Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ОБЩЕНИЕ—специфический для субъектов способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми. В философском смысле О. не сводится к намеренно выполняемым актам О., к обмену информацией и социально-психологическим контактам, но включает всю сознаваемую и не сознаваемую глубину взаимной сопричастности людей, претворяемой через обогащение субъектом своей жизнью жизни всех других субъектов. О. неотъемлемо присуще предметной деятельности человека, взятой как процесс установления и обновления уз преемственности и творчества, но не сводится к этой деятельности. Производительные силы (поскольку они прежде всего сущностные силы человека) — это силы общительности. Общественные, особенно производственные, отношения находят себе конкретное осуществление именно в О. Вооруженность средствами массовой коммуникации отнюдь не гарантирует лучшего О., а может и затруднять его качество, его уникальность, если они не вплетены в сферу целостной деятельности человека, если не преодолено еще отчуждение последнего. Процесс и формы О. исследуются психологией, социологией, этнографией, лингвистикой и др. науками.

ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА ТЕОРИЯ — идеалистическое учение о возникновении государства и права в результате сознательно заключенного между людьми договора. С т. зр. сторонников этой теории, государству предшествует полная анархия и “война всех против всех” или, по другим взглядам, “естественное состояние” — неограниченная личная свобода. Ею люди сознательно решили поступиться в пользу государства для обеспечения своей безопасности, охраны собственности и др. личных прав. Первые представления о договорном происхождении государства возникли еще в древности. Развернутую форму О. д. т. получила в 17—18 вв. (Гоббс, Гассенди, Спиноза, Локк, Руссо и др.) в связи с выступлениями буржуазии против феодализма и абсолютной монархии. Она явилась идеологическим обоснованием притязаний буржуазии на политическое господство в ее борьбе против феодалов, к-рые обвинялись в нарушении условий О. д. Ограниченность О. д. т. выражалась в том, что государство рассматривалось как следствие развития общественного сознания, а не общественного бытия (Экономического развития об-ва). Классовый характер О. д. т. особенно отчетливо проявился в утверждении “естественности” и вечности права частной собственности и оправдании, т. обр., экономического, а значит, и социально-политического неравенства людей.

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — две стороны, материальная и духовная, жизни об-ва, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под О. б. марксизм понимает материальное отношение людей к природе в процессе производства материальных благ и те отношения (в классовом об-ве — классовые), в к-рые люди вступают в процессе этого производства. Вопрос о взаимоотношении О. б. и о, с. является конкретизацией осн. вопроса философии в применении к об-ву. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни об-ва. В действительности же О. с. есть не что иное, как “осознанное бытие”, т. е. отражение в духовной жизни людей их О. б. Первую формулировку этого положения, подводящего под науку об об-ве твердое научное основание, дали Маркс и Энгельс в “Немецкой идеологии”: “...люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение (т. е. производственные отношения.— Ред.), изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание” (Избр. соч. Т. 2. С. 20). Марксизм показал также, что взаимоотношения О. б. и о. с. сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории О. с. формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы “вплетено” в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением об-ва на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, О. б. воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и государственный строй, правовые и политические отношения и т. п. О. с. обладает сложной внутренней структурой, изучение к-рой имеет методологическое значение для анализа его различных образований с учетом их специфики, социальных функций и т. п. В самом общем виде в структуре О. с. выделяют его уровни и формы. Уровнями О. с. являются обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп (Социальная психология), и научно-теоретическое сознание, включающее идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов. Формы О. с. представляют собой различные способы духовного освоения действительности и включают политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку, философию. О. с. и его многообразным формам, при всей их зависимости от О. б., присуща относительная самостоятельность. Последняя выражается в том, что изменения в материальной жизни об-ва никогда не создают заново продукты О. с., ибо научные, философские, художественные и прочие идеи зависят от накопленного ранее мыслительного материала и подчиняются определенной внутренней логике своего развития. Кроме того, изменения в материальных отношениях не могут вызывать мгновенного, автоматического изменения О. с., т. к. духовным представлениям людей свойственна значительная сила инерции, только борьба между новыми и старыми идеями приводит закономерно к победе тех, к-рые вызываются решающими потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия. В то же время необходимо видеть и учитывать боль-. шую роль О. с. и его воздействия на развитие самого О. б. Абсолютное противопоставление этих двух сторон жизни людей действительно лишь в рамках осн. вопроса о том, что первично и что вторично. За пределами этого вопроса такое абсолютное противопоставление теряет смысл, а в те или иные периоды при зрелости материальных предпосылок общественных преобразований и при создании соответствующих социальных форм для подготовки этих предпосылок роль О. с. может стать и становится решающей, хотя и тогда оно в конечном счете определяется и обусловлено О. б. Диалектико-материа-листическое решение вопроса в отношении О. б. и о. с. и их природы имеет большое методологическое значение, помогает научно ставить и практически решать проблемы общественной жизни.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ—один из способов существования и проявления массового сознания, в к-ром выражается реальное отношение большинства народа, класса, социальной группы к фактам,событиям,явлениям и процессам действительности, затрагивающим их потребности и интересы. Формирование и развитие О. м. происходит как целенаправленно.— в результате воздействия политических организаций и социальных институтов и учреждений на сознание масс, так и стихийно — под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, социального опыта и традиций. К числу признаков конкретного О. м. относят его распространенность, интенсивность. В отличие от общественного настроения оно более стабильно, яснее в своей содержательной основе. О. м.— не механическая сумма отдельных мнений, а результат их взаимообмена, обогащения, взаимопроникновения, своего рода концентрированное выражение коллективного разума. Будучи органическим единством рациональных, эмоциональных и волевых элементов, О. м. может проявляться на трех уровнях: как духовное отношение (через оценочные суждения), как духовно-практическое отношение (через эмоционально-волевые побуждения, стремления, намерения и т. п.) и как практическое отношение (через массовые действия и поступки). Сила авторитета О. м. обусловлена его опорой на большинство. Если к тому же это большинство стоит на правильной т. зр., то О. м. оказывается зрелой позицией большинства, что поднимает его социальную значимость и практическую действенность.В эксплуататорском об-ве существуют два непримиримых и, по сути, различных типа О. м.— класса эксплуататоров и класса эксплуатируемых, порождающиеся противоположностью их экономического положения, коренных интересов и целей. При этом антагонистические противоречия, глубокие классовые различия, манипуляция сознанием масс значительно ослабляют действенность их О. м., его функциональные возможности. В отдельных случаях временное сглаживание этих противоречии под влиянием националистических, шовинистических и т. п. настроении может приводить к слиянию двух типов О. м., но впоследствии их непримиримость заявляет о себе вновь. В условиях социализма О. м. является одной из движущих сил общественного развития, эффективным средством социального контроля, регулирования поведения и практической деятельности широких масс, неотъемлемым элементом социалистического самоуправления народа. Повышение социальной -значимости и управленческой ценности О. м. обусловлено здесь возрастанием роли трудящихся в историческом процессе, их активности во всех сферах жизнедеятельности об-ва, повышением уровня их образованности, культуры, информированности. По мере совершенствования, достижения нового качественного состояния социалистического об-ва О. м. все в большей степени приобретает общенародный характер. Развитие демократии, самоуправленческих начал в советском об-ве предполагает активное формирование, изучение и учет О. м. В совр. условиях оно призвано стать одним из важных факторов необратимости демократизации и гласности.

ОБЩЕСТВЕННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — исторический тип об-ва, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. Понятие “е0.-э. ф.” впервые выработано марксизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории. Оно позволяет, во-первых, отличить один период истории от др. и вместо рассуждений об “обществе вообще” исследовать исторические события в рамках определенных формаций; во-вторых, вскрыть общие и существенные черты разных стран, находящихся на одинаковой ступени развития производства (напр., в капиталистической Англии, во Франции, в ФРГ, США и т. д.), а значит, использовать в исследовании общенаучный критерий повторяемости, применение к-рого к общественной науке отрицают субъективисты; в-третьих, в противовес эклектическим теориям, рассматривающим об-во как механическую совокупность общественных явлений (семьи, государства, церкви и т. д.), а исторический процесс — как результат влияния различных факторов (природных условий или просвещения, развития торговли или рождения гения и т. д.), понятие “О.-э. ф.” позволяет рассмотреть человеческое об-во в каждый период его развития как единый “социальный организм”, включающий в себя все общественные явления в их органическом единстве и взаимодействии на основе способа производства. Наконец, в-четвертых, оно позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы к-рых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации. Понятие “О.-э. ф.” не дает конкретных знаний об истории той или иной страны, отдельного региона или человечества в целом, но оно формулирует осн. теоретико-методологические установки, требующие последовательного научного анализа фактов истории. Использование данного понятия несовместимо с навязыванием историческому познанию каких бы то ни было априорных схем и субъективных конструкций. Каждая О.-э. ф. имеет свои особые законы возникновения и развития. Вместе с тем в каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории. Это в особенности относится к коммунистической формации, этапом становления и развития к-рой является социализм. В настоящее время в ходе революционной перестройки формируется новое представление о социализме и, соответственно, о коммунистической О.-э. ф. Гл. цель — преодоление утопических взглядов, трезвый учет реальности и длительности процессов становления и развития социализма и коммунистической формации в целом.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ— отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности; делятся на материальные и идеологические. Производство материальных благ составляет основу существования и развития человеческого об-ва. Поэтому из всех О. о. важнейшими являются производственные, экономические. Производственные отношения, составляют базис всех др. О. о.—политических, правовых, нравственных, религиозных и т. д. Понимание взаимозависимости всех О. о., их связи с производственными впервые позволило на научной основе объяснить закономерности исторического развития об-ва.

ОБЩЕСТВО — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле слова О. может рассматриваться как конкретное О. в единстве его общих, особенных и единичных признаков (напр., первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое) и как отдельный регион, страна (напр., индийское, американское и т. п.). До марксизма господствовали идеалистические (порой религиозно-мистические) представления об О., усматривавшие его основу в неком духовном начале, во взглядах и представлениях людей. Свое теоретическое объяснение общественной жизни дает исторический материализм. О. в широком смысле — материальное образование, обособившееся от природы, не сводимая к природе часть материального мира, качественно высшая ступень его поступательного развития и вместе с тем его составная часть, подчиненная всеобщим объективным законам, безотносительно к конкретно-историческому этапу развития О. В отличие от природы, где действуют слепые, бессознательные силы, в О. действуют люди, одаренные сознанием и волей, ставящие перед собой цели и добивающиеся их осуществления. На ряду с всеобщими в О. действуют законы, отличные от законов эволюции живой материи. О.— сложная, исторически развивающаяся целостная система. Становление О.— длительный процесс, длившийся несколько миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад. Решающим фактором возникновения О. стал труд. “Что же такое общество, какова бы ни была его форма? — ставил вопрос Маркс и отвечал: — Продукт взаимодействия людей” (Т. 27. С. 402). В этом определении указаны не только материальные носители и творцы О.— деятельные существа, люди, но и материальный процесс, приведший к его появлению,— их взаимодействие. О.— не просто совокупность людей. В одно целое их объединяет человеческая деятельность в различных ее видах, и прежде всего материально-производственная. На такой основе возникают общественные отношения, в первую очередь производственные, служащие формой осуществления этой деятельности и закрепляемые в различных социальных институтах. Отражением всего этого служит общественное сознание, играющее активную роль в социальных процессах (Общественное бытие и общественное сознание). Оставаясь в постоянной зависимости от природы, О. оказывает на нее все более глубокое противоречивое воздействие, становится глобальной (а ныне все более и космической) силой по отношению к ней. При этом от О. требуется особенно большая ответственность за судьбы природы как целостной системы (Глобальные проблемы). Возникая на природной основе и взаимодействуя с ней, О. находится в процессе закономерного изменения и развития, имеющего определенную прогрессивную направленность. Магистральная линия прогресса О. не исключает и периодов регресса. Осн., ключевым в научном понимании структуры и прогрессивного развития О. является марксистско-ленинское учение об общественно-экономической формации. Оно позволяет конкретизировать представление об устройстве О. и движущих силах его развития, о возникновении, развитии и ликвидации классово-антагонистических типов О. (Классы, Революция социальная), показывает направленность социального прогресса. Оси. тенденции развития О.— усиление преобразующей роли и общественного характера деятельности людей; совершенствование общественных отношений; повышение степени организованности О.; возрастание роли и значения общественного сознания. На общественное развитие оказывают серьезное влияние природные и демографические факторы, к-рые, однако, не определяют развития О. в целом (см. также Человечество).

ОБЩИНА—осн. экономическая ячейка первобытнообщинного строя, представлявшая собой замкнутое образование, покоившееся на общественной собственности на средства производства, на коллективном труде с естественной формой его разделения между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми и на совместном распределении и потреблении произведенного продукта. Развитие О. характеризовалось усложнением и увеличением видов постоянно выполняемой членами О. трудовой деятельности и усилением взаимосвязи этих видов (особенно при переходе в неолите к земледелию и скотоводству), возрастанием экономической самостоятельности входивших в О. семей. Хозяйственная, семейная, религиозно-обрядовая жизнь общин обычно определялась консолидацией группы кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка и носящих общее родовое имя. Поэтому наиболее распространенной формой первобытной О. была родовая О. В силу экзогамности брака часть кровнородственного ядра родовой О. была временной и при вступлении в брак покидала ее (мужчины при матрило-кальном браке, женщины при патрило-кальном). Постоянная же часть ядра О. находила себе брачных партнеров в др. роде. На основе уз родства и брачных связей развиваются межобщинные связи в различных сферах материальной и духовной жизни, служащие основой родового об-ва, порождающие племенную организацию. С появлением металлических орудий, общественного разделения труда и постоянной торговли между О. последние стали дифференцироваться как между собой — на богатые, знатные и бедные, подчиненные, так и внутри — на семьи имущие и неимущие, эксплуатируемые, превращаясь постепенно в сельскую общину.

ОБЪЕКТ — см. Субъект и объект.

ОБЪЕКТИВИЗМ — позиция, согласно к-рой философское познание не способно доводить исследование до критических оценок и партийных выводов, до суждений о ценностях, а потому должно воздерживаться от таковых. О. ограничивает рамки “разумного мышления”, уступая гл. социальные, мировоззренческие проблемы субъективистской идеологии. Поэтому О. всегда находит себе дополнение в субъективизме и предполагает его. Саму науку О. объявляет средством всегда “нейтральным” по отношению к ценностям (Сциентизм). В истории О. не видит процесса, совершаемого деятельностью самих людей, социальных групп, классов по законам, присущим этой деятельности. Марксист, по Ленину, “последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм” (Т. 1. С. 418), поднимаясь до научной объективности и партий.

ОБЪЕКТИВНАЯ ИДЕЯ—в идеализме наивысшее родовое понятие, к-рое не только обладает объективной реальностью, но и определяет собою чувственное бытие. В зависимости от понимания отношения такого понятия к объективной реальности различаются: 1) дуалистическая теория О. и. (мегарская школа, Декарт), к-рая учит о сущности вещей как об особой идеальной действительности, не имеющей никакого отношения к чувственному бытию; 2) монистическая теория О. и., к-рая пользуется такими понятиями, как “подражание” вещей идеям, “присутствие” идей в вещах, подчеркивая определяющее воздействие идеального мира на чувственный. В одной форме этот монизм (Платон) говорит о воздействии самостоятельно данного, идеального мира на реальность. В др. (Гегель) — такой монизм рассматривает объективные вещи как логические категории в их развитии; 3) эманационная теория (Стоики, Неоплатонизм). к-рая учит об излиянии первовещества (первоогонь у стоиков, первоединое у неоплатоников) на весь чувственный мир, возникающий и оформляющийся при помощи объективно-идеального первопринципа. Диалектический материализм отрицает первичность идеального принципа. Идея является отражением материи, т. е. имеет объективное содержание. Поэтому можно говорить о реальном существовании идей, зафиксированных в различных формах общественного сознания и являющихся объективными в смысле их содержания, а также по отношению к сознанию индивида. Но и в этом случае О. и. является субъективным отражением материальной действительности, хотя активно действует на саму же материальную действительность в целях ее преобразования и развития.

ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА — неза-висимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна — она свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, т. к. не зависит от сознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным миром. Учение об О. и. нацелено против идеалистических концепций (когеренции теория, конвенционализм, прагматизм и др.), трактующих истину как иллюзорную условно значимую конструкцию.

ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ— весь материальный мир в целом, во всех его формах и проявлениях. В плане осн. вопроса философии под О. р. понимается все существующее независимо от человеческого сознания и первичное по отношению к нему. Понятие “О. р.” относительно. По отношению к индивиду — это все, что существует вне его сознания и отражается им. Но он сам со своим сознанием будет О. р. по отношению к др. людям и т. д. Абстрагируясь от индивидуального взгляда на мир, можно сказать, что О. р. совпадает со всей материальной действительностью. Последняя же включает в себя различные материальные объекты, их свойства, пространство, время, движение, законы, различные общественные явления — производственные отношения, государство, культуру и т. п. Однако отсюда нельзя заключить, что понятие “0. р.” противостоит понятию материи. Такое представление может возникнуть, если оторвать материю от ее многообразных свойств и форм проявлений, без к-рых она не существует. Движение, пространство, время, жизнь и т. д.— все это свойства или проявления свойств и взаимодействий различных по степени сложности видов материи, к-рые в совокупности и образуют мир в целом или всю О. р. (Бытие).

ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ИСТОРИИ—двоякого рода условия общественного развития. Под О. ф. понимаются такие условия, к-рые независимы от людей и определяют направление, рамки их деятельности. Таковы, напр., природные условия, достигнутый уровень производства, исторически назревшие задачи и потребности материального, политического, духовного развития. К С. ф. относятся целенаправленная деятельность масс, классов, партий, государства, отдельных личностей, их сознание, воля, умение действовать и т. п. О. ф. всегда выступают как определяющие, но их действие проявляется только через действие С. ф. Последние могут играть решающую роль лишь тогда, когда для них подготовлены объективные условия.

ОБЪЕКТИВНЫЙ — принадлежа щий объекту, независящий от субъекта, существующий вне и безотносительно к нему. Применительно к продуктам духовной сферы (понятия, принципы, ценности, знания) употребляется для обозначения их непреходящей значимости, к-рая подтверждается практикой.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ одна из осн., наряду с субъективным идеализмом, форм идеализма. Исходя из признания первичности сознания и вторичности, производности материи, О. и. в отличие от субъективного идеализма за первооснову действительности принимает деперсонифицированное, над-личностное универсальное духовное образование (идея вообще, абсолютный дух, бог, мировой разум). Гносеологический источник О. и. кроется в мистификации реальных отношений между мыслительными структурами и действительностью. Отторгая мыслительные структуры от познавательного процесса, О. и. выносит их вовне, противопоставляет человеку и наделяет самостоятельным онтологическим статусом. Получается, что не субъект, осваивая всеобщее, существенное, необходимое в действительности, формирует о ней понятия, а последние, изначально концентрируя все эти признаки, формируют действительность. Подлинные отношения ставятся с ног на голову. Наличие единого концептуального ядра не препятствует идейному ветвлению О. и. на многочисленные варианты, формы, определяемые различным истолкованием универсального духовного первоначала, к-рое может быть мировым разумом (панлогизм) или мировой волей (волюнтаризм), единой субстанцией (монизм) или ассоциацией праэлементов (плюрализм), логически постигаемым (рационализм) или алогичным (иррационализм) началом и т. д. Наиболее известные представители О. и.— Платон, Фома Аквинский, Гегель, Шеллинг, Санта-яна.

ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ — две взаимосвязанные стороны понятия. Объем — класс обобщенных в понятии предметов; содержание — совокупность (обычно существенных) признаков, по к-рым произведено обобщение и выделение предметов в данном понятии. Формулировка содержания понятия выявляет тождественное (общее) в предметах данного класса; ха--рактеристика объема, т. е. различение в нем элементов (предметов— носителей признаков, составляющих содержание) и частей (видов, подклассов данного класса), выявляет различия в пределах данного класса. Между содержанием и объемом имеется связь, выражаемая в формальной логике законом обратного отношения.

ОБЪЯСНЕНИЕ — важнейшая функция человеческого познания, в частности научного исследования (и соответственно тот его этап, на к-ром эта функция выполняется), состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. В реальной практике исследователя О. осуществляется путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенному закону (законам). О. может быть атрибутивным, субстанциальным, генетическим (в частности, причинным), контрагенетическим (в частности, функциональным), структурным и т. д. По своему механизму О. делятся на О. через собственный закон и О. с помощью моделирования. О. тесно связано с описанием, как правило, основывается на нем и, в свою очередь, составляет базу для научного предвидения.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В логико философском трактате вит генштейна
Он уделял огромное внимание развитию диалектического
Есть вечное естественное условие человеческой жизни основа всей человеческой истории
Результатов познания
Такие ошибочные положения системы к

сайт копирайтеров Евгений