Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

56


лигнот, например, изображал лучших людей, Пав-
сон —худших, а Дионисий — подобных действи-
тельно существующим» («Поэтика» 1448 а). В дру-
гом месте он говорит об изображении характеров
в живописи: «...многие поэты находятся между со-
бой в таком же отношении, как из живописцев
Зевксид относится к Полигноту: именно, Полигнот
был отличным живописцем характеров, а живопись
Зевксида никаких характеров не изображает»
(там же, 1450 а). Наконец, Аристотель следующим
образом говорит о портретной живописи: «...должно
подражать хорошим портретистам: они именно, да-
вая изображение какого-нибудь лица и делая порт-
реты похожими, в то же время изображают людей
более красивыми» (там же, 1454 b ). Это высказы-
вание убедительным образом свидетельствует
о том, что под подражанием в живописи Аристо-
тель понимал не простое копирование, но такое
воспроизведение, которое включает момент идеали-
зации, улучшение и исправление природы. Искус-
ство должно воспроизводить не случайное и еди-
ничное, а то, что могло быть.

Подводя итог, следует указать на следующие
принципы эстетики Аристотеля: материалистиче-
ская интерпретация учения о подражании, учение
о форме и материи, принцип гармонии и меры, ор-
ганицизм, связь эстетики с проблемами этики и
политики, учение об очищении.

Аристотель создал целую школу в области эсте-
тики. К числу его последователей относился Фео-
фраст (ок. 372—287 до н. э.), которому принадле-
жали трактаты «О комедии», «О смешном»,
«О вдохновении». Главная мысль эстетики Феофра-
ста — связь искусства с характером человека, уче-
ние об этосе искусства.

Другим учеником и последователем Аристотеля
был Аристоксен (середина IV в. до н. э.). Аристок-
сен был плодовитым писателем. По свидетельству
античных авторов, им было написано около 450
произведений, в том числе биографии Платона и
Аристотеля. До нас эти произведения не дошли.
Единственное, чем мы располагаем,— это трактат

57


Аристоксена «Элементы гармонии» и фрагменты
другого трактата —«Элементы ритмики».

И тем не менее это произведение позволяет нам
судить о наличии в античной эстетике принципи-
ально иного подхода к искусству, чем то, которое
вырабатывалось в русле пифагорейско-платониче-
ской школы. Для Аристоксена характерно стремле-
ние построить музыкальную эстетику на закономер-
ностях музыкального восприятия, учитывающих
особенности реального человеческого слуха. В этом
отношении его учение явилось контроверсией пи-
фагорейской эстетики, в основе которой было уче-
ние о гармонии сфер и убеждение в универсальном
значении числовых соотношений.

Аристоксен называл музыку «практической»
дисциплиной. Он обосновывал практический подход
к ее изучению, утверждая, что одного знания зако-
нов ритмики и метрики недостаточно для того,
чтобы быть музыкантом. Главным критерием в му-
зыке Аристоксен считал не рациональное знание,
а реальный человеческий слух. Он выступал против
пифагорейской эстетики, сводящей музыку к чис-
ловым закономерностям и игнорирующей природу
слухового восприятия. По мнению Аристоксена,
слух, т. е. реальное чувство, является первым судь-
ей в музыке, без которого нельзя даже различить
ни одного интервала. В этом смысле музыка яв-
ляется прямой противоположностью геометрии, ко-
торая базируется на абстрактных представлениях,
на отвлечении от частных свойств предметов.

Аристоксен говорит по этому поводу следую-
щее: «Для геометра чувственное восприятие не
имеет никакого значения. Он ведь нисколько не
приучает зрение различать прямую, кривую или
что-нибудь подобное, и судить о хорошем или пло-
хом— это скорее занятие плотника, резчика, то-
каря или какого-нибудь другого ремесленника; а
для музыканта точность чувственного восприятия
есть почти что основное качество, потому что обла-
дающий плохим восприятием не может хорошо из-
лагать то, что он совершенно не воспринимает» *.

* Тексты Аристоксена приводятся по из
данию: Die Harmonische Fragmente der Aristoxenus , griechisch

58


Здесь, таким образом, Аристоксен удивительно
близко подходит к характеристике конкретно-чувст-
венной природы музыкального восприятия. Пожа-
луй, нигде больше в античной литературе не найти
такого убежденного утверждения чувственной, слу-
ховой природы музыкального искусства.

Это обращение к чувственному восприятию —
главному элементу музыки — не было для Аристок-
сена случайным. В другом месте своего трактата
он вновь повторяет: «Очевидно, что понимание
каждой исполняемой мелодии сводится к восприя-
тию слухом и разумом всех различий, рождающих-
ся в звуках,— ведь мелодия состоит в [постоян-
ном] возникновении, как и другие части музыки,—
так вот понимание музыки составляется из этих
двух [частей], из восприятия и памяти. Восприни-
мать надо возникающее, а памятью удерживать
возникшее, так как другим способом следить за
музыкой невозможно».

Основной пафос музыкальной теории Аристок-
сена заключается в критике абстрактно-матема-
тического подхода и попытках эмпирического под-
хода к музыкальной гармонии, к изучению музы-
ки вообще. Совершенно очевидно, что этот пафос
имел своим теоретическим и идейным истоком эсте-
тику Аристотеля и его учение о природе эстетиче-
ской гармонии.

Классический период в античной эстетике был
необычайно содержательным, но недолговремен-
ным. Он охватывает небольшой исторический срок,
в полтора-два века, после чего классическая эсте-
тика уступает место новому периоду в развитии
античной эстетики — эллинизму.

Эллинизм

По сравнению с эпохой греческой
классики эллинизм представляет собой более слож-
ный, более противоречивый и более длительный пе-
риод античной истории. В социальном отношении
эта эпоха знаменуется окончательным распадом

und deutsch , hrg . von P , Marquard . В., 1868. Пер. Т. А. Мил-
лер.

59


античного полиса, кризис которого начался
уже с начала IV в. до н. э. Как и большинство пло-
дотворных для развития искусства и культуры
эпох, греческая классика была промежуточной,
переходной эпохой, она знаменовала собой такой
период в истории, когда определенная историче-
ская форма уже созрела и разложилась, а другая
еще не созрела и не стала господствующей. «Как
мелкое крестьянское хозяйство, так и независи-
мое ремесленное производство... образуют эконо-
мическую основу классического общества в наибо-
лее цветущую пору его существования, после того
как первоначальная восточная общая собствен-
ность уже разложилась, а рабство еще не успело
овладеть производством в сколько-нибудь значи-
тельной степени» (1, 23, 346).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

191 василий великий 91 василий демокрит
Как это происходит в символической форме искусства
Этим античная эстетика
Шестаков В. Очерки по истории эстетики философии 2 средневековья
В историю общественной мысли xviii век во шел как эпоха просвещения

сайт копирайтеров Евгений