЗМ - традиция францисканской мысли, основанная в XIII в. оппонентом Фомы
Аквинского Иоанном Дунсом Скотом. Ее философская сторона: 1) Первичный объект разума -
бытие (esse); это особая реальность, внутренне единая, рассматриваемая в целом, так что
внутренним различиям и *атрибутам придается вторичное значение. Бытие -одинаково- или
-однозначно- (univocitas) - оно общее для Бога и твари при всей дистанции между ними; оно
бесконечно, т.к. охватывает все вещи, им присуща -одинаковость- бытия у самого их
первоистока, что, конечно, не исключает качественного разнообразия и уникальности вещей,
иерархического порядка и пр. 2) Вещи неповторимы в своей индивидуальности, и именно
уникальность каждой вещи разум способен интуитивно уловить и удерживать в поле зрения;
универсалии же описывают родовые и видовые характеристики вещей, и отсюда проистекает
общая ориентация познания на отдельные индивидуальные объекты (См.: ЭТОСТЬ,
ПРАМАТЕРИЯ). 3) Признана особая роль воли в познании, ее направляющего воздействия на
разум (См.: ПРИМАТ ВОЛИ НАД РАЗУМОМ). 4) Особо акцентирована свобода воли в
духовной жизни человека, тесная связь веры именно с волей, а не с исканиями разумных
аргументов в пользу бытия Божия. 5) Душа человека - внутренне едина (проста) при всем
содержательном богатстве ее различных способностей; их различие имеет формальный
характер, т.к. есть -единящее включение- сил и способностей в -простоту- души как целого,
благодаря которому они не могут превратиться в актуальную множественность. 6) Разум
настолько поражен грехом в своем существе и действии, что для актуализации его латентных
высших способностей нужна *благодать; отсюда отрицание достаточности томистского
*естественного света разума для познания телесных вещей и естественного богопознания
(*аналогии); главное в богопознании - стремление воли к Богу в любви к Нему, к соединению с
Богом как высшей жизненной цели человека. 7) Божественная природа проста, что следует из
бесконечности Бога. Простота означает, что нет реального различия между благодатью,
мудростью, справедливостью и другими атрибутами Бога: они тождественны по бытию, хотя это
и не означает их формального тождества.

СМЕРТЬ - 1) в античной мысли рассматривалась как освобождение души от уз и тягот
земного бытия, а философия трактовалась как подготовка и путь к смерти (Платон и др.);
естественному страху перед смертью противопоставлялось убеждение в *бессмертии души. 2) В
христианстве смерть рассматривается как -последний враг- (1 Кор. 15.26), который будет
-истреблен- в конце времен, но, с другой стороны, утверждается благодетельность смерти для
падшего человека, которого смерть освобождает от -жала греха- Адама: св. Франциск называл
ее -сестрой смертью-, а Митр. Сурожский Антоний - -родной, близкой и желанной-: если бы
мы это приняли, -мы ее знали бы и любили бы, как условие желанной новой жизни-.
Христианин предваряет свою физическую смерть тем, что он духовно умирает для -мира сего-,
где царствует смерть. 3) Н.Федоров ратовал за победу над смертью в виде всеобщего
воскрешения отцов сыновьями технико-магическими средствами, но при игнорировании ее
смысла для человека. 4) Л.Карсавин считал, что смерть есть в глубине божественной жизни: -В
Себе самом жертвенно умирает Бог ради другого себя, умирает до конца: так, что и воскресает.
Поэтому вечно живет Бог Своею жизнью через Смерть-. И ради того, что в безмерной любви
передать миру свое божественное бытие, -хочет Бог вполне умереть: жертвенною своею
любовью всецело обожить мир-. Мир этого не замечает, но если кто хочет жить максимально
полнокровной жизнью, резюмирует Карсавин, пусть больше принимает страдания и смерть и
этим примет самого Бога.

СМИРЕНИЕ - одна из высших *добродетелей в христианской этике, противополагаемая
*гордости (гордыне). Нередко по ошибке смирение отождествляют с бездумным и
безответственным послушанием каким-то *авторитетам не от Бога, или тупой покорностью
навязываемым жизнью обстоятельствам, но в действительности смирение - жизнь в мире с
Богом, свободное и мужественное согласие с Его волей, ученичество у Христа и готовность
брать на себя проблемы, которые из этого проистекают, несение креста. -Смирение, которому
учит христианство, - по существу величайшее дерзание; с точки зрения мудрости века сего -
непростительная дерзость, верх оптимистического безумия. Всерьез признать себя малым и
ничтожным перед Богом - значит всерьез поверить, что стоишь в неком реальном отношении к
Богу- (С.Аверинцев).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Судьба приобрела бесчеловечный облик общественно исторической необходимости
Приобщающий эти события к сверхчеловеческим реальностям
В хаосе чуждыми человеку
Василенко Л. Краткий религиознофилософский словарь философии 4 человека
О человеке

сайт копирайтеров Евгений