Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ПОРЕЦКИЙ Платон Сергеевич (1846—1907) — рус. логик. В 1887—88 в Казанском ун-те читал первые в России лекции по математической логике. П. разрабатывал алгебру логики. Для этой теории он нашел оригинальные и простые методы решения задачи об отыскании множества следствий, вытекающих из данной системы посылок, и множества гипотез, из к-рых выводимы данные следствия (“О способах решения логических равенств и об обратном способе математической логики”, 1884). Философские позиции П. можно охарактеризовать как естественнонаучный материализм.

ПОР-РОЯЛЬ—монастырь под Парижем, в 17 в.— центр янсенизма. П.-Р. был крупным очагом просвещения во Франции. Здесь жил и работал Паскаль. Для преподавания в школе П.-Р. были составлены различного рода учебники, в т. ч. получивший большую известность учебник логики (авторы Арно и Николь), написанный в духе картезианского рационализма. В нем дана, в частности, подробная классификация суждений, а также рассмотрен вопрос о различии между синтетическим и аналитическим методами. В 1712 по приказанию Людовика XIV, ставшего на сторону иезуитов в их борьбе с янсенистами, монастырь был сожжен.

“ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА” ТЕОРИЯ — одна из концепций зап. социально-философской футурологии. основанная на положениях индустриализма, согласно к-рым развитие каждого об-ва определяется уровнем развития промышленности (индустрии), выражаемым обобщенным показателем величины валового национального продукта (ВНП). По этой теории, низкий ВНП, характерный для большинства стран Азии, Африки, Лат. Америки, независимо от их общественного строя, означает стадию “доиндустриального об-ва”, высокий уровень ВНП, характерный для стран Европы, США, Японии и нек-рых др. стран мира, различные стадии “индустриального об-ва”, а еще более высокий, ожидаемый в этих странах к концу 20—началу 21 в.,— наступление “постиндустриального об-ва”, качественно отличного от существующих. Нек-рые зап. идеологи считают, что США и др. развитые капиталистические страны уже вступают в стадию последнего. Для данного об-ва, по мысли его “конструкторов” (У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Белл, Г. Кан, Арон и др.), характерно подавляющее преобладание доли занятых в “производстве информации” (т. е. в различных сферах обслуживания и духовного производства) — до 9/10 и более всех занятых; уменьшение доли занятых в сфере промышленного производства—до 1/10 и менее и сельскохозяйственного производства — до 1/100 занятых; примерно такое же соотношение между высоко-, средне-и малоквалифицированными работниками с соответствующим уровнем образования; существенное снижение продолжительности рабочего времени; прекращение роста народонаселения в связи со снижением рождаемости и переориентация экономики и культуры на повышение “качества жизни”, т. е. на удовлетворение преимущественно культурных потребностей, и т. п. В 70-х гг. “П. о.” т. подверглась резкой критике из лагеря самих же зап. идеологов, указывавших на ее явное несоответствие тенденциям и обозримым перспективам развития человечества.

ПОСТУЛАТ (лат. postulatum — требуемое) — принцип или утверждение нек-рой научной теории, принятое в ней в качестве исходного, недоказуемого в ее рамках. В совр. логике и методологии науки понятие “П.” обычно используется как синоним более употребительного понятия “аксиома”. Иногда сохраняется идущее из античной философии различие в значении этих понятий: под аксиомами понимаются логические исходные принципы нек-рой теории, под П.— исходные специально-научные принципы этой теории. В отдельных случаях термином “П.” обозначают аксиомы и правила вывода определенной теории.

ПОСЫЛКИ (лат. praemissae) — в логике — суждения, из к-рых в умозаключении следует новое суждение (заключение). В зависимости от вида умозаключения П. могут быть самые различные суждения и их сочетания. Для того чтобы вывод умозаключения был истинным, необходимо, чтобы истинными были П. и чтобы они были логически правильно соединены в умозаключении.

ПОТРЕБНОСТЬ — состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности. П. предполагает нужду в предмете потребности. П. реализуется в процессе ее удовлетворения, активного освоения предмета П., в процессе потребления. Неудовлетворение П. может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности организма, либо к его гибели. До реализации П. она существует как появляющееся и усиливающееся ощущение недостатка в ч.-л., по мере реализации П. возникшее напряжение ослабляется и угасает. П. рождаются с появлением новых предметов, изменяются с изменением предметов П. и в процессе их потребления. Для животных характерно использование данных природой в готовом виде предметов П., для человека — производство предметов П. Развитие П. человека совершается в процессе и на основе развития способа производства. Специфическими для человека являются П. социальные, порожденные развитием об-ва,— П. в труде, общении с др. людьми и т. п. Биологические П. сохраняются у человека в снятом, преобразованном виде, не существуют совершенно изолированно от социальных П., в конечном счете опосредствуются социальным развитием. Чем более богата, разнообразна, развита жизнь об-ва, тем богаче, разнообразнее, более развиты П. людей.

ПОЧВЕННИЧЕСТВО — течение рус. общественной мысли 60-х гг. 19 в.; гл. представители — Ап. Григорьев, братья М. М. и Ф. М. Достоевские; Н. Н. Страхов. Почвеяники претендовали на создание “органического” мировосприятия, выдвигая на первый план значение художественного творчества в познании явлений жизни и преуменьшая роль науки; придерживались идеи о “национальной почве” как основе социального и духовного развития России, констатируя при этом разрыв образованной части рус. об-ва с народной “почвой” и доказывая необходимость его преодоления на основе духовного единения сословий как единственно возможного способа сохранения самобытности страны и особого пути ее развития; пытались обосновать мысль об особой миссии рус. народа, призванного, по их мнению, спасти человечество. Они критически относились к революционным демократам, за-падникам и славянофилам за их стремление идти к жизни, ее явлениям с позиций искусственно созданной теории. “Не учить жизнь жить по-нашему, а учиться у жизни на ее органических явлениях — должны мы, мыслители”,— писал Григорьев. Историософская концепция П. строилась на противопоставлении Востока и Запада как чуждых друг другу цивилизаций, каждая из к-рых развивается из имманентных и в корне противоположных один др. принципов. В основе этой концепции лежала идея “культурно-исторических типов”, разрабатываемая Григорьевым и получившая свое “классическое” завершение в философии истории Н. Я. Данилевского. Идеи П. наиболее полно представлены в журналах “Время” (1861—63) и “Эпоха” (1864—65).

ПРАВИЛЬНОСТЬ И ИСТИННОСТЬ — категории логики и теории познания. П. (логическая) есть характеристика логических операций (умозаключение, доказательство, определение, классификация и др.), независимая от конкретного содержания познавательных актов, в к-рых они применяются, в частности, от конкретного содержания высказываний и понятий — объектов этих операций. Условия П. той или иной операции (формулируемые обычно в виде определенных правил) определяются ее назначением и законами логики. И. есть характеристика содержания результатов познания (высказываний,теорий) и означает соответствие их познаваемой действительности (Истина). Однако и П. характеризует отношение мышления и действительности, поскольку формы логических операций и лежащие в их основе логические законы являются отражением наиболее общих черт и отношений объективного мира. Этим обусловлена связь П. и и. в познании. П. является необходимым условием достижения цели, ради к-рой применяется логическая операция, а в конечном счете необходимым условием И. результатов познания. Логики и философы идеалистического направления (кантианцы, представители логического позитивизма и др.), отрицая объективное происхождение логических форм и законов, неверно истолковывают П., усматривая ее основы в самом мышлении, в природе рассудка или в соглашениях людей относительно употребления определенных языковых форм (Конвенционализм).

ПРАВО — нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Данный принцип и соответствующие ему форма общественного сознания, тип отношений, система норм и т. д. отражают специфику П. и его отличие от всех иных видов социальной регуляции — моральной, религиозной, уравнительной, приказной и т. д. Признание формального равенства фактически различных людей подразумевает их свободу и независимость друг от друга. Только свободные люди могут быть субъектами П., и там, где нет свободы, не может быть и П. На тех ступенях социальной эволюции, где еще сохраняется полная или частичная несвобода (рабство, крепостничество, др. формы личной несвободы), само пользование правовой формой представляет собой привилегию немногих — П.-привилегию. Но как бы ни был узок круг субъектов того или иного правового отношения, регулируй^ щая его правовая норма (и П. в целом) носит абстрактно всеобщий (равный для всех) характер и тем самым в сфере своего действия отвергает произвол и привилегии по к.-л. индивидуальному и частному основанию. С этой абстрактной всеобщностью П. связана и присущая ему справедливость, к-рая выражает и олицетворяет правовое начало— принцип абстрактно-всеобщего формального равенства и свободы. В условиях государственно организованного об-ва без многообразных видов официального признания, выражения и защиты правовой формы, без четкого, ясного и общедоступного формирования требовании принципа правового равенства в виде конкретизированных и определенных норм общеобязательного закона и санкций за их нарушение невозможно нормальное и эффективное функционирование П. как регулятора и формы общественных отношении. Но объективный процесс формирования П. с присущими ему специфическими свойствами, независимыми от законодателя, следует отличать от субъективной, сознательно-волевой процедуры его формулирования в виде тех или иных общеобязательных актов и норм. Не официальная принудительность создает принцип формального равенства и др. объективные свойства П., а, наоборот, они (в силу своей объективной общезначимости) порождают необходимость их признания, реализации и защиты в общеобязательных формах (хотя на практике общеобязательными могут фактически признаваться и наделяться законной силой также и неправовые нормы). Поэтому закон в широком философско-правовом смысле этого слова, охватывающем все официально признанные нормы и источники действующего П., может как соответствовать П. (таков правовой закон), так и расходиться с ним. Центральная проблема всех направлений теории и философии П. прошлого и настоящего — проблема соотношения П. и закона. Согласно диалектической концепции правопонимания, закон — это форма конкретизации П., конкретная форма его выражения и действия. Отсюда вытекает двуединое требование: П. (и только П.) должно стать законом, закон должен быть правовым (не только по наименованию, но и по своей сути и содержанию). Противоположный подход характерен для Представителей различных версий юридического позитивизма, с т. зр. к-рых П.— это установление официальной власти, а отличительный признак П.— его принудительность, благодаря к-рой нечто неправовое впервые становится П. При таком подходе стирается всякое различие между П. и произволом, а сам закон из правового явления (формы выражения П.) превращается в средство противоправного нормотворчества и инструмент насилия. В советской теории П. до середины 30-х гг. доминировало нигилистическое отношение к П. как по своей сути явлению буржуазному, широкое распространение получили представления о невозможности формирования собственно социалистического П., о замене П. принципом целесообразности, организационно-техническими нормами, централизованным плановым началом и т. п. В дальнейшем этот правовой нигилизм был по существу сохранен и модифицирован в юридико-позитивистском духе:признав социалистическое П., фактически стали трактовать его в осн. как совокупность приказных норм и установлений господствовавшей тогда административно-командной системы. В 70— 80-е гг. в теории П. стало складываться новое направление, опирающееся на концепцию различения П. и закона и ориентированное на критику антиправового законодательства, обоснование необходимости и социальной ценности правового закона. Разработка этой концепции и реализация ее положений и требований стали в совр. условиях одним из важнейших факторов правового обеспечения перестройки, соблюдения прав и свобод личности, движения к социалистическому правовому государству.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО —правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. П. г.— это государство, где господствует право. Сам термин “П. r.” (Rechtsstaat) утвердился в нем. юридической литературе в 1-й трети 19 в. (в работах К. Т. Велькера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение в ряде стран Европы, в т. ч. в России. В англоязычной литературе этот термин не используется; в известной мере его эквивалентом является “правление права” (англ.—Rule of Lav). Уже античными мыслителями был разработан ряд положений, значимых для последующих представлений о П. г., в т. ч. о роли права в организации справедливой и устойчивой формы государства, о праве как регулирующей норме политического общения (Аристотель), о государстве (республике) как “деле народа” и “общем правопорядке” (Цицерон.), о свободном индивиде как субъекте частного и публичного права (римские юристы) и т. д. В новое время формирование представлении о П. г. шло в русле утверждения доктрины естественного права, возникновения и укрепления светского юридического мировоззрения, критики феодального произвола, абсолютистских и. полицейских порядков, признания свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поисков различных государственно-правовых форм, средств и механизмов противодействия монополизации политической власти в руках отдельных лиц, слоев и организаций, становления концепции разделения (их взаимодействия, взаимных сдержек и противовесов) властей на законодательную, исполнительную и судебную, развития теории и практики конституционализма. Существенный вклад в разработку этих положений внесли Г. Гроций, Спиноза, Локк, Монтескье, Д. Адаме, Д. Мэдисон и др. Философское обоснование П. г. (без использования самого термина) дано Кантом, в учении к-рого реализация требований категорического императива в политической сфере предстает как республика — правовая форма организации государственности с разделением властей. Республике Кант противопоставлял деспотизм, где отсутствуют право и разделение властей. В систематическом виде философия государства как правовой организации (государство как идея и “система права”, царство реализованной свободы) разработана Гегелем. К числу осн. отличительных признаков П. г. относятся: верховенство правового закона, реальность прав и свобод личности, организация и функционирование суверенной государственной власти на основе конституционно-правовой регламентации принципа разделения властей, правовая форма (взаимность прав и обязанностей) взаимоотношений индивида, об-ва и государства. Будучи концентрированным выражением достижений прогрессивной политико-правовой мысли и практики, П. г. относится к общечеловеческим ценностям и, как правовая форма организации политической власти, сохраняет свое значение также и при социализме. Признание в условиях перестройки идеи и необходимости формирования социалистического П. г. существенно обновляет традиционные представления о политико-правовой надстройке нового об-ва и обозначает принципиально новую и плодотворную перспективу ее радикального преобразования и развития. Движение к социалистическому П. г. возможно лишь на путях полного преодоления сложившейся административно-командной формы организации и осуществления политической власти. Реальной базой социалистического П. г. может стать лишь независимое от политической власти и контролирующее ее гражданское общество, все члены к-рого обладают экономической и юридической свободой и самостоятельностью. Правовая регуляция деятельности индивидов и их объединений должна осуществляться по принципу: разрешено все, что не запрещено законом (презумпция правомерности незапрещенного), а деятельность органов власти и должностных лиц — по принципу: запрещено все, что не разрешено законом. Определяющее значение для формирования социалистического П. г. в СССР имеет обеспечение верховенства представительных органов — системы Советов, к-рая должна стать суверенно-властным гарантом учреждения и нормального функционирования институтов, норм и процедур П. г.

ПРАВОСЛАВИЕ (греч. orthodoxia)— разновидность христианства, распространенная гл. обр. в странах Вост. Европы, Ближнего Востока и на Балканах. П. окончательно выделилось в самостоятельное направление в 11 в. в результате различных путей развития феодализма на западе и на востоке Европы. Догматические отличия П.: признание ис-хождения святого духа только от бога-отца, непогрешимости церкви в целом (а не главы ее), неизменности догматов, отрицание чистилища и т. д. Культовые и канонические отличия: поклонение иконам, обязательность брака для белого духовенства, особая (византийская) система церковного пения и т. д. П., в отличие от католицизма, не имеет единого центра, а состоит из 15 самостоятельных (автокефальных) православных церквей. Крещение Руси по православному образцу произошло в 988, после чего начался длительный процесс реальной христианизации народов нашей страны, успех к-рого в значительной мере зависел от способности П. адаптироваться к особенностям образа жизни населения, готовности приобрести и “национальное лицо”. Рус. П. во мн. поддерживало самодержавие, было с ним тесно связано. С Петра I вплоть до 1917 рус. православная церковь по сути дела была частью государственного аппарата. После Октябрьской революции руководители рус. П. выступили против Советской власти. Процесс налаживания отношений между рус. православной церковью и государством был сложным. Во время Великой Отечественной войны церковь решительно заняла патриотическую позицию. В настоящее время рус. П. переживает новый этап своей деятельности. Нек-рые деятели рус. православной церкви избраны народными депутатами, принимают активное участие в работе ряда общественных организаций. Изменение ее положения нашло отражение в новом законе о свободе совести и религиозных организациях. Религиозная философия П. в 20 в. представлена Бердяевым, Булгаковым, Флоренским и др.

ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma — дело, действие) — широко распространенное субъективно-идеалистическое течение в совр. немарксистской философии. В центре философии П. находится т. наз. “принцип прагматизма”, определяющий значимость знания его практическими последствиями (Пирс). В работах Джемса П. формулируется как метод разрешения философских споров путем сравнения “практических последствии”, вытекающих из той или иной теории, и как теория истины: истина есть то, “что лучше “работает” на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта”. Субъективистское понимание “практики” и истины приводит П. к определению понятия (идеи) как “инструмента” действия (Дьюи), а познания — как совокупности субъективных “истин” (“гуманизм” Ферд. Шиллера). Под практической полезностью, однако, П. понимает не подтверждение объективной истины критерием практики, а то, что удовлетворяет субъективно-личные интересы индивида. В объяснении действительности П. стоит на позициях “радикального эмпиризма*, родственного эмпириокритицизму. Объективная реальность отождествляется в П. с “опытом”, а разделение субъекта и объекта познания производится только внутри опыта. Исходя из “радикального эмпиризма” и понимания истины как практически полезного, П. “выводит изо всего этого бога в целях практических, только для практики...” (Ленин В. И. Т. 18. С. 363). В логике П. ведет к иррационализму: в открытой форме — у Джемса, в замаскированной призывами к созданию “логики научного исследования” — у Дьюи. Законы и формы логики П. рассматривает в качестве полезных фикций. В этике П. придерживается мелио-ризма, т. е. надежды на постепенное улучшение существующих порядков. В социологии П. варьируется от культа “великих личностей” (Джеме) и апологии буржуазной демократии (Дьюи) до прямой защиты расизма и фашизма (Шиллер). В последнее время П. выступал в форме “экспериментального натурализма”, соединяющего субъективный идеализм с антимарксизмом и антикоммунизмом (С. Хук), или в форме “неопраг-матизма”, объединяющего П. с неопозитивизмом и семантическим идеализмом (“семиотика” Ч. Морриса, операциона-лизм Бриджмена, прагматистская интерпретация формальной логики К. Льюисом, И. Гудменом и У. Куайном). П. длительное время господствовал в духовной жизни США, лишь после 2-й мировой войны уступив свои позиции др. концепциям.

ПРАГМАТИКА — раздел Семиотики.

ПРАКСИОЛОГИЯ (греч. prakti kos — деятельный) — область социологических исследований, к-рая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с т. зр. установления их эффективности. Основана польским ученым Т. Котарбинь-ским и является одним из методов совр. социологических - исследований. Сущность этого метода заключается в практическом (и историческом) исследовании и характеристике различных трудовых навыков и приемов, выявлении их элементов и составлении на этой основе различных рекомендаций практического характера. П. занимается историей указанных категорий, а также конкретными исследованиями труда коллективов, анализом форм организации труда, его специализации, субъективными (значительно реже и объективными) факторами изменения организации и степени эффективности труда. П. изучает взаимодействие индивидов, а также индивида и коллектива в процессе производства.

ПРАКТИКА—специфически человеческая, сознательная, целеполагаю-щая, целесообразная, чувственно-предметная деятельность. П. есть “материальная деятельность, от которой зависит всякая иная деятельность: умственная, политическая, религиозная и т. д.” (Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. Т. 2. С. 65). Будучи материальной в силу своих предпосылок, средств и конечных результатов, она осуществляется людьми, обладающими сознанием, мышлением, знаниями и практически применяющими свои интеллектуальные способности. Поэтому П. есть единство субъективного и объективного, сознания и .бытия, опредмечивание субъективного и распредмечивание объективного (Опредмечивание и распредмечивание). Т. обр., ни одна деятельность, в т. ч. и духовная, не существует безотносительно к П. “Общественная жизнь,— писал К. Маркс,— является по существу практической” (Т. 42. С. 266). П.— основа познания. На протяжении тысячелетий стихийно совершавшийся производственный процесс формировал у людей элементарные знания в различных областях жизнедеятельности. Науки же подытоживали, осмысливали, обобщали данные П., к-рая в дальнейшем включает в себя теоретическое знание и, претворяя его в жизнь, корректирует, обогащает, развивает. Так складывается единство П. и практически освоенного научного знания (Теория и практика). Ленин писал: “Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности” (Т. 29. С. 195). Домарксовские материалисты не понимали роли П. в познании, к-рое они трактовали как результат воздействия предметов внешнего мира на наши органы чувств. Диалектические идеалисты (Фихте, Гегель) высказывали догадки о примате П. по отношению к теоретическому знанию, но она сводилась ими в конечном итоге к духовной деятельности. Только марксизм, доказав, что материальное производство является определяющей основой жизни об-ва, научно раскрыл значение П. в социальном развитии. Именно благодаря пониманию П. как первичной, осн. формы человеческой деятельности была научно познана специфика общественно-исторического процесса как реальности, существующей объективно, но не безотносительно к людям. Формы П. многообразны:материальное производство, изменение людьми социально-экономических условий их жизни и др. виды деятельности, материально преобразующие объекты. Многообразие форм практической деятельности, ее связь с познанием делают П. критерием истины—мерилом, позволяющим разграничить истину и заблуждение. Практическое подтверждение теоретических положений, научных предвидений доказывает их истинность. Высоко оценивая П., диалектический материализм отнюдь не абсолютизируют ее. П. исторически развивается, изменяется; она подчинена объективным законам, ограничена наличными условиями. Поэтому Ленин подчеркивал, что “критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления” (Т. 18. С. 145— 146). По мере социального прогресса, развития социалистических общественных отношений возрастает значение общественно-исторической П. для науки, в т. ч. обществоведения, становящейся непосредственной производительной и социальной силой. Органическая связь науки и П.— один из существенных элементов концепции и стратегии перестройки и обновления социалистического об-ва на совр. этапе.

ПРЕДИКАБИЛИИ (лат. praedicabi-На) — роды сказуемого в аристотелевской логике. Аристотель насчитывает четыре П.: род, вид, собственный признак и случайный признак. Комментатор Аристотеля Порфирий добавляет к этому перечню видовое отличие. П. противопоставляются единичным именам, т. к. последние, в отличие от П., не могут быть сказуемыми. С учением о П. у Аристотеля связано учение о родах “оказывания” — категориях (praedicamenta).

ПРЕДИКАТ (лат. praedicatum) — в традиционной логике один из двух терминов суждения, а именно тот, в к-ром что-то говорится о предмете речи (субъекте). До конца 19 в. в логике субъект суждения, как правило, отождествлялся с грамматическим подлежащим, а П.— с именной частью грамматического сказуемого, выражаемого, напр., прилагательным. Т. обр., форма сказуемого (предикативная связь) сводилась к атрибутивной связи, т. е. обозначала, что предмету (субъекту) присущ определенный признак. Развитие математической логики привело к пересмотру этой т. зр. Новый взгляд характеризуется обобщением понятия “П.” на основе понятия особого рода функции—логической (или пропозициональной) функции, значениями к-рой служат высказывания (или их истинностные значения — “истина” и “ложь”). Напр., высказыванию “Сократ есть человек” в традиционном понимании соответствовала схема “S есть Р”. Если S и Р рассматривать как переменные, имеющие различные области значений: S — область “индивидуальных предметов”, а Р — область “понятий”, то, напр., при выборе понятия “человек” в качестве значения переменной Р получим выражение “S есть человек”, или выражение “...есть человек” (где точки заменяют букву S), т. е., по существу, функцию от одной переменной, к-рая становится высказыванием (принимает значения “истина” или “ложь”), когда на место точек (или переменной S) ставят имя нек-рого субъекта (напр., “Сократ”), играющее здесь обычную роль аргумента функции. Аналогично этому выражение “...больше чем...” есть функция от двух переменных, а выражение “...находится между... и...” — функция от трех переменных и т. п. В математической логике функции, значениями к-рых служат высказывания (или их истинностные значения “истина” и “ложь”), и называют П. Т. обр., совр. взгляд на логическую структуру суждения сводится к тому, что традиционные понятия П. и субъекта заменяются соответственно на точные математические понятия функции и ее аргументов. В соответствии с этим П. определяются на множествах (областях предметов), элементы к-рых служат аргументами, или значениями соответствующих переменных. Новая трактовка П. придает необходимую общность логическому рассуждению, к-рое объединяет не только силлогистические, но и несиллогистические умозаключения, а функциональная форма записи открывает широкие возможности для формализации высказываний любой научной теории (см. также Функция. Исчисление предикатов).

ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ — вовле ченные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства, отношения реальных объектов, к-рые в данных исторических условиях подлежат познанию. П. п. не тождествен объекту. Последний есть фрагмент мира самого по себе, тогда как первый есть фрагмент мира для нас. Один и тот же объект может быть П. п. различных дисциплин: напр., человек изучается социологией, биологией, медициной, биохимией и т. д. С гносеологической т. зр. противопоставление П. п. и объекта относительно. В той мере, в какой объект дан субъекту через призму практики и познания, он является П. п. В свою очередь, развитие практики и познания влечет расширение П. п., актуализирует для субъекта новые измерения объекта. С формированием . науки выделяется и П. научного исследования.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Государство рассматривалось как следствие развития общественного сознания деятельности отношения
человек производит все
Философов материализма влияние
Приоритетное развитие сфер
К рое рассматривает роль личности руководителя в тесной связи с объективным ходом исторического процесса

сайт копирайтеров Евгений