Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА — группа польских логиков и философов (Лукасевич. Т. Котарбиньский, Айдукевич, С. Лесьневский, Л. Хвис-тек, Тарский и др.), работавших в период между 1-й и 2-й мировыми войнами в основном в Варшаве, Львове и Кракове. Основоположником ее является К. Твардовский. В философском отношении в Л.-в. ш. представлены самые разнообразные направления (от материализма Т. Котарбиньского до не-отомизма Я. Саламухи и Ю. Бохень-ского). Для большинства представителей этой школы характерно: а) отрицание иррационализма, уточнение с помощью аппарата математической логики осн. идей и принципов традиционного рационализма: б) стремление к точному исследованию логики научного рассуждения; в) интерес к логической семантике. Представители Л.-в. ш. внесли значительный вклад в развитие математической логики, оснований математики, методологии дедуктивных наук, истории логики и логической семантики. В частности, Лукасевич, М. Вайсберг, Я. Слупецкий и др. в числе первых разрабатывали многозначную и модальную логику, а Хвистек, Лесьневский, В. Собоцинский, Тарский и др. исследовали осн. понятия металогики. Представители этой школы также занимались проблемами логики отношений, аксиоматизации теории множеств, исчисления имен и др. Философы и логики Республики Польша продолжают разрабатывать прогрессивные идеи Л.-в. ш.

ЛЮБОВЬ—интимное и глубокое чувство, устремленное на др. личность, человеческую общность или идею. Л. включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и “непредсказуемое” выражение глубин личности; ее нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и сложность явления Л. определяются тем, что в нем, как в фокусе, пересекаются противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого. В мифе и древнейших системах философии Л. понимается как “эрос”, космическая сила, подобная силе тяготения. Для греч. мысли характерно учение о Л. как строящей, сплачивающей, движущей и соразмеряющей энергии мироздания (орфики, Эмпедокл). Даже Аристотель видит в движении небесных сфер проявление некоей вселенской Л. к духовному принципу движения — неподвижному перво-двигателю. Др. линия античной философии Л. начинается с Платона, истолковавшего в диалоге “Пир” чувственную влюбленность и эстетический восторг перед прекрасным телом как низшие ступени лестницы духовного восхождения, ведущего к идеальной Л., предмет к-рой — абсолютное благо и абсолютная красота. Христианство усмотрело в Л. сущность своего бога и одновременно гл. заповедь человеку. Спиноза радикально переосмыслил схо-' ластическое понятие “интеллектуальной Л. к богу”; это центральное понятие его “Этики” означает восторг мысли перед глубинами мирового бытия, не ожидающий для себя никакой ответной Л. из этих глубин. В эпоху Великой французской революции Л. была понята как порыв, разрушающий рамкн сословных преград и социальных условностей. Представители нем. классического идеализма (Фихте, Шеллинг, молодой Гегель) толковали Л. как метафизический принцип единства, снимающий полагаемую рассудком расколотость на субъект и объект. Важнейшая линия осмысления Л. на протяжении 19 в. связана с противопоставлением ее “рациональному” буржуазному делячеству. В предельно обобщенном (и отвлеченном) принципе Л. для Фейербаха лежит родовая сущность всех религий мира. На рубеже 19—20 вв. Фрейд предпринял систематическое переверты-вание платоновской доктрины Л. Если для Платона одухотворение “эроса” означало его приход к собственной сущности и цели, то для Фрейда это лишь обман, подлежащее развенчанию переряживание “подавляемого” полового влечения (“либидо”), ^философии жизни Л. выступает в качестве одного из синонимов “жизни”, начала творческой свободы и динамики. Мотив абсолютной свободы Л. в смысле ее недетерминированности подхватывается экзистенциалистами. Представители религиозного экзистенциализма (Бубер, Марсель) говорят о Л. как о спонтанном прорыве из мира “Оно” в мир “Ты”, от безличного “иметь” к личностному “быть”. В марксистской философии Л. трактуется в контексте диалектике-материалистического понимания личности, ее духовного мира, соотношения с об-вом. Одним из важнейших компонентов эмоциональной жизни является Л., проявляющаяся в форме переживания, оценочного отношения и избирательной активности личности. Л. есть достояние общественно развитого человека. Она имеет свои биологические предпосылки у животных, выражающиеся в родительском и половом инстинктах. История об-ва, социально-трудовая деятельность, общение, искусство подняли эти биологические инстинкты до уровня высшего, подлинно человеческого нравственно-эстетического чувства. Л. индивидуальна и в каком-то смысле уникальна, отражая неповторимые черты жизненного пути каждого человека, быт и нравы народа, своеобразие определенной культуры.

“ЛЮБОМУДРЫ” — члены тайного философского кружка “Общество любомудрия”, существовавшего в Москве в 1823—25. Кружок занимался вопросами философии, эстетики и литературы. Неоднородный по политическим взглядам своих членов, кружок ориентировался в философии на нем. идеализм, гл. обр. Шеллинга, критиковал фр. материализм и эстетику классицизма. Значение кружка для рус. философии определяется тем, что он развивал и пропагандировал идеи идеалистической диалектики в натурфилософии, гносеологии, эстетике, общественной теории. “Л.” издавали альманах “Мне-мозина” (вышло 4 книги, 1824—25), где наряду с философскими статьями печатались и художественные произв. В альманахе принимали участие А. С. Пушкин и А. С. Грибоедов. Консервативную позицию в кружке занимал его председатель — В. Ф. Одоевский, писавший гл. обр. по вопросам философии, эстетики. По его инициативе кружок был закрыт в связи с восстанием декабристов, а бумаги кружка сожжены. Радикальную позицию занимали декабрист В. К. Кюхельбекер, к-рыи вел в “Мнемозине” отдел литературы, поэт, философ и эстетик Д. В. Веневитинов, симпатизировавший декабризму, А. И. Кошелев. В кружок входили также братья П. и И. Киреевские, Хомяков, С. П. Шевырев и др.

“ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ” — философское произв. Энгельса (1886), сыгравшее видную роль в обосновании и развитии диалектического и исторического материализма. В начале работы Энгельс характеризует сущность гегелевской философии, анализирует присущие ей противоречия и показывает противоположность марксистской диалектики и диалектики Гегеля. Энгельс дает определение основного вопроса философии, его двух сторон и подвергает критике агностицизм (прежде всего Юма и Канта), показывая, что самым решительным его опровержением является практика. Дав определение материализма и идеализма, Энгельс на этой основе подвергает анализу взгляды англ. и фр. материалистов 17—18 вв. и Фейербаха, показывает ограниченность механистического, метафизического материализма, его теоретическую непоследовательность в понимании общественных явлений. Подробно исследуя взгляды Фейербаха, Энгельс подчеркивает значение фейербаховской критики идеализма, но в то же время критикует его попытку создания новой религии и идеалистические взгляды в области этики. Энгельс в последней части работы дает в сжатой форме изложение сущности материалистического понимания истории. Развивая теорию исторического материализма, он подчеркивает положение об относительной самостоятельности надстройки, что имело значение для критики возникшего в то время экономического материализма. Анализ Энгельсом причин, содержания и значения философии марксизма и популярное изложение сущности диалектического и исторического материализма делают эту работу (к-рую Ленин ставил в один ряд с “Манифестом Коммунистической партии”) полезным пособием для изучения истории возникновения и осн. идей философии марксизма. Вместе с тем в этой работе Энгельса встречаются и упрощенные подходы (напр., в отношении к предшествующей философии и др.), к-рые гипертрофировались в послеленинский период и привели к вульгарным сталинистско-ждановским стереотипам, сыгравшим крайне отрицательную роль.

ЛЮТЕР Мартин (1483—1546)— видный деятель Реформации, основатель протестантизма. Оказал большое влияние на все сферы духовной жизни Германии 16—17 вв. Лютеровский перевод Библии сыграл важную роль в формировании общенационального нем. языка. Л. был сторонником умеренной бюргерской реформации. Он отрицал роль церкви и духовенства как посредников между человеком и богом. “Спасение” человека, утверждал он, зависит не от выполнения “добрых дел”, таинств, обрядов, а от искренности его веры. “...Лютер,— писал Маркс,— победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению” (Т. 1. С. 422). Согласно взглядам Л., источником религиозной истины является не “священное предание” (решения церковных соборов, суждения пап и т. п.), а само Евангелие. В этих требованиях выразился конфликт ранне-буржуазного мировоззрения с феодальной идеологией и церковью. Вместе с тем Л. выступал против доктрин, выражавших материальные интересы нем. бюргерства, критиковал теорию естественного права, идеи раннебуржуазного гуманизма, принципы свободной торговли. В Крестьянской войне (1525) Л. стал на сторону господствующего класса.

 

Современный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности.

M

МАБЛИ Габриель Бонно де (1709— 85) — фр. историк и политический мыслитель. М. дал сочувственную характеристику коммунистического строя, существовавшего, по его мнению, на заре человеческой истории; считал возникновение частной собственности причиной всех общественных пороков, а основанный на ней строй — противоречащим естественному равенству и социальным инстинктам людей. Однако М. полагал, что возвращение к коммунистическим порядкам невозможно, и выдвигал уравнительную программу смягчения имущественного неравенства. М. признавал право народа на революцию в том случае, когда люди убеждаются, что подчиняются несправедливым, неразумным законам. Однако революцию он считал не предпосылкой достижения коммунистического идеала, а лишь средством решения ограниченного круга задач. М. не был последовательным социалистом-утопистом, хотя мн. стороны его социальной философии способствовали распространению социалистических идей. Осн. произв.— “О законодательстве, или Принципы законов” (1776).

МАГИЯ (греч. mageia — волшебство) — одна из форм первобытной религии, основанная на том, что мн. непонятные явления приписываются действию таинственных сил, и выражающаяся в совокупности обрядов, имеющих целью воздействовать на людей, животных, воображаемых духов и т. д. Первобытную М. наиболее полно изучили Леви-Брюль и советский исследователь Н. Я. Марр (1864—1934), угадавшие в ней специфическую форму мышления, при к-рой человек еще не знает качественных различий вещей (не мыслит при помощи понятий или концептуально) и поэтому переносит свойства к.-л. явления или вещи на лю бые др. Такое сопричастное перенесение первобытный человек мыслит как незыблемую реальность, в к-рой нет места для чего-то сверхъестественного. М. как действие, связанное с представлением о сверхъестественной силе, возникает позднее, когда “магическое мышление” существует уже рядом с логическим. Сверхъестественными представляются тогда человеку те явления, к-рые уже при наличии способности познавать законы и явления природы кажутся все же непостижимыми. Обыденное представление о М. связано с верой в возможность прямого осуществления желаний без целенаправленных действий (напр., исцеление больного, выпадение дождя, гибель к.-л. и т. п.).

МАЙМОНИД (Моисей бен-Маймон, 1135—1204)—еврейский философ, аристотелик, один из лидеров рационалистической школы в иудаизме. В основе философии М.— синтез иудейской теологии с аристотелизмом; путем “одухотворенного” (аллегорического) толкования Библии и отдельных догматов иудаизма он пытался совместить религию с философией. Согласно М., конечную цель познания составляет рациональное обоснование высшей истины. За свои ярко выраженные рационалистические идеи М. подвергался гонениям со стороны религиозных фанатиков. Осн. соч. М. “Наставник колеблющихся” (“Морэ Невухим”) приобрело большую известность в Зап. Европе и оказало влияние на позднюю схоластику.

МАКИАВЕЛЛИ Никколо ди Бернар-до (1469—1527)—итал. мыслитель, идеолог зарождающейся буржуазии. Об-во, учил М., развивается не по воле бога, а в силу естественных причин. В основе развития истории лежат “материальный интерес” и сила. М. отмечал противоположность интересов народных масс и правящих классов, выступал за создание сильного национального государства, свободного от феодальных междоусобиц, способного подавлять народные волнения. В политической борьбе считал допустимым во имя великих целей пренебрегать законами морали и применять любые средства, оправдывал жестокость и вероломство правителей в их борьбе за власть. Историческая заслуга М., по словам Маркса, состоит в том, что он одним из первых стал рассматривать государство человеческими глазами и выводить его законы из разума и опыта, а не из теологии (Т. 1. С. 111). Осн. труд — “Государь” (1532).

МАКРО- И МИКРОМИР — две спе цифические области объективной реальности, различающиеся уровнем структурной организации материи. Сфера макроявлений — это обычный мир, в к-ром живет и действует человек (планеты, земные тела, кристаллы, большие молекулы и др.). Качественно иную область представляет микромир (атомы, ядра, элементарные частицы и др.), где размеры объектов меньше миллиардных долей сантиметра, а временные промежутки порядка миллиардных долей секунды, т. е. непосредственно недоступны наблюдению. Каждый из этих миров характеризуется своеобразием строения материи, пространственно-временных и причинных отношений, закономерностей движения. Так, в макромире материальные объекты имеют четко выраженную прерывную, корпускулярную или непрерывную, волновую природу и их движение подчиняется динамическим законам классической механики. Для явлений микромира, напротив, характерна тесная связь корпускулярных и волновых свойств, к-рая находит свое выражение в статистических законах.квантовой механики. Своеобразная граница раздела макро- и микромира была установлена в связи с открытием т. наз. Планка — кванта действия. Существенным аспектом этой новой константы явилась “конечность взаимодействия”, означавшая, что любые взаимодействия между объектами в микромире (в т. ч. между прибором и микрочастицей) не могут быть меньше значения кванта действия. Специфика макро- и микромира находит свое отражение в познании, , приводит к ограничению сферы применимости старых физических теорий и возникновению новых (теория относительности, квантовая механика, физика элементарных частиц). Сторонники “физического идеализма”, абсолютизируя различие макро- и микромира, особенности их познания, приходят к отрицанию объективности и познаваемости микромира. В действительности же наука показывает тесную связь между макро- и микромиром и обнаруживает, в частности, возможности появления макроскопических объектов при столкновении микрочастиц высокой энергии. Проникновение физики в мир атома, а затем атомного ядра и Элементарных частиц, открытие их взаимо-превращаемости и сложной структуры явились блестящим подтверждением правильности вывода Ленина о “бесконечности материи вглубь”, др. принципов диалектического материализма.

МАЛЬБРАНШ Никола (1638— 1715) — фр. идеалист, сторонник окказионализма. Пытался с идеалистических позиций устранить дуализм в системе Декарта. В философии М. исключительная роль отводилась богу: он не только творит все существующее, но и содержит все существующее в себе; постоянное вмешательство бога — единственная причина всех изменений; нет никаких т. наз. “естественных причин” и “взаимодействий” между протяженной и мыслящей субстанциями. На идеалистических позициях стоит М. и в теории познания: человек познает вещи отнюдь не благодаря их воздействию на органы чувств; познание — это созерцание людьми идей всего существующего, источник же этих идей — бог. Гл. произв.— “О разыскании истины” (1674—75).

МАЛЬТУЗИАНСТВО - социологическая доктрина, названная по имени англ. священника Мальтуса (1766— 1834), к-рый изложил в своем “Опыте закона о народонаселении” (1798) взгляды, широко распространившиеся затем в буржуазной общественной мысли, особенно в политической экономии конца 19 в. Мальтус сформулировал некий надысторический закон, согласно к-рому рост народонаселения происходит в геометрической, а рост средств существования — лишь в арифметической прогрессии. Отсюда он выводил противоречия общественного развития. М. связывает возможность преодоления этих противоречий с предупреждением не обеспечиваемого экономически роста населения, а также с “естественным” регулированием его численности посредством голода,эпидемий,войн и т. д. Классики марксизма-ленинизма вскрыли несостоятельность этого учения, показав, что развитие народонаселения осуществляется под решающим воздействием не природного мира, а социального устройства об-ва и прежде всего способа производства. Взгляды Мальтуса резко критиковали революционные демократы Чернышевский, Писарев и др. Против “мальтусовых законов абсолютного перенаселения” и “убывающего плодородия почвы” выступали рус. ученые В. В. Докучаев, П. А. Костычев, Тимирязев. Применив оценку, данную Энгельсом М., к концепциям совр. М., можно указать, что из них, точно так же как и из самой теории Мальтуса, “мы черпаем самые сильные экономические аргументы в пользу социального преобразования, ибо даже если бы Мальтус был безусловно прав, то все же было бы необходимо немедленно предпринять это преобразование, так как лишь оно, лишь просвещение масс, осуществимое благодаря этому преобразованию, сделало бы возможным и то моральное ограничение инстинкта размножения, которое сам Мальтус считает наиболее легким и наиболее действенным средством против перенаселения. При посредстве этой теории мы стали понимать глубочайшее унижение человечества, его зависимость от условий конкуренции...” (Т. 1. С. 567). Активное распространение в последнее время различных концепций неомальтузианства (теории “оптимума населения” Г. Брауна, Дж. Боннера, утверждения Г. Тейлора и П. Эрлиха о росте народонаселения как единственной причине экологического кризиса и т. п.) связано с ускоренным ростом населения земного шара (преимущественно в развивающихся странах), обострением экологической проблемы, увеличением разрыва в уровнях развития между развитыми и развивающимися странами. Важнейшая предпосылка решения проблемы регулирования роста населения — глубокие социальные преобразования, подъем материального и культурного уровня жизни народов.

“МАН” (нем. man — неопределенно-личное местоимение) — одно из осн. понятий экзистенциализма; введено Хайдеггером. Термин “М.” на рус. язык не переводится; в нем. языке он выступает как субъект в неопределенно-личных предложениях. Пребывание в мире “М.”— это, согласно Хайдеггеру, такой способ существования личности, когда она мыслит, чувствует и поступает “как все” (ср. “всемство” Достоевского), не избирая в каждой ситуации своего подлинного пути. “М.” выступает в виде общепринятых принципов поведения, морали, застывших и “овеществленных” форм языка, мышления и пр. “М.”, по Хайдеггеру, враждебно свободе человека, препятствует его творческой деятельности, обезличивает его. Чтобы выйти из-под власти “М.” и обрести свободу,человек, согласно экзистенциализму, должен поставить себя в пограничную ситуацию между жизнью и смертью. Только почувствовав страх смерти, личность вырывается из “повседневного бытия”, становится свободной и может нести ответственность за свои поступки. В концепции “М.” получила иррационалистическое решение проблема взаимоотношений личности и об-ва. Концепция “М.” представляет собой своеобразную морально-этическую оппозицию буржуазному “отчужденному об-ву” (Отчуждение), реальных путей перестройки к-рого экзистенциалисты не видят.

МАНДБВИЛЬ Бернард (1670— 1733) — англ. философ-моралист. Известен своей “Басней о пчелах” (1705) —острой сатирой на совр. ему об-во. В ней изображена жизнь улья, в к-ром процветают пороки и каждый обитатель заботится лишь о своих интересах. Чтобы покарать пчел. Юпитер делает всех их честными. Это приводит к разорению улья. М., т. обр., первым высказал идею, в дальнейшем развитую Гегелем, о неизбежности и даже полезности зла в условиях социального неравенства, направленную против взглядов Шефтсбери. М. ясно видел, что богатство нации в буржуазном об-ве покоится на бедности трудящихся. М. оказал большое влияние на позднейших философов и экономистов (Гельвеций. А. Смит и др.).

“МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ”—программный документ, написанный Марксом и Энгельсом и опубликованный в начале 1848, содержащий изложение основ марксизма. В первой главе — “Буржуа и пролетарии” — раскрыты законы общественного развития, обоснована неизбежность и закономерность смены способов производства. Исходя из того, что вся история об-ва, кроме первобытнообщинного строя, была историей борьбы классов, Маркс и Энгельс обосновывали неизбежность крушения капитализма и появления нового общественного строя — коммунизма. В главе разъяснена историческая миссия пролетариата как революционного преобразователя старого об-ва и созидателя нового строя, выразителя интересов всех трудящихся. Во второй главе — “Пролетарии и коммунисты” — Маркс и Энгельс раскрыли историческую роль партии коммунистов как передового отряда рабочего класса. Ближайшая цель коммунистов — “формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти” (Т. 4. С. 437—438). Маркс и Энгельс выдвинули идею диктатуры пролетариата, разъяснили отношение коммунистов к семье, собственности, отечеству и наметили экономические мероприятия, к-рые должен провести пролетариат после прихода к власти. В третьей главе — “Социалистическая и коммунистическая литература” — дается критика буржуазных и мелкобуржуазных течений, выступавших под флагом социализма, высказывается отношение к системам утопического социализма. В четвертой главе — “Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям” — Маркс и Энгельс изложили тактику коммунистов в отношении др. оппозиционных партий. “М. К. п.” заканчивается знаменитым лозунгом: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА — одно из направлений неокантианства. Гл. представителями этого направления были Коеен, П. Наторп, Кассирер, Р. Штам-млер. Отбросив материалистическую тенденцию в учении Канта, они перешли на позиции последовательного субъективного идеализма. Согласно учению М. ш., философия не может быть знанием о мире, она сводится к методологии и логике частных наук. Отрицая объективную действительность, философы М. ш. стремились изолировать познание от чувственного содержания и рассматривали его как чисто логический процесс конструирования понятий. При этом методология М. ш. неизбежно выступала в виде бессодержательных общих принципов, принудительно навязываемых частным наукам. Гл. из этих принципов считался т. наз. принцип долженствования, к-рый был распространен представителями М. ш. и на область социологии. Отрицая объективные закономерности общественного развития, представители М.ш. рассматривали социализм исключительно как нравственное явление, как надклассовый “этический идеал”. Представители М. ш. призывали “дополнить” марксизм кантианством. Социологические идеи М. ш. оказали влияние на “легальный марксизм” в России и стали основой ревизии марксизма теоретиками II Интернационала (Бернштеин, Каутский. М. Адлер и др.).

МАРЕШАЛЬ Пьер Сильвен (1750— 1803) — представитель плебейско-де-мократического крыла фр. материализма и атеизма. М. признавал вечное существование природы. Возникают и исчезают только ее конкретные проявления — “формы”. Бог — синоним природы. Под влиянием страха люди измыслили верховное существо и наделили его свойствами природы. Атеизм у М. более последователен, чем у энциклопедистов. Окончательное устранение религии связывал с революционным ниспровержением эксплуататорского строя и с установлением коммунизма. М. примкнул к движению бабувистов (Бабувизм), поднялся до утопического коммунизма. В учении о познании М.— сенсуалист. Осн. труд — “Манифест равных” (1794).

МАРИАТЕГИ Хосе Карлос (1895— 1930) — видный деятель рабочего и коммунистического движения Перу и Лат. Америки, пропагандист и теоретик марксизма-ленинизма. Под влиянием Октябрьской революции в России перешел от революционного демократизма к марксизму. Большое влияние на М. оказало знакомство с опытом революционного рабочего движения в европейских странах и США. М. решительно боролся против теории “исключительности” исторического развития Лат. Америки," рассматривая происходивший в ней революционный процесс как этап, фазу мировой революции. В работе “Семь очерков истолкования перуанской действительности” (1928; рус. перевод—1963) М. выступил с программным изложением своих взглядов и теоретическбй платформы партии, подверг анализу развитие классовых отношений и классовой борьбы в Перу, показал авангардную роль национального пролетариата, дал первый марксистский очерк экономической истории страны. Касаясь положения угнетенных индейских масс, М. рассматривал их как одну из движущих сил национально-освободительной борьбы. Подвергал критике идеи “этического социализма” и др. теории “реформистского социализма”. В работе “В защиту марксизма” (1929) выступил против ревизионизма.

МАРИТЕН Жак (1882—1973) — фр. философ, представитель неотомизма. Выдвинул религиозно-утопич. идею “интегрального гуманизма”, призванного перестроить цивилизацию, сплотить людей на основе признания религиозных ценностей. Выступая с либеральной критикой капитализма, видел путь устранения его антагонизмов в корпоративной организации об-ва. Вместе с тем выступал и против социализма, к-рый якобы ущемляет духовные порывы человека. Взгляды М. оказали влияние на официальную доктрину Ватикана. В его многочисленных трудах с позиций то-миэма освещались проблемы психологии, социологии, эстетики, этики и педагогики. Осн. произв.: “Антимодерн” (1922), “Интегральный гуманизм” (1936).

МАРК АВРЕЛИЙ Антонин (121— 180) — философ-стоик, римский император (161—180). Свои философские воззрения изложил в виде афоризмов в единственном произв.— “К самому себе”. Назревавший кризис Римской империи обусловил специфику философии М. А. В его трактовке стоицизм окончательно теряет материалистические черты и принимает религиозно-мистический характер. Бог у М. А.— первооснова всего сущего; это мировой разум, в к-ром растворяется всякое индивидуальное сознание после смерти тела. Его этике свойствен фатализм, проповедь смирения и аскетизма. Он призывает к нравственному усовершенствованию и очищению через самоуглубление и познание фатальной необходимости, правящей миром. Философия М. А. оказала большое влияние на христианство, хотя сам император жестоко преследовал христиан.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Развиваются вместе с развитием
Философский словарь 7 философии
Теории познания
Развития
Существующие в условиях начальных ступеней технического развития человечества философии человека

сайт копирайтеров Евгений