Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

к примеру, простейшую фразу «теплый день». В некоторой книге, как этого требуют стандартные словари, слова имеют обобщенные значения, указывающие на вращение Земли, существование Солнца, научное знание о температуре. Но отложим в сторону словарь и забудем любые научные положения. Теперь, абстрагировавшись от всякой учености, мы видим, что опыт, на который указывает высказывание «теплый день», весьма различен для произносящих это в Техасе или же на северном побережье Англии. И все же имеется тождество значения. Так что ничего слишком.

Следует помнить, что язык выражает те тождества, на которых основывается знание, а также предполагает партикулярность указания на окружение, которое есть сущность всякого существования. Устный язык погружен в непосредственность общественного взаимодействия. Письменный язык временно скрыт в каком-либо томе, будучи абстрагированным, от внешнего окружения, чтобы быть открытым и прочитанным в разные времена и в разных местах. Но книгу можно прочитать и вслух. В этом случае происходит совпадение письма и речи. Читать вслух—это искусство, а быть читателем—нечто уже совсем другое. Непосредственность окружения присутствует в абстракциях нашего письма.

Но у абстракции, присущей развивающемуся языку, есть свои опасности. Она уводит в сторону от реальностей повседневного мира. Если не будет некоторого равновесия акцентов, то она сведется к тривиальностям остроумных людей. Однако же при всех возможных опасностях именно эта абстракция ответственна за решающий прогресс цивилизации. Она дает выражение скрытому в природе концептуальному опыту, сдерживаемому, правда, его сильным подчинением усредненной фактичности. В человечестве данный концептуальный опыт координируется и выражает себя в своем окружении. У подобной координации два аспекта—эстетический и логический. Но эти аспекты составят тему моей следующей лекции.

В заключение следует подвести итог того, о чем я говорил сегодня в полдень. Данная лекция не что иное, как современное изложение древнейших цивилизованных мыслей по поводу развития вселенной, видимой в перспективе нашей земной жизни. Сравнивая современное мышление с древними источниками, следует помнить о трудностях перевода и вообще о трудностях любого мыслителя,

369

борющегося со словесным выражением своей мысли, проникающей глубже повседневного потребления мышления. Например, насколько иначе мы прочли бы метафизические рассуждения Аристотеля, если бы упорно держались перевода одного из его ключевых метафизических терминов с помощью английского слова «дерево», а также настаивали на придании ему самого буквального значения. Имеются свидетельства о том, что три тысячи лет назад были глубокие мыслители, путавшиеся во мнении относительно простейших способов представления, принадлежащих своему времени.

Но в записях, которые издавались и переиздавались лишенными воображения переписчиками, можно обнаружить понятие эволюции вселенной, видимой в перспективе земной жизни. В целом, возможно, осуществить классификацию, включающую обширные физические ступени, ступени растительной и животной жизни, завершающиеся в человеческой жизни. Также мы способны увидеть понятие тесной взаимосвязи языка с ростом человеческого опыта в самом наивном, детском понимании процесса именования вещей. Фактически все мнения древних упрощены до крайности. И в то же время претенциозные обобщения современных изложений оказываются не более чем попытками избегать резких делений между разными стадиями, а также крайнего упрощения действующих сил.

Эта лекция написана в терминах имманентности, а также действий и ответных действий. Окончательное заключение в отношении человеческой природы таково, что духовность человечества и его язык сотворили друг друга. Если мы принимаем развитие языка как факт, то нетрудно будет сказать, что человеческие души — это дар языка человечеству. Следует описать шестой день творения: он даровал им язык, и они стали душами.

Глава 3 Понимание

1-В двух предыдущих лекциях рассматривались понятия «значимость» и «выражение». Понятие «понимание», на основании которого мы пытаемся проанализировать

370

человеческий разум, является последним в нашей трилогии. Мы стремимся понять понимание. Я, однако, признаюсь вам, что в полном объеме это неразрешимая задача Можно высветить лишь фрагментарные аспекты разума. Вне сферы нашего охвата всегда будет что-то оставаться. Все дело в том, что понятие разума как абстракции оттого что понято, есть миф. Полное понимание—это совершенное схватывание вселенной во всей ее тотальности. Но мы конечные существа, и подобное схватывание нам не дано.

Это не означает, что имеются конечные аспекты вещей которые действительно не доступны для человеческого знания. То, что существует, может быть познано в зависимости от конечности его связи со всеми остальными вещами. Другими словами, мы способны знать все о некоторых его перспективах. Но тотальность перспектив предполагает бесконечность, преодолевающую конечное знание. К примеру, мы знаем о цвете «зеленый» в некоторых его перспективах. Но за пределами нашего нынешнего воображения, чем же может оказаться зеленый цвет в иные эпохи вселенной, когда царствуют другие законы природы? Однако нет ничего принципиально невероятного в том, что по прошествии лет человечество сумеет вообразить некоторую альтернативную возможность природы и, следовательно, поймет способности «зеленого» в другие эпохи.

Имеется один стих, который подходит к той традиции, которую представляет д-р Уэвелл, бывший ректором Тринити-колледжа около 80 лет назад. Этот хорошо известный стих таков:

В этом колледже ректор я;

И чего я не знаю,

То незнание и есть.

В ученом мире подобная установка всегда преобладает. Она стерилизует способность воображения и затрудняет прогресс. Это первая ересь, с которой я собираюсь бороться в ходе нашего обсуждения «понимания». Я не приписываю ее персонально д-ру Уэвеллу, хотя говорят, что он был весьма надменным, очевидно, в силу своей широкой образованности.

Моя точка зрения заключается в том, что понимание никогда не представляет собой завершенного, статичного состояния ума. Оно всегда имеет характер процесса

371

проникновения— -неполного и частичного. Я допускаю, что оба этих аспекта понимания присутствуют в разных видах нашего мышления. Мой тезис таков, что, когда мы осознаем себя участвующими в процессе проникновения, мы достигаем большего самопознания, чем тогда, когда ощущаем завершенность работы нашего разума.

В определенном смысле завершенность, конечно, имеет место. Но это завершение, предполагающее отношение к некоторому данному окружению, а также накладывающее свою перспективу и ожидающее исследования. Так, мы обладаем большими знаниями о зеленом цвете. Но это знание ведь ограничено перспективой нынешней эпохи вселенной. Оно касается неисследованной необъятности, каковая сама по себе может быть понята лишь в связи с ее отношением к альтернативным необъятностям. Мир за миром проходят навсегда От сотворенья до упадка, Подобно пузырям на реке, Сверкающим, лопающимся, уносящимся.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Порядка природы сохранилось в философии стоиков
Таким образом
Уайтхед А. Философская мысль Запада истории науки и философии 2 сказать
Религиозные мыслители
вляется сущностью мышления мышление смешение

сайт копирайтеров Евгений