ΛΛΛ >>>
>
Бодрийар Ж. Реквием по масс-медиа
Теории масс-медиа не существует. «Революция масс-медиа» до сих пор остается
эмпиричной и мистической как у Маклюэна, так и его противников. Маклюэн с
присущей канадцам резкостью говорит, что теория Маркса — современница
промышленности эпохи пара и возникновения железных дорог — претерпела
революционные изменения еще при жизни ее основателя, во времена появления
телеграфа. Это откровенное высказывание означает, что Маркс в своем
материалистическом анализе производства как бы исключает язык, знаки, средства
коммуникации из производительных сил. По правде говоря, у Маркса даже не
существует теории железных дорог, в которой бы те понимались как «медиум», как
средство связи: Маркс рассматривает железные дороги, равно как и все развитие
техники, лишь под углом зрения производства, производственного, материального,
инфраструктурного базиса, единственно определяющего развитие общественных
отношений. «Способ коммуникации», обреченный оставаться промежуточной идеальной
реальностью и «слепой» социальной практикой, на протяжении целого столетия имел
все возможности «совершать революцию», абсолютно ничего не изменяя в теории
способа производства.
При том условии, что мы не рассматриваем обмен знаками в качестве
«надстроечного» измерения жизни человеческих существ (что уже является
революционным по отношению к марксистскому наследию), которых «единственно
верная» (материалистическая) теория определяет как «производителей их
собственной жизни» (т. е. благ, предназначенных для удовлетворения
ΛΛΛ >>>
eview производства производительных Изменяя в теории способа производства Бодрийар Ж. Реквием по массмедиа современной философии 7 превращение Значимость публичного представления революционизирует произведение искусства Или так теория производства Бодрийяр Ж. Прозрачность зла философии
|