Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Но наряду с общими чертами существует большое разнообразие особенных форм, дополнительных или сменяющих друг друга элементов. Шаманизм почти невозможно рассматривать независимо от исторического и археологического изучения Центральной и

1 Из главы, подготовленной Левицким для «Общей истории религий», я
привожу такое определение шаманизма: «В иерархии различных сил люди за
нимают, конечно, весьма скромное место. Но у некоторых из них душа оказы
вается более возвышенной по сравнению с другими, способной соперничать с
духами и даже превосходить некоторых из них. Такие индивиды, как мужчи
ны, так и женщины, естественно, возводимые в ранг духов, обладают способ
ностью вступать в контакт с ними и действенно проникать с их помощью в
другие миры. У них есть особое наименование. Тунгусы и манчу называют их
шаманы, или сама, алтайские тюрки — ком, или гам, казахи и киргизы — бак
са, якуты — ойун (мужского пола) и удаган (женского пола), самоеды — тади
бей, буряты — бё (мужчин) и ёдегён (женщин), остяки — тытебе, эскимо
сы — ангаккод, ангалтхкок и т. п. В этнографической литературе обычно ис
пользуется обозначение „шаман" с различными вариациями транскрипции
звука „ш"».

2 В О.И.Р. Левицкий отмечает: «Наиболее характерным атрибутом шама
низма является несомненно бубен [...] Бубен шамана состоит из кожаной мем
браны, натянутой на деревянном каркасе округлой или овальной формы [...]
На колотушке всегда есть приспособление в виде фигуры, служащее для пере
дачи голоса шамана [...] Но бубен — это не только музыкальный инструмент,
он является также и орудием левитации. Во многих мифах он и в самом деле
предстает как летающий ковер шамана, а верования некоторых шаманских на
родов нередко приписывают ему способность летать».

382

Северной Азии, а чисто этнографических методов явно недостаточно. Мы имеем дело с народами, принадлежащими к различным лингвистическим семействам, живущими на огромных территориальных пространствах, с народами, которые в ходе их истории были вовлечены в бесчисленные миграционные движения, которые основывали империи или оказывались включенными в них. Наконец, пришло и время влияния на них буддизма, ислама, христианства. В настоящее время смешение очень велико, и тем не менее древние верования, по всей видимости, полностью еще не исчезли.

Что такое шаман? От кого получает он свою силу? Какова его роль?

Шаманами становятся только люди, обладающие совершенно определенными склонностями, которые коренятся в характере нервной системы и психики и истолковываются как призвание или же непосредственный призыв духов. Эти склонности в ряде случаев проявляются еще в детстве или у взрослых как следствие нарушений нервной уравновешенности из-за болезни или какого-нибудь несчастного случая. Поскольку, по общему правилу, всякий колдун является в какой-то мере нервным больным, то и шаманизм, со своей стороны, характеризуется ритуалами, выполнение которых требует патологической организации нервной системы. Все авторы без исключения указывают на следующие факты: Радлофф 1 отмечает, что у алтайских татар начинающие шаманы являются субъектами, страдающими припадками эпилепсии, истерии или же демонстрирующими другие симптомы нарушений нервной системы. Хангалов 2 обращает внимание на то, что будущие бурятские шаманы имеют весьма необычное нейрофизическое строение, резко отличающееся от строения нормального человека. Он приводит также пример с тремя знаменитыми шаманами Балаганского округа, которых из-за того, что они оказались в состоянии дикого приступа безумия, вынуждены были убить. Богораз 3 утверждает, что идея своего призвания достигает иногда у будущих шаманов такой степени навязчивости, что они подвергаются нервным заболеваниям как раз в период посвящения.

Шаман — это избранник духов. 4 Эти последние приходят, чтобы разыскать его, предложить ему свою дружбу, поддержку, а может быть, и службу. Чтобы стать шаманом, необходимо обладать

1 Радлофф. Aus Sibirien. Лейпциг, 1884.

2 Хангалов. Новые материалы о шаманизме у бурятов // Записки Восточ
но-Сибирского отделения И.Р.Г.О. Иркутск, 1890.

3 Богораз. The Chuckchee . Лейден; Нью-Йорк, 1904—1909.

4 Левицкий отмечает в О.И.Р.: «Всякий шаман является избранником ка
кого-то духа, который приходит к нему, по общему правилу, во сне, чтобы
предложить ему союз с собой и посредством этого приобщение к невидимому
миру. Природа этого союза довольно необычна. Чаще всего она предстает в
виде подлинно нежной любви, которую дух испытывает по отношению к сво
ему избраннику [...] Известны некоторые ритуалы шаманской инициации, ко
торые имеют характер настоящих свадебных церемоний».

383


сильным разумом. Сам факт, что человека заметили духи, — это доказательство его исключительной мощи. Достаточно познакомиться с несколькими мифами относительно шаманизма, чтобы понять, что шаман всегда рассматривается как существо, способное соперничать с духами, как существо, обладающее, впрочем, всеми их специфическими качествами. Мифологический шаман — это нечто большее, чем просто посредник между людьми и духами, он и сам является духом, обладает его самостоятельностью и его собственной силой. Он не только не является слугой, но и сам заставляет служить себе многочисленных второстепенных духов, которых держит под своей властью. Чтобы проиллюстрировать эту сторону шаманизма, приведем несколько весьма показательных мифов:

ЯКУТЫ — МИФ О ПЕРВОМ ШАМАНЕ

«...его имя было Ан-Аргил-Ойум.

«Он был всесильным и совершал великие чудеса: воскрешал мертвых, возвращал зрение слепым. Слух об этих чудесах дошел до Аи-Туайена (бога). Он послал спросить у шамана, во имя какого бога он совершал свои чудеса и верит ли он в него? Ан-Аргил-Ойум (серьезный, важный шаман) ответил после третьего обращения, что он не верит в бога и что он творил свои чудеса благодаря своим собственным способностям и своим собственным силам.

«Ай-Туайен в гневе приказал сжечь шамана.

«Но так как тело Ойума состояло из рептилий, одна лягушка сумела ускользнуть от пламени и отправилась жить на высокую гору.

«От этой лягушки происходят сильные демоны, которые до сих пор дают якутам шаманов».

ПЕРВЫЙ БУРЯТСКИЙ ШАМАН (Версия, поведанная Шашковым 1 )

«Самый знаменитый из всех шаманов Хара-Гирген обладал безграничной силой воскрешать мертвых, обогащать бедных. Все было в его власти. Это всесилие обеспокоило бога (речь идет о самом популярном из небесных богов — Эзеге-Малане), который испугался, не взбунтуется ли однажды шаман против него. Поэтому он решил испытать его. Он вынул душу у молодой богатой девушки. Из-за этого последняя тяжело заболела, и ее отец пригласил шамана (чтобы тот вылечил ее). Шаман напряг все свои силы, сел на

1 Шашков. Шаманизм в Сибири // Записки Русского Императорского Географического Общества. Книга вторая. СПб., 1847.

свой бубен и взлетел к небосводу. Он осмотрел весь небосвод, так же как и подземный мир, в поисках пропавшей души.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Он участвовал в деятельности коллежа
Ныне уже стало банальным рассматривать человеческое существо как плохо спаянную совокупность
Тогда его изображение выносят в лес отношению качестве
Отмеченной катастрофической страстью
Агломерация представляет собою специфическое движение целого вокруг одного ядра

сайт копирайтеров Евгений