Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ПЛЕМЯ — форма общности людей, свойственная первобытнообщинному строю. В основе П. лежат родовые отношения, определяющие разобщенность племен по территории, языку, культуре. Только принадлежность индивида к П. делала его совладельцем общей собственности, обеспечивала ему определенную долю произведенного продукта, право участия в общественной жизни. Вытеснение родовых отношений товарными приводило к распаду племен и к объединению их в народности.

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (1856—1918) — рус. революционер и мыслитель, основатель с.-д. движения в России, видный теоретик марксизма и публицист. Мировоззрение и политическая деятельность П. претерпели сложную эволюцию; П. был лидером народнической организации “Земля и воля” (позднее—“Черный передел”), затем в эмиграции (с 1880) он изучает труды Маркса и Энгельса, налаживает связь с с.-д. движением в Зап. Европе, порывает с народничеством и становится убежденным сторонником марксизма, страстным пропагандистом его идей в России. Основанная им в Швейцарии группа “Освобождение труда” (1883) сыграла большую роль в распространении и победе марксизма в рус. освободительном движении П. внес важный вклад в развитие марксистской теории, борясь против идеологии народничества, “легального марксизма”, ревизионизма и буржуазной философии. После 1903 П. стал меньшевиком, хотя в нек-рых вопросах занимал правильную позицию (борьба против ликвидаторов). Во время 1-й мировой войны П. в лагере социал-шовинистов. К Великой Октябрьской социалистической революции он отнесся отрицательно. Тем не менее П. до конца жизни сохранил личную преданность марксизму, делу рабочего класса. Отмечая, что меньшевистская тактика П. представляла собой “верх пошлости и низости”, Ленин подчеркивал в то же время, что “в философии он отстаивает правое дело”. Философско-социологические труды П. неоднократно высоко оценивали Энгельс и Ленин. В его работах “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю” (1895), “Очерки по истории материализма” (1896), “К вопросу о роли личности в истории” (1898) и мн. др. дано блестящее изложение марксистской теории. П. оценил марксизм как новый этап в философии, раскрыл его качественное отличие от всех предшествовавших философских и социологических учений. П. развил материалистическое понимание истории, показав сложность отношений общественного бытия и общественного сознания;подчеркнул роль общественной психологии в той битве идей, к-рая является выражением борьбы противоположных классов данного об-ва. П. был одним из основателей марксистской эстетики и художественной критики; он развил марксистское учение о происхождении искусства, рассматривал искусство как специфическую форму отражения общественной жизни, а реализм — как наиболее соответствующий природе искусства и потому плодотворный способ художественного освоения действительности. П. положил начало марксистской истории рус. общественной мысли. Он показал историческую роль рус. революционных демократов как предшественников марксизма в России. П. принадлежит ряд ценных выводов о происхождении и развитии религии, о роли религии в жизни об-ва, о ее месте среди др. форм общественного сознания, об отношении марксистской партии к религии. В изложении философских вопросов П. были недостатки (недооценка роли субъективного фактора в историческом развитии) и неточности: уступка иероглифов теории, формулировка о “сведении марксизма к спинозизму” и т. д. Но в целостной системе философских взглядов П., всю жизнь боровшегося за диалектический и исторический материализм, отдельные его ошибки выглядят как инородное тело. Богатство и убедительность философских работ П., популярность и увлекательность изложения делают их и по настоящее время ценными пособиями для изучения марксистской философии.

ПЛОТИН (ок. 205—270)—древне-греч. философ-идеалист, родом из Египта, жил в Риме. П.— основатель школы неоплатонизма, усилившей мистическое содержание учения Платона. Мировой процесс, по П., начинается с непостижимого и невыразимого божественного первоединого начала, к-рое проявляется вовне через своего рода “истечение” (эманацию) — сначала как мировой ум, затем как душа мира, далее как единичные души, как единичные тела, вплоть до материи, под к-рой П. разумеет небытие. Цель человеческой жизни, по П.,— восхождение к первоединому. Достигается она посредством сдерживания и обуздания телесных влечений, а также развитием духовных сил, в т. ч. познавательных. На высшей, экстатической ступени восхождения душа воссоединяется с богом. В учении П. налицо мистическая диалектика:усмотрение противоположностей и их единства, обусловливающих в мире благо и красоту гармонии, зло и безобразие. Осн. соч.— “Эннеады”.

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis — множественный) 1. В философии — концепция, противостоящая монизму, исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия (онтологический П.), основоположений и форм знания (гносеологический П.). Термин “П.” введен в философию в начале 19 в. (X. Вольф). В зависимости от того или иного решения основного вопроса философии П. может быть как материалистическим — Эмпедокл (в онтологии), Спиноза (в гносеологии), так и идеалистическим — Лейбниц. Особая форма философского П.— дуализм, постулирующий независимое существование материального и идеального (Декарт, картезианцы). Исторически большинство крупных философских систем прошлого, стремясь выявить внутреннюю взаимосвязь явлений,свести их многообразие к единому основанию, имело монистическую направленность. С конца 19 в. наблюдается усиление тенденций к плюралистической трактовке бытия и познания. При этом происходит заметное перемещение внимания с проблемы исходного начала (начал) мироздания на проблемы гносеологии. П. в гносеологии и философии науки отстаивают такие направления, как конвенционализм, нек-рые постпозитивистские концепции (“анархическая теория познания” Фейерабенда, критический рационализм и др.). Теоретико-познавательная основа философского П.—релятивизм. Гносеологический П. отрицает принципиальное единство знания, кладет в основу теории познания представления о существовании множества равноправных, независимых друг от друга форм и источников знания, функционирующих по своим собственным законам (наука, художественное творчество, обыденное знание, магия, миф, мистика и т. д.), взаимоисключающих (“несоизмеримых”) “картин мира”. Плюралистические концепции, как правило, отрицают или недооценивают принцип развития, без учета к-рого невозможно объединить в единое целое множество качественно разнородных, по видимости совершенно не связанных друг с другом явлений и форм. За пределами осн. вопроса философии и проблемы материального единства и многообразия мира противопоставление П. и монистических установок не носит абсолютного характера. Мировоззрение и методология П. могут содержать рациональные моменты, предохраняющие от абсолютизации исторически сложившегося концептуального строя, стиля мышления или картины мира, той или иной конкретной модели структуры знания (гипотетико-дедуктивная модель научной теории, кумулятивистские концепции роста науки и т. д.), утверждая многовариантность развития знания, стимулируя конкуренцию и борьбу различных теоретико-познавательных и методологических программ. 2. Принцип организации и функционирования демократической политической системы, предполагающий наличие в об-ве многообразных самостоятельных социальных и политических групп и образований, способных оказывать влияние на формирование политики и в то же время не обладающих монополией на власть. Политический П. предполагает последовательное проведение принципа разделения власти (законодательной, исполнительной, судебной) и осуществляется в форме правового государства. Концепция политического П. развивается рядом течений совр. немарксистской политологии (теории плюралистической демократии). В последние годы понятие “П.” широко используется в политической теории и социальной практике социализма. Формирующееся понятие социалистического П. фиксирует происходящий в теории и практике строительства нового об-ва отход от упрощенного понимания демократии, от административно-командной системы управления, искусственного единообразия и утверждения многообразия интересов, форм политической жизни, мнений и взглядов в рамках социалистической политики и идеологии. Экономическая основа политического П.— существование и развитие многообразия форм собственности. Для осуществления и успешного функционирования социалистического П. необходимы: всесторон-. няя демократизация об-ва при одновременном сужении сферы государственной регламентации, рост и развитие социальных институтов, выражающих многообразие интересов, укрепление социалистического правового государства, преодоление догматизма и застоя в духовной жизни об-ва и утверждение развитой политической и общей культуры. Применительно к сфере международных отношений П. тесно связан с формированием нового политического мышления.

ПОВОД — внешнее, часто случайное событие, обстоятельство, дающее по-.будительный толчок для наступления др. событий. П. отличается от причины, т. к. им могут быть самые разнообразные факты, не связанные необходимо с наступлением др. событий, действий (следствий) (Причинность). П. может вызвать то или иное существенное явление лишь потому, что последнее подготовлено закономерным, необходимым ходом развития.

ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ (нем. die Grenzsituation) — понятие философии Ясперса. П. с.— смерть, страдание, страх, вина, борьба — ставит человека на границу между бытием и небытием. Оказавшись в П. с., человек, согласно Ясперсу, освобождается от всех ранее сковывавших его условностей, внешних норм, общепринятых взглядов, к-рые характеризуют сферу “Ман”, и тем самым впервые постигает себя как экзистенцию. П. с., позволяя человеку перейти от “неподлинного” бытия к подлинному, вырывает его из пут обыденного сознания, чего, согласно экзистенциализму, не в состоянии сделать теоретическое, научное мышление. Все то, чем прежде жил человек, предстает перед ним в П. с. как иллюзорное бытие, как мир видимостей; в такой ситуации он начинает понимать, что этот мир отделял его от реального бытия, трансцендентного по отношению к эмпирическому миру. Т. обр., П. с. позволяет личности соприкоснуться с трансценденцией, богом.

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — характеристика активных психических процессов, к-рые, не являясь в определенный момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов. Так, то, о чем человек в данный момент непосредственно не думает, но что в принципе известно ему и ассоциативно связано с предметом, его мысли, может в качестве смыслового подтекста оказывать влияние на течение мысли, сопровождать ее и т. п. Точно так же и воспринимаемое (хотя прямо и не осознаваемое) влияние обстановки, ситуации, автоматических действий (движений) присутствует как подсознательное восприятие во всех сознательных актах. Определенную смысловую роль играет и языковой контекст речи, невысказанная, но как бы подразумеваемая самим построением фразы мысль. Эти явления — побочный продукт сознательной деятельности, и они включают в себя психические процессы, не задействованные прямо в осмыслении тех объектов, на к-рых сосредоточено внимание человека в данный момент. Об идеалистических толкованиях понятия “П.” см. Бессознательное, Фрейдизм.

ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus— положительный) — направление немарксистской философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Возникновение П. было своеобразной реакцией на неспособность спекулятивной философии (напр., нем. классического идеализма) решить философские проблемы, выдвигавшиеся развитием наук. Впадая в др.-крайность, П. вовсе отверг теоретическую спекуляцию, умозрение как средство получения знаний. Проблемы, понятия и положения прежней философии (о бытии, сущностях, причинах и т. п.), к-рые в силу их высокой абстрактности не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, П. объявил ложными или лишенными смысла. Сам П. претендовал на звание принципиально новой, “неметафизической” (“позитивной”) философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. По своей сути П. есть эмпиризм, в определенных отношениях доведенный до крайних логических выводов: коль скоро для него всякое знание есть эмпирическое знание в той или иной форме, то никакая спекуляция не может быть знанием. Но сам П. не избежал участи прежней философии, ибо его собственные гл. положения (отрицание умозрения, феноменализм и др.) оказались не поддающимися опытной проверке и, следовательно, “метафизическими”. Основателем П. был Конт, к-рый ввел и термин “П.”. Исторически выделяют три этапа в развитии П. Представители первого —• Конт, Э. Литтре, П. Лаффит (Франция), Милль, Спенсер (Англия). Наряду с проблемами гносеологии (закон трех стадий развития познания — Конт) и логики (Милль) позитивисты важное место отводили социологии (идея о преобразовании об-ва на базе науки Конта, органическая теория общества Спенсера). Возникновение второго этапа П.— эмпириокритицизма относится к 70—90-м гг. 19 в. и связано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно реальных предметов, к-рого еще придерживались представители раннего П. В махизме проблемы познания истолковывались с позиций крайнего психологизма, переходящего в субъективизм. Возникновение и формирование новейшего П., или неопозитивизма, связано с деятельностью Венского кружка (О. Нейрат, Карнап, Шлик, Франк и др.) и берлинского Об-ва эмпирической философии (Рейхенбах, Ф. Крауз и др.), объединявших в себе мн. направления: логический атомизм, логический позитивизм, общую семантику (близки к этим направлениям операционализм, прагматизм). Осн. место на этом, третьем, этапе П. занимают философские проблемы языка, символической логики, структуры научного исследования и др. Отвергнув психологизм, представители этого направления П. пошли по линии сближения “логики науки” с математикой, по линии формализации гносеологических проблем.

ПОЗНАНИЕ — общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе к-рых возникают цели и мотивы человеческие действий. В истории классовых формаций, где существует противоположность между умственным и физическим трудом, где творческая, открывающая и созидающая новое деятельность социально противопоставлена деятельности исполнительской, рутинной, П. выступало, как правило, особой функцией тех, кто профессионально осуществлял тот или иной вид духовного производства (научную, эстетическую, этическую, религиозно-нравственную и др. виды деятельности). Поэтому теория П. разрабатывалась как теория особенной, собственно духовной деятельности, обособившейся от практики (Теория и практика), что порождало агностицизм и идеализм в понимании П. Диалектико-материалистическая теория П. рассматривает практическую деятельность как основание П. и критерий истинности знания. У истоков П. находится активное воздействие людей на природу, переработка вещества природы, производственное использование свойств вещей. Тот или иной способ практической деятельности есть одновременно и способ общения людей, хранящий и представляющий им во всеобщей форме предметы их деятельности. В трудовых процессах обработки камня, металлов и т. п. отражались и закреплялись существенные свойства этих объектов. Поэтому камень или металл представали перед человеком не просто в виде комбинации внешних, чувственно воспринимаемых качеств. Созерцая объект, человек как бы “накладывает” на него исторически сформировавшиеся навыки его переработки и использования, а тем самым этот объект предстает перед человеком и как цель его действия. Чувственный образ имеет в себе черты объективно всеобщего, отраженного навыками практической деятельности. В этом смысле Маркс писал, что “чувства непосредственно в своей практике стали теоретиками” (Т. 42. С. 120), и особо подчеркивал, что “.образование пяти внешних чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории” (там: же. С. 122). Живое созерцание объектив является, т. обр., моментом чувственно-практической деятельности. Оно осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление и т. п. Свойства, функции вещей, их объективное значение, закрепляясь в сигнально-речевой деятельности людей, становятся значением и смыслом слов, с помощью к-рых человек посредством абстрагирующей деятельности мышления создает свои представления о вещах, об их свойствах и проявлениях. Логическая деятельность мышления осуществляется в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение, индукция и дедукция, анализ и синтез и т. п., в создании идей, гипотез. Однако только тогда, когда общественно-производственная практика подтверждает совпадение идей, гипотез с действительностью, только тогда можно говорить об их истинности. Ленин писал: “От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности” (Т. 29. С. 152—153). Истины П. практически проверяются не только в каком-то одном изолированном, специально проводимом эксперименте (опыте). Вся общественно-производственная материальная деятельность, все бытие об-ва на протяжении всей его истории конкретизируют и углубляют, проверяют знания". Будучи настолько определенной, чтобы отличить объективную истину от заблуждения, подтвердить истинность наших знаний, практика вместе с тем сама является развивающимся процессом, к-рый ограничен на каждом данном его этапе возможностями производства, его техническим уровнем и т. д. Это значит, что она также относительна, в силу чего ее развитие не дает истине превращаться в догму, в неизменный абсолют (Абсолютная и относительная истина). Революционное преобразование старого об-ва, практическое строительство нового — социалистического об-ва — возможны только при истинном П. объективных законов.

ПОЛИСИЛЛОГИЗМ — сложный силлогизм (Силлогистика), представляющий собой последовательность, цепь силлогизмов, в к-рой заключения предшествующих силлогизмов (наз. просил-логизмами) входят в состав посылок последующих силлогизмов (наз. эпи-силлогизмами). В формальной логике формулируются нек-рые общие условия, характеризующие правильность различных видов П.

ПОЛИТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ (греч. poly — много, monos — один и theos — бог) — многобожие и единобожие; поклонение нескольким или одному богу. П. возникает из тотемизма, фетишизма, анимизма на стадии разложения первобытной общины. Веру в множество равноправных фетишей, духов сменяет вера в богов, получивших конкретный облик, имя, культ. В иерархии богов нашли отдаленное отражение общественное разделение труда, земные отношения господства и подчинения. Дальнейшее укрепление рабовладельческого строя, создание монархий привело сначала к единопочитанию, культу одного бога, причем признавалось существование др. богов. Затем из пантеона богов выделяется единый всемогущий бог — копия земного царя; утверждается М. Но чистого М. не существует. Даже в таких монотеистических религиях, как ислам и иудаизм, заметны следы П., не говоря уже о христианстве с его троицей, богородицей и большим количеством почитаемых святых.

ПОЛИТИКА (греч. politike — искусство управления государством) —деятельность, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром к-рой являются завоевание, удержание и использование государственной власти. Как сфера общественной жизни П. включает также политические идеи и соответствующие им учреждения. Отношения между классами, а следовательно, и выражающая их коренные интересы П. вытекают из их экономического положения. П. является надстройкой над экономическим базисом. Вместе с тем она оказывает активное воздействие на экономику и др. стороны об-ва. Анализ взаимосвязи экономики и П. дает ключ к пониманию объективной социальной сущности и роли П. любого класса. Чтобы П. могла быть преобразующей силой, она должна правильно отражать потребности развития материальной жизни об-ва. П. реакционных классов тормозит поступательное развитие об-ва, ибо строится вопреки его объективным потребностям. На учете таких потребностей строится проводимая в нашей стране П. перестройки, направленная на решительную ломку командно-административной системы, на обновление социализма, придание ему демократического и гуманного облика. Это научно обоснованная П., опирающаяся на знание законов общественного развития и использующая их в интересах об-ва. Внешняя П. имеет цель обеспечить мир и международную безопасность, развивать международное сотрудничество, способствовать прогрессу цивилизации, утверждению в международных отношениях принципов нового политического мышления, основанного на признании целостности совр. мира и приоритета общечеловеческих ценностей.

ПОЛНОТА АКСИОМАТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ —логико-методологическое требование, предъявляемое к аксиоматически построенным теориям и заключающееся в том, что в данной аксиоматической, формальной системе должны быть доказаны (т. е. выведены из аксиом) все истинные предложения этой теории. В связи с различением синтаксических и семантических аксиоматических теорий (Аксиоматический метод) требование полноты дифференцируется; выделяется синтаксическая полнота в слабом смысле (все предложения, принадлежащие нек-рой системе, выводимы или опровергаемы в ней) и в сильном смысле (после прибавления к аксиомам предложения, не выводимого в этой системе, она становится противоречивой), семантическая полнота относительно определенной модели (каждое предложение, соответствующее истинному высказыванию в данной модели, выводимо в этой системе) и т. д. В ходе исследований достаточно богатых аксиоматических теорий (напр., арифметики) была доказана (Гёдель — 1931 и последующие результаты) их принципиальная неполнота, т. е. наличие таких предложений, к-рые в их рамках недоказуемы и неопровергаемы. Требование полноты не является совершенно неизбежным условием успешной аксиоматизации: неполные теории могут иметь успешные практические приложения.

ПОМПОНАЦЦИ Пьетро (1462— 1525) — итал. философ эпохи Возрождения. Развивал в материалистическом и антисхоластическом духе воззрения Аристотеля. В своем гл. произв. “О бессмертии души” (1516) П., подчеркивая элементы сенсуализма в философии Аристотеля, утверждал, что душа, составляющая форму тела, является тем не менее смертной. Это вызвало негодование со стороны церковников, и книга П. была сожжена. Отрицая один из осн. догматов религии — о бессмертии человеческой души, П., как один из теоретиков гуманизма,подчеркивал, что только отказ от веры в этот догмат соответствует подлинной природе человека, т. к. цель его деятельности находится не в потустороннем, а в посюстороннем, земном мире. Придерживаясь концепции двойственной истины, П. стремился к полному отделению философии и политики от религии.

ПОНИМАНИЕ—присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета. При этом окружающая человека реальность, прежде всего социально-культурная, а также природная, преломляется в связную систему предметов “мира человека”. Включенные в этот мир вещи и явления предстают как носители смыслов и значений (Значение и смысл). П. и есть процесс выработки, постижения, освоения их человеком. Гл. функция П. связана с обеспечением осмысленного поведения и ориентации индивида в обществе, истории, культуре. П. развивается в процессе общения людей, во взаимодействии различных культур. Исходные донаучные виды П.— освоение языка, П. других людей (в сопереживании, диалоге), П. социальных норм, знаков, символов — складываются в непосредственном жизненном процессе. В науке П. предполагает использование специальных методологических правил и предстает как интерпретация. Типичными видами научно-теоретического П. являются: П. прошедших эпох (историческое П.); интерпретация ино-культурных символов и метафор, перевод и истолкование древних текстов (филологическое П.); П. иных форм жизни, культурных норм и ценностей (П. в социально-антропологических исследованиях); П. микрообъектов и интерпретация формализмов научных теорий (П. в естествознании). П. предстает здесь как отношение двух языковых, знаково-символических, понятийных систем, одна из к-рых должна быть выражена в терминах другой, служащей “базисом П.”. Общими чертами всех видов П. являются: взаимосвязь П. и самопонимания; обусловленность П. социально-историческими и культурными предпосылками; необходимость раскрытия смыслового контекста предмета П. Развитие П. происходит от “предварительного П.”, задающего смысл предмета П. как целого, к анализу его частей и достижению более глубокого и полного П., в к-ром смысл целого подтверждается смыслом частей, а смысл частей — смыслом целого.

 

Современный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности.

П

ПОНЯТИЕ — одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма (способ) обобщения предметов и явлений. П. называется также мысль, представляющую собой обобщение (и мысленное выделение) предметов нек-рого класса по их специфическим (в совокупности отличительным) признакам, причем предметы одного и того же класса (атомы, животные, растения, общественно-экономические формации и т. п.) могут обобщаться в П. по разным совокупностям признаков. П. имеет тем большую научную значимость, чем более существенны признаки (составляющие содержание), по к-рым обобщаются предметы. По мере того как из признаков, составляющих осн. содержание П., выводятся др. общие признаки обобщенных в П. предметов (и тем самым осуществляется объяснение качественной специфики этих предметов), П. превращается в определенную систему знании. Развитие знании выражается гл. обр. в углублении П., в переходах от одних П. (о данных предметах) к др., фиксирующим более глубокую сущность предметов и, т. обр., представляющим более адекватное их отражение. П. фиксируются в тех или иных языковых формах и составляют смысл (Значение и смысл) соответствующих выражений языка. Одна из логических функций П. состоит в мысленном выделении по определенным признакам интересующих нас в практике и в познании предметов. Благодаря этой функции П. связывают слова с определенными предметами, что делает возможным установление точного значения слов и оперирование ими в процессе мышления. Выделение классов предметов и обобщение этих предметов в П. является необходимым условием познания законов природы. Каждая наука оперирует определенными П., в них концентрируются накапливаемые наукой знания. Сами П., по характеристике Ленина, представляют собой высший продукт мозга, высшего продукта материи (Т. 29. С. 149). Образование П., переход к нему от чувственных форм отражения — сложный процесс, в к-ром применяются такие приемы познания, как сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение и более или менее сложные формы умозаключения. При этом П. науки часто создаются вначале лишь на основе гипотетических предположений о существовании тех или иных объектов и об их природе (так возникло, напр., П. атома). На основе познания законов, тенденций развития П. о нек-рых предметах может быть образовано до возникновения самих предметов (П. о коммунизме). Т. обр., в формировании П. проявляется активность и творческий характер мышления, хотя успех в использовании созданных П. всецело зависит от того, насколько точно в них отражается объективная реальность. Всякое П. представляет собой абстракцию, что создает видимость отхода П. от действительности. На самом деле при помощи П. происходит более глубокое познание действительности путем выделения и исследования существенных сторон ее. К тому же конкретное, неполно отражающееся в отдельных П., может быть с той или иной степенью полноты воспроизведено посредством совокупности П., отражающих различные его стороны. Чтобы наиболее точно отражать действительность, П. должны быть, по выражению Ленина, “обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир” (Т. 29. С. 131). Это положение — одна из самых существенных сторон учения диалектической логики о П. Хотя в П. выделяется только общее, это не значит, что оно противостоит единичному и особенному. Само общее существует лишь в отдельном. Поскольку оно составляет основу качественной специфики отдельных предметов, знание его дает возможность объяснения отдельного и особенного. На основе общего П. класса только н становится возможным выделение и познание особых групп (видов) предметов, а также отдельных предметов этого класса. Диа-лектико-материалистический подход к П. подтверждается развитием всей совр. науки и служит методом научного познания.

ПОПОВСКИЙ Николай Никитич (1730—60) — рус. просветитель, ученик Ломоносова, профессор красноречия и философии Московского ун-та, поэт. Первым в ун-те стал читать лекции по философии на рус. языке: “Нет такой мысли, кою бы по-российски изъяснить было невозможно”, принимал участие в создании “Московских ведомостей” — одной из первых в России газет. Переводчик на рус. язык произведений А. Попа и Локка. П. продолжал линию Ломоносова на установление союза философии и естествознания. Философия, отмечал он, не заменяет науки, но “от нее зависят все познания, она мать всех наук и художеств”. П. был деистом, допускал существование “высшего существа”, полагая, однако, что оно должно быть предметом изучения “естественного богословия”, как части философии, к-рое не ссылается на божественное писание, а рассматривает только “едину натуру” (т. е. природу). Социальным идеалом П. была просвещенная монархия. Соч.: “Речь, говоренная в начатии философических лекций при Московском ун-те гимназии Ректором Николаем Поповским” (1755), “Письмо о пользе наук и о воспитании во оных юношества” (1756).

ПОППЕР Карл Раймунд (р. 1902) — англ. философ, логик и социолог. Свою философскую концепцию — критический рационализм — построил в противовес логическому позитивизму, хотя и испытал влияние последнего. Вместо принципа верификации (Верифицируе-мости принцип) П. выдвинул принцип фальсификации, отказался от узкого эмпиризма и индуктивизма логических позитивистов, заменив их принципами органической связи теоретического и эмпирического уровней знания, утверждением, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер, подвержено ошибкам. Для обоснования своей логико-методологической концепции П. использует общие идеи эволюционизма (рост научного знания для него является частным случаем общих эволюционных процессов, совершающихся в мире) и т. наз. теорию “трех миров” (физического, ментального и мира объективного знания без познающего субъекта). Однако разработанная им концепция роста научного знания натолкнулась на серьезные трудности, связанные с абсолютизацией П. принципа фальсификации, отказом от признания объективной истинности научного знания, релятивизмом в истолковании его роста, конвенционализмом в трактовке исходных оснований знания и объективно-идеалистической направленностью теории “трех миров”. В области социальной философии П. выступил с критикой марксизма, отрицанием объективных законов общественного развития, критикой историзма и в защиту буржуазного реформизма. Осн. соч.: “Логика научного исследования” (1935), “Открытое общество и его враги” (1945), “Нищета истори-цизма” (1957), “Предположения и опровержения” (1963), “Объективное знание” (1972).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

человек производит все
Учет опыта мирового цивилиза ционного развития
Развитии солнечной системы
Линия античной философии л
Различных видах трудовой деятельности

сайт копирайтеров Евгений