Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В марксистской эстетической лите-
ратуре XVIII век, пожалуй, один из наиболее полно
и обстоятельно изученных периодов истории эстети-
ческой мысли. В изучение этого периода большой
вклад внесли В. Ф. Асмус, Н. Я. Берковский,
И. Е. Верцман, В. Р. Гриб, М. А. Лифшиц. Этот ин-
терес марксистской эстетики к XVIII в. не случаен.
XVIII век был периодом подготовки и свершения
буржуазных революций, активного наступления на
феодально-абсолютистские порядки в общеевро-
пейском масштабе.

«Революции 1648 и 1789 годов, — писал
К. Маркс, — не были английской и французской
революциями; это были революции европейского
масштаба. Они представляли не победу определен-
ного класса общества над старым политическим
строем; они провозглашали политический строй но-
вого европейского общества. Буржуазия победила
в них; но победа буржуазии означала тогда победу
нового общественного строя, победу буржуазной
собственности над феодальной, нации над провин-
циализмом, конкуренции над цеховым строем, дро-
бления собственности над майоратом, господства
собственника земли над подчинением собственника
земле, просвещения над суеверием, семьи над ро-
довым именем, предприимчивости над героической
ленью, буржуазного права над средневековыми
привилегиями» (1, 6, 115).

В историю общественной мысли XVIII век во-
шел как эпоха Просвещения. Просветительское
движение имело широкий, общеевропейский мас-
штаб, оно охватило собой все европейские страны —
Англию, Францию, Германию, Италию, Россию.
Конечно, в каждой из этих стран просветительская
идеология проявлялась по-разному, но тем не менее
идеология Просвещения имела общие черты.
В. И. Ленин в статье «От какого наследства мы от-
казываемся» указывал на следующие три особен-
ности просветительства. Во-первых, это вражда к
крепостничеству, к средневековой отсталости в лю-
бой ее форме. Во-вторых, это защита самоуправле-
ния, свободы», «европейских форм жизни». И в-тре-

216

тьих, отстаивание интересов народа и связанный
с этим «исторический оптимизм».

Все эти черты по-своему проявились и в эстети-
ческих учениях просветителей. Они выступали
против всяческих пережитков средневековой тради-
ции в эстетике, в особенности против мистических
и религиозных концепций искусства. Им был свой-
ствен исторический оптимизм в понимании пер-
спектив развития искусства и эстетической культу-
ры вообще. В связи с этим просветители придавали
огромное социальное значение искусству. Они ви-
дели в нем действенное средство воспитания нрав-
ственности, установления гармонии общественных
интересов, преодоления противоречий между част-
ными, эгоистическими, и общественными интереса-
ми людей.

Однако при всей прогрессивности идеология
Просвещения не была лишена противоречий. Про-
светители обнаружили противоречие между реаль-
ным человеком, «буржуа», преследующим частные,
эгоистические интересы, и идеальным человеком,
«гражданином», отказывающимся от личных инте-
ресов ради общего блага. «Реальный человек,—
писал Маркс, — признан лишь в образе эгоистиче-
ского индивида, истинный человек — лишь в образе
абстрактного citoyen» (1, 1 405). Пытаясь разре-
шить это противоречие между «буржуа» и «граж-
данином», просветители строили эстетическую уто-
пию, надеясь, что противоречия между чувством и
долгом, частным и общественным интересом,
эгоизмом и общительностью можно разрешить
только посредством искусства и основанного на нем
эстетического воспитания. При всем различии фило-
софских и эстетических взглядов этот утопизм был
в равной степени свойствен и Локку, и Шефтсбери,
и Хатчесону, и Дидро, и Батте, и Лессингу, и Вин-
кельману.

Эстетика Просвещения ввела и разработала
большое количество эстетических категорий: вкуса,
грации, гармонии, подражания. Вместе с тем она
дала глубокое освещение важнейших проблем
искусства, таких, как проблема творческого метода,

217

идеала, конфликта, характера. Все это делает
изучение эстетического опыта, накопленного Про-
свещением, чрезвычайно важным и необходимым.

Англия

Эстетика английского Просвещения
имеет богатые и глубокие традиции. В формули-
ровке важнейших эстетических принципов англий-
ские просветители часто оказывались намного впе-
реди просветителей других стран Европы. «...Что
касается идей, которые французские философы
XVIII века, Вольтер, Руссо, Дидро, Д' Аламбер и
другие, сделали столь популярными, то где перво-
начально зародились эти идеи, как не в Англии!
Никогда не следует допускать, чтобы Мильтона,
первого защитника цареубийства, Алджернона Си-
дни, Болингброка и Шефтсбери вытеснили из на-
шей памяти их более блестящие французские пос-
ледователи!» ( 1 , 4, 386).

Правда, идеи английского Просвещения носили
умеренный характер. Это было связано с тем, что
в Англии первая буржуазная революция соверши-
лась уже в XVII в. и перед английскими просвети-
телями не стояла задача идеологической под-
готовки буржуазной революции. Этим объясняются
многие особенности английского Просвещения, его
большая терпимость к религии, умеренный тон его
критики по отношению к своим противникам.

Тем не менее английское Просвещение сыграло
большую роль в развитии европейской эстетической
мысли. Здесь впервые зародились многие эстети-
ческие концепции, которые затем были развиты
во Франции и Германии. Поэтому, отмечая нацио-
нальное своеобразие развития эстетической мысли
в каждой из этих стран, следует вместе с тем под-
черкнуть, что в этом развитии большое значение
имела преемственность, общность идей.

Одним из основоположников английского Про-
свещения был философ Джон Локк (1632—1704).
Локк не создал самостоятельной эстетической тео-
рии. Но эстетика вырастает из его гносеологии и
реализуется не в теории искусства, а в педагогике

218


Локка. Обосновывая опытное происхождение зна-
ния, Локк придавал огромное значение чувствен-
ному восприятию, считая его единственным источ-
ником рационального знания. Тем самым Локк
преодолевал характерную для его эпохи рациона-
листическую эстетику. Одна из важнейших проб-
лем гносеологии Локка, развиваемая им в «Опыте
о человеческом разуме» (1690),— это проблема
соотношения внутреннего и внешнего опыта. В связи
с ее решением Локк касается и целого ряда эсте-
тических проблем: о соотношении внешней и вну-
тренней красоты, о грации, о роли искусства в вос-
питании человека.

Локк еще тесно связан с эстетикой Ренессанса.
В своеобразной форме он воскрешает представле-
ния об «универсальном человеке», переводя их на
язык новой буржуазной этики. В своих «Мыслях
о воспитании» он говорит о воспитании делового
человека, «джентльмена», умеющего сочетать лич-
ный интерес с правилами этикета и общественной
пользой. В связи с этим Локк уделяет внимание
искусству как средству воспитания, хотя и призы-
вает к умеренности в занятиях некоторыми его ви-
дами. Важнейшей целью воспитания является
гармония физических и духовных способностей
человека.

В эстетике Локка отражается известное влия-
ние ренессансного неоплатонизма. Высшей фор-
мой проявления красоты в человеке Локк считает
грацию. Его рассуждения на этот счет продолжают
известные концепции Фичино, Кастильоне и Фирен-
цуолы, хотя вместе с тем грация получает в его ис-
толковании более широкое значение. «Кто захочет
исследовать, где источник той грации, которая всег-
да нравится, тот найдет, что она происходит из
естественного соответствия между совершенным
поступком и таким душевным настроением, которое
может быть только одобрено как сообразное с
поводом к этому поступку. Нам не может не нра-
виться гуманное, дружеское, вежливое обхождение,
где бы мы ни встречали его. Натура свободная,
владеющая собою и всеми своими действиями, не
низменная и узкая, не надменная и дерзкая, не за-

219


пятнанная каким-нибудь крупным недостатком,
действует на каждого обаятельно. Поступки, есте-
ственно вытекающие из такой благообразной ду-
ши, так же нравятся нам, как ее коренные при-
знаки, и, будучи как бы натуральными изменения-
ми духа и внутреннего настроения, не могут быть
иными, как тоже естественными и лишенными вся-
кой принужденности. В этом, по-моему, заключа-
ется та красота, которая светит сквозь действия
иных людей, придает прелесть всему, что они
делают, и подчиняет себе всех, приходящих с ними
в соприкосновение, когда они, посредством посто-
янного упражнения, успели окончательно вырабо-
тать себе манеру обращаться с людьми и сделать
все те мелкие проявления вежливости и уважения,
которые природа или обычай установили в обще-
житии, столь натуральными для себя, что они ка-
жутся отнюдь не искусственными или заученными,
а естественно вытекающими из милой и доброй
души и из хорошо направленных задатков» (100,
55—56).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Характеризуя воздействие искусства на человека
Подчеркивая отличие женской красоты от муж ской
Шестаков В. Очерки по истории эстетики философии 7 эстетики
Прежде всего возвышенное связано с представ лением о количестве
Греческое искусство дитя свободы

сайт копирайтеров Евгений