<<< ΛΛΛ >>>
неограниченном пространстве, возникает эта массовость предметов, каждый из
которых в некотором смысле имеет право претендовать на культурную ценность и
вызывает в нас желание именно в таком качестве его и оценивать.
Бесформенность объективированного духа как цельности допускает достижение им
такой скорости развития, что разрыв между ним и развитием субъективного духа
стремительно растет. Однако сам субъективный дух не в состоянии сохранить в
неприкосновенности замкнутость своей формы в отношении соприкосновений,
искушений, искривлений со стороны всех этих "вещей"; господство объекта над
субъектом, осуществляемое, вообще говоря, всем ходом вещей в мире, а
внутри культуры возвышающееся до блаженного между ними равновесия, вновь
ощущается теперь внутри нее же вследствие безграничности объективного
духа. То, на что принято ныне сетовать как на чрезмерную заставленность и
перегруженность нашей жизни тысячами излишеств, от которых мы тем не менее
не в состоянии избавиться, как на постоянную "возбужденность" культурного
человека, которого все это побуждает вовсе не к собственному творчеству,
но только к простому познанию и наслаждению тысячью вещей, которые не в
состоянии освоить наше собственное развитие и которые остаются в нем
лежать в качестве балласта, - все эти часто отмечаемые специфические
культурные недуги есть не что иное, как проявления эмансипации
объективированного духа. А то, что такая эмансипация имеет место, означает
как раз, что в конечном счете культурные содержания следуют своей,
независимой от их культурной цели и даже все далее от нее уводящей логике,
<<< ΛΛΛ >>>
В неизбежно вовлекает нас принадлежность наших жизненных содержаний еще иным сферам помимо нашего Я Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры 13 произведение Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры 10 степени Логикой внесмысловой через их посредство происходит культивирование индивидуумов
|