Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Впрочем, на деле до церемоний инициации, вводящих молодого человека в социальные рамки, его жизненная активность не подчиняется запретам, которые ограничивают бытие взрослого: точно так же добрачная половая жизнь юноши в высшей степени свободна. В это время индивид как бы еще не включен в мировой порядок и не может понести наказание за нарушение законов, которые не имеют к нему никакого отношения. Он, так сказать, живет за гранью упорядоченного мира и организованного общества. Он лишь наполовину принадлежит космосу, он еще не порвал окончательно связь с воображаемой, потусторонней вселенной, из которой прародители извлекли его душу, чтобы и заставить ее заново родиться из лона женщины, его матери, и засвидетельствовать ее.

В отличие от порядка и «естественной истории» первобытный век мира представляет собой пору всеобщей неразберихи, которую нельзя вообразить без тревоги. У эскимосов противоречивые стороны первобытной эпохи, как кажется, глубоко перемешаны. Ей свойственны черты безраздельного хаоса: все было погружено во мрак, на земле не было света. Нельзя было различить ни материков, ни морей. Люди и животные не отличались друг от друга. Они говорили на одном языке, их жилища походили друг на друга и охотились они сходным образом. 1 В описаниях этой эпохи проступают черты, которые обычно служат для характеристики Золотого века: талисманы тогда обладали значительной силой, человек мог превратиться в зверя, растение, камень. Скелет карибу, после того как животное съели, снова обрастал мясом. Лопаты сами сгребали снег, так что не надо было прилагать никаких усилий. 2 В последнем случае весьма заметно перемешаны сожаление и страх: с одной стороны, стремление к миру, где все совершалось бы без труда, с другой — страх, как бы лопаты не ожили вновь и не убежали от своего владельца. Оттого их никогда не оставляли воткнутыми в снег без присмотра.

II. СОТВОРЕНИЕ МИРА

Первобытная эпоха — одновременно и по одинаковым причинам кошмар и рай — предстает как период и состояние творческой мощи, из которой возник ныне существующий мир, подверженный

1 Этот миф эскимосов нетсилики был записан Кнудом Расмуссеном. Леви-
Брюль приводит его в «Первобытной мифологии» (с. 210).

2 Миф эскимосов о. Карибу, записанный Расмуссеном и приводимый Леви-
Брюлем (ibid.).

430

опасности истощения и угрозе смерти. Следовательно, только возрождаясь и вновь погружаясь в эту всегда существующую вечность как в источник молодости с его вечно живой водой, мир имеет шанс обновляться, вновь обретать полноту жизни и силу, что позволит ему противостоять времени на протяжении нового цикла. В этом и заключается функция праздника. Мы уже определили его как актуализацию творческого периода. Согласно справедливым словам господина Дюмезиля, 1 праздник дает выход в Великое Время, образует такой момент, когда люди прекращают временное становление и окунаются в источник всемогущих и вечно юных сил, который олицетворяют первобытные времена. Место праздника — в храмах, церквах, в святых местах, которые сходным образом дают выход в Великое Пространство, то, откуда начали свою эволюцию божественные предки, чьи места обитания, священные утесы, представляют собой вехи приобщения к решительным жестам Творцов. К церемонии приступают в критическую фазу сезонного цикла, когда природа словно обновляется, когда у всех на глазах в ней происходят заметные изменения: в начале или в конце зимы — в арктическом и умеренном климатах, в начале или в конце сезона дождей — в тропическом климате. С сильным волнением, вызванным одновременно тревогой и надеждой, люди отправляются в паломничество к местам, которые ранее посетили мифические предки. Австралиец с благоговением проходит путь, который они проходили, останавливается там, где делали остановку они, и прилежно повторяет их жесты. Господин Элькин упорно подчеркивает эту жизненно-религиозную, а не просто географическую связь, которая существует между туземцем и его страной: последняя, пишет он, предстает в его глазах как путь, ведущий в невидимый мир, позволяющий сообщаться с «силами, дарующими жизнь человеку и природе». 2 Если случается, что туземцу необходимо покинуть свою родную землю, или если в ходе колонизации она претерпевает изменения, он чувствует, что силы его покидают и что он обречен на смерть, что он больше не может приникнуть к истокам, которые периодически оживляют его.

Воплощение прародителей-творцов

Праздник, таким образом, справляется в пространстве и времени мифа и имеет своей функцией возрождение реального мира. С этой целью непроизвольно выбирают момент, когда пробуждается к жизни растительный мир или же когда в изобилии плодятся тотемные животные. Все отправляются туда, где мифический прародитель создал живой мир, из которого путем ритуала возникает

1 G. Dumezil. Temps et mythe // Recherches philosophiques. V. 1935—1936.

2 Elkin. The secret life... . Цит. Леви-Брюлем. М.Р. Р. 17.

431

группа; эта церемония наследуется, и только она способна вести к успеху. Лицедеи подражают поступкам и жестам героя. Они носят маски, которые идентифицируют их с этим прародителем — получеловеком, полуживотным. Часто в этих масках имеются створки, которые в нужный момент внезапно открывают другое лицо и, таким образом, позволяют актеру воспроизводить мгновенные превращения, имевшие место в первобытном веке. На деле речь идет о том, чтобы возродить в настоящем действия существ творческой эпохи, которые одни только обладают магической способностью сообщать обряду желаемую действенность. Здесь не проводится четкого различия между «мифической основой и современным церемониалом». Господин Дэрил Форд отмечал это у индейцев юма из Колорадо; его информанты постоянно смешивали ритуал, который они обычно совершали, и первозданное действо, которое учредили прародители.

Чтобы воскресить плодотворящее время великих прародителей, одновременно используются разные приемы. Иногда довольствуются тем, что читают мифы наизусть. Они по определению являются таинственными и могущественными рассказами, повествующими о сотворении живого вида, о создании института. Они действуют наподобие поучений. Чтения наизусть оказывается достаточным, чтобы заставить повториться деяние, увековеченное в них. Другой способ вызвать к жизни мифическое время состоит в перерисовывании наскальных рисунков, которые в удаленных галереях представляют предков. 1 Восстанавливая их краски, периодически реставрируя их (не следует сразу полностью переделывать их: тогда нарушится непрерывность времени), люди вызывают к жизни, актуализируют изображенных на них существ, чтобы те обеспечили возвращение сезона дождей, увеличение числа съедобных растений, изобилие духов-детей, которые оплодотворят женщин и гарантируют процветание. Часто прибегают к поистине драматическому подражанию. В Австралии варрамунги подражают жизни мифического предка каждого из родов, например рода Черного Змея или героя Тхалавалла, с момента, когда он вышел из-под земли до ухода опять в землю. Лицедеи покрывают себе кожу пухом, который разлетается, когда они приходят в возбуждение. Так они изображают рассеивание зародышей жизни, вырывающихся из тела прародителя. Поступая так, они обеспечивают умножение рода Черного Змея. После этого сами люди устраивают трапезу, восстанавливая свои силы, возрождаясь и утверждаясь в своей внутренней сущности путем поедания священного

1 С . Daryll Ford. Ethnography of the Yuma Indians. Berkley, 1931, p. 214 (труд приводится Кайуа в библиографии к работе «Человек и священное»).

По поводу этих наскальных рисунков см.: А. Р. Elkin. Rock-Paintings of North-West Australia. Oceania, I (1930). Леви-Брюль цитирует эту работу в «Первобытной мифологии» (р. 134 et sq.).

432

животного. 1 Это, как мы видели, является кощунством, запретом, если речь идет о почитании мирового порядка, а не о его обновлении. Но в данном случае члены рода отождествляются с существами мифической эпохи, которые не знали запретов и которые их создали, и эти запреты будут установлены вновь. В течение предшествующего периода участники представления были обязаны соблюдать строгий пост и множество запретов, которые постепенно перешли из профанного мира в сакральный. Они сами превратились в прародителей: маски, узоры, которые они носят на себе, являются знаками их превращения. Теперь они уже могут убивать и поедать животное, собирать и употреблять в пищу растения, к которым они причастны мистическим образом. Так они причащаются к тому истоку, из которого они черпают свою силу и жизнь. Они вбирают в себя новый импульс силы. Затем они передают людям других родов вид, который они только что воскресили, десакрализовали, первыми вкусив священной пищи, которая тождественна им самим и которую они должны периодически вкушать в порядке животворящего каннибализма, тонизирующей теофагии. Начиная с этого момента они больше не будут это есть свободно. Праздник закончен, порядок снова водворен.

Обряды плодородия и инициации

Церемонии, связанные с плодородием, не являются единственными. Есть и другие, целью которых является ввести молодых людей в общество взрослых и тем самым приобщить к коллективу. Речь идет об обрядах инициации. Они вполне сопоставимы с предыдущими ритуалами и, подобно им, имеют своей основой воссоздание мифов о происхождении вещей и социальных институтов. Параллелизм здесь сказывается во всем. Обряды плодородия обеспечивают возрождение природы, церемонии инициации — возрождение общества. Совпадают ли они по времени или совершаются каждый в отдельности, они преследуют одну цель: актуализировать и осовременить мифическое прошлое, чтобы мир из него вышел обновленным. В культе майо Новой Гвинеи молодые люди, приобщаясь к сфере священного, ведут себя как младенцы: 2 они притворяются, будто ничего не знают, не умеют пользоваться никакими орудиями, впервые видят пищу, которую им предлагают отведать. Тогда, чтобы научить их, воплощающие божественных прародителей лицедеи представляют им вещи в том порядке, в каком мифы повествуют об их сотворении прародителями. Нельзя лучшим об-

1 Эта церемония описана Дюркгеймом (вслед за Спенсером и Gillen) в
«Les formes...». P. 532.

2 P. Wirz. Die Marind-anim von hollandisch Sud-Neuguinea ( цит . Леви-Брю
лем. M.P. P. 121).

433

разом показать, что церемония означает возвращение к первозданному хаосу и постепенное воссоздание в мире законного устройства: водворение в мире порядка происходит не сразу, оно само следует порядку.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

2 эта дихотомия играет меньшую роль в обществе
Это действие
Появление христа в определенном смысле является глубочайшей трагедией образом ответственность
Описывая для простоты лишь одну линию усложнения существ
Объединяет людей в общество

сайт копирайтеров Евгений