Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

На повестку дня оказалась поставленной проблема политических мифов: речь идет о том, чтобы добиться понимания глубинных причин того воздействия, которое смогли оказать на немецкие массы определенные лозунги и определенная символика. Что касается символики, то национал-социализм сам ничего не создал, ничего не изобрел, а просто сумел использовать то, что уже и так существовало, смог придать значимость остаточным, наполовину забытым формам, почти стершимся в памяти, заставив их вновь всплыть на поверхность, ожить, зазвучать. Между тем эти остаточные формы, и это обязательно надо подчеркнуть, ничего вечного в себе не имеют. Они складывались из предчувствий, эмоций, воспоминаний, которые произвела на свет и утвердила немецкая история, в особенности история объединения Германии в прошлом веке. Все символы, все формы объединений, почти все понятия гитлеровского движения и III Рейха предшествуют послевоенной эпохе, но большинство из них возникли не раньше первого пробуждения национального чувства в Германии, то есть не раньше второй половины XVIII в.

Таков первый тезис. А вот второй: можно констатировать, что в самом общем отношении в ряду понятий и мифов, способствовавших удаче Гитлера, те из них, что были собственно нордическими или германскими, то есть неоязыческими, сыграли лишь в высшей степени второстепенную роль. Кроме того, они играли ее в ущерб действительно эффективным понятиям, то есть таким, которые, собственно, и были связаны с чисто немецкой историей, с идеей Рейха и воспоминаниями о средневековой Германии. Впрочем, вся история III Рейха только это и доказывает. Между сектантством некоторых неоязыческих кланов, например приверженцами мадам Людендорф или же профессора Хауэра, 1 более чем скромным обра-

1 Якоб Вильгельм Хауэр (1881—1962), автор таких работ , как «Ein indoarische Metaphisik des Kampfes und der Tat» (1934), «Glaube und Blut» (1938), «Germany's New Religion» (1937), «Ein arischer Christus» (1939).

400

зом поддерживаемого господином Альфредом Розенбергом, и очевидной мощью имперского мифа расхождение становилось все более и более существенным. Поэтому точное описание первого появления этих мифов в истории немецкого национализма не лишено актуального значения. В противоположность теориям «Вечного германца» оно поддается датировке и придерживается объяснения исторического, то есть изменчивого характера этого менталитета. А в противоположность упрощенному историцизму оно отстаивает необходимость доходить до «Материнского», как сказал бы Гете, то есть до самых глубинных слоев коллективного сознания.

Французский перевод книги господина Эрнста фон Саломона «Проклятые» 1 получил во Франции определенный отклик, успех, быть может, более значительный, чем в Германии, где произошла подлинная инфляция всего, что касалось истории свободных гильдий, жизни и нравов послевоенных националистических ассоциаций. Было много автобиографических рассказов, например рассказ знаменитого капитана Рема, 2 романов о ложной романтике, о намеренном бешенстве, например книга господина Броннена, сюжет которой был заимствован из сражений свободных гильдий против поляков Верхней Силезии. 3 В противоположном лагере можно было найти обвинения, например со стороны доктора Гумбеля и Немецкой Лиги Прав Человека, против убийств и особенно убийств политических. 4 Из всего этого, несмотря на несовпадение точек зрения,

1 Эрнст фон Саломон (1902—1972). «Die Geachteten», 1930 («Проклятые» /
Пер. Андре Вайана и Жана Кукенбурга. 1931. «Город» (1932) того же автора
будет переведен Норбером Гутерманом в 1933 г. В июле 1938 г. Дриё ла Ро
шель писал по поводу «Проклятых»: «Мы давно уже не имели столь захваты
вающей книги, как книга еще не очень известного автора Эрнста фон Саломо
на „Проклятые", которая поведала нам авантюрную историю первых свобод
ных гильдий, боровшихся в Германии против отчаяния, запустения, упадка.
Сегодня к этому надо добавить прекрасную работу Бенуа-Мешена «История
немецкой армии». («Политические хроники». Париж, 1943. С. 152.)

2 Эрнст Рем. «Die Geschichte eines Hochverrater». Мюнхен, 1928. Органи
затор свободных гильдий в Силезии, затем организатор CA, написал эту работу
в Боливии, где он занимался реорганизацией местной армии после первого
разногласия с Гитлером, последовавшего вслед за провалом Мюнхенского пут
ча. Известно, что следующее разногласие должно было закончиться для этого
гомосексуалиста-кондотьера Ночью Длинных Ножей.

3 О. Ш. (инициалы Обер-Шлезена), объявившегося в 1928 г. Арнольф Брон
нен (1895—1959) был автором театральных пьес («Die Exzesse», 1923; «Die
Geburt den Jugend», 1922) и романов.

4 Эмиль Жулиус Гумбель, издатель многочисленных досье («Verschworer»,
«Beitrage zur Geschichte und Sociologie der deutschen nationalistischen Geheim
bunde seit». 1918. Вена , 1924; «Lasst Kopfe rollen: faschistische Morde 1924—
1931» // Auftrage des deutschen Liga fur Menschenrechte. Берлин, 1931. Изда
тельство Галлимара опубликовало в «Голубых тетрадях» «Политические пре
ступления в Германии, 1919—1920» (Париж, 1931).

401

вырисовывались атмосфера беспокойства, одновременно волнующее и взволнованное существование многочисленных групп, сект, «орденов» безудержного национализма, образ жизни, вступающий в полное несоответствие с буржуазной жизнью предвоенных лет и с западными либерально-демократическими идеалами веймарских республиканцев.

Именно в этих кругах сформировались ударные кадры, подлинные штурмовые отряды национал-социализма, и поэтому существует риск неправильно истолковать как эволюцию гитлеровского движения, так и менталитета, например «Черного корпуса», органа СС господина Гиммлера, если не связать их с эволюцией воинствующего национализма в целом, последовавшей после войны. На этом пункте необходимо особо настаивать: Гитлер, как говорится, ничего не изобрел в области символов, знаков, ритуалов, лозунгов. Все, что в настоящее время рассматривается как специфическая сущность и специфический менталитет гитлеризма, национал-социализм разделял совместно с другими многочисленными группами. Но из общего наследия он сумел создать единую реальность. То, что было чистой идеологией и интригами сектантов, он превратил в особую тактику, с успехом применяемую в политике, так как провал его путча 9 ноября 1923 г. (предприятие, в целом остававшееся классическим действом в жанре свободных гильдий) сделал для него ясными недостатки и вообще пределы возможностей путчистской концепции, реализуемой в ограниченных кругах. Вместе с тем это не помешало «сохранить» (в двояком смысле, по Гегелю 1 ) главное из этого сектантского и путчистского национализма в гитлеровском движении. Почти все вожди III Рейха, вожди партии и особенно милитаристских организаций прошли через свободные гильдии. «Ветераны» партии, большинство депутатов так называемого рейхстага представляют этот тип в чистом виде: сами гильдии, все эти Wiking , Werwolf, О.С., Orgesch Oberland, — были распущены, их кадры вошли в состав партии, но при этом сохранили большинство из своих верований, мифов, ритуалов и символов. Священные Вемы, институт, ценимый почти всеми свободными гильдиями и националистическими орденами, бывший одновременно тайным трибуналом для суда над предателями и инстанцией, которая судила и выносила приговоры «in contumaciam» врагам движения, принял в национал-социалистской партии форму знаменитого U.S.C.H.L.A., то есть комитета по расследованиям и арбитражу, заседавшего за закрытыми дверями, когда речь шла о функционерах партии, и главой которого, что совсем не случайно, был знаменитый майор Бух, тот

1 По поводу перевода гегелевского «aufheben» см. заметку Жана Ипполита на с. 19 первого тома его перевода «Феноменологии духа», который появился в 1939 г.: «Это устранение является одновременно и сохранением, так как Гегель требует от нас понимания того, что термин „сохранять" содержит в себе отрицание, ибо всякое сохранение является для него избавлением».

402

самый, что приказал расстрелять Рема и его соратников 30 июня 1934 г. Идея великого немецкого Рейха, в том числе и III Рейха, тоже не была изобретением Гитлера. Она была выдвинута, между прочим, в довольно примечательной книге Мёллера ван ден Брука, которая так и называется « III Рейх». 1 Эта книга антилиберальной и антидемократической, а также антибуржуазной направленности, написанная последовательным националистом, но, при прочих равных условиях, не расистом хотя и не совсем юдофилом, в период между 1921 и 1923 гг., то есть в решающий для формирования немецкого национализма и национал-социализма период, была чем-то вроде библии для националистической молодежи.

Именно Мёллер задолго до господина Розенберга и «Mein Kampf» сформулировал основополагающие принципы внешней политики немецкого национализма. Вот, что он говорит в 1922 г. в памфлете, озаглавленном «Социализм и иностранная политика»: «У немцев нет своего местожительства. Они рассеяны по всему миру, а судьбе угодно, чтобы они служили земле. Но им надо иметь возможность откуда-то начинать движение и иметь землю, куда они могли бы вернуться. Им нужно иметь свою землю... Единственная вещь, имеющая для нас значение, — это направление на Восток, а те, кто еще и поныне говорят нам о направлении на Запад, ничего не поняли в Великой Войне». 2 Пусть добавят к этим словам мыслителя-националиста, который, что важно еще раз подчеркнуть, не только не был гитлеровцем, а, скорее, даже враждебно был настроен к фюреру, но к которому прислушивалась национальная молодежь, пусть добавят, следовательно, следующие несколько фраз из книги « III Рейх», в каком-то смысле выражающие ее итог: «Немецкий национализм борется за конечное торжество Рейха. Рейх все время остается обещанным. Но он никогда не осуществляется. Он является совершенством, которое осуществляется только в несовершенном виде. Вот в чем состоит особая миссия немецкого народа, которую у него оспаривают другие народы. Между тем Рейх может быть только один, подобно тому как может быть только одна церковь. То, что соответственно подстраивается под название Империи, представляет собою просто государство. Но сам Рейх — только один». Очевидно, что хорошо известная программа «Mein Kampf» воспроизводит по меньшей мере высокопарно, а по большей — цинично ту же самую концепцию. Необходимость целостного видения немецкого национализма проступает каждый раз. Если Мёллер смог написать в декабре 1923 г. другому молодому немецкому националисту Генриху фон Гляйхену, что идея III Рейха выражает политическую концепцию, которая ставит своей целью

1 Артур Мёллер ван ден Брук (1876—1925). Das dritte Reich / Пер . Ж .- Л . Лено .
Введение Тьерри Молнье , Ридер , 1933. Берлин , 1923.

2 Мёллер ван ден Брук . Sozialismus und Aussenpolitik. Бреслау: Изд. Ганса
Шварца, 1933.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Образует социальную жизнь
Здесь в голову приходит одна своеобразная мысль
2 эта дихотомия играет меньшую роль в обществе
До конца как в вопросах
264 наполеон 53 монтень марсель

сайт копирайтеров Евгений