Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ - 1) запредельный, находящийся по ту сторону реальностей,
познание которых возможно эмпирически и рационально; 2) принадлежащий объективным
духовным основам бытия, сверхсубъективный; 3) "Бог трансцендентен посреди нашей жизни"
(Д.Бонхёффер), т.е. активно действует в ней, оставаясь по существу "запредельным".
Трансцендентное обычно противопоставляют *имманентному, но есть неустранимый парадокс:
"То, что глубочайшим образом имманентно, что раскрывается через внутреннее углубление в
самих себя и осознание себя, " тем самым уже есть трансцендентное" (С.Франк).

УЛЬТРАМОНТАНСТВО (от ultra montes - "за горами" или "за Альпами") - термин,
появившийся, возможно, в XI в., обозначает стремление к централизации церковной власти в
Риме за счет прав епархий, а также к распространению власти Папы на светские дела. XIX в. -
время наибольшего подъема ультрамонтанства, что выразилось в Syllabus’е Папы Пия IX и в
решениях Первого Ватиканского Собора. Ярким ультрамонтанистом был Ж.де Местр.
Определенное влияние ультрамонтанства сказалось на ряде работ Вл.Соловьева.

УМОПОСТИГАЕМОСТЬ - познаваемость только разумом без обращения к опытным
данным. Познание природы вещей нельзя сводить к умопостижению, но содержание образов
вещей в нашем сознании уже становится предметом постижения разумом. Познание Высшего
тоже не относится к постижению только умом - в нем есть вера, которая выражает отношение
к Высшему у всей личности в целом. Начиная с Нового времени предпочитают говорить, о
конструировании разумом умопостигаемых сущностей - понятий, гипотез, концепций и
теорий: мы познаем в мире то, что способны сделать сами своим разумом.

УНИВЕРСАЛИЗМ (от лат. universalis - всеобщий) - 1) Вера в то, что в конце времен все
души будут освобождены от наказания за грехи и спасены; в западноевропейском христианстве
XVIII-XIX вв. появлялись сторонники универсализма такого рода, становившиеся оппонентами
*кальвинизма и наследниками идей *апокатастасиса (Дж.Релли, Дж.Мейхью, Ч.Чонси и др.). 2)
Внецерковный универсализм ХХ в. пошел по пути отрицания божественности Иисуса Христа и
создания единой мировой религии как основы для всеобщей морали и культуры, для
примирения существующих традиций и для созидания братства всего человечества; это
направление универсализма по существу ничем не отличается от *унитарианства. 3) В
протестантской неоортодоксии ХХ в. универсалистские идеи приобрели иное звучание: все
предъизбраны Богом ко спасению, поэтому наказание грешников имеет целью их очищение от
греха и его последствий ради финального восстановления для будущей жизни; даже те, кто в
земной жизни был далек от Христа, получит после смерти шанс принять Его и спастись (т.н.
"Евангелие ада"). 4) Иногда об универсализме христианства говорят в смысле его вселенскости:
будучи истинной религией, оно возвышается над всеми цивилизациями и культурами и не может
не быть универсальным.

УНИВЕРСАЛИИ - в схоластике и позднее общие понятия, описывающие существенные
элементы (признаки, свойства) определенных классов (родов и видов) вещей. Первым об
универсалиях писал неоплатоник Порфирий (III в.), затем христианский платоник Боэций (VI в.)
и затем схоласты Средних веков. Вопрос об универсалиях возникает вследствие того, что
познание не может удовлетвориться исследованием отдельных изменчивых вещей в данное
время и в данном месте и ищет результаты всеобщие и необходимые по своему значению. Разум
ищет общие понятия и суждения (связь понятий), выражающие сущность вещей. Иначе говоря,
познание как таковое осуществляется посредством универсалий. Схоластическая традиция,
называвшаяся *реализмом, утверждала, что универсалии существуют в организации вещей,
принадлежат действительности вне нашего мышления. Фома Аквинский как реалист различал
три способа существования универсалий: до всяких вещей в качестве их идей в Высшем разуме
их Творца; в самих вещах в качестве их формообразующих начал; после вещей - в виде общих
понятий в мышлении человека. Другое течение в схоластике - концептуализм - признавал
универсалии существующими лишь в мышлении человека. *Номинализм же утверждал лишь,
что универсалии - не более чем имена, даваемые вещам людьми.

УНИВЕРСУМ - лат. мировое целое, мир (*космос), Вселенная.

УНИТАРИАНСТВО (от лат. uniter - воедино) - религиозно-философское течение,
появившееся в Западной Европе в XVII в.; оно отвергало церковное учение о Св.Троице и
божественности Иисуса Христа и признавало Бога одним Лицом. Высокий духовный статус
Иисуса при этом не отрицался, допускалось известное Его почитание. Его основная миссия
связывалась с провозглашением учения, а не с искупительной жертвой на кресте. Отдавалась
дань уважения послушанию Иисуса до смерти и не отрицались его Воскресение и Вознесение.
Есть в этом близость к *деизму Нового времени, а также к древним монархианству и арианству,
отвергнутым Церковью как ереси. И.Ньютон и Дж.Пристли - наиболее известные из
унитариев XVIII в., оба ученые-естественники и теологи.

УПАДОК ХРИСТИАНСТВА - у К.С. Льюиса: тот факт, что храмы опустели, не следует
оценивать как полную катастрофу христианства и победу неоязычества. Христиане, как всегда,
есть, но теперь никто не принуждает быть в церквах. "Разница только в том, что теперь
христианином не надо притворяться. К этому, в сущности, и сводится т.н. упадок веры".

УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas - полезность) - позиция в этике, согласно которой благом
является польза для всех или для возможно большего числа людей; "пользой" чаще всего
считается счастье или состояние удовлетворенности. Характерные представители утилитаризма
- Дж.Бентам и Дж.Ст.Милль. Были малоубедительные попытки истолковать христианскую
этику как "идеальный утилитаризм". Основной аргумент против утилитаризма - этическое
благо не сводимо к пользе, сколь бы широко ее ни трактовать.

ФАТАЛИЗМ (от лат. fatum - судьба) - убеждение, что ход грядущих событий полностью
предзадан и людям не дано что-либо изменить в этом. С христианской верой несовместим. (См.
также: СУДЬБА).

ФЕМИНИЗМ (от лат. femina - женщина) - 1) движение за равенство прав женщин и мужчин
в политике, экономической деятельности и социальной жизни. 2) С конца 60-х гг. появилась
агрессивная форма феминизма, где выдвигаются требования отменить семью и брак, узаконить
лесбиянство, а мужчины объявляются "бесполезными и банальными". Это сопровождается
напористыми нападками на Бога-Отца как мужской символ и на христианство в целом,
обвиняемое в дискриминации женщин. В итоге феминизм тяготеет к языческому дионисизму.
"Мученичество и убиение мужского бога, - основной мотив женских религий (какова религия
Диониса), религий, питающих свои корни в бытовом укладе тех забытых обществ, где женщина
была родоначальницей и царицей" (В.Иванов).

ФЕНОМЕН (греч. phainomenon - явление). В *теории познания: то, в каком виде является
вещь в сознании познающего субъекта. Есть разные трактовки. 1) Это образы чувственного
происхождения, которые не говорят о сущности вещей ничего достоверного, но все имеют в
себе некое идеальное содержание, называемое ноуменом. 2) В основе *феноменологии лежит
убеждение, что в глубинах *сознания имеются такие феномены, которые выражают его единство
с бытием и, следовательно, несут в себе определенную истину, смысл. Такие феномены следует
искать и непредвзятым образом описывать как самоочевидные реальности, для воссоздания
смысла которых необходимо отстранить искажающие влияния от привносимых субъективных
образов или общепринятых мнений и оценок.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ - оппонент *натурализма и
*редукционизма, близок к *дескриптивному подходу и настаивает, что для объяснения сущности
религиозного нужно раскрывать его собственное содержание, а не привлекать для этого что-то
другое, чуждое ему, напр., объективно научные средства. Предпочитает обходиться без
*метафизики и исследует религию как *феномен духовного опыта человека, данного в виде
совокупности специфических явлений его сознания. Основные представители: Г. ван дер Лейв,
М.Шелер, М.Элиаде. М.Шелер рассмотрел роль *чувств и *ценностей в духовной жизни, а
также "вечное в человеке" - его *теоморфизм как первооснову его бытия и религиозного
опыта, вершиной которого является личностная любовь, свидетельствующая, что Бог -
источник любви и Личность для всех личностей. Ван дер Лейв считал, что в глубине души
человека действует жажда жизни, волевая сила, которая встречает высшую силу, и отсюда
начинается религия. Реакцией на такую встречу может стать бегство прочь, желание борьбы или
покоя, стремление выйти в бесконечность или уйти в ничто, принять волю свыше с
послушанием, явить полную покорность высшему величию или же, наконец, полюбить Бога.
Отсюда и разные *типы религий; при этом критерии для сравнения духовности разных религий
недвусмысленно берутся из одной - из христианства. М.Элиаде посвятил свои усилия
раскрытию смысла мифа и символа, понимая их как интегрированное выражение духовного
опыта древних людей, как *архетипы древнего религиозного сознания. В иудейско-
христианской традиции определяющую важность имеет, однако, вера, а не архетипы, но
последние нередко приобретают неподобающее им значение в обмирщенных вариантах
христианства. Феноменологический подход не дает исчерпывающего познания религии. Напр.,
анализируя древние мифы, он может выявить "удаление Божие" от человека по мере развития
цивилизации (М.Элиаде), которое можно истолковать двояко: и как отдаление самого Бога от
человека, наращивающего зло в мире, и как "усталость после Сотворения". Библейская традиция
настаивает на первом варианте объяснения, но оно имеет уже не философский, а
вероучительный характер.

ФЕТИШИЗМ (от фр. fetiche - чары) - характерное для *язычества суеверное почитание
определенных вещей, понимаемых как места нахождения духов, способных исполнять желания
их обладателей, содействовать их успехам, исцелять и защищать от вреда со стороны
враждебных сил.

ФИДЕИЗМ (от лат. fide - верно)- термин, введенный А.Сабатье для обозначения учений, в
которых крайне низко оцениваются способности человеческого разума постигать Высшее
бытие, а основной и чрезмерный акцент делается на вере. Фидеизм иррационалистичен и
оценка каких-либо идей или концепций как фидеистических чаще всего используется в
антирелигиозных целях. Его трактуют иногда как следствие характерного для *картезианства
дуализма *естественного разума и веры и оценивают как нечто чуждое христианству.

ФИЛОСОФИЯ - любовь к *мудрости, поиск человеческим разумом истинного знания о мире
и человеке (перед лицом Высшей реальности или без отношения к таковой) с целью
определения пути к полнокровной и достойной человеческой жизни. Философия отличается от
религии и теологии тем, что не привлекает (или иногда привлекает, но минимально) данные
Откровения и не берет на себя догматических обязательств перед какими-либо религиозными
общинами, настаивая на специфически личностном характере своих результатов. Этим она
отличается и от научного познания, стремящегося найти знание объективно значимое,
одинаковое для всех. Философия отличается от идеологий и доктрин тем, что допускает
проблематичность своих результатов и постоянно возвращается к критическому анализу основ
любого человеческого знания (см.: МУДРОСТЬ).

"ФИЛОСОФИЯ - ИСТОЧНИК ВСЕХ ЕРЕСЕЙ" - позиция Тертуллиана (II-III в.),
считавшего, что верующему христианину не нужны ни философия, ни вся внецерковная
культура в целом. Происхождение ересей историки, однако, связывают в основном с
*гностицизмом. Церковь приняла принцип "все хорошее - наше": все истинное, прекрасное и
доброе из достигнутого во внецерковной культуре заслуживает принятия христианами. Важны
жажда истины и любовь к истине. Всякая истина - в конечном счете от Бога, поэтому для
христиан ценны зерна истины, которые можно найти в любом достаточно серьезном
философском учении. В Церкви возобладала точка зрения св. Юстина Философа (II в.): семена
Логоса Бог рассеивал повсюду - по всем культурам самых разных времен и народов, и нередко
из этих семян произросли растения и созрели плоды, в частности, и в греческой культуре и ее
философии: одним из важнейших ее прозрений стало учение о *Логосе у разных мыслителей;
важны также для христиан философская антропология и этика. Те, кто следует за Тертуллианом,
игнорируют слова ап. Павла "о нашем естественном знании Бога и о существовании
врожденного морального закона и об обязывающей силе этого закона; они безусловно осуждают
греческую философию, как будто ни один из греческих философов никогда ничего верного не
говорил о сущности Бога, человека и о нашей судьбе: они питают острую ненависть по
отношению к диалектике и подвергают ее злобным нападкам, забывая о том, что невозможно
осуждать диалектику и при этом не использовать ее" (Э.Жильсон).

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ - область философских исследований, связанных с осмыслением
содержания религиозного опыта и его источников, соотношения *веры и разума, мышления и
молитвенного созерцания, рациональными аргументами в пользу бытия Божия, проблемой зла и
спасения, вопросами бессмертия души и вечной жизни, истоками религиозного плюрализма и
безверия и пр. Появилась в конце XVIII века и занимается не столько вечными проблемами
человеческого духа, сколько вопросами отношения к Высшему, которые возникают у автономно
мыслящего образованного человека, живущего в условиях конфликта и сосуществования
секулярной культуры и традиционных религий. Философия религии изучает происхождение,
содержание, сущность и значимость религий для индивидуальной и общественной жизни
человека, культуры, нравственности, познания и осмысления действительности, но в сравнении
с религиоведением сильно ограничивает круг рассматриваемых вопросов. Она занимается лишь
теми, на которые можно пролить свет с помощью метафизики, теории познания, антропологии,
философии языка и результатов из других областей философского творчества. Нередко
философы религии предпринимают попытки определить критерии истинности и ложности в
отношении к разным религиозным вероучениям и для этого обращаются к их содержательной
стороне. Но философия религий не берет на себя никаких догматических обязательств,
исследует интересующие ее явления в основном средствами человеческого разума и
сравнительно немного привлекает из данных Откровения или не привлекает их вовсе. (См.: БОГ
В ФИЛОСОФИИ; ВЕРА И РАЗУМ; РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ; ТАЙНА)

"ФИЛОСОФИЯ - СЛУЖАНКА ТЕОЛОГИИ" - широко распространенная в Средние века
точка зрения на соотношение философии и теологии, согласно которой философия
рассматривалась не как самоцель, а как средство, содействующее лучшему пониманию истин
божественного откровения. Если бы она не была тогда привлечена, "христианство вошло бы в
современную эпоху, не имея никакой связи с прогрессом науки и философии; неспособное
поддержать с ними диалог, христианство не смогло бы защитить себя в случае нападения извне
и в конечном счете было бы не в состоянии озарить науку своим светом" (Э.Жильсон).
Антицерковные оппоненты настаивали на свободе философской мысли от религии и целиком
отвергали эту точку зрения. В ХХ в. немало представителей католической мысли высказывалось
за то, что служение философии теологии, там, где оно есть, является свободным. *Томизм
настаивает, что ее служение теологии не означает, что философия берет для себя в качестве
основы своей мысли истины Откровения или принимает их в качестве *авторитета в своей
области.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - область философских исследований, относящихся к
осмыслению *природы человека и его места в *космосе, его жизни в соотнесении с Богом;
назначения и *призвания человека, соотношения *личности и природы в человеке, смысла
человеческой жизни, путей *духовного возрастания личности и др. (См.: ВОЛЯ; ДУША; ДУХ;
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ; ЛИЧНОСТЬ; ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА; РАЗУМ; СОВЕСТЬ; ТЕЛО;
ЧЕЛОВЕК).

ФОРМА - то, что налагает на *вещь определенный способ бытия, является принципом ее
упорядоченности, структурированности, качественной определенности, завершенности. У
Аристотеля и у Фомы Аквинского форма активна, она организует *материю вещи, дает
индивидуальной вещи реальное бытие. Если форма актуальна, то материя только потенциальна,
ее "актуализирует" форма, чтобы возникла вещь. Формы постижимы разумом и благодаря этому
вещи постигаемы. Формы различаются по степени охвата бытия и иерархически
подразделяются. Нижележащие формы становятся чем-то вроде материи для форм
вышележащих. Высшая Форма всех форм - бестелесный Ум у Аристотеля, который дает
формы всем вещам. В *томизме, в отличие от Аристотеля, Бог дает вещам не только формф, но
и бытие. В новоевропейской философии распространилось иное понимание формы как чего-то,
не выражающего сути вещей, вторичного и внешнего по отношению к содержанию; последнее
должно само определять свои формы, менять худшие на лучшие и пр. В таком понимании
устойчивые вещи предстают чем-то косным, а значит, препятствующим их обновлению. Приняв
такое противопоставление, Гегель заявил, что разумное логичное мышление пригодно лишь для
познания внешних форм, но для понимания содержания в его динамике требуется особая
диалектика. За пределами гегельянства эта точка зрения не была признана удовлетворительной.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Развития человечества
В хаосе чуждыми человеку
Назначением человека
И к мышлению человека
Аксиома зависимости аксиома разума религиозного человека Я достоверно знаю человек действие

сайт копирайтеров Евгений