Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

221

А и а является внешним, если оно касается А, и внутренним для а. Каждое действительное явление, а есть разрешение всех модальностей в реальных категориальных вхождениях: истина и ложность занимают место возможности. Полное вхождение А в а выражается всеми истинными высказываниями об А и а, а также и о других вещах.

Определенная форма соотнесенности вечного объекта А с любым другим вечным объектом показывает, каким образом А в силу своей природы систематически и с необходимостью относится к любому другому вечному объекту. Такая форма соотнесенности представляет собой возможность для реализации. Но эта форма есть факт, касающийся всех подразумеваемых терминов отношения, и он не может быть изолирован в смысле рассмотрения только одного их этих терминов. Следовательно, существует общий факт систематических взаимоотношений, которые присущи самой природе возможности как таковой. Область вечных объектов должна быть описана именно как «область», ибо каждый вечный объект имеет свой статус в этом общем систематическом комплексе взаимоотношений.

Что касается вхождения А в действительное явление а, то взаимоотношения А с другими вечными объектами, которые расположены определенным образом для реализации, требуют для своего выражения обращения к статусу А и других вечных объектов в пространственно- временных отношениях. Однако этот статус невыразим (для данной цели) без ссылки на статус а и других действительных явлений, существующих в тех же самых пространственно-временных отношениях. Следовательно, пространственно-временное отношение, в терминах которого должен быть выражен действительный ход событий, есть не что иное, как избирательное ограничение внутри общих систематических взаимоотношений между вечными объектами. Под «ограничением», которое применимо к пространственно-временному континууму, я подразумеваю такие тривиальные определения, как три измерения пространства и четыре измерения пространственно- временного континуума, которые присущи действительному ходу событий, но которые представляются произвольными по отношению к более абстрактной возможности. Рассмотрение этих общих ограничений на базе действительных вещей, как отличных от

222

ограничений для каждого действительного явления, будет проведено более подробно в главе «Бог».

Далее, статус любой возможности в отношении к действительности требует отсылки к этому пространственно-временному континууму. При всяком специальном рассмотрении возможности мы можем абстрагироваться от этого континуума. Но поскольку имеется определенное отношение к действительности, требуется определение способа абстрагирования от этого пространственно-временного континуума. Так, прежде всего пространственно-временной континуум представляет собой местоположение реляционной возможности, выбранной из более общей сферы систематических взаимоотношений. Это ограниченное местоположение относительной возможности выражает одно ограничение возможности, присущее общей системе процесса реализации. Какая бы возможность ни была связана с этой системой, она подвергается ограничению. К тому же любая абстрактная возможность относительно общего хода событий, как отличная от специфических ограничений, вводимых конкретными явлениями, охватывает пространственно-временной континуум в каждой альтернативной пространственной ситуации и во всех альтернативных временах.

Важно, что пространственно-временной континуум является общей системой отношений всех возможностей, поскольку эта система ограничена ее отнесенностью к общему факту действительности. К тому же природе возможности внутренне присуща отнесенность к действительности. Ибо возможность есть то, в чем находится достижимость, абстрагированная от достижения.

Уже подчеркивалось, что явление действительности должно постигаться, как ограничение и что процесс ограничения может быть далее охарактеризован как градация. Эта характеристика действительного явления (скажем, а) требует дальнейшего разъяснения: неопределенность находится в сущности любого вечного объекта (скажем, А). Действительное явление а синтезирует в себе каждый вечный объект, и при этом оно включает полную определенность отношений А к любому другому вечному объекту или к ряду вечных объектов. Этот синтез есть ограничение реализации, но не содержания. Каждое отношение сохраняет присущую ему само тождественность. Но степени вхождения в этот синтез свойственны любому действительному явлению, такому, как а. Эти степени

223

могут быть выражены лишь как градация некоторой ценности. Градации ценности варьируются—например, при сравнении различных явлений — от степени включения индивидуальной сущности А как элемента эстетического синтеза (в определенной степени включения) до низшей степени, которая подразумевает исключение индивидуальной сущности А как элемента их эстетического синтеза. Поскольку она находится в низшей степени, каждое определенное отношение А есть только составная часть явления, показ того, что это отношение есть неосуществленная альтернатива, не вносящая вклад в какую-нибудь эстетическую ценность, за исключением формирования элемента в систематическом субстрате неосуществленного содержания. В более высокой степени она может остаться неосуществленной, но соответствовать эстетическим качествам.

Так, А, взятый просто в отношении его связей с другими , вечными объектами, есть «А, понятый как небытие», где j «небытие» означает «абстрагирование от определенного факта включений и исключений из действительных событий». Таким образом, «А как небытие в отношении к определенному явлению а» означает, что А во всех своих определенных отношениях исключено из а. Далее, «А как бытие в отношении к а» означает, что А в некоторых своих определенных отношениях включено в а. Но не может быть явления, которое включало бы А во всех его определенных отношениях, ибо некоторые из этих отношений являются противоположными. Что касается исключенных отношений, то А будет небытием в а даже тогда, когда другие отношения А будут бытием в а, В этом смысле явление есть синтез бытия и небытия. Более того, хотя некоторые вечные объекты синтезированы в явлении, а просто в качестве небытия, каждый вечный объект, который синтезирован в качестве бытия, синтезирован также и в качестве небытия. «Бытие» здесь означает «индивидуально действенное в эстетическом синтезе». А «эстетический синтез» является «испытывающим синтезом», творящим самого себя при ограничениях, налагаемых на него его внутренней отнесенностью ко всем другим явлениям действительности. Мы приходим к выводу, о котором упоминалось ранее, что общий факт синтетического схватывания всех вечных объектов в каждом явлении содержит двоякий аспект неопределенной отнесенности каждого вечного объекта к явлениям в целом и к каждому отдельному явлению. Это утверждение

224

суммирует то, как возможны внешние отношения. Но учет этого зависит от выделения пространственно-временного континуума из его конкретных воплощений в действительных явлениях—согласно обычной трактовке—и от выявления его происхождения из общей природы абстрактной возможности, ограниченной общим характером действительного хода событий.

Трудность, возникающая при рассмотрении внутренних отношений, состоит в объяснении того, как возможна любая отдельная истина. Поскольку имеются внутренние отношения, постольку все взаимозависимо. Но если бы это было так, мы не могли бы знать о чем-либо до тех пор, пока мы в равной степени не знаем всего остального. Поэтому очевидно, что нам придется говорить сразу обо всем. Это предположение явно неверно. Соответственно, мы должны объяснить, как возможны внутренние отношения, учитывая при этом, что мы допускаем существование конечных истин.

Поскольку действительные явления отбираются из области возможностей, окончательное объяснение того, как действительные явления приобретают тот характер, который у них есть, должно лежать в анализе сферы возможного.

Аналитический характер сферы вечных объектов есть первичная метафизическая истина о ней. Такой характер означает, что статус любого вечного объекта А в этой области поддается анализу на неопределенное число субординированных отношений ограниченного охвата. Пусть, например, В и С являются двумя другими вечными объектами, тогда существует вполне определенное отношение R (А, В, С), которое включает только А, В, С, что подразумевает отсутствие других вечных объектов в рамках данного отношения. Конечно, отношение R (А, В, С) может включать субординированные отношения, которые сами являются вечными объектами, и само R (А, В, С) тоже является вечным объектом. Могут быть и другие отношения, которые в том же самом смысле включают только А, В, С. Сейчас мы рассмотрим, как возможно это ограниченное отношение R (А, В, С) в рамках внутренних отношений вечных объектов.

Причина существования конечных отношений в области вечных объектов состоит в том, что отношения этих объектов между собой являются полностью неизбирательными и систематически законченными. Мы обсуждаем

225

возможность, поэтому каждое отношение, которою только возможно, находится в области возможности. Любое такое отношение каждого вечного объекта опирается на вполне определенный статус этого объекта как находящегося в общей схеме отношений. Этот определенный статус является тем, что я обозначил термином «реляционная сущность» объекта. Эта реляционная сущность определима через отнесение к одному этому объекту и не требует ссылки на другие объекты, кроме тех, которые включены специфическим образом в данную индивидуальную сущность, когда эта сущность является сложной (последнее положение будет подробно разъяснено). Значение слов «любой» и «некоторый» вытекает из данного принципа—это значение переменной в логике. В целом данный принцип состоит в том, что особенное определение может быть сделано на основе того, как некоторое определенное отношение определенного вечного объекта А к определенному конечному числу п других вечных объектов без какого-либо определения других п объектов, за исключением того, что каждый из них имеет необходимый статус в этой сложной системе отношений. Этот принцип опирается на факт, что реляционная сущность вечного объекта не является уникальной для этого объекта. Просто реляционная сущность вечного объекта определяет полную унифицированную схему реляционных сущностей, так как каждый объект внутренне находится во всех своих возможных отношениях. Таким образом, сфера возможности обеспечивает унифицированную схему отношений между конечными рядами вечных объектов; и все вечные объекты находятся во всех таких отношениях настолько, насколько позволяет статус каждого из них.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Современный мир
Означает примат для окружающей его среды
Данное побуждение является простейшей характеристикой животной природы
Других вечных объектов в пространственно временных отношениях
Уайтхед А. Философская мысль Запада истории науки и философии 1 вселенной

сайт копирайтеров Евгений