Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — одно из важнейших понятий марксистской теории, отражает материальные, от сознания людей не зависящие отношения, в к-рые люди вступают в процессе материального производства и к-рые являются основой существования объективных экономических и социальных законов. Открытие законов функционирования и развития П. о. позволило марксизму сформировать систему взглядов на об-во, отвечающую критериям научности. П. о. охватывают сферу производства общественного продукта, обмена и распределения материальных благ и составляют необходимую сторону любого способа производства, ибо люди не могут производить, не соединяясь определенным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Характер П. о. определяется способом соединения производителя со средствами производства, т. е. формой собственности, от к-рой зависят обмен и формы распределения материальных благ (рента, прибыль, заработная плата и т. д.) в об-ве. В производстве между людьми складываются также многообразные отношения, обусловленные специализацией, техническим разделением труда, выполнением различных производственных функций. Но социально-экономическое содержание указанных отношений также зависит от отношений собственности. Историческая роль П. о. в каждый данный период зависит от характера их соотношения с производительными силами. Соответствие между ними открывает простор для развития последних. Это соответствие нарушается, когда П. о. отстают от развивающихся производительных сил. В антагонистическом об-ве такое отставание приводит к конфликту между ними, что является экономической основой социальной революции. При социализме открывается историческая возможность сознательного целенаправленного совершенствования П. о. и разрешения тем самым противоречий, возникающих между ними и производительными силами, в интересах об-ва. Однако опыт развития нашей страны показал, что эта возможность автоматически не превращается в действительность. Напротив, там, где складывается командно-бюрократическая система управления социалистической собственностью и всей общественной жизнью, неизбежно происходит отчуждение трудящихся масс от собственности и от активного, творческого участия в решении общественных проблем. В условиях перестройки всех сторон жизни об-ва КПСС выдвинула развернутую программу преодоления командно-бю-. рократической системы, коренного преобразования, обновления П. о. в СССР.

ПРОИЗВОДСТВО—понятие, характеризующее специфически человеческий тип обмена веществ с природой — процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для своего существования. В отличие от животных, удовлетворяющих свои потребности с помощью того, что дано природой, человек производит все, что необходимо ему для жизни,— пищу, одежду, жилище и т. д. П., т. обр., есть вечное естественное условие человеческой жизни — основа всей человеческой истории. Три элемента необходимы для П. любой вещи: предмет природы, из к-рого ее можно изготовить; средства труда, с помощью к-рых это изготовление осуществляется; целенаправленная деятельность человека, его труд. П. всегда носит общественный характер и потому, что люди не могут производить в одиночку, и потому, что, производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и свои общественные отношения, и самих себя как социальных субъектов со своими способностями и потребностями. Маркс рассматривал общественное П. как единство материального и духовного П., в к-ром материальное П. является определяющей стороной, основой развития об-ва. Материальное П. включает в себя два рода отношений: отношение людей к природе, выражающееся в понятии производительные силы. (отражает содержание процесса П.), и отношение людей друг к другу, характеризуемое понятием производственные отношения (отражает общественную форму процесса П.). Взаимоотношение этих двух сторон определяется законом соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. П. реально существует всегда как исторически определенный способ производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. П. вообще — это абстракция, позволяющая вычленить и охарактеризовать нек-рые общие моменты, свойственные всякому способу производства. П. органически связано с распределением, обменом, потреблением произведенного. П. и потребление — два различных и вместе с тем взаимосвязанных полюса общественной жизни. Определяющим в этом взаимодействии является П., к-рое не только создает предмет потребления и определяет способ потребления, но и служит основой появления и развития человеческих потребностей. П. связано с потреблением через распределение произведенного продукта, к-рое зависит от характера существующих производственных отношений. Социализм создает предпосылки для подчинения П. интересам трудящихся. Однако это происходит не автоматически. В условиях административно-командной системы, деформаций социализма, отчуждающих массы от собственности, власти и управления, потенциальные возможности социалистического П. не реализуются. В процессе перестройки и обновления нашего об-ва ликвидируется механизм торможения и создается новая система производственных отношений, способствующих прогрессивному развитию П.

“ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА”— произв. Энгельса, написанное в 1884. Опираясь на материал книги Моргана “Древнее общество”, а также на др. данные науки, Энгельс в своей работе исследует осн. черты развития первобытнообщинного строя. Он прослеживает изменение форм брака и семьи в связи с экономическим прогрессом об-ва, анализирует процесс разложения родового строя (на примере трех народов: древних греков, римлян и германцев) и его экономические причины. Показывает, что рост производительности труда и разделение труда привели к возникновению обмена, частной собственности, к разрушению родового строя и к образованию классов, что возникновение классовых противоречий вызвало к жизни государство как орудие защиты интересов господствующего класса. Осн. выводы, к к-рым приходит Энгельс: 1) частная собственность, классы и государство не всегда существовали, а возникли на определенной ступени экономического развития; 2) государство в руках эксплуататорских классов всегда является лишь орудием насилия и угнетения широких масс народа; 3) классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов неизбежно исчезнет государство. Книга Энгельса, несмотря на ин. устаревшие положения и фактические данные, до настоящего времени служит пособием для изучения вопросов исторического материализма.

ПРОКЛ (“О—485)—греч. философ, “великий схоласт” античности, глава афинской школы и систематизатор неоплатонизма. При сохранении общей формулы неоплатоников единое — ум - ду11'а П. осуществил ряд принципиальных нововведений. Особенность учения П.— четкая разработка центральной неоплатонической идеи эманации (“исгечения”), в основе к-рой лежит понятие триады. Разрабатывая метод триздического построения, П. подробно изображает механизм взаимодействия единого и многого: пребывание единого в самом себе, эманация многого из единого, возвращение многого в единое. В отличие от Плотина и следуя Ямвлиху, П. различает в едином безусловно-непознаваемое и число. Триада ума представлена им как. во-первых, мыслимое, пребывающее в себе, во-вторых, мыслящее и мыслимое одновременно, в-третьих, мыслящее, обладающее мышлением. Триада души — божественные, демонические и человеческие души. В эту иерархическую структуру бытия П. включает традиционных греч. богов, распределяя их по триадам. В отличие от Плотина и Ямвлиха П. считает, что материя — не принцип зла, а эманация первоначала, не зло и не благо. Сохранилось много произв. П., его наследие превосходит по объему все дошедшее до нас от классической античной философии. Гл. соч.: “Начала теологии”, “Теология Платона”.

ПРОКОПОВИЧ Феофан (1681— 1736) — рус. государственный и церковный деятель, философ и писатель, сподвижник Петра I. Глава научно-литературного кружка “Ученая дружина” (Г. Бужинский, А. Кантемир, В. Татищев и др.), содействовавшего петровским преобразованиям. Учился в Кие-во-Могилянской академии, Польше и Италии. Был проф. и ректором Киево-Могилянской академии, где читал обширныи философский курс, включавший логику, натурфилософию, этику (1707—09). Идеолог “просвещенного абсолютизма”, сочинитель “Духовного регламента” (1720), в создании к-рого участвовал Петр 1. Ратовал за быстрое развитие производительных сил, просвещения и культуры. Выступал за примирение религии с разумом, что в условиях России 18 в. расширяло возможности распространения науки нового времени (напр., гелиоцентрического учения). П.— автор многочисленных социально-политических и бо-гословско-философских трактатов, вызвавших острую реакцию и обвинения в еретичестве со стороны ортодоксов православия (С. Яворский, Ф. Лопатин-ский и др.). В миросозерцании П. “был силен светский элемент” (Плеханов), его деятельность объективно способствовала отделению отечественной философской мысли от теологии, оказала влияние на Ломоносова и рус. просветителей второй половины 18 в.

ПРОЛЕТАРИАТ—см. Рабочий класс.

ПРОПЕДЕВТИКА (греч. propaideuo — предварительно обучаю) — предварительное упражнение, подготовительный, вводный курс в к.-л. науку, изложенный в систематизированной и сжатой форме. Предшествует более обстоятельному изучению соответствующей отрасли знания. Философской П. иногда наз. начальный курс философии.

ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ — см. Предикат.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО — общест венно-политическое течение, представители к-рого стремились устранить недостатки существующего об-ва, изменить его нравы, политику, быт путем распространения идей добра, справедливости, научных знаний. В основе П.— идеалистическое представление об определяющей роли сознания в развитии об-ва, желание объяснить общественные пороки невежеством людей, непониманием ими своей собственной природы. Просветители не учитывали решающего значения экономических условий и потому не могли прийти к открытию объективных законов развития об-ва. Они обращали свои проповеди ко всем классам и слоям об-ва, преимущественно к власть имущим. П. было распространено в период подготовки буржуазных революций и выражало буржуазную и мелкобуржуазную идеологию. К просветителям относились Вольтер. Руссо, Монтескье, Гёрдер. Лессинг. Шиллер, Гёте, Десницкий, Козельский и др. Их деятельность во мн. способствовала подрыву влияния церковно-феодальной идеологии. Просветители решительно боролись не только против церкви, но и против религиозной догматики, против схоластических методов мышления. П. оказало значительное влияние на формирование социологических воззрений в 18 в. Идеи П. пользовались влиянием среди социалистов-утопистов, рус. народников.

ПРОСИЛЛОГИЗМ—см. Полисиллогизм.

ПРОСТРАНСТВО—см Время и пространство.

ПРОТАГОР (ок. 480—ок. 410 до н. э.) — древнегреч. философ из Абдер, крупнейший из софистов; за безбожие был изгнан из Афин (его книга “О богах” была сожжена). Мн. исследователи истолковывали взгляды П. как позицию абсолютного скепсиса, переводя сохранившийся после него фрагмент так: “Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют”. Но соответствующее слову “что” греч. выражение может быть переведено иначе: “существующих, поскольку они существуют” и т. д. При таком истолковании П. не субъективист и не скептик; его тезис содержит элемент антропологизма материалистического оттенка; это соответствует характеристике Секста Эмпирика, сводящейся к тому, что для П. “материя текуча” н что “основные причины (логосы) всех вещей находятся в материи”.

ПРОТЕСТАНТИЗМ (лат. protes-tans — протестующий, публично доказывающий) — третья, после православия и католицизма, разновидность христианства, возникшая в период Реформации. П.— это совокупность самостоятельных и разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими и каноническими особенностями. Протестанты не признают католического чистилища, отвергают православных и католических святых, ангелов, богородицу; христианский триединый бог занимает у них совершенно монопольное положение. Гл. отличие П. от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи бога и человека. По представлению протестантов, благодать нисходит на человека от бога, минуя церковь, “спасение” достигается только благодаря личной вере человека и воле бога. Это учение подрывало примат духовной власти над светской и главенствующую роль католической церкви и римского папы, освобождало человека от феодальных пут и пробуждало в нем чувства личного достоинства, буржуазно-индивидуалистические представления и т. д. В связи с иным отношением человека к богу не только духовенству и церкви, но и религиозному культу в П. отводится второстепенное место. Поклонение иконам и мощам отсутствует, число таинств сведено до двух (крещение и причащение), богослужение, как правило, состоит в проповедях, совместных молитвах и пении псалмов. Формально П. основывается исключительно на Библии, но фактически в каждой протестантской религии имеются свои символы веры, авторитеты и “священные” книги, т. е. своего рода “священное предание”. Совр. П. распространен гл. обр. в скандинавских странах, Германии, Швейцарии, Великобритании и США, Канаде, Австралии и др. В 20 в. в П. развертывается экуменическое движение, приведшее к созданию Всемирного совета церквей.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ — категория, выражающая одну из ступеней развития противоречия. П., как и различия, могут быть внешними и внутренними. Внешняя П. есть крайняя степень неодинаковости в чем-то сходных, но внутренне не связанных друг с другом сторон, вещей, процессов и т. д. Напр., окраска двух столов — черного и белого — противоположна, но она не связана необходимо с существованием столов в качестве столов и для этих последних является внешним. Внутренняя П. (как и внутреннее различие) предполагает наличие внутренней, необходимой связи, внутреннего единства противоположных сторон, вещей, процессов и т. д. Внутренние П. и различия имеют в качестве своих предпосылок те или иные внешние различия и П. Внутренние П. и различия проявляются вовне в виде внешних П. и различий, они не существуют вне связи с их внешним обнаружением. П.— более развитая ступень противоречия, чем различие. Если на стадии различия старое и новое гл. обр. сосуществуют наряду друг с другом, то на ступени П. они преимущественно отрицают, исключают друг друга. В качестве существенно важной выступает внутренняя связь различных сторон, внутренняя связь П., старого и нового в процессе развития, вместе с тем различные стороны, вещи, процессы и т. д. образуют собой П. друг другу лишь тогда, когда они связаны друг с другом через исключение, отрицание друг друга.

ПРОТИВОРЕЧИЕ—категория, вы ражающая внутренний источник всякого развития, движения. П., понятое как только внешнее, не может быть таким источником. Именно признание внутреннего П., единства внутреннего и внешнего П. отличает диалектику от метафизики. “...Диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов...” (Ленин В. И. Т. 29. С. 227). Иначе говоря, диалектика отличается от метафизики не вообще признанием П., а признанием П. именно в сущности предметов, т. е. признанием существенных, внутренних, необходимых П. Рассматриваемые диалектикой П. нужно отличать от так называемых “логических” П., выражающих путаницу и непоследовательность мысли. П., рассматриваемое диалектикой, будучи источником движения, само движется, развивается. К ступеням развития П. в самой сущности предметов относятся тождество, различие, противоположность, П., или собственно П. Следовательно, категория “П.” характеризует и все ступени развития П. в сущности предметов и высшую его ступень. Уже тождество есть зародыш П., т. к. старое, будучи существенно тождественным самому себе, содержит в себе предпосылки нового, т. е. моменты отличия себя от самого себя, но в качестве подчиненных тождеству. Различие также есть еще не вполне развитое П., ибо хотя на первый план и выходит сосуществование нового и старого, однако новое образовалось и продолжает развиваться из старого, в связи со старым. В противоположности П. еще более развивается, ибо, хотя и выдвигается на первый план отрицание, исключение новым старого, тут также новое образуется из старого и обнаруживается сама внутренняя связь со старым: новое осуществляется как отрицание старого. На высшей ступени П., или на ступени собственно П., новое завершает отрицание, преобразование старого, включая старое в снятом, преобразованном виде как свой собственный момент. Теперь формируется связь, внутреннее единство различных сторон, вещей и т. п. На ступени П. главным становится не отрицание сторонами П. друг друга, а то, что в этом процессе они порождают друг друга в качестве отличных друг от друга. Отрицая друг друга, противоположные стороны переходят друг в друга, являются тождественными. Это — кульминационная ступень П. “Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности,— при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга,— почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую” (Ленин В. И. Т. 29. С. 98). Достижение высшей ступени П. тем или иным предметом означает одновременно и созревание предпосылок его исчезновения, ибо такая ступень П. есть отрицание предметом самого себя внутри себя, своим внутренним движением. Диалектика по своей сути “в позитивное понимание существующего... включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно также и с ее преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 23. С. 22). П., рассматриваемое диалектикой, всеобще, действует и в природе, и в обществе, и в мышлении, сознании.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ЗАКОН—закон логики, согласно к-рому два отрицающих (Отрицание) друг друга предложения не могут быть одновременно истинными. Первую формулировку П. з. дал Аристотель. П. з. можно сформулировать и так: предложение не может быть одновременно истинным и ложным. Проникновение формальных противоречий в рассуждение или научную теорию делает их в определенном смысле несостоятельными. П. з. является отражением в мышлении качественной определенности объектов, того простого факта, что если отвлечься от изменения объекта, то он не может обладать одновременно взаимоисключающими свойствами.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ — свойство вся кого материального тела занимать определенную часть пространства, обладать пространственными размерами, т. е. иметь длину, ширину и высоту;одна из осн. характеристик пространства, выражающая рядоположенность, взаимосвязь элементов или частей тел, момент их относительной устойчивости. Именно благодаря этому оказывается возможным их сравнение по величине П. В истории философии П. рассматривалась как атрибут материальной субстанции и нередко отождествлялась с самим пространством. Так, у Декарта она выступает как атрибут материальной субстанции в отличие от непротяженной духовной субстанции. Пространство же сводится к чистой П. Абсолютное пространство в механике Ньютона, служащее вместилищем всех тел, есть не что иное, как бесконечная П. Критикуя такое отождествление пространства и П., Толанд справедливо подчеркивал, что представление о пространстве как пустоте и чистой П. проистекает из определения материи только через П., из ошибочного представления о ней как лишенной внутренней активности. Лейбниц отмечал, что П. связана лишь с геометрическими (метрическими) свойствами пространства. П. для своего объяснения требует тела, без него она пустая абстракция. В математике четкое представление о различии геометрических свойств пространства, таких, как П. и форма, от его физических свойств было достигнуто лишь после открытия неевклидовых геометрий. Диалектический материализм, определяя пространство как форму существования материи, тем самым утверждает, что пространственные свойства тел, в частности их П., зависят от свойств движущейся материи.

ПРОЦЕСС (лат. processus — прохождение, продвижение) — закономерное, последовательное изменение явления, его переход в др. явление (Развитие).

ПРУДОН Пьер Жозеф (1809—65) — фр. мелкобуржуазный политический деятель, философ, социолог и экономист, один из основоположников анархизма. В философии П.— идеалист, эклектик; вульгаризировал гегелевскую диалектику, превратил ее в грубую схему, в учение о механическом сочетании в каждом явлении “хороших” и “плохих” сторон. Историю человеческого об-ва П. рассматривал как борьбу идей. Объявляя крупную капиталистическую собственность “кражей”, П. увековечивал мелкую собственность. Он отстаивал реакционную и утопическую идею организации при капитализме “справедливого обмена” между отдельными товаропроизводителями. Основоположники марксизма подвергли П. и его сторонников резкой критике. Осн. соч.: “Что такое собственность?” (1840), “Система экономических противоречий, или Философия нищеты” (1846) и др.

ПСИХИКА (греч. psyche — душа) — продукт и условие сигнального взаимодействия живой системы (живого существа) и его среды. Непосредственно для человека П. выступает в виде явлений т, наз. субъективного мира человека: ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств и т. п. Говоря о сущности П., необходимо различать ее философское и конкретно-научное понятия. Философское понятие П. непосредственно связано с осн. вопросом философии. В этом отношении понятие “П.” отождествляется с гносеологическими понятиями “сознание”, “мышление”, “познание”, “разум”, “идея”, “дух” и т. п. и рассматривается диалектическим материализмом как особое свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении объективной действительности в форме идеальных образов. Материя и П. противоположны, но только в пределах осн. вопроса философии, т. е. вопроса об отношении сознания к бытию, ибо вне и независимо от материи П. не может существовать. “За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой” (Ленин В. И. Т. 18. С. 259). В психологии понятие “П.” используется для характеристики специфического для животных и человека сигнального взаимодействия с окружающим. В ходе этого взаимодействия в мозгу, напр., человека формируются динамические структуры (психические модели), отражающие окружающую среду, его самого, включая сюда и состояние организма; обеспечивая отображение действительности, эти модели выступают вместе с тем и как регуляторы процесса взаимодействия человека с окружающим миром, позволяют ему ориентироваться в нем, используя источники информации и ее переработку. П. как определенная структура со свойственной ей отражательной функцией не сводится к нервным процессам: каждый отдельный элемент этой структуры строится по законам физиологии в результате взаимодействия органов и тканей организма; но в целом П. складывается в ходе сигнального взаимодействия индивида и среды и в этом смысле формируется по иным, психологическим, законам. Возникновение П. связано с развитием жизни, с усложнением форм взаимодействия живых существ с окружающей средой. В ходе эволюции животных формировался специальный орган П.— нервная система, а позднее — ее высший отдел — мозг. П. человека развилась в процессе социального общения, труда, в неразрывной связи с развитием речи. Она качественно отлична от П. животных — продукта биологического развития. Особенностью П. человека является осознание действительности, обеспечивающее сознательное предвидение событий и планирование своих действий. Переход к высшей форме развития П. был связан с перестройкой органа П.— мозга: у человека к механизмам нервной деятельности животных добавились механизмы второй сигнальной системы — сигнализации действительности словом (И. Павлов). П. человека с самого начала — общественно-исторический продукт. В индивидуальном развитии П. человека формируется в процессе овладения им исторически сложившимися формами деятельности (Психология).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Теологической стадии человеческий ум пытался объяснить явления воздействием сверхъестественных сил
Вторичности понятия
Развиваются вместе с развитием
В логико философском трактате вит генштейна
Идущие по пути капиталистического развития

сайт копирайтеров Евгений