Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ПРЕДАНИЕ - 1) В *герменевтике Г.-Г.Гадамера: традиция как объективная мера для оценки
соответствия нашей интерпретации смыслу текста; необходимо полностью отдавать себе отчет в
том, какой традиции принадлежал автор текста и какой - его интерпретатор. 2) В *патристике
Св. Предание вместе со Св. Писанием образуют *Откровение: Св. Предание апостолов и Отцов
сформировало текст Св. Писания, оно глубже и богаче, чем отдельные христианские традиции;
возврат к полноте Предания - источник духовного обновления Церквей. Христианская мысль
ХХ в. говорит также и о большем - по отношению и к Писанию и Преданию первична
духовная жизнь в Церкви, в ней действуют Слово Божие и благодать Духа Св., совершаются
таинства и созидаются души святых; во всем этом предзнаменуется грядущее Царство Божие как
цель священной истории спасения мира.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС (англ. ultimate concern) - в понимании П.Тиллиха: вера -
-предельная заинтересованность- человека в том, чтобы участвовать во внутренней жизни
первоосновы своего бытия. То, что предельно нас интересует, становится для нас святым,
божественным. Втор.6.5 - древнее выражение предельного интереса. Это не только интерес
как определенная душевная установка, но и присутствие в психике ее Субъекта, осознание и
понимание этого присутствия, захваченность бесконечным, полная самоотдача всей личности
Субъекту, чья трансцендентность психике вовсе не умаляется. Предельное - одновременно и
безусловное, абсолютное, бесконечное. -То, что действительно предельно, сопротивляется тому,
что лишь претендует на то, чтобы быть предельным, а на самом деле предварительно,
преходяще и конечно-. Идолопоклонство - незаконное возвышение того, что не предельно, на
уровень предельного; расплатой за это становится -экзистенциальное разочарование-, отчаяние,
глубоко пронзающее человеческую душу. -Предельный интерес - это предельный *риск и
предельное *мужество- (П.Тиллих).

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ (лат. praedeterminatio) - изначальное решение Бога относительно
избрания того или иного человека к спасению или погибели в вечности. Так, напр., в
*кальвинизме, но это отвергалось другими течениями христианства. Проблема предопределения
возникла из следующего. С одной стороны, нельзя отрицать, что Бог -предзнает-, что
возобладает в душе человека - любовь к Богу, Его правде и добру или же упорство во зле и
бунте против Бога. Но, с другой стороны, если Богу заранее все известно и если это знание
означает и Его решение о судьбе такой души в вечности, тогда свобода воли человека и его
нравственная ответственность превращаются в фикции. Никто не дал убедительного ответа на
вопрос, как сочетаются свобода воли человека и Божие предведение, но можно констатировать
следующее: -Бог хочет всем спастись, а потому абсолютного предопределения или
предопределения ко злу не существует; но истинное и окончательное спасение не может быть
насильственным и внешним, а потому действие благодати и премудрости Божией для спасения
человека употребляет с этой целью все средства, за исключением тех, которыми упразднялась
бы нравственная свобода; следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие помощь
благодати для своего спасения, не могут быть спасены и по всеведению Божию предопределены
к исключению из Царства Божия или к погибели. Предопределение относится, следовательно,
лишь к необходимым последствиям зла, а не к самому злу, которое есть лишь сопротивление
свободной воли действию спасающей благодати- (Вл.Соловьев).

ПРЕДРАССУДОК (от нем. Voruhrteil - предсуждение) - предварительное суждение о чем-
либо, принимаемое до или помимо фактической проверки его истинности. Начиная с эпохи
*Просвещения, термин -предрассудок- используется в отрицательном смысле -необоснованного
суждения- или ложного предвзятого мнения. *Рационализм требовал изгонять из культуры и
общественной жизни все оцениваемое как предрассудки - истины религиозной веры,
нравственные принципы и социальные идеи, коренящиеся в различных духовных традициях, в
Св. Писании. *Герменевтика ХХ в., однако, настаивает на том, что всякое мышление опирается
на содержательные предмнения, которые формируют наше понимание вещей и которые далеко
не всегда бывают превратными. -Преодоление всех предрассудков, это наиболее общее
требование Просвещения, само разоблачает себя в качестве предрассудка, пересмотр которого
впервые открывает путь для правильного понимания той конечности, которая господствует не
только над нашим человеческим бытием, но и над нашим историческим сознанием- (Г.-
Г.Гадамер). Философия ХХ в. уже не отождествляет с негативно понятыми предрассудками
мифы и духовные традиции.

ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ - сформированное *платонизмом представление о том, что душа
человека существует в горнем мире прежде своего рождения в земном теле. Обычно те, кто
убеждены в предсуществовании души, верят также и в *реинкарнацию. Христианство не
приняло реинкарнацию, поэтому многие, хотя и не все мыслители, отвергли также и
предсуществование. Но Ориген (III в.) допускал, что человеческие души предсуществуют во
времени до своего рождения на земле, а, согласно о. П.Флоренскому, - не во времени, а в
вечности, в замысле Божием. В нем же предсуществует весь мир. Католические мыслители
предпочитают думать, что каждая индивидуальная душа творится заново Богом, когда
происходит зачатие, поэтому о ее предсуществовании нет смысла говорить. Есть другая
гипотетическая точка зрения, что индивидуальные души как бы истекают из -общечеловеческой
души- ветхого Адама, в поддержку чего ссылаются на практику крещения младенцев. Идея
предсуществования, если брать ее в прямом смысле, связана с предпосылкой, что человеческая
душа уже была бестелесной и ничего плохого для нее в этом нет, тогда как христианская вера
говорит о том, что душа человека, когда она лишена тела, живет ущербной и неполной жизнью,
поэтому и есть чаяние Воскресения тела для жизни вечной.

ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ - у Г.Лейбница (XVII в.): всесовершеннейшее
гармоническое единство *сущего, полная изначальная согласованность действий всех *монад.
Бог сотворил и скоординировал их самым разумным образом, поэтому наш мир - лучший из
всех возможных миров. Всякое зло или беспорядок - только от нашего непонимания.
Средоточием космической гармонии всего сотворенного является, по Лейбницу, высшая,
прекрасная и величественная, нравственная гармония всех сотворенных духов, возглавляемых
Богом - -Монархом божественного Государства Духов-. Мудрые и добродетельные люди
призваны трудиться в согласии с этим порядком и с божественной волей, и в этом - цель и
счастье человеческой жизни. Столь последовательный метафизический оптимизм в философии
встречается крайне редко. Вопрос Н.Лосского: почему наилучшим из возможных миров не
должно быть признано Царство Божие? Если разумные духи получили возможность свободно
действовать, тогда Бог не все определяет в мире; значит из всех возможных миров будет выбран
не самый лучший, потому что тварным существам дано влиять на состояние мира. Тогда следует
допустить, что Бог сам войдет в мир для активного содействия силам добра и правды, в
качестве воплощенного Лица. (См. также ГАРМОНИЯ МИРА).

ПРЕЛЕСТЬ (ПРЕЛЬЩЕНИЕ) - 1) в аскетике: подмена духовного душевным, уход от святости
к ценностям, что означает извращение духовной жизни и отказ человека идти по путям Божиим;
2) Н.Бердяев различал характерные для религиозной жизни и мысли виды прельщения:
космическое, индивидуалистическое, социальное, националистическое, аристократическое,
этатистское, коллективистское, эстетическое, эротическое, а также прельщения культурных
ценностей, революции, войны, денег, прельщение ложной борьбой против зла и греха и пр.
Относительное при этом возводится в ранг абсолютного, человеческое - в ранг божественного.
-Идолы, которым поклоняется человек [в состоянии прельщения] принимают образы добра.
Антихрист может прельщать обманным сходством с образом Христа-. Всякое прельщение ведет
к внутреннему и часто не осознаваемому порабощению человека, приобретает -демониакальный
характер-, становится одержимостью страхом и страстями, но над всем этим дух должен
одержать победу.

ПРИЗВАНИЕ (нем. Beruf) - 1) У Платона: призвание философа - донести знание *Высшего
блага и весть о его *свете людям, пребывающим в -пещере- собственных грехов и мрака
неведения, и указать путь к Солнцу истины тем, кто отзовется на призыв постичь ее. 2) У
И.Фихте: ученый должен быть -нравственно лучшим человеком своего века-, учителем и
воспитателем человеческого рода. 3) В науке и философии, согласно М. Веберу, призвание -
нечто большее, чем профессионализм и интеллектуальная честность; это взятие на себя
определенных обязательств перед истиной, это ответ творческой личности на призыв из глубин
своей совести или призыв свыше - вносить через профессиональный труд ученого подлинные
духовные ценности в окружающую жизнь, сеять и защищать в ней разумное, доброе, вечное. 4)
Г. У. фон Бальтазар настаивал, что профессия - это только мост к призванию, а само призвание
христианина не может не быть религиозным. Это, согласно документам II Ватиканского Собора,
- служение Христу и свидетельство о нем по всей земле, апостольство. -Вот призвание
человека в мире - богообщение, радость, мир и праведность в Духе Святом- (о. А.Шмеман).
-Горе миру, если христиане от этого отвернутся, если они не будут исполнять своего
предназначения, ... если они будут слушать слепых поводырей, ищущих средства для порядка и
блага в том, что само по себе ведет к разложению и смерти- (Ж.Маритен).

ПРИМАТ ВОЛИ НАД РАЗУМОМ - принцип познания, связываемый с именем Иоанна
Дунса Скота (XIII в.) и трактуемый как конкретизация слов ап. Павла о первенстве любви над
мудростью: из этого первенства выводится примат воли над разумом. Этот принцип был
противопоставлен тезису Фомы Аквинского о высшем благородстве разума по сравнению с
волей. Разум, считал Д. Скот, это только способность мышления и не он решает, мыслить ему
или не мыслить и в каком направлении действовать. Конечно, разум работает над чувственными
восприятиями по своим законам, но его внимание к предмету, подчеркивал Д. Скот,
определяется актами воли, которая и выбирает, чему отдать предпочтение из имеющегося у
разума материала восприятий и идей: воля фиксирует внимание разума на нужном для воли,
отвлекая его от всего нежелательного. Определение целей и задач познания и выбор
необходимых средств идет в русле нашего общего понимания смысла бытия и призвания
человека, и этим преодолевается односторонность принципа примата воли над разумом. В XIX
в. А. Шопенгауэр зашел в вопросе о воле слишком далеко, когда написал: -Все познание
вообще, как разумное, так и чисто наглядное, первоначально возникает из самой воли, относится
к существу высших ступеней ее объективизации в качестве простого средства к поддержанию
индивида и рода-. Впрочем, он же признавал, что познание способно освободиться от рабства
воли к жизни и самоутверждению, преодолеть ее ради добродетели и святости.

ПРИНЦИП - идеальное начало, с помощью которого мыслитель охватывает воедино
определенную совокупность фактов, фрагментарных знаний или отдельных идей. Иногда
термину -принцип- придается значение источника чего-нибудь, напр., в высказываниях
-принцип жизни-, -Бог - высший принцип бытия и познания-, -Бог - принцип всякой истины-
и пр.

ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ - в прикладной этике и социальной доктрине
Католической Церкви: неправильно, когда общество или государство берет на себя то, что
индивид может сделать по личной инициативе и своими силами; несправедливость и серьезное
зло возникают, когда сообществу большему или высшему по значению передаются функции и
служение, которые можно выполнить в меньших или низших по рангу сообществах. Все виды
социальной деятельности должны соотноситься с *общим благом. Иначе говоря, решения
следует принимать на возможно более низком уровне, чтобы свобода инициативы и
ответственность за их принятие и реализацию распространялись по возможности шире. И лишь
если индивид или сообщество не в состоянии это сделать, тогда право решений передается
рангом выше.

ПРИРОДА - 1) Исследователи древних мифов считают представление о природе продуктом
обмирщения древнего *Космоса: --Природа- стала результатом последовательного разрушения
священности Космоса- (М.Элиаде). 2) Для философов, отклоняющих вопрос о связи твари с
Творцом, природа - все в мире, что имеет самостоятельное бытие, существует согласно своему
собственному порядку. Соответственно, и Вселенная предстает связным целым, единство
которого - в универсальных законах природы. 3) Г.Лейбниц понимал природу религиозно:
-вещи так были образованы Божиим велением, что сделались способными исполнять волю
повелевающего-. Это понимание - *деистическое; оно отделяет природу от сферы Духа и от
-морального сообщества- людей. Но в личном духовном опыте многих из основателей науки
Нового времени связь природы с духовно-нравственными основами жизни еще сохранялась; они
искали в природе следы мудрости ее Творца и видели в ее исследовании путь к пониманию
творческих замыслов Бога и к моральному закону, предписывающему, как человек должен вести
себя в мире. *Секуляризация культуры означала утрату этой связи. *Идеализм и романтизм не
удовлетворялись бездуховным образом природы и полемически настаивали, что в глубине
природе есть духовность, но трактовали ее в основном безрелигиозно. 4) Христианская мысль
библейской ориентации считает состояние природы -падшим-, отчужденным от Бога.
-Падшесть- - деградация качества, утрата совершенства и внутреннего единства, хаотизация.
Но она не означает полной потери связи с Творцом. Чем больше дистанция падшей природы от
Бога, тем меньше в ней полноты жизни, но чем ближе природа к Богу, тем она естественней.
Наука далека от таких оценок и считает природу самодостаточной и вполне нормальной. 5)
-Человек - Мессия природы- (Новалис). Природа охвачена непримиримой борьбой сил
разрушения и созидания и без человека в ней не победят жизнь, свет и порядок. В христианской
мысли природа вовлекается в Божий план спасения и преображения мира, в котором человеку,
искупленному Христом, следует взять на себя ответственность за -низшую тварь- и вводить ее в
действие энергий спасающей благодати. (См. также: ГОСПОДСТВО НАД ПРИРОДОЙ;
КОСМИЗМ; КОСМИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ; СВЕРХПРИРОДНОЕ; ТВАРЬ И ТВОРЕЦ).

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА - то, что есть в каждом из нас общего со всеми людьми, с
человеческим родом; то, что отличает нас от всех прочих видов жизни. Не все в человеке
сводимо к его природе, он имеет также и *личностное достоинство. В западноевропейской
культуре и философии природа человека традиционно понимается как единство *тела, *души и
*духа. Ее наделяют добротой, разумностью, свободой воли, *совестью, эстетической интуицией
и другими духовными *чувствами и творческими способностями. *Гуманизм чрезмерно
идеализировал природу человека, его оппоненты, напротив, видели ее изначально злой
(-человек зол и ленив по природе- и пр.). Современная гуманистическая психология осторожно
оптимистична: -Нашей природе потенциально присуще добро- (Э.Фромм). Христианство, в
отличие от нехристианских философских учений, говорит о двойственности человеческой
природы - о -ветхом Адаме- и -новом человеке- в каждом из нас, о -плоти- и -духе- как
борющихся между собой принципах нашей внутренней жизни. Лишь *благодать, по ап. Павлу,
позволяет духу человека преодолеть эту конфликтность и вновь воссоздать человека по образу
Христову. *Томизм смягчает этот дуализм и настаивает, что стремиться к Богу означает для
человека идти по пути собственной природы в ее высшем выражении, по пути к
предназначенному ей благу, и кто в полной мере реализует все данное его природе, тот получит
похвалу от Бога: -Каждое естество, стремясь к своему собственному совершенству, стремится
уподобиться Богу- (Фома Аквинский). Древнехристианская аскетика, однако, настаивает, что
*гордость является основным препятствием на пути к осуществлению этого стремления.

ПРИСУТСТВИЕ (БОГА) - Его *имманентность в мире, понимается как выражающаяся
пассивно или активно. Различают виды Присутствия - в природе, в истории, в душе человека, в
храме, в таинствах, в Слове Божием, в *чуде, в общине верных, в молитве и пр. Присутствие
приоткрывается человеку в свете веры как действие Духа Божия. Само по себе оно выражается,
однако, в *молчании. Присутствие означает, что Бог бесконечно превосходит вещи, в которых
Он присутствует, являясь, согласно *томизму, источником их *существования.

ПРИЧАСТНОСТЬ (СОПРИЧАСТНОСТЬ, иногда - ПРИЧАСТИЕ) - одно из основных
представлений *платонизма, согласно которому все земные вещи причастны *идеям. Чем лучше,
прекраснее или совершеннее вещь, тем более она причастна идее. Разум может благодаря
причастности возвести умственный взор к идеальному первообразу вещи и в созерцании идеи
познать ее сущность. В антропологии нередко говорят о причастности души разуму в том
смысле, что разумность должна присутствовать во всех силах и способностях души - в
чувствах, желаниях, воображении, памяти, облагораживая их и возвышая над животным
уровнем. Иногда говорят о -причастности свободе- всех форм сотворенной жизни,
причастности биологической жизни высшему для нее психологическому миру (-психокосмосу-).
А.Бергсон писал о -причастности творчеству- мирового эволюционного процесса. В
*экзистенциализме говорят об -участии в бытии- человека, открытого к миру, осмысленно
вовлеченного в бытие вместе с другими открытыми к бытию личностями. В Новом Завете ап.
Петр призывает христиан -стать причастниками Божественного естества- (2 Петр.1.4).

ПРИЧИНА - 1) событие, порождающее в качестве своего следствия другое событие; то, что
необратимо вызывает изменение вещи, определяет собой следствие. Причинно-следственные
связи - один из видов закономерности, они необходимы для объяснения связности всего
происходящего в мире. 2) В античной философии причинно-следственные отношения в космосе
объяснялись всеобщей одушевленностью бытия. В Новое время поведение природы понимали
как подчиненное законам, данным ей Творцом. Атеистическая мысль признала законы
присущими самой природе без всякого Законодателя. И. Кант вслед за Д. Юмом отрицал
объективный характер причинности и настаивал, что причинно-следственные отношения
приписывает наблюдаемым явлениям познающий *субъект. 3) В теории познания ХХ в.
признается метафизический характер причинности: если единство многообразия происходящих
в мире событий создается высшей разумностью бытия, тогда есть и причинно-следственные
связи, которые способен познать разум человека. 4) Бога нередко вслед за Аристотелем
называли Беспричинной Причиной (или Первопричиной) *сущего. Но Бог - трансцендентный
Творец мира, Он создал мир Своей свободной любовью, а не по необходимости, поэтому -Бог
не есть причина мира, хотя Он есть его основа, в этом смысле мир беспричинен- (С.Булгаков).
Это не значит также, что мир несет в себе причину самого себя, потому что источник бытия и
жизни мира - в Боге. *Томизм, однако, трактует *Первопричину мира по-иному.

ПРОВИДЕНИЕ (лат. Providentia) - -целесообразное действие Высшего Существа,
направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности-
(Вл.Соловьев). Христианская мысль видит мир в целом и жизнь любого человека
находящимися не во власти случая или судьбы, а направляемыми милостью Божией к благой
цели. Нельзя сказать, что Бог полностью управляет всем происходящим до мелочей, но есть
личная забота Бога о мире и о каждом человеке, Его воздействие на историю. Согласно
Откровению, это также и осуществление Его замысла о спасении мира через Христа в целях
финального преображения мира для полного торжества Царства Божия. Провидение нередко
отождествляют с Промыслом (Pronoia), хотя в нехристианской философии *Промысл не связан
с верой в то, что Бог таинственно ведет мир к победе над силами хаоса, зла и смерти.
Провидение понимают двойственно - как действие Бога в рамках естественного порядка
вещей, когда нужные для достижения какой-либо цели события -организуются- без нарушения
законов мироздания, и как чудесное вмешательство Божие в ход событий, когда Бог позволяет
себе ради спасения человека нарушить Им самим установленные законы. Основная проблема
Провидения, - место свободы воли человека и его нравственной ответственности в замыслах
Божиих. Исчерпывающего решения этой проблемы нет.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ - в философии истории: объяснение смысла и цели истории через
*Провидение - осуществления высшего замысла, ведущее мир к торжеству в нем правды и
добра. Августин - самый яркий представитель провиденциализма.

ПРОГРЕСС (от лат. progressus - движение вперед) - процесс непрестанного и необратимого
улучшения условий человеческой жизни, нравственности, социального порядка и цивилизации в
ходе истории. Прогресс остается предметом светской веры, в основном противоречащей фактам,
однако, в определенных областях культуры на некоторых ее этапах можно наблюдать
прогрессивные изменения. В ХХ веке эту веру оценивают уже как -допотопную-. Оппонент
прогресса - *циклизм, описавший становление и вырождение великих цивилизаций древности.
Их распад надолго погружал оставшиеся на их месте народы в состояние одичания.
Христианские возражения: 1) прогресс теряет смысл, если не происходит неуклонного
улучшения прежде всего нравственного состояния человечества в целом; 2) его невозможно
осуществить мерами политическими, социальными, просветительскими и экономическими;
лишь религиозное обращение может усилить в людях чувство нравственной ответственности, но
секуляризация современной культуры и общественной жизни этому противодействует; 3)
прогресс - симптом конца, все более ускоренного движения человечества к финалу, к
катастрофическому завершению истории. -О, треклятый прогресс!- - возопил К.Леонтьев,
увидев в нем процесс неотвратимого внутреннего разложения западноевропейской культуры.
С.Франк назвал прогресс необратимо идущим созреванием человечества для Суда. Сравн. у
Вл.Соловьева: -Спасающий спасается. Вот тайна прогресса - другой нет и не будет-.

ПРОМЫСЛ (греч. Pronoia) - в дохристианской философии общая зависимость нашего мира
от высшего: Промысл, во-первых, вводит в рамки мирового бытия то, что из него выпадает в
силу самообособления и самоутверждения каждого единичного бытия, а, во-вторых,
обеспечивает покровительство свыше тем душам, которые становятся на путь добра и
*духовного восхождения. Промысл, как думали, заранее предусмотрел появление зла и -древней
дерзости- самоутверждения и принял их как нечто необходимое в мироздании и полезное для
*гармонии мира, поэтому мудрый должен понимать, что Промысл из любого зла извлекает
какое-нибудь добро. Действие Промысла ограничивается здесь, однако, только функцией
космического регулирования, осуществляемой (если перейти на христианскую точку зрения) в
падшем мире путем примирения со злом и без всякого стремления выводить мир за пределы его
греховности. Короче, Промысл античный не спасает. Решающая для спасения мира роль победы
Христа над грехом отличает древний языческий Промысл от *Провидения в христианской
мысли.

ПРОРОЧЕСТВО - в иудейско-христианской традиции возвещение воли Божией и связанных с
Его замыслами грядущих событий. Пророка вдохновляет Св. Дух, избрание и вдохновение этого
человека не подавляет его как личность, не гасит его разума и чувств. Инспирация пророка
вербальна - он должен передать людям весть, полученную им в слове, -влагаемую в уста-
(Втор.18.18; Иер.1.9 и др.). Не все библейские пророчества исполнились. В древней Церкви
пророки по рангу уступали апостолам, они возвещали воскресшего Господа словами,
имеющими власть, предсказывали события, давали откровения, идентифицировали
определенных лиц как избранных свыше для определенных видов церковного служения и
давали им необходимые для этого силы. Впоследствии пророками стали называть только тех,
кто канонизирован в качестве таковых Св. Писанием, и оно угасло как особый вид церковного
служения. В наше время пророками в не особенно строгом смысле называют писателей, поэтов,
общественных и церковных деятелей, ставших инициаторами духовного обновления в Церкви и
в обществе, а также свидетелями нравственной правды.

ПРОСВЕЩЕНИЕ - согласно И.Канту, -это выход человека из состояния своего
несовершеннолетия, в котором он находится по своей собственной вине. Несовершеннолетие
есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого.
Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в
недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со
стороны кого-то другого. Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! -
таков, следовательно, девиз Просвещения-. Светская культура стала взрослой; она не мирилась с
авторитаризмом и социальной несправедливостью, стала веротерпимой и санкционировала
творческую инициативу разумной и ответственной личности. Однако, надежда, что
просвещенный *естественный человек достигнет совершенства и создаст рай на земле в виде
успешной цивилизации, себя не оправдала. Вместе с тем внутрицерковная культура вовремя не
повзрослела, что это крайне затруднило диалог и взаимодействие Церкви и светской культуры,
так что их пути разошлись. Ответом на происшедшее должно стать достижение
внутрицерковной культурой своей - христианской - зрелости. (См. также: РЕЛИГИЯ В
ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Василенко Л. Краткий религиознофилософский словарь философии 1 человека
Его искупительная жертва начало примирения человека с богом и
Вера ответ человека на обращенное к нему слово божие
История человечества осмысленный процесс
В хаосе чуждыми человеку

сайт копирайтеров Евгений