Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Стоики

Одной из ведущих и самых попу-
лярных школ в эллинистической философии был
стоицизм. Стоики создали новую этику, новый
нравственный идеал —идеал мудреца, возвышаю-
щегося над миром повседневных забот, погружен-

60


ного в глубины своей внутренней психики. Этот
идеал не был выдуман, он отражал реальные тре-
бования эпохи. Чем более отчужденной и враждеб-
ной казалась общественная жизнь в условиях
огромной Римской империи с ее бесконечными вой-
нами, казенщиной и политическим произволом
властей, тем больше идеал перемещался во
внутренние глубины человеческой психики, в
сферу нравственно-созерцательной жизни субъ-
екта.

И вместе с тем нельзя отрицать, что философия
стоиков пронизана героическим началом. Стоики
учили героически и непоколебимо принимать все
удары судьбы. Но героизм, который они пропове-
довали, лишен активности, он носит совершенно
пассивный, созерцательный характер. Это — геро-
изм самопожертвования, самоуглубления, отказа
от активной, деятельной жизни. Идеал стоической
философии — философ-мудрец, нравственность ко-
торого закаляется на медленном огне самопожерт-
вования.

Стоики уделяли много внимания проблемам
эстетики. Клеанф написал специальный трактат
«О прекрасных предметах», Хрисипп—«О прекрас-
ном и наслаждении». Многие вопросы искусства
поднимает в своих письмах «К самому себе» Се-
нека, который, в частности, рассуждает о том, «мо-
гут ли искусства делать человека хорошим». К стои-
кам примыкает и Цицерон, который пишет трак-
таты о поэтике и риторике.

Центральная тема эстетики стоиков — учение
о природе как космическом художнике. «...Вся
природа художественна ( artificiosa ), потому что
она как бы имеет некоторый путь и правило
( sectam ), которому следует. По отношению же
к самому миру, все заключающему и все обнимаю-
щему в себе, она получает название у того же Зе-
нона не только художественной, но прямо — ху-
дожницы ( artifex ), попечительницы и промысли-
тельницы всяких полезных благ» ( SVF I 172).

В соответствии с этим стоики учат, что природа
выше искусства и поэтому цель искусства—соот-
ветствие природе. «Все, соответственное природе,

61


удобовоспринимаемо ( lept а); и все противореча-
щее природе, неудобовоспринимаемо ( alepta )»
( SVF III 142).

Стоики вносят существенные коррективы в тра-
диционное античное учение об искусстве как под-
ражании. До стоиков античная эстетика не рас-
сматривала природу как творческое начало. Толь-
ко у стоиков и отчасти у эпикурейцев природа вы-
ступает как живое, творческое начало. Поэтому
принцип подражания начинает истолковываться
как подражание природе, которая представляется
как единственный и абсолютный источник прекрас-
ного. У Сенеки мы читаем: «Искусство подражает
природе. Поэтому то, что я сказал о всем мире,
можно приложить и к произведениям человека.
Так, статуя предполагает материю, из которой она
сделана, и художника, который придал материи
известную форму. Бронза, из которой отлита ста-
туя, есть материя, а скульптор — причина» («Пись-
ма к Люцилию» 65).

Стоики воспевали художественный инстинкт
природы. Она даже некоторые виды животных про-
изводит исключительно ради идеи красоты. В пре-
дельно парадоксальной форме эту мысль выска-
зал Марк Аврелий, который считал, что само су-
ществование павлина обосновано красотой его
хвоста. «Многих из живых существ,— говорил он,—
природа принесла [создала] ради красоты, любуясь и радуясь на пестроту... павлин появился
ради своего хвоста — по причине его красоты»
( SVF II 1163). Эта эстетизация природы приводит
стоиков к противопоставлению красоты «подража-
ний» красоте природы. «Ни одна природа,— гово-
рит Марк Аврелий,— не уступает искусству, ибо
искусства только подражают той или иной приро-
де. Если так, то природа, наиболее совершенная
и объемлющая все другие, не может быть превзой-
дена хотя бы самым изощренным искусством»
(«К самому себе» XI 10).

Стоики выдвинули учение о симметрии как ос-
нове и сущности красоты. Раз природа прекрасна, то
должен существовать художественный принцип, де-
лающий ее прекрасной. Этот принцип — симметрия.

62


«Красота тела — в симметрии частей, в хорошем
цвете и физической добротности.... красота же ра-
зума — в гармонии учений и созвучии добродете-
лей...» ( SVF III 392). Симметрия, мера, пропор-
ция — один из главных мотивов стоической эстети-
ки, который постоянно повторяется в их сочинени-
ях. «Здоровье он [Хрисипп] полагал в симметрии
стихий... красоту же—в симметрии частей» ( SVF
III 472).

Таким образом, сущность прекрасного, как те-
лесного, так и духовного, раскрывается через сим-
метрию, пропорцию. Именно в этих категориях про-
является целесообразность природы, ее художест-
венный инстинкт.

«Красота тела есть симметрия членов, устроен-
ных в отношении друг к другу и в отношении к це-
лому, так и красота души есть симметрия разума
и ее моментов в отношении к ее целому и в отно-
шении друг к другу» ( SVF III 278).

Стоики отождествляли прекрасное и доброе,
признавая главным образом моральную ценность
красоты. «Только прекрасное они называют благом
(как Гекатон в III кн. «О благах» и Хрисипп в со-
чинении «О прекрасном»). Оно — добродетель, и
потому то, что прекрасно, называется доброде-
телью. Этому соответствует то, что все доброе прек-
расно и что доброе равносильно прекрасному...»
( SVF III 30).

Эстетика стоиков наряду с некоторыми очевид-
ными достижениями несла в себе определенный
регрессивный момент. Вся античная эстетика разви-
валась в том направлении, чтобы включить в эсте-
тику ценностный момент, элемент оценки, она стре-
милась связать понимание прекрасного с условия-
ми человеческого восприятия. Стоики же хотели
понять прекрасное как таковое, вне условий и це-
лей эстетического восприятия. «Все прекрасное,—
говорит Марк Аврелий,— чем бы оно ни было,
прекрасно само по себе: похвала не входит в него
составной частью. Поэтому от похвалы она не ста-
новится ни хуже, ни лучше. Я имею здесь в виду
и то, что называется прекрасным с обычной точки
зрения, как, например, материальные вещи и

63


произведения искусства. А в какой похвале могло
бы иметь нужду действительно прекрасное?.. Разве
смарагд от отсутствия похвалы становится хуже?
А золото, слоновая кость, пурпур, мрамор, цветок,
растение?» («К самому себе» IV 20).

К стоикам примыкает и известный оратор, пи-
сатель и политический деятель Цицерон (106—43
до н. э.). Проблемы эстетики занимают большое
место в его трактатах «Об обязанностях», «Об
ораторе». Следуя за стоиками, Цицерон провозгла-
шает целью искусства подражание природе, ставя
природу выше искусства. «...Никакое искусство не
может подражать изобретательности ( sollertiam )
природы» (De nat . deor . I 33, 92). Высшая и со-
вершенная красота — это красота мира.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

что искусство ренессанса изу чено достаточно хорошо
Обогащенной знанием исторического опыта человечества
По своему эстетическому значению стиль барокко эмоционален
Ее осуществле ние в действительности

сайт копирайтеров Евгений