Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

545


ределенностью. Поскольку она оказывается исходящей именно от такого существа, она сама, следовательно, должна обладать достоинством, состоящим в способности вызывать потребность в жертвенности, то есть она сама, таким образом, должна претендовать на сакральный характер.

Принцип, который вы определяете как «закрытый консилиум», то есть обсуждение, предваряющее открытые заседания, представляется мне единственно соответствующим необходимости разбирать между собой, как только это оказывается возможным, всю совокупность вопросов, вытекающих из нашего обмена мнениями. Если же вы с не меньшей, чем у меня, доброй волей хотите включиться в поиск непосредственных решений, которые позволят нам продолжать работу, то и трудностей не останется. Беда состоит только в том, что Коллеж, ставя перед собой интеллектуальную задачу совершенно нового порядка, с трудом может избежать опасности спутать непосредственное и отдаленное. Впрочем, именно Вы (я сам не смог бы этого сделать) должны определить то, что вы называете непосредственной задачей, а также кто именно должен стать объектом «оккультизма». Если бы вам удалось предложить хоть что-то жизнеспособное, вы не встретили бы противодействия ни с моей стороны, ни со стороны тех людей, которые по-настоящему интересуются нашей работой. Уже даже сейчас я получил письмо, 1 идущее в этом плане в том же направлении, которое предлагаете Вы. В настоящее время Коллеж способен вернуть смысл своего существования, только замкнувшись в себе и придя к более устойчивой организации, тогда как численность особого значения не имеет.

В июле вы обратили внимание на мою нерешительность, колебания, плохое представление о том, что можно было бы сделать после октября. Сейчас я считаю, что предложение Лейриса уже само по себе позволяет выйти из тупика. Таким образом, я отказываюсь от своих собственных предложений, чем, быть может, причиняю вам совсем излишние неудобства. Впрочем, то, что я лично предлагаю сейчас, уже не рискует встретить враждебного отношения с Вашей стороны и наверняка покажет Вам все возможности прийти к согласию, которое может быть восстановлено между нами. Я хотел бы прочитать настоящий курс, сведя в единую систему все, о чем я в прошлом уже не раз говорил в «Социальной критике», располагая на этот раз вещи в тесных взаимосвязях между собой, упорядочивая, внося большую ясность и, разумеется, развивая. И все это — для небольшого числа лиц, которые заранее обязались бы приходить на заседания почти регулярно.

Для журнала я уже сейчас жду от Вас Ваши обзоры, которые будут сделаны по возможности в кратчайшие сроки. 1 октября обя-

1 Письмо от Марселя Море, датированное 17 июля, копия которого сохранилась у Лейриса. Она была опубликована Жаном Жаменом в GradHiva, № 13, 1993. Чуть далее вы найдете несколько выдержек из него.

546


зательно надо сделать выпуск. Следовательно, необходимо, чтобы я отправил последние тексты издателю до 25 августа. Прошу вас сделать все необходимое, чтобы все было готово вовремя. Если вы сумеете разыскать последний номер «Международного социологического журнала» («La Revue internationale de sociologie»), то там есть статья о Монтескье-социологе. Я говорю Вам об этом, потому что у меня сложилось впечатление, что Вы будете счастливы воспользоваться случаем выразить свое отношение к этой статье (будут, разумеется, и другие обзоры статей), выразить то, что вы думаете о Монтескье.

Необходимо отказаться от заголовка «Religio» не только потому, что он звучит не очень привлекательно, но и потому, что он уже затаскан. Только такие названия, как NEMI, DIANOS и OURANOS показались мне возможными, а тем лицам, которым я их назвал, больше всего понравилось последнее. Я, со своей стороны, тоже являюсь его горячим сторонником, учитывая, что два первых, как мне кажется, являются чересчур чопорными и редкими.

Запоздание с отправкой этого длинного письма, начатого еще 6 июля, объясняется большой загруженностью и чрезмерной усталостью. К сожалению, я не сумел отдать для перепечатки тексты, которые Вы мне направили. Я более чем согласен с Вашими выводами относительно сакрального. Только мне представляется возможным пойти еще дальше, и я хочу, чтобы мы продолжили по этому вопросу объяснение в рамках «консилиума», но только в составе нескольких человек. Ваш текст и мое выступление от 4 июля, сопоставленные с некоторыми замечаниями Лейриса, могли бы, как я полагаю, стать основой для обсуждения, которое непосредственно затронуло бы самую суть дела.

Я надеюсь на ваш очень краткий, но быстрый ответ и особенно на обзоры.

Сердечно ваш

Жорж Батай

К НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА В 1939 г.

Подготовка этого «конгресса», или «консилиума», будет в центре внимания многочисленных бесед, состоявшихся в каникулярное время летом 1939 г. Кто должен принять в них участие? На повестке дня стояли вопросы о персоналиях. Отзвуки этих бесед можно найти в дневнике, который начиная с 5 числа стал вести Кено, неожиданно отправившийся в Нормандию.

Марсель Морэ, католик левого толка, персоналистский активист, посещавший Коллеж с самого начала его работы, щедро раздает на эту тему организационные советы в письме, адресованном Батаю, датированном 17 июля. «Конгресс не должен проходить в

547


течение двух месяцев с заседаниями в течение всей недели... Если вы хотите добиться успеха, тогда необходимо, чтобы его работа была гораздо более сосредоточенной, а это может быть выполнено только посредством Конгресса, который был бы подлинным Конгрессом, или, если хотите, чтобы использовать выражение Мишеля, который имел бы форму консилиума. Надо справиться с этим в течение нескольких дней. Конгресс потребует не только выступлений и обсуждений, но и совместной жизни участников, чтобы в ходе заседаний можно было бы обменяться идеями и впечатлениями, а также лучше узнать друг друга. Многие, конечно, будут против такой процедуры, но тем хуже для них и тем лучше для всех остальных. Дилетанты и эстеты ipso facto окажутся устраненными.... Меня сильно шокирует то, что среди посетителей Коллежа Социологии есть немало таких слушателей, которые приходят туда как на спектакль, такое нетерпимо. Впрочем, вы тоже сильно удивили меня в прошлый вечер во время заседания Коллежа, когда объявили, что конгресс будет открыт для участия всех.... Вам следует отобрать 25 — 30 участников и придерживаться этого числа.... Необходимо также, чтобы конгресс происходил вне Парижа (так как надо избежать влияния столичной атмосферы и добиться почти полного уединения), но все же поблизости от него, чтобы доступ на конгресс был бы относительно простым. Кроме того, поскольку в течение рабочих дней недели большинство людей занято, быть может, стоило бы провести конгресс в течение двух следующих один за другим уик-эндов, то есть за четыре дня в целом. С послеобеденными и вечерними заседаниями это будет восемь докладов, которые Вы планировали прослушать в ноябре и декабре, а утренние часы можно зарезервировать для частных бесед». (Полный текст письма был опубликован в «GradHiva». 1993. № 13.)

Все это, очевидно, предполагало возвращение Кайуа. Но война решила иначе. Это собрание не состоялось, и прежде всего потому, что в этот год Коллеж не возобновил своей работы. Лейрис уехал в Алжир, Кайуа оставался в Аргентине.

ПАРИЖСКИЕ ПОПЫТКИ

Некоторые участники Коллежа, из числа тех, кто выступал или был слушателем, кто собирался на его заседания в течение двух предыдущих лет, пытались приспособиться к условиям войны. Морэ организует несколько дискуссий у себя дома (машинописный текст обзора трех из таких собраний был опубликован в «Digraphe» №17, за декабрь 1978 г. ] ). Батай информирует Кайуа о первых невразу-

1 3 декабря Симона де Бовуар направила мобилизованному Сартру описание обеда у Колетты Одри. Присутствовали Валь, а также германист Робер

548

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

чем мистическая скверна
К всевышнему обращались как к спасителю нашей германии от духовного ига иностранных тиранов
Отмеченной катастрофической страстью
В самом деле является особым содержанием праздника
Можно столкнуться с взаимным отталкиванием

сайт копирайтеров Евгений