Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

СУБСИСТЕНЦИЯ (от лат. subsisto - активно поддерживать) - в схоластике
осуществленность субстанции в динамике, в действии; субсистентность означает также
пребывание некой сущности в себе самой, в том смысле, что для своего существования она не
нуждается в чем-то ином вне себя (т.е. в материи). Субсистенция отличается от *субстанции
своей внутренней напряженностью, усилием по поддержанию основы вещи, тогда как
субстанция - статичная, сравнительно более пассивная основа. Согласно Фоме Аквинскому, в
Боге субстанция и Субсистенция - одно и то же (-быть через себя субсистенцией наилучшим
образом соответствует Богу- - S.Th. I, 14, 2, 1). Субсистентны также и некоторые *формы
вещей.

"СУБСТАНЦИАЛЬНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ" - у Н.Лосского: творчески-деятельное -Я-,
сверхвременный и сверхпространственный носитель идеального бытия; его конкретное бытие
извне не детерминировано, не обусловлено и неуничтожимо. Бог-Творец дал жизнь каждому
такому существу и наделил его способностями желания, воли, мышления, действия согласно
свободно избираемым целям и замыслам. Эти деятели - конечные причины всех изменений в
мире, они организуют природу и меняют ее в истории; человеческие души - особые
субстанциальные деятели, созданные по образу и подобию Божию. -Субстанциальный деятель
есть действительная или, по крайней мере потенциальная личность. Действительною личностью
деятель становится на той ступени развития, когда он приобретает способность познавать
*абсолютные ценности, в особенности нравственные, и сознает долг осуществлять их в своем
поведении-. Субстанциальные деятели единосущны и по своей развитости иерархизированы:
высшим является Мировой Дух.

СУБСТАНЦИЯ (от лат. substare - поддерживать, подставлять) - 1) в *метафизике:
первооснова *бытия, существующая сама по себе и ни от чего не зависящая; неизменное и
единое во всем многообразии сущего; пребывает глубже воспринимаемых и постигаемых
свойств вещей. У Б.Спинозы: есть только одна Субстанция - Бог как Природа. У Г.Лейбница
субстанций (*монад) неопределенно много. 2) Западная мысль ХХ века отказывается от этого
понятия: -Понятие субстанции само по себе смутно, двусмысленно, возможно, вообще
неприложимо к миру в его полноте; но главное, что субстанция, даже если предположить, что
она найдена, может оказаться несущественной- (Г.Марсель). 3) В русской философии: духовная
основа бытия, основа всякой религиозности, -творчески-формирующая, притягательно-
отталкивательная сила, существо которой состоит именно, с одной стороны, в ее формирующей
действенности, а с другой - в ее идеальной значимости, как луча абсолютного света-
(С.Франк).

СУДЬБА (греч. eimarmene, лат. fatum) или РОК - согласно языческой вере, непреодолимая,
мрачная, неумолимая, ненасытная сверхчеловеческая сила, могущественнее всех богов, которой
подвластно все в мире. Она определяет сценарий мировых событий и жизнь народов,
государств, культур и отдельных людей. Роковое женское начало Судьбы предстало в античном
язычестве псевдотринитарным и псевдомонотеистическим (в виде трех -единосущных- Мойр).
-*Политеизм оказывался, при всяком углублении в идею Судьбы, только полидемонизмом,
демонологией- (В.Иванов). Вера в Судьбу - абсолютизация женственности как вечной, одно из
выражений языческого помрачения духа, в ней нет нравственной правды, но есть неизбывная
иррациональная полярность - единство amor fati (лат. любви к року, по существу гибельной) и
horror fati (ужаса судеб или древнего ужаса). Мужское начало перед лицом вечно ненасытной
Судьбы обречено на страдание и гибель. Смягченный вариант веры в Судьбу в древней
философии возвестили *платоники и *стоики. Первые увидели в Судьбе (с именем Адрастии)
один из аспектов *Мировой души. Вторые широко распространили эту веру в среде культурной
элиты. Будучи *пантеистами и фаталистами, они представили Судьбу высшей разумной
космической силой, устроительницей *гармонии мира, *Мировым разумом в действии, который
создал наш мир наилучшим и подчинил его законам, подлежащим исполнению: -Судьба
мудрого ведет, а неразумного тащит-. Христианство бескомпромиссно выступило против
сумрачного духа Судьбы, ибо вера в Творца мира и его Спасителя несовместима с верой в
судьбу, и *древний ужас должен отступить перед светом Евангелия. В Новое время с отходом
от христианства идея Судьбы вновь дала себя знать в западноевропейской интеллектуальной
истории. В концепциях *прогресса судьба проявилась в оптимистическом убеждении, что
человечество последовательно и неуклонно идет к торжеству цивилизации над варварством. Но
легковесный светский оптимизм бессилен перед древним ужасом Судьбы и, приоткрыв ему
дверь, обречен был сдать ему все позиции. В марксизме, напр., Судьба приобрела
бесчеловечный облик общественно-исторической необходимости, железной рукой ведущей мир
к коммунизму. -Революция - дитя рока, а не свободы- (Н.Бердяев). В историческом *циклизме
закономерность появления, роста и деградации культур - та же идея Судьбы. Но еще Августин
дал ответ: каждый, кто любит Бога до забвения себя, становится гражданином Небесного Града,
и никакая Судьба над ним не властна.

СУЕВЕРИЕ - приписывание религиозного значения всему, что не имеет такового. Предмет
суеверного отношения, в отличие от предмета *веры, поддается познанию человеческим
разумом, что и дает критерий отличия веры от суеверия по их содержанию: вера неотделима от
истины, а суеверие - от заблуждения. Заповедь -не делай себе кумира- (Исх.20.4) возлагает на
нас ответственность за то, чтобы религиозное поклонение не становилось суеверным, чтобы оно
совершалось в духе истины. В истории религий нередки подмены веры суеверием. -Религиозная
вера и суеверие совершенно различны. Одно вырастает из страха и представляет собой род
лженауки. Другая же - доверие- (Л.Витгенштейн). (См.: ФЕТИШИЗМ).

СУФИЗМ (араб. ат-тасаввуф, предположительно от корня сфв - -быть нравственно чистым-)
- аскетически-мистическое течение в мусульманстве, ставящее целью достижение высшего
Богопознания путем предания себя воле Аллаха в духе бескорыстной любви, в благочестивом
подвижничестве, нравственной чистоте, углубленном самопознании и в личном духовном опыте
экстатического созерцания Бога. Суфиями становятся те, кто имеет, согласно традиции,
-врожденное чувство основной тайны- и после духовного пробуждения и осознания истины
получает, с содействия учителя, особую озаряющую благодать (-бараку-). Суфий призван -быть
в миру, но не от мира сего-, жить в добровольной бедности, держаться в стороне от власть
имуших и трудиться ради будущего духовного обновления и развития человечества.

СУЩЕЕ - 1) все существующее в его единстве, множественности и полноте. Нередко сущее
просто отождествляют с *бытием и говорят о сущем как -истинном бытии-, хотя встречаются
трактовки сущего как того, что лишь приоткрыто нашему познанию в бытии. Иногда термин
-сущее- относят к отдельной вещи, взятой не автономно, а в ее соотнесенности с бытием в
целом, в ее -причастности бытию-. 2) М.Хайдеггер противопоставил сущее бытию и настаивал,
что смысл бытия невозможно найти в сущем. Это не было принято многими другими
философами. Хайдеггера корректировали, напр., так: бытие следует считать -озаряющим-, а
-сущее- - -озаряемым- (П.Рикёр). 3) В русской философии, напр., у Вл.Соловьева: сущее -
Всеединство, совпадающее с бытием. С.Булгаков, однако, соотносил сущее и бытие как
подлежащее со сказуемым: сущее более полнокровно, чем бытие, а бытие - это актуализация
сущего: -Сущее полагает существование, бытие есть актуальность сущего, которое в своей
актуальности остается выше бытия-.

СУЩЕСТВОВАНИЕ - 1) (лат. esse) - в *томизме отличается от *бытия вещи действенным
характером, актуальностью. Это - самое глубокое во всех вещах, глубже их *сущности, то, что,
согласно Фоме, соприкасается с существованием самого Бога, потому что именно Бог дает
существование всякой твари. Существование самого Бога - Акт всех актов, мощная творческая
сила, в высшей степени благая, дарующая тварям способность становиться причинами
существования других вещей. Существование - это *тайна, которая не объясняется, но в нее
можно войти. 2) (Лат. existentia) - на уровне *здравого смысла, а также научного и
прагматического мышления существовать - значит просто быть в наличии, иметь место как
факт, но в *экзистенциализме существовать означает для разумного существа иметь
соотнесенность своей жизни с Бытием, ясно осознавать, понимать и реализовывать конкретный
смысл своего бытия в каждый ее момент, настойчиво осуществлять смысл жизни в своих
поступках и делах: -Существование - это способ быть- (Г.Марсель), а быть - значит жить
подлинными ценностями и святынями, а не игрой видимостей, изменчивых и несостоятельных.

СУЩНОСТЬ (греч. ousia, лат. essentia) - природа вещи, то основное качество (или качества)
вещи, без которых она как таковая не существует, не проявляет себя в разных ситуациях,
событиях и взаимодействиях с другими вещами. В метафизике *томизма рассматривается как
вторичная по отношению к *существованию - дару бытия от Бога.

СХОЛАСТИКА (от лат. schola - школа) - вначале это традиция христианского образования в
Средние века, привлекшая античное культурное наследие и связанная со -школами- - первыми
европейскими университетами. В философии схоластика всесторонне использовала творческие
возможности *естественного человеческого разума для лучшего понимания богооткровенных
истин, систематического выражения вероучения, осмысления человека и мира в свете веры.
Начало схоластики связывается с именами Алкуина и Иоанна Скота Эриугены (VIII-IX в.), когда
в Западной Европе произошло расщепление культуры и религиозной жизни, *веры и разума. В
схоластике теология в целом превалировала над философией, но предоставляла ей весьма
широкие права в своей области. Схоластика рациональна, она использовала для христианской
философии достижения мысли, заимствованные из античности и арабомусульманской культуры.
Схоластика не в силах была полностью преодолеть расщепление веры и культуры, но вплоть до
XIV - XV вв. предотвращала их полный разрыв. Вершина схоластической мысли - XIII в.,
когда возник *томизм, признанный основным для католицизма. -Применение разума для нужд
веры и в самой вере, но приобретшее в конечном счете научную форму, и есть -схоластика-. По
сравнению с Отцами Церкви схоластика - не столько новая доктрина, сколько новый
интеллектуальный стиль, соответствующий тому времени, когда христианская традиция,
внезапно обогащенная вкладом аристотелизма, усвоила большое количество новых научных и
философских понятий- (Э.Жильсон). Это иной тип христианской мудрости: если для древних
Отцов была важна целостная мудрость преображенного благодатью разума, укорененного в
сердце человека, то в схоластике разум верующего считался таким же, как у всех людей, но
используемым по-христиански.

ТАЙНА (греч. mysterion) - "Тайны не существует", - заявлял Л.Витгенштейн, но многие
свидетельствуют о тайне, охватывающей наше существование в мире; ею невозможно овладеть
через знание. Тайна не тождественна полному мраку, она внутренне безгранична (в отличие от
проблем как ограниченных задач для разума), она постоянно присутствует в реальности,
пребывает в средоточии *бытия, и дух человека, если он открыт к реальности, открыт к
таинственному. Тайна может частично открываться, оставаясь прикровенной, может призывать
войти в себя, оставаясь в существе своем непостижимой. Будучи сверхразумной, она
приоткрывается сердцу и ориентирует познание, она предлагает человеческой мысли и свободе
достичь большей духовной глубины. Тайна " не секрет, который разгадывают, чтобы овладеть
для себя, она "может открываться только существу, способному к сосредоточению" (Г.Марсель),
и не следует ее полностью отождествлять с непознаваемым. Укоренение в онтологической тайне
открывает путь к пониманию *бытия. Р.Отто писал о священном как о тайне, перед которой
человек испытывает благоговейный *страх и трепет и которая вдохновляет, восхищает и влечет
к себе. В христианстве источником и средоточием всякой тайны является Бог, явивший себя во
Христе, благодаря чему приоткрывается таинственная внутренняя глубина в самом человеке. В
Новом Завете тайна трактуется как пища разума, а не как источник запретов, налагаемых на
разум: "Mysterion есть нечто столь богатое познаваемых содержанием, столь неисчерпаемое для
услады разума, что созерцание никогда не достигнет его последних глубин и будет наслаждаться
им вечно" (К.Тресмонтан) (См. также: НЕПОСТИЖИМОЕ).

ТВАРЬ И ТВОРЕЦ - Тварь это все, созданное Богом из ничего (лат. ex nihilo) согласно Его
замыслу и воле. В христианстве, в отличие от других религий, есть вера, что миры созданы
любовью Божией и ею движимы. В христианской мысли тварь четко отделена от Творца: Бог
свят, а значит Он " совершенно иной по отношению к твари. Мысль, углубляясь в постижение
твари, способна духовно восходить к Творцу. Постоянно предпринимались попытки как-то
сократить эту дистанцию. К примеру, Николай Кузанский трактовал тварь как зеркальное
подобие Творца и писал, что в Нем тварь непостижимым образом как бы свернута в своем
запредельном идеальном качестве: "Как развертывается в множество вещей Бог, чье единство и
не абстрагируется разумом из вещей, и не связано, или погружено в вещи, никто не понимает".
У П.Флоренского тварь укоренена в Боге и имеет в Нем свой идеальный первообраз в виде
"любви-идеи-монады", предстающей как *София " высшая Личность "тварно-нетварного"
характера. Мыслители ХХ в. колеблются между желанием сделать Бога-Творца *имманентным
тварному миру и опасением дойти в этом желании до скрытого или явного *пантеизма. (См.
также: АВТОНОМНОСТЬ; ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ; ТВОРЕНИЕ).

ТВОРЕНИЕ - создание Богом мира и человека "из ничего" (лат. ex nihilo) целенаправленным
и свободным актом воли и согласно высшему замыслу; это источник самых глубоких отношений
Бога, мира и человека. Творение " утверждение положительного качества бытия твари: ничто
из созданного Богом не следует считать злым по существу; это также предоставление твари
известной автономии при сохранении связи с Создателем, имеющим на нее определенные права
в качестве Господа. В христианстве: Бог сотворил мир своей любовью и по своей благости. В
*томизме: дарование *существования твари; признается постоянно совершающимся, а не только
имевшим место в прошлом; нет необходимости в появлении и существовании мира. Творец
может быть только один. Он творит то, что способно затем существовать в известной мере
автономно, самоподдерживаться, иметь субстанциальное бытие, но Бог готов дать ему полноту
жизни в отношениях взаимной любви. Творение отличается от *эманации, в соответствии с
которой низшее рождается из высшего по необходимости и с потерей качества, и от
деятельности демиурга " Архитектора мира, которому для созидания необходимы
определенные исходные материалы.

ТВОРЧЕСТВО - формирующая деятельность человеческого *духа, обновляющая и
облагораживающая реальную жизнь. Она служит "высвобождению скрытого" в мире, согласно
Г.Марселю, и внесению в него нового качества. В религиозном понимании человек, созданный
по образу и подобию своего Творца, призван творческим трудом очеловечивать вверенный ему
земной мир, просветлять его и одухотворять, побеждать тяжесть жизни. Огонь творческой
активности внутренне меняет тех, в ком он возгорелся. Н. Бердяев видел в творчестве
осуществление свободы человека; оно " "цель жизни человека на земле, то, для чего Бог создал
его. Грехопадение не отменило его призвания, поскольку сохранило его свободу. Если
христианство есть религия спасения, то это спасение через творчество, а не только через
покаянное и аскетическое очищение от греховных склонностей. Иногда, впрочем, Бердяев
противопоставляет творчество спасению или святости как иной жизненный путь. Не отрицая
необходимости аскезы как средства самовоспитания, он против ее переоценки, которая из
средства делает ее целью. И грешный человек может творить. Грех искажает всякое
человеческое творчество, но не обесценивает его... Бог хочет от человека продолжения Его
творения и для этого дал ему способность творить "Свой Образ"" (Г.Федотов). Многие признали
правоту Бердяева в том, что христианин должен творчески улучшать жизнь в самых разных ее
областях, а это недостаточно исполнялось историческим христианством. Оппоненты возражали:
творчество должно осуществляться в органическом единстве с внутренней работой *личности в
деле ее спасения в вечности, а не в противопоставлении спасению души, оно должно
производиться на почве необходимых условий жизни в нашем мире, а не в бунте против них.
Ответ Бердяева: "Моя свобода и мое творчество есть мое послушание сокровенной воле
Божией". Тем не менее, вопреки Бердяеву, творческая неудача и беспомощность могут стать
"прозрачностью, гибкостью, всецелым вниманием и вручением Богу наших нужд" (Антоний,
Митр. Сурожский).

ТЕИЗМ (от греч. Theos " Бог) - термин, введенный в XVII в. для противопоставления
*атеизму, *деизму и *пантеизму. Означает веру в *трансцендентного личного Бога, создавшего
мир, сохраняющего его от развала и направляющего его динамику согласно своему замыслу.
Это вера в Бога, который вмешивается в жизнь мира, но уважает свободу человека. Теистичны
философские системы, в которых развертывается содержание этой веры. Теизм также оставляет
место для *откровения и *чуда.

ТЕКСТ - в *герменевтике рассматривается как свидетельство духовного опыта, нуждающееся
в адекватном истолковании с целью достижения его *понимания. В отношении религиозных
текстов понимать означает открыть себя духовному содержанию текста и позволить ему оказать
спасительное воздействие на душу человека, осмысливающего текст, чтобы достигнутое
понимание принесло плоды в виде жизненного осуществления.

ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ - обоснование бытия Божия со ссылкой на
целесообразность мирового порядка по аналогии, напр., с тем, что часы свидетельствуют о
разумности того, кто их изготовил, или же с тем, что в биосфере все виды жизни целесообразно
согласованы между собой: все существует для чего-то, напр., низшее для высшего, а иерархия
всех целей восходит к Богу, великому Архитектору мира. Основной контраргумент:
целесообразность мира может рассматриваться как свидетельство не только о сверхкосмическом
личном Боге, но и о других нечеловеческих разумных существах, напр., о демиургах и пр. Есть
еще эволюционистский контраргумент о постепенном формировании организации мира из
низших форм, который серьезного веса не имеет. Непримиримый критик рациональной
теологии И.Кант ценил этот аргумент как "самый ясный и приемлемый для человеческого
разума".

ТЕЛО - природное в нас, отличное от *души и *духа, дающее нам возможность быть и
действовать в земном мире. Платон тело оценивал отрицательно как "темницу души", попавшей
в него из-за своих былых ошибок для воспитания и исправления. Другие философы трактовали
иначе: тел " дом души и орудие для действия в мире. Фома Аквинский вслед за Аристотелем
видел тело материальным началом, охваченным формой души; без тела душа не может выразить
себя и установить отношения активного обмена и взаимодействия с окружающим миром, с
другими воплощенными душами. Чем духовнее душа, чем более раскрылись и реализовались ее
высшие способности, тем более это просвечивает в облике и динамике тела. А.Бергсон понимал
тело как "то, что фиксирует дух и дает ему устойчивость и равновесие". В *экзистенциализме:
воплощенность принципиально необходима для нашего бытия в мире, "участия в тайне бытия",
испытания на предмет верности духовному призванию, ценностям и смыслу. У Г.Марселя:
воплощенное бытие " "центральная опора нашей метафизической рефлексии".

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Обычно трактуется как способность человека различать добро
Откровение ответ на духовную жажду человека
Как несовершенное ошибающееся мышление человека свидетельствует в пользу существования высшего
Декарта данный аргумент принял форму идеи бога существование бога как всесовершеннейшего существа
Связанного с разным пониманием природы человека

сайт копирайтеров Евгений