Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Под влиянием физической науки задачу истории в недавнее время ограничили простым рассказом о последовательности событий. Подобный идеал знания представляет собой триумф фактичности. Признается, что ссылка на каузальность ограничивается утверждениями о физических реальностях типа экономического мотива. Подобная история сводится к абстрактной мифологии. В ней исключается разнообразие мотивов. Но, к примеру, нельзя написать историю развития религии, не оценив силу такого мотива, как религиозная вера. История папства не была сплошной последовательностью поступков. Она иллюстрирует определенный вид каузальности, проистекающий из определенного типа мышления. Изучение истории как чистой последовательности событий истощает само себя. Это порождает лишь выдумку. Ведь существует целый океан фактов. И мы ищем связующую нить, тянущуюся от тех специфических форм значимости, которые преобладали в определенные эпохи. Вне подобных интересов, внутренне присущих каждому периоду, не было бы ни языка, ни искусства, ни героизма, ни набожности. Идеалы лежат за пределами фактичности и при этом окрашивают ее развитие.

10. Фактичность есть абстракция, полученная в результате ограничения мышления чисто формальными отношениями, маскирующимися под саму реальность. Вот почему наиболее современная наука впадает в изучение дифференциальных уравнений. А конкретный мир тем временем проскальзывает через ячейки научной сети.

Рассмотрим, к примеру, научное понятие измерения. Сможем ли мы объяснить нынешний беспорядок в Европе, взвешивая всех ее диктаторов, премьер-министров и издателей газет? Эта идея абсурдна, хотя, конечно, некоторую информацию таким путем можно получить. Я не утверждаю, что наука вообще не имеет никакого отношения к вопросу. Утверждать это было бы глупостью. Например, ежедневная запись температуры тела указанных людей могла бы быть полезной. Но я-то говорю о неполноте такой информации.

351

Любая социальная система реализует разнообразные виды интереса, одни из которых доминируют, а другие остаются на заднем плане. XVIII в. был не только веком разума, а XVI—веком религиозного энтузиазма. Глупо изучать Реформацию без ссылок на Америку, Индию, турок, на подъем национализма, на распространение книгопечатания. Важность этих факторов заключается в том, что они модифицируют преобладающие виды значимости, которые переплелись с религиозным интересом.

Изменчивая история религии и морали ответственна за распространенное желание отбрасывать эти факторы ради более устойчивых научных обобщений. К несчастью для этой самоуверенной попытки рассматривать вселенную как воплощение банальностей, влияние эстетических, религиозных и моральных понятий неизбежно. Они являются разрушительными и в то же время активизирующими силами цивилизации. Они движут человечество вверх и вниз. Когда они ослабевают, медленно происходит увядание. Затем возникают новые идеалы, вызывая подъем энергии общественного поведения.

Концентрация внимания на фактичности означает господство пустыни. Любое приближение к такого рода триумфу дарует знанию «преходящую и монастырскую добродетель», которая не подчеркивает те существенные отношения, которые показывают вселенную в ее воздействии на индивидуальный опыт.

352

Глава 2 Выражение

1-Данная лекция касается тех идей, которые связаны с понятием выражения. Более общее понятие значимости уже предполагается в этом понятии. Ведь нечто должно распространиться в окружении, для того чтобы возникли различия. Но между данными понятиями имеется и несходство. Значимость в своем отношении к вселенной в основном монистична. Если она ограничивается каким-либо конечным индивидуальным событием, то она теряет свой характер. В том или ином смысле значимость проистекает от имманентности бесконечного конечному.

Но выразительность основывается на конечных событиях. Это и есть активность конечного, воздействующая на свое окружение. Так что ее источники всегда в конечном; она демонстрирует имманентность конечного всему многообразию того, что находится вне его. Значимость и выразительность свидетельствуют о соответственно монистическом и плюралистическом аспектах вселенной. Значимость переходит от мира как единого к миру как многому, в то время как выразительность есть дар мира как многого миру как единому.

Отбор принадлежит (понятию) выразительности. Настроение конечной вещи обусловливает ее окружение. Имеется активная сущность, которая придает форму своей собственной перспективе, внедренной в окружающий мир. Законы природы суть широкомасштабные усредненные действия, которые управляются совершенно безлично. А вот в выразительности нет ничего усредненного. В сущности, она индивидуальна. Насколько доминирует усредненность, настолько выразительность слабеет.

Выражение—это рассеивание в окружении чего-то внутренне присущего опыту того, кто выражает. При этом нет необходимости в какой-либо сознательной решимости—нужен только импульс к рассеиванию. Данное побуждение является простейшей характеристикой животной природы. Это—наиболее фундаментальное свидетельство нашей обусловленности внешним миром.

И в самом деле, мир вне нас настолько тесно переплетен с нашей собственной природой, что мы бессознательно отождествляем некоторые наши наиболее яркие перспективы

353

в отношении него с самими собой. Например, хотя наши тела находятся за пределами нашего собственного индивидуального существования, они все же составляют его часть. Мы полагаем себя настолько тесно привязанными к телесной жизни, что считаем человека сложным единством тела и души. Но тело ведь непосредственно является частью внешнего мира. Фактически оно такая же часть природы, как и все остальное в ней—река, гора или облако. Даже при всей возможной строгости мы не определим, где начинается тело и где заканчивается внешняя по отношению к нам природа.

Взять, к примеру, отдельную молекулу. Она представляет собой часть природы. Она двигалась миллионы лет и, возможно, пришла из отдаленной туманности. Может быть, она проникает в наше тело в качестве составной части какого-либо съедобного растения, а может быть, проникает в легкие как частичка воздуха. В какой конкретный момент ее проникновения в рот или поглощения ее кожей она становится частью тела? И в дальнейшем в какой конкретный момент она престает быть частью тела? Здесь не может ставиться вопрос о той точности, которой можно достичь с помощью тривиальной конвенции.

Так мы приходим к следующему определению нашего тела: человеческое тело есть та часть мира, которая оказывается изначальной сферой выражения человека. К примеру, гнев проявляется в определенном телесном возбуждении, которое становится общедоступно выразимы с помощью соответствующих языковых или иных эмоциональных действий. Но мы оставим физиологам, специализирующимся в разных вопросах этой науки, проанализировать в данном случае специфические виды телесного проявления. Философия должна воздерживаться от проникновения в области конкретных исследований. Ее дело—в указании областей для исследования. Некоторые такие области остаются невозделанными в течение столетий. Вероятно, для этого отсутствовало плодотворное основание или же на них просто не обращали внимания.

К настоящему моменту мы определили тело высших животных и указали, какого рода исследования в этом отношении требуются. Конечно, человечество занималось этим уже тысячи лет, не понимая, однако, всей его важности. Философия должна прояснить данную позицию и скоординировать результаты всех конкретных исследований.

354

До сих пор были рассмотрены тела животных с доминантными центрами чувств и способности выражения. А сейчас мы можем расширить определение, включив него все живые тела—животные и растительные. Та область природы является живой, которая представляет собой изначальную сферу выразительности, складывающуюся из отдельных частей.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Существует однозначного понимания места математики в истории мышления
В современной терминологии это сумма изменяющихся различий между кинетической
чем степень данного вечного объекта
Религия ориентирована на гармонию рационального мышления с реакцией на воспринимаемое философии религия
Природа в понимании шелли

сайт копирайтеров Евгений