<<< ΛΛΛ >>>
друг другу на смену напряженностям души. Будучи, как дух, теснейшим образом
связан с иным таким же духом, именно в силу этого он, однако, переживает
бесчисленные трагедии, сопряженные с глубоким противоречием между той и
другой формой: между субъективной жизнью, которая не знает покоя, однако
конечна во времени, и ее содержанием, которое, будучи раз роздано,
неподвижно, однако вечно сохраняет свое значение.
В середине этого дуализма пребывает идея культуры. В основе ее лежит
тот внутренний факт, который возможно выразить в полном виде только
символически и в расплывчатой форме: как путь души к себе самой. Ибо душа
никогда не является только лишь тем, что она есть в данный момент, но
всегда есть нечто большее: в ней уже заранее задана ее собственная, более
высокая и совершенная в сравнении с нею же самой форма, и пусть в нереальном
виде, как-то все же она тут присутствует. Речь идет здесь не об
определенном, зафиксированном в некоторой точке духовного мира идеале, но
об освобождении покоящихся в самой душе напряженных сил, развитии ее
собственного, повинующегося ее же формообразующему побуждению зерна.
Подобно тому как жизнь (и прежде всего ее подъем на уровень сознания)
содержит в себе свое прошлое в непосредственной форме, в качестве некоторого
неорганического фрагмента, и тому, как это прошлое продолжает свое
существование в сознании в своем изначальном содержании, а не просто как
<<< ΛΛΛ >>>
Он предстает в своей совершенно независимой объективности Об имманентной логике культурно вещественных формообразований человек становится здесь лишь носителем Как рост ценности бытия вообще ценность исключительно Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры 5 произведение В состоянии избавиться
|