Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ — первичная (или архаическая) общественно-экономическая формация, структура к-рой характеризуется взаимодействием общинных и родственных форм общности людей. Деятельность первобытного человека протекает в рамках общины (родовой, сельской), к-рая состоит из семей (парных, больших и т. д.) — ячеек, осуществляющих воспроизводство самого человека и представляющих собой более или менее зависимые от общины центры хозяйственной, религиозной и т. д. деятельности. В силу экзогамности брака в состав общины наряду с кровнородственным ядром входят брачные партнеры, выходцы из др. общин. Регулирование брачных отношений, придавая межобщитжым связям устойчивый и упорядоченный характер, содействует превращению общин во взаимосвязанные элементы социального целого (брачные классы австралийцев, родо-племенная организация и др.). П. с. охватывает время от зарождения социальных отношений до возникновения классового об-ва (6—5 тыс. лет до н. э.). При расширительном толковании понятия первичной формации началом П. с. считают фазу первобытного стада, а завершающим этапом — об-ва общинной коллективности, где уже наметилась классовая дифференциация. Наибольшей структурной завершенности первобытнообщинные отношения достигли в период родового строя, образуемого взаимодействием родовой общины и рода. Основой производственных отношений служила здесь общая собственность на средства производства (орудия производства, земли, а также жилище, хозяйственный инвентарь), в пределах к-рой существовала и личная собственность на оружие, предметы домашнего обихода, одежду и т. п. Существующие в условиях начальных ступеней технического развития человечества, коллективных форм собственности, религиозно-магических представлений первобытные отношения постепенно вытесняются новыми социальными отношениями (или частично к ним адаптируются) в результате совершенствования орудий труда, форм хозяйства, эволюции семейно-брачных и др. отношений.

ПЕРЕСТРОЙКА — теоретико-политическая программа обновления всех сторон жизни нашего об-ва, перехода от командно-административной, бюрократизированной социальной системы к гуманному, демократическому социализму, а также практическая деятельность народа, государственных, советских, хозяйственных органов, партийных и общественных организаций по ее реализации. Основы концепции П. заложил апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС. Ее теория, политика, программа действий развиты и конкретизированы в решениях XXVII и XXVIII съездов КПСС. Концепция П. сформировалась как осознание объективной необходимости принятия мер по выведению страны из кризисной ситуации, как ответ на накопившуюся в об-ве потребность в коренных переменах в рамках социалистического выбора, отказа от политической монополии КПСС и становления многопартийности. Научной основой П. явились творческое применение идей и диалектической методологии Маркса, Энгельса, Ленина, учет опыта мирового цивилиза-ционного развития, изменений в международных отношениях. В ходе этой работы первоначальный замысел П. существенно расширился, углубился, сложилось осознание того, что П.— это не простое исправление деформированного сталинизмом и периодом застоя общественного организма, а его коренная реконструкция, реальное движение к качественно новой модели социально-экономического и политического развития, к-рая сможет полностью раскрыть гуманный и демократический потенциал социализма. В области экономической П. предполагает: разрыв с любыми формами и методами управления, порождающими отчуждение человека от собственности и предметов своего труда; осуществление радикальной экономической реформы, включающей разгосударствление и приватизацию, в результате к-рой на смену командно-распределительной системе должна прийти социально-ориентированная рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, соревновании товаропроизводителей, развитой финансово-кредитной системе, с мощными стимулами личной и коллективной заинтересованности. Непременное условие П. в экономике — осуществление глубоких структурных преобразований в пользу потребительского сектора, ускорение научно-технического прогресса, расширение участия' страны в международном разделении труда. П. в социальной сфере состоит в создании условий, воплощающих ту меру социальной справедливости, к-рую в состоянии обеспечить социализм: гарантированные права на труд, справедливость его оплаты по конечным результатам и без ограничений; преодоление уравниловки и иждивенчества, приоритетное развитие сфер, непосредственно ориентированных на удовлетворение интересов и потребностей человека; усиление социальной защищенности малоимущих и многодетных семей, инвалидов, ветеранов и др. категории населения; реализация специфических интересов молодежи и молодых семей: обеспечение каждому человеку социально гарантированного жизненного уровня. В сфере политической П. предполагает осуществление реформы политической системы на путях углубления демократии, формирования гражданского общества и правового государства; надежную законодательную защиту личности и достоинства гражданина, реализацию прав человека на уровне признанных международных норм; свободное самоопределение личности, в ее мировоззрении и духовных запросах, свободу совести. Важнейшее направление политической реформы — демократизация взаимоотношений между национально-государственными образованиями, обновление советской федерации как добровольного союза суверенных государств. В сфере духовной П. ориентирована на создание условий, обеспечивающих интеллектуальное, культурное и моральное возвышение человека, свободное и творческое развитие литературы, искусства, науки, соревнование школ и направлений. Принципиальное значение здесь имеет утверждение нового мышления, основанного на приоритете общечеловеческих ценностей, преодолении различного рода идеологических стереотипов и догм. П.— относительно длительный переходный период качественно своеобразного типа, сочетающий особенности социальных изменений революционного и эволюционного типа (Эволюция и революция). Осуществляемые преобразования при всей радикальности, глубине и масштабам являются, по сути, революцией. Ее особенность состоит в том, что это революция, к-рая реализуется как серия последовательных коренных изменений, проводимых посредством реформ. П. осуществляется труднее, чем это виделось вначале. В ходе ее обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в экономике и межнациональной сфере. К этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения в жизнь самих реформ. В об-ве идут сложные, подчас болезненные, процессы, противоборствуют различные тенденции, к-рые нередко приобретают крайние, взаимоисключающие проявления — от ортодоксальной приверженности старым формам, консервативным догмам до полного отрицания социализма, открыто антикоммунистических проявлений. Резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах совр. капитализма, а также по вопросам будущего облика Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления. Однако при всех трудностях и противоречиях, характерных для совр. этапа П., пройден большой путь особенно в области демократизации и развития гласности, изменилась психология людей. Важнейшее условие П.— сохранение стабильности об-ва в ходе осуществления глубоких перемен. Это требует, с одной стороны, консолидации всех сил, заинтересованных в благе народа и страны, гражданского согласия в отношении необходимости ненасильственного урегулирования всех коренных вопросов политической и общественной жизни, а с др.— ускорения и радикализации преобразований, осуществляемых в процессе П. Перелом в развитии об-ва, осуществляемый' в ходе реализации и углубления П., вызывает необходимость обновления философской мысли, переосмысления сложившегося в период сталинизма и годы застоя понимания ее социального предназначения, характера взаимосвязи с различными сферами общественной практики и формами общественного сознания, прежде всего с политикой и идеологией. Это обновление в первую очередь нацелено на решительное искоренение догматизма и авторитаризма, на возрождение творческого динамизма и научного потенциала мировоззрения и методологии диалектического материализма, обогащение его исходных принципов и фундаментальных категорий. Задача состоит в том, чтобы на деле поставить человека в центр философских размышлений и исследований, активнее разрабатывать глубинные проблемы человеческого бытия.

ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ — один из осн. законов диалектики, объясняющий, как, каким образом происходит движение и развитие. Впервые сформулирован, правда, в идеалистической форме, Гегелем как закон развития абстрактного мышления, мирового духа. В материалистической диалектике — всеобщий закон развития объективного мира, играющий большую роль в его познании. Он констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определенный для каждого отдельного процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому (Качество и количество. Мера, Скачок). Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, об-ва и мышления. Он важен для понимания диалектической концепции развития и ее отличия от всевозможных метафизических концепций, сводящих движение, развитие к одним количественным изменениям существующего, без уничтожения старого и возникновения нового. Развитие науки в любой области знания — физике, химии, биологии и др., а также всемирно-исторический опыт социальных преобразований последних десятилетий подтверждают и обогащают диалектическую теорию развития как процесса качественных изменений, происходящих в результате изменений количественных. Количественные и качественные изменения взаимосвязаны и обусловливают друг друга: имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс — изменение количественных характеристик в результате изменения качества предметов и явлений. Количественные и качественные изменения относительны. Одни и те же изменения по отношению к одним свойствам (менее общим) являются качественными, по отношению к др. (более общим) — количественными. Любой процесс развития одновременно и прерывен и непрерывен. При этом прерывность выступает в форме качественного скачка, а непрерывность — в форме количественного изменения (Эволюция и революция).

ПЕРИПАТЕТИКИ (греч. peripatetikos — совершаемый во время прогулки) — последователи философии Аристотеля. Название происходит от того, что в философской школе Аристотеля (ликее), основанной в Афинах в 335 до н. э., обучение обычно происходило во время прогулок. Среди П. культивировался значительный интерес к естествознанию. Перипатетическая школа существовала около тысячи лет (до 529 н. э.) и была крупнейшим центром античной науки. Наиболее выдающимися ее руководителями (схолархами) после смерти Аристотеля были: Теоф-раст из Эфеса (372—287 до н. э.), особенно известный своими работами по ботанике; Стратон из Лампсака (ок. 305—270 до н. э.), развивавший материалистическую тенденцию философии Аристотеля; Андроник Родосский (1 в. до н. э.), издавший соч. Аристотеля;Александр Афродизийский (конец 2 — начало 3 в. н. э.), комментировавший философию Аристотеля в духе материализма.

ПЕРСОНАЛИЗМ (лат. persona-личность) — совр. философское течение, использовавшее мотивы монадологии Лейбница и получившее распространение в буржуазной философии конца 19 — начала 20 в. Отличительной чертой П. является признание “личности” первичной реальностью и высшей духовной ценностью, причем “личность” понимается как духовный первоэлемент бытия. Согласно концепции П., природа — совокупность духов-“личностей”. “Верховная личность” в П.— это всемогущий бог (П. в конечном счете выступает как разновидность теизма). Основателем П. в США был Б. Боун (1847—1910). К П. в США примыкали также М. Калкинс (1863—1930), А. Кнуд-сон (1873—1954). Его гл. представители в амер. философии: лидер калифорнийской школы Р. Флюеллинг (1871— 1960) и лидер бостонской школы Э. Брайтмен (1884—1954). Все они тесно связывают П. с протестантской теологией. В Англии наиболее известным представителем П. был X. Керр (1857—1931), в Германии—психолог В. Штерн (1871—1938). Однако в их учениях нет характерной для амер. персоналистов прямой связи с теологией. Осн. социальная задача, согласно П., заключается в том, чтобы преобразовать “личность”, т. е. способствовать ее духовному самосовершенствованию. Особую позицию занимает группа фр. персоналистов; ее основатели:Э. Мунье (1905—50), Ж. Лакруа (р. 1900). Эта группа интеллигенции, объединившаяся вокруг журнала “Esprit” (основан в 1932), представляет левые католические круги, к-рые участвовали во фр. движении Сопротивления, а в 70-х гг. выступили в защиту мира и буржуазной демократии.

ПЕРЦЕПЦИЯ (лат. perceptio — восприятие) — чувственное восприятие, отражение вещей в сознании через органы чувств. В философии Лейбница П., как низшая (бессознательная) форма духовности, отличается от апперцепции. В философии Юма ”П.” — термин, обозначающий “впечатления” (ощущения) и “идеи” (чувственные образы памяти) как порознь, так и в совокупности.

 

Современный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности.

П

ПЕТР ИВЕР (412—491)—грузинский мыслитель, сын царя Иберии. Воспитывался при дворе императора Восточно-Римской империи Феодосия II, находясь там в качестве заложника. Ок. 430 г. П. И. тайно покинул двор и уехал в Сирию, где стал христианским епископом. П. И. предпринял попытку в христианском духе переосмыслить античную философию. Он отождествил единое как благо неоплатоников с христианским богом, а нисходящую первую триаду неоплатоников со святой троицей и истолковал возвращение к единому (обратный процесс эманации) как единение с богом в состоянии экстаза. Имеется гипотеза об идентичности П. И. и автора “Ареопагитики” Псевдо-Дионисия Ареопагита.

ПЕТРАШЕВСКИЙ (Буташевич-Пет-рашевский) Михаил Васильевич (1821— 66) — рус. мыслитель, лидер социалистического кружка петрашевцев. До середины 40-х гг. выступал за прогрессивные общественные преобразования в духе просветительства, позднее возлагал гл. надежды на радикальную социалистическую пропаганду в широких слоях об-ва, в т. ч. среди городских низов. Переход его на материалистические позиции отмечен опубликованием 2-го выпуска “Карманного словаря иностранных слов” (1846), осн. автором к-рого он являлся. Подобно Фейербаху, он исходил из антропологического принципа, к-рыи в его истолковании вел к обоснованию политической активности, к отрицанию “общественного быта” николаевской России. П. испытал влияние утопического социализма Фурье. Определяя социализм как общественное устройство, согласное с “потребностями природы человеческой”, П. указывал, что их развитие возможно лишь при условии свободы политической и социальной, “только после революции”. В 1849 вместе с др. членами кружка петрашевцев был арестован, приговорен к смертной казни, замененной затем бессрочной каторгой. Отбывал каторгу в Вост. Сибири, где и умер. П. оказал значительное влияние на развитие утопического социализма в России.

ПЕТРАШЕВЦЫ — участники политического и теоретического движения рус. интеллигенции 2-й половины 40-х гг. 19 в., оппозиционного самодержавию. Деятельность П. проходила в кружках: центральным был кружок Петрашевского, главы и вдохновителя движения. Оно не было единым, в нем было два крыла: революционное и либеральное. К числу наиболее активных П. принадлежали Н. А. Спешнев, Н. А. Момбелли, И. М. Дебу, Д. Д. Ах-шарумов, В. А. Головинский, А. В. Ха-ныков, П. Н. Филиппов, Н. С. Каш-кин, Н. П. Григорьев, а также Достоевский и др. Движение было разгромлено в 1849, и царские власти жестоко расправились с его участниками. Из вопросов, обсуждавшихся в кружках П., гл. был вопрос о ликвидации крепостничества и монархии. Мн. П. были сторонниками наделения крестьян землей и установления революционным путем республики. Они резко осуждали эксплуатацию трудящихся, несправедливость властей и помещиков, жандармский произвол и отсутствие в России элементарных демократических свобод. П. критиковали буржуазный строй, отмечали, что капитализм несет народам новые страдания. П.-революционеры были социалистами-утопистами, подчеркивали, что социализм — закономерный продукт развития об-ва. Они были сторонниками крестьянского общинного социализма, пропагандистами идей Фурье в России, видели путь к социализму в народной революции. В философии П. стояли на материалистических позициях. Решающее влияние на них оказали Белинский. Герцен и Фейербах. В библиотеке П. было много книг, запрещенных к ввозу в Россию, среди к-рых осн. место занимали соч. по философии, социологии, социализму, политэкономии, в т. ч. истории революционных движений, “Нищета философии” Маркса и “Положение рабочего класса в Англии” Энгельса. В трудах П. излагаются осн. принципы материалистической онтологии и гносеологии, критикуются различные формы идеализма и религии:Канта, Гегеля, Шеллинга, Фихте, религиозные наслоения во взглядах Фурье и Фейербаха. П.-материалисты были пропагандистами научного знания. Они высказали ряд ценных мыслей о роли личности и народных масс в истории, о законах развития об-ва, о роли знания и науки. Движение П.— важный этап на пути укрепления идеологии революционного демократизма в России.

ПЕТРИЦИ Иоанэ (2-я половина 11 в.— 1-я треть 12 в.) —грузинский философ, представитель неоплатонизма. Перевел на грузинский язык соч. “О природе человека” Немесия Эмес-ского и “Первоосновы теологии” Прок-ла. Обширные комментарии П. на это соч. Прокла, нацеленные на создание новой философской теории, соответствующей духовным запросам времени, явились началом Ренессансной культуры в Грузии. П. отождествил “единое” Прокла как тождество противоположностей, абсолютное добро и трансцендентный источник всего сущего с христианским богом, превратив последнего, в сущности, в философскую категорию первопричины. “Единое” по необходимости излучает космос как иерархию ступеней бытия, представляющих собой убывающую силу добра по мере отдаленности от источника. Последняя ступень эманации — материя, хотя и называется П. бесформенным и небытием, но все же, по его мнению, носит в себе следы “единого”. П. предложил неоплатоническую редакцию перевода Библии. Строгий монизм добра и понимание смысла жизни человека, защищаемые П., стали господствующими в грузинской культуре, как церковной, так и светской, и обусловили ее развитие в духе идей Ренессанса. Будучи продолжателем Византийского Ренессанса 11 в., П. явился отдаленным предшественником флорентийских философов 15 в., где неоплатонизм снова стал философской основой гуманизма.

ПИАЖЕ Жан (1896—1980) — швей-царск, психолог, философ и логик, директор (с 1955) Международного центра генетической эпистемологии. Опираясь на большой экспериментальный материал, П. построил в 30 — 40-х гг. операциональную концепцию интеллекта, к-рая рассматривает интеллект как систему операций, т. е. внутренних действий субъекта, производных от внешних предметных действий и образующих нек-рые структурные целостности. В качестве формального аппарата описания систем интеллектуальных операций П. использует исчисления математической логики. Большая заслуга принадлежит П. в развитии экспериментальной психологии: в серии работ он проанализировал механизмы формирования осн. психических функций и, в частности, важнейших понятий и принципов человеческого мышления. Психологические и логические идеи П. нашли свое обобщенное выражение в рамках “генетической эпистемологии”— теоретико-познавательной концепции, основанной на генетическом и историко-критическом подходе к анализу знания. Развитие познания, по мнению П., ведет к тому, что знание субъекта об объекте становится все более инвариантным, все более устойчивым к изменяющимся условиям опыта, причем инвариантность знания рассматривается как отражение самого объекта, его свойств и активной познавательной деятельности человека. В последние годы жизни П. разрабатывал проблемы генетической эпистемологии в связи с актуальными вопросами логики, психологии, биологии, лингвистики и кибернетики (в частности, вопросы о междисциплинарных связях психологии, ее месте в системе наук, специфике структурных методов познания и т. д.).

ПИРРОН из Элиды (ок. 360 — ок. 270 до н. э.) — древнегреч. философ, основатель античного скептицизма. Об учении П. известно из соч. его ученика Тимона. В центре внимания П. этика, вопросы счастья и его достижения. Счастье П. понимает как невозмутимость (Атараксия) и как отсутствие страданий (Апатия), средство же достижения его — в скептицизме. По учению П., мы ничего не можем знать о вещах, поэтому лучше всего воздерживаться от всяких суждений о них:нравственная ценность такого воздержания — в достижении душевного покоя. Учение П. оказало влияние на Новую Академию и на римский скептицизм.

ПИРС Чарлз Сандерс (1839—1914)— амер. философ и логик, основатель прагматизма, проф. в Кембридже, Балтиморе, Бостоне. В статье “Как сделать наши идеи ясными” (1878) ввел т. наз. “принцип Пирса”: значение идеи состоит в ее практических последствиях. Отождествив последние с ощущениями, П. встал на позиции, берклианства. Понимая познание как “закрепление веры”, П. разработал три метода прагматизма: “метод упорства”, “метод авторитета” и “научный” метод, основанный на гипотетическом допущении реальности мира. В противоречии с субъективно-идеалистической гносеологией П. разрабатывал объективно-идеалистическую теорию развития, основанную на принципах “случайности” и “любви” как направляющей силы развития. Своими работами по теории значения стимулировал становление семиотики и оказал значительное влияние на математическую логику и совр. позитивизм. Занимался также теорией вероятностей и логикой отношений.

ПИРСОН Карл (1857—1936) —англ. математик и философ-идеалист, махист. Известен работами в области математической теории статистики и ее применения в биологии (биометрия). Осн. философская работа “Грамматика науки” (1892) посвящена вопросам методологии науки. Задача науки, по П., состоит не в объяснении, а лишь в классифицировании и описании фактов. Как и др. махисты, он считал материальные вещи лишь группами чувственных восприятии, а законы природы, пространство и время — продуктами человеческого ума. Субъективный идеализм П. выделяется во всем махизме откровенностью и последовательностью, отсутствием попыток подделаться под материализм. Всесторонняя критика взглядов П. дана Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм”.

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840— 68) — рус. революционный публицист, литературный критик, философ-материалист. Сотрудник и идейный руководитель журнала “Русское слово” (с 1861). В 1862—66 — в заключении в Петропавловской крепости за выступление в защиту Герцена от нападок царского агента Фиркса (Шедо-ферроти). В 1867—68 сотрудничал в журналах “Дело”, “Отечественные записки”. Сформировавшиеся к концу 1861 демократические, революционные и социалистические взгляды П. (“Схоластика XIX века”, 1861; прокламация против Шедо-ферроти, 1862) переживают впоследствии значительную трансформацию:быстрое угасание поднявшейся в 1859— 61 революционно-освободительной волны все сильнее убеждает П. в отсутствии в России условий для совершения революции, в неспособности крестьянства освободить себя и построить свободное об-во. Гл. социальную задачу и вместе с тем цель собственной деятельности П. видел в разрешении “вопроса о голодных и раздетых людях”; отсюда защита П. социалистических идей (правда, ни одно из существовавших социалистических учений не удовлетворяло П.). Размышляя о закономерности и роли осуществляемого народом революционного насилия в истории (“Исторические идеи О. Конта”, 1865; “Мыслящий пролетариат”. 1865; “Популяризаторы отрицательных доктрин”, 1866, “Генрих Гейне”, 1867, и др.), П. выдвигал идею “химического” пути революции — постепенных социальных изменений, сводящихся к просвещению, увеличению производительности труда и улучшению условий жизни масс, как осн. предпосылок коренной “перестройки общественных учреждений”. Задачу просвещения народа П. возлагал на “мыслящих реалистов” — передовую интеллигенцию. Произв. последних лет жизни (“Французский крестьянин в 1789 году”, 1868, и др.) свидетельствуют о нарастании радикальной тенденции в мировоззрении П. Социально-политическая концепция П. обусловила определенный акцент и при рассмотрении философской проблематики, в частности борьбу против религии и разного рода проявлений “узколобого мистицизма” в науке, отвлекающих человечество с пути разумного прогресса и полностью игнорирующих “самые элементарные свидетельства опыта” (“Идеализм Платона”, 1861,^и др.), отрицательное отношение П. к “умозрительной философии” Гегеля. Противовес идеализму П. усматривал в теориях естественнонаучного материализма — Я. Молешотта, К. Фох-та, к-рым он давал положительную оценку (“Физиологические эскизы Молешотта”, 1861; “Процесс жизни”, 1861; “Физиологические картины”, 1862). Одним из первых в России П. пропагандировал дарвинизм (“Прогресс в мире животных и растений”, 1864). Склоняясь при рассмотрении гносеологических проблем к сенсуализму, П., однако, отрицательно относился к эмпиризму (“Промахи незрелой мысли”, 1864), указывал на созидательную роль творческой мечты. Этот призыв П. к творческой мечте высоко ценил Ленин. Убежденный сторонник реализма во всем, П. остро полемизировал с представителями “чистого искусства”, доходя в этой полемике иногда до провозглашения “строжайшей утилитарности” искусства и рассмотрения его как одного из тормозов научного прогресса (“Разрушение эстетики”, 1865; “Пушкин и Белинский”, 1865). Не лишенный крайностей, “нигилистический” радикализм П. выражал его непримиримость к самодержавно-крепостническим порядкам, ненависть к социальному паразитизму и приспособленчеству; вместе с тем он был обращен также против нек-рых иллюзии рус. революционной демократии конца 50—60-х гг.

ПИФАГОРЕИЗМ—течение в античной философии, восходящее кдревне-греч. философу, математику и астроному Пифагору (2-я половина 6 в. до н. э.). Выделяют 4 этапа в развитии П.:1) ранний, доплатоновский П. (конец б в.— середина 4 в. до н. э.): Пифагор, Гиппас, Филолай. Архит; 2) П. платоновской Академии (4 в. до н. э.): Платон, Спевсипп, Ксенократ; 3) эллинистический П. (конец 4 в.— I в. до н. э.): трактаты, приписывавшиеся Пифагору и другим ранним пифагорейцам; 4) неопифагореизм (1 в. до н. э.— 3 в. н. э.):Аполлоний Тианский, Модерат из Га-леса, Евдор Александрийский, Плутарх Херонейский, Нумений. Конкретные обстоятельства жизни основателя П.— Пифагора — столь же малоизвестны, как и его учение. В Кротоне (Южн. Италия) он учредил просуществовавший до 4 в. до н. э. союз, имевший целью нравственно-религиозное преобразование жизни. Пифагорейский союз также был научно-философской школой. В союзе было 2 ступени: акусматики (эксотерики, послушники) и математики (эсотерики, ученые). По свидетельству Аристотеля, пифагорейцы первыми серьезно занялись математикой; отсюда развивалось учение, согласно к-рому число — основа всего сущего, а числовые отношения, пропорции — отражение мировой гармонии сфер. Орфическую традицию продолжает пифагорейское учение о бессмертии души и метемпсихозе (переселении душ). Пифагорейский союз распался из-за политических разногласий и гонений. Платоновская Академия развивала нек-рые элементы П.: учение о судьбах бессмертной души; понимание чисел и вообще математических принципов как элементов действительности; космологические идеи. Принципиально новым было признание чисел самостоятельно существующими чисто идеальными сущностями, полностью оторванными от чувственного мира. Эллинистический П., опираясь на пифагорейскую традицию, использовал также идеи Платона и Аристотеля. Неопифагореизм тесно связан со средним платонизмом. Гл. задачей философии было провозглашено почитание бога. Начало сущего — обожествленная, сверхбытийная единица, творящая множество, т. е. мир и человека. Человеческая душа, заключенная в темнице тела, путем аскетики и нравственного самоусовершенствования, очищения возвышается к богу и в мистическом экстазе сливается с ним. Неопифагорейцы признавали теорию метемпсихоза, считали основателя школы полубожественным существом. Мн. идеи неопифагореизма усвоены неоплатонизмом.

ПЛАНК Макс (1858—1947) — нем. физик-теоретик, разрабатывал термодинамическую теорию теплового излучения. П. ввел для его объяснения новую универсальную постоянную h — квант действия. Благодаря этому было установлено, что распространение света, его излучение и поглощение происходят дискретно, определенными порциями — квантами. Открытие этой константы ознаменовало переход из макромира в качественно новую область — мир квантовых явлений, микромир. Тем самым П. явился основоположником квантовой теории, к-рая установила момент прерывности (дискретности) в энергетических процессах и распространила идею атомизма на все явления природы. Занимая стихийно-материалистическую позицию по ряду коренных вопросов науки, П. резко критиковал эмпириокри-тицизм.

ПЛАТОН (428/427—348/347 до н. э.) — древнегреч. философ-идеалист, ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов (“Софист”, “Парменид”, “Теэтет”, “Государство” и др.). Отстаивая идеалистический взгляд на мир, П. активно боролся против материалистических учений своего времени. Широко использовал учения Сократа, пифагорейцев, Парме-нчда и Гераклита. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, к-рые называл “видами” или “идеями” и к-рые отождествил с бытием. “Идеям” П. противопоставил небытие, отождествленное с материей и пространством. Чувственный мир, по П., порождение “идей” и “материи”, занимает срединное положение между ними. “Идеи” вечны, “занебесны”, не возникают, не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени. В центре космологии П. учение о “мировой душе”, психологии — учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям. П. различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов. Достоверное познание возможно только об истинно сущих “видах”. Источником такого познания служат воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. О чувственных вещах и явлениях возможно не знание, но только вероятное “мнение”. Между “идеями” и чувственными вещами П. поместил математические объекты, доступные рассудочному познанию. Метод познания — “диалектика”, под к-рой П. понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. При этом процесс нисхождения касается только “видов” (“идей”), но не чувственных единичных вещей. По своим политическим взглядам П. был представителем афинской аристократии. В учении об об-ве изобразил идеальное аристократическое государство, существование к-рого основано на рабском труде (“Законы”): государством правят “философы”; его охраняют “стражи”, или “воины”; ниже этих обоих разрядов свободных граждан — “ремесленники”. По словам Маркса, утопия П. была афинской идеализацией кастового строя Египта. Маркс также отметил, что П. гениально понял роль разделения труда в образовании греч. “полиса” (“города-государства”). Учение П. играло видную роль в дальнейшей эволюции идеалистической философии.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Лекции по истории новой философии
Он уделял огромное внимание развитию диалектического
Волюнтаристский взгляд на историю
Имитирующих отдельные стороны психической деятельности
Выдвигая на первый план значение художественного творчества в познании явлений жизни развития деятельности

сайт копирайтеров Евгений