Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В так называемых первобытных цивилизациях контраст более ощутим. Праздник может длиться несколько недель, несколько месяцев, с четырех-пятидневными передышками. Зачастую несколько

1 Нет нужды подчеркивать, что данная теория празднества отнюдь не исчерпывает всех его аспектов. В частности, она должна быть согласована с теорией жертвоприношения. Последнее, вероятно, в самом деле является особым содержанием праздника. Это его внутреннее движение, которое подводит празднику итог и сообщает ему смысл. Праздник и жертвоприношение, как представляется, находятся между собой в том же соотношении, что душа и тело. Не имея возможности останавливаться на этой внутренней связи, я вынужден был сделать выбор. Я постарался придать важность жертвенной атмосфере, которая свойственна празднику, в надежде, что читатель ощутит двойственность диалектики праздника, воспроизводящей диалектику жертвоприношения.

421

лет уходит на то, чтобы собрать нужное количество съестных припасов и предметов роскоши, чтобы не только ими украшать себя, но еще и разбазаривать и уничтожать; такие формы невоздержанности составляют существо самого праздника.

Праздник по общему желанию завершается оргиями, шумным ночным разгулом, которые под мерные удары примитивных инструментов превращаются в ритм и пляску. По описанию одного очевидца, масса людей толпится, колышется, трамбуя землю, рывками движется вокруг установленного в центре шеста. Возбуждение передается всем участникам, и они наращивают и усиливают его: нескончаемые удары копий о щиты, размеренное гортанное пение, выкрики, скачкообразные танцы в темноте. Спонтанно рождается жестокость. Время от времени вспыхивают драки: дерущиеся делятся на группы, ритмично раскачиваясь, сотрясают воздух мощными кулаками, пока наконец не затихают. Однако хоровод продолжает свое кружение. Внезапно отдельные пары выходят из танца, чтобы предаться совокуплению в соседних зарослях, а потом возвращаются и снова окунаются в водоворот вихря, который длится до утра.

Понятно, что праздник, являющий собой подобное буйство и неистово воздействующий на повседневное существование с его незамысловатыми хлопотами, представляется индивиду другим миром, где он чувствует себя защищенным и преображенным превосходящими его силами. Его повседневная работа: собирание плодов, охота, рыбная ловля, уход за скотом, — не только занимает все его время, но и удовлетворяет его непосредственные потребности. Конечно же, эта работа требует внимания, терпения, ловкости, но главным образом он живет от праздника к празднику, так как праздник для него, для его памяти и его желаний — это время сильных переживаний, резкое изменение его бытия.

Приход сакрального

К чести Дюркгейма, он распознал такой важный факт, что праздники являют собой прямую противоположность трудовым будням, служа различением между сакральным и профанным. В самом деле, праздники противопоставляют друг другу периодически случающиеся взрывы однообразному течению жизни, восторженное буйство — повторяющимся изо дня в день одним и тем же материальным заботам, могучее кипение всеобщего возбуждения — спокойной работе, когда каждый трудится в одиночестве, сплочение в общность — распылению, лихорадку напряженных мгновений — неприметному тяжелому труду бесцветных периодов его существования. 1 Кроме

1 См .: Les formes elementaires de la vie religieuse. Paris, 1912. II , VII , III ; здесь Дюркгейм описывает две фазы, через которые попеременно проходит

422

того, религиозные обряды приводят души верующих в крайнее волнение. Если праздник — это время радости, то он также и время тревоги. Перед окончательной разрядкой необходимы пост, умиротворение. Усиливаются обычные запреты, вводятся новые. Всякого рода крайности и чрезмерности, пышность ритуалов, сменяющие строгость ограничений, в равной мере содействуют созданию вокруг праздника атмосферы исключительности.

На деле праздник часто бывает торжеством самого сакрального. Праздничный день, обычное воскресенье — это прежде всего время, посвященное божественному, когда запрещено трудиться, когда необходимо отдыхать, веселиться, восславлять Бога. В обществах, где праздники не рассредоточены по всему циклу трудовой жизни, а сгруппированы, представляя собой подлинный сезон праздников, можно еще нагляднее увидеть, в какой мере они реально образуют период, когда на первый план выходит сакральное. Изучение М. Моссом эскимосских обществ дает нам превосходные примеры того, насколько сильны контрасты между этими двумя образами жизни, впрочем, всегда ощутимые у тех народов, у которых климат или природные условия, в которых протекает их хозяйственная жизнь, осуждают их на длительное бездействие в течение определенной части года. Зимой эскимосское общество смыкает свои ряды: все делается сообща, все, что происходит, касается всех, тогда как летом каждая семья, живя уединенно в своем чуме среди бескрайней пустыни, добывает себе пропитание отдельно, и ничто не ограничивает индивидуальной инициативы. По сравнению с летним, почти сплошь светским периодом, зима предстает временем длительного религиозного неистовства, долгим праздником. 1 У ин-

жизнь австралийских племен: фаза распыления и фаза концентрации. «В первой фазе преобладает хозяйственная деятельность, и она главным образом является весьма заурядной по своей интенсивности... Состояние распыленности, в каком в это время пребывает общество, делает жизнь однообразной, вялой и бесцветной. Но начинается корроббори (= праздник), и все меняется... Один лишь факт скопления людей действует как исключительно мощный раздражитель» (с. 308). 1 M. Mauss. Essais sur les variation saisonnieres des societes eskimos. Etude de morphologie sociale (avec la collaboration de H. Beuchat) // Annee sociologique 1904—1905. Paris, 1906. P. 39—131. Это изучение было продолжено в недавно изданной книге Мосса «Sociologie et anthropologie» (Paris, 1968). Из нее я взял несколько цитат: «Летом религии нет... Жизнь как бы секуляризируется... Зимой, напротив, общество живет, так сказать, в состоянии длительного религиозного возбуждения... Жизнь зимой в целом можно охарактеризовать как своего рода долгий праздник» (р. 96—100). Далее, по поводу северо-западных американских индейцев: «Зимой клан исчезает и уступает место общности совсем иного типа, скрытым обществам или, точнее, религиозным братствам, где вся знать и свободные люди подчинены определенной иерархии» (р. 126). Я напоминаю, что Кайуа открыл работу Коллежа в марте 1937 г., зачитав манифест под называнием «Зимний ветер», который не преследовал никакой другой цели, кроме создания некой напряженности, поскольку хладнокровие составляет пару с уплотненностью, скученностью, праздником, иерархией...

423

дейцев Северной Америки социальная мифология не в меньшей мере меняется в зависимости от времени года. Здесь также за летней дисперсией следует зимняя концентрация. Кланы исчезают, уступая место религиозным братствам, которые проводят время в массовых ритуальных танцах и общеплеменных церемониях. Это — время передачи мифов и обрядов, когда новичкам и новообращенным являются духи. Индейцы квакиутль сами говорят: «Летом сакральное внизу, а профанное наверху; зимой сакральное наверху, а профанное внизу». 1 Яснее и не скажешь.

Как мы видели, в обычной жизни сакральное проявляет себя исключительно в форме запретов. Оно характеризуется как «заповедное», «обособленное». К нему нельзя обращаться сообща, оно защищено запретами, призванными предупреждать любое посягательство на мировой порядок, любую возможность его нарушения и внесения зачатков беспокойства. Таким образом, оно, по существу, проявляет себя как негативное. Вот на деле одна из характерных черт, которые наиболее часто встречаются в ритуальном запрете. Сакральный период социальной жизни таков, что в нем правила приостанавливают свое действие, и всем рекомендуется вольное поведение. Конечно, за буйствами праздника можно не признавать строго ритуального характера и рассматривать их как простое разгрузочное действо. «Люди оказываются за пределами обыденной жизни и превосходно осознают это, испытывая вместе с тем нечто вроде потребности оказаться вне и выше обычной морали», — пишет Дюркгейм. 2 Разумеется, чрезмерная, безудержная возбужденность является своего рода ответом на импульс детумесценции. Конфуций, имея это в виду, оправдывал пирушки китайских крестьян, поучая, что не следует «держать лук постоянно натянутым, никогда не расслабляя его, как и нельзя держать его всегда расслабленным, никогда не натягивая». 3 Своей неумеренностью коллек-

1 Цит . по работе : Boas. The social organization and secret societies of the
Kwakiutl Indians // Report of the U.S. National Museum for 1895. Washington
D.C., 1897, — приведенной в заключительной части исследования Мосса
(с. 126).

2 Durkheim. Les formes... P. 309.

3 Эти слова Конфуция приводит Гране в работе «Китайская цивилизация.
Публичная и частная жизнь » (La civilisation chinoise. La vie publique et la vie
privee. Paris, 1929. P. 181). Кайуа в рецензии на книгу Алексиса Кареля
«L'homme, cet inconnu», опубликованной в N.R.F. в марте 1936 г., отмечал:
«Всё еще питают надежду на создание общей теории инстинктов, к построе
нию которой в отдельных случаях подходят Моль и Вайсман и которая уже
сейчас подтверждает свою готовность принимать в расчет на первый взгляд
самые обескураживающие психологические причуды, ссылаясь при этом ис
ключительно на такие простые законы, как, например, сокращение и расшире
ние, увеличение и уменьшение в объеме, крайняя напряженность и разрядка.
Работа «Богомол» («La mante religieuse»), включенная в книгу «Миф и чело
век» («Le mythe et l'homme») проиллюстрирует эту теорию беспорядочного
органического расслабления: «Сексуальная детумесценция — явление ярко

424

тивные восторги со всей очевидностью выполняют схожую функцию: они — словно взрыв после долгого и напряженного сжатия. Но это всего лишь один из его аспектов, являющийся не столько доводом в пользу существования, сколько психологическим механизмом. Это не значит, что данная характеристика исчерпывает их природу. На деле туземцы видят в нем условие магического воздействия своих празднеств: именно они заранее свидетельствуют об успешном свершении обрядов и косвенно обещают женщинам плодовитость, богатый урожай, воинскую храбрость, удачную охоту, богатый улов.

Чрезмерность — средство от ветшания

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Надо справиться с этим в течение нескольких дней
Представляет собою отбросы общества
Начало заниматься проблемой общества в условиях социологии образом
Это движение целого образуется двумя противоположно направленными силами одна центробежная
Олье Дени. Коллеж социологии философии 11 человек

сайт копирайтеров Евгений