Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В основном, именно от понимания роли опосредствования Гегель оценивает развитость идеи триады. Говоря об абстрактной основе этой идеи у древнегреческих философов, не забывая неоплатоников, он признает, что у Платона она выступает “несколько конкретнее: природа одного и другого, в себе различенное, иное, и третье, которое есть единство обоих”[48]. К сожалению Гегель упоминает неоплатоников вскользь, хотя тот же Прокл, как подмечает Лосев, полагал, что “вещь, взятая сама по себе, без всякого триадического осмысления, есть не вещь, но неизвестно что, бессмысленная вещь”[49]. Учитывая безусловное признание Проклом реальности вещи, можно сказать, что ее и “взять саму по себе” невозможно “без триадического осмысления”. И поэтому Прокл заслуживает почти такой же оценки, что и триадическая методология Канта: “В новейшее время благодаря кантовской философии вновь был пробужден интерес к троичности как типу внешнего рассмотрения, как к схеме - на этот раз уже в очень определенных мыслительных формах”[50].

Подводя итог всему вышесказанному и как бы продолжая мысль Гегеля, можно отметить “интерес к троичности” в наше время, благодаря обостренному интересу к человеческой форме бытия - деятельности. Троичная структура деятельности скрывает в себе многовековую тайну Божественной Троицы.

Сноски и примечания

[1] Раушенбах Б.В. Логика троичности// Вопросы философии. 1993.№3.С.62-70.

[2] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. М., 1988. С. 134.

[3] Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994. С. 285.

[4] Центральный государственный исторический архив СССР (ЦГИА). Ф. 834. Оп. 2. № 1316. Л. 314. - Цит. по: Аржанухин В.В. Философское образование в России в XVII веке// Философ. науки. 1987. № 2. С. 50.

[5] Сейчас, как известно, говорят о семи цветах, но художники первичными цветами также называют три цвета. Правда, выделяют вместо зеленого (наряду с красным и синим) желтый, поскольку зеленый образуется при наложении желтого и синего.

[6] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Опыт тысячелетнего развития. Кн.1.М., 1992, С.47.

[7] Нам представляется, что именно эта характерная черта синтеза выражается Платоном в “Филебе” при использовании термина “смешение” вместо “числа”. На наш взгляд, А.Ф.Лосев не учитывает этого момента, когда критически оценивает предпочтение Платоном “неопределенного термина “смешение” понятию “числа” (Платон.Собр.соч. в 4-х т.,М., 1994. Т.3. Примечание. С.520). Правда в другом месте, при оценке “фигурной триады” Прокла, которая “была до чрезвычайности популярна решительно во все периоды античной мысли”, А.Ф.Лосев тонко подмечает: “Ясно, что здесь уже мало только одних числовых соотношений”. (Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн.2. М., 1988. С.136-137)

[8] Термин “опосредствование” даже этимологически (по сходству со словом “середина” и особенно со словом “средство”) более корректен, чем “синтез”.

[9] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн.1. М., 1992. С.48-49. Однако важно здесь сделать уточнение: речь не идет о механическом оперировании логическими подходами античных философов, хотя они и использовались в христианских диспутах. Логика триады неизбежно возрождалась при решении проблемы Святой Троицы. Эта логика объективна, как писал еще Аристотель в книге “О небе”, касаясь Триады: “...нами предводительствует сама природа, и мы следуем за ней”.(I, 1, 268 а 10-20).

[10] В отличие от субординационной логики Плотина, Порфирий под влиянием трактата “Халдейские оракулы” отрицал субординационализм трех ипостасей.(Findlay J.N. Ascent to the Absolut. London, 1970. глава “Toward a New-Neoplatonism”) С Финдлеем, правда осторожно, соглашается А.Ф.Лосев. (История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн.1., М. 1992. С. 26). У христианина Синезия, знакомого с точкой зрения Порфирия ипостаси рассматриваются на одной горизонтальной плоскости. Правда, полностью избежать субординационализма избежать не удавалось. Над Троицей ставилось Единое.

[11] См. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов ( в связи с философскими учениями того времени), т. 1. Тринитарный вопрос (история учения о Св. Троице). Сергиев Посад. 1914.

[12] Из них наиболее известные: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Каппадокийцы получили свое название из-за местности в Малой Азии - Каппадокии. На персидском языке “Каппадокия” означает “земля хороших людей”.

[13] По этому вопросу дает разъяснение редактор 3-го тома И.Д.Рожанский. Аристотель. Соч. В 4-х т. Т.3. М., 1981. С.501 (примечания).

[14] Фишер К. История новой философии. Декарт, его жизнь, сочинения и учение. Санкт-Петербург. 1994. С.26.

[15] Толкование энергии как актуальной деятельности дано и в “Краткой философской энциклопедии” (М.,1994. С.540), базирующийся на материалах статей из философских словарей Германии, США и Англии.

[16] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С.301. Чанышев А.Н. сам, “глубоко подметив”, роль деятельности у Аристотеля, очень удачно выделяет при рассмотрении теологии Стагирита, причинную триединость Бога (формальная, движущая и целевая причины). Напомним, что четвертой причиной по Аристотелю выступает материя и лежащий в ее основе субстрат. В качестве формальной причины бог есть вместилище сверхчувственных, обособленных от материи, сущностей. Как движущая причина бог есть перводвигатель и как целевая – цель, желания, мысли, любовь.

[17] Hengry P. Auqustine on Personality. The Saint Auquatine Lecture. New York. 1960. С.1-3.-Цит. по: А.Ф.Лосев История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн.1. М., 1992. С.83.

[18] Вдовина И.С. Французский персонализм. М., 1990. С.28.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Изучая человека

Философия религии

сайт копирайтеров Евгений