<<< ΛΛΛ >>>
Первая. Можно сохранить общую линию марксистского анализа (диалектическое
противоречие между производительными силами и производственными отношениями),
допустив, однако, что «классическое» определение производительных сил является
определением ограниченным, и расширить анализ в терминах производительных сил на
все закрытое для такого рода исследование поле знаков и коммуникаций. Это
повлечет высвобождение противоречий, порожденных теоретическим и практическим
расширением предмета политической экономии. Таковой была исходная гипотеза
Энзенбергера в его статье в «New Left Review» («Constituens of a theory of the
media», осень 1970):
«Монополистический капитализм наиболее быстро и самым широким образом по
сравнению со всеми прочими сферами производства развивает индустрию сознания. Но
в то же время он вынужден ограничивать и тормозить ее развитие. Именно над этим
противоречием должна призадуматься социалистическая теория масс-медиа».
В конечном счете эта гипотеза принимает во внимание лишь факт расширения
товарной формы на все сферы общественной жизни и тот факт, что, в сущности, с
этих пор существует и «классическая» теория коммуникации, — «буржуазная»
политическая экономия знаков и их производства, — подобно тому, как начиная с
XVIII века существовала теория материального производства, — классовая
теоретическая дисциплина[1], до сих пор не получившая никакой критической
оценки, которая была бы логическим продолжением критической теории Маркса своего
времени. Подобная критика политической экономии знака была невозможной из-за
отнесения всей ее области к надстройке. Таким образом, гипотеза Энзенбергера в
<<< ΛΛΛ >>>
Будто бы превращение масс медиа в подлинное средство коммуникации технически коммуникации качестве Сами оказываются интегрированными в процесс передачи информации Кладет конец специфичности действия революционного Это мистификация социалистического предопределения масс медиа Бодрийар Ж. Реквием по массмедиа современной философии 8 искажения
|