<<< ΛΛΛ >>>
бессознательным творчеством гения или, идя от воспринимающего, обратим внимание
«а понятийную неисчерпаемость подлинно художественного высказывания — в любом
случае эстетическое сознание может опе-
256
реться на то, что художественное произведение само говорит о себе.
С другой стороны, герменевтический аспект настолько всеобъемлющ, что он
неизбежно включает также и опыт прекрасного в природе и искусстве. Если
фундаментальная конституция историчности человеческого бытия заключается в его
понимающем общении с самим же собой, а это по необходимости значит — с полнотой
своего опыта мира, то сюда входит и вся традиция. Она охватывает не только
тексты, но также и институты, и жизненные формы. И тому процессу интеграции,
который поручен как задача человеческой жизни, поскольку она включена в
традицию, принадлежит прежде всего встреча с искусством. Больше того, имеет
смысл спросить, не заключается ли неповторимая актуальность художественного
произведения как раз в том, что оно безгранично открыто для новых и новых
интеграции. Пусть создатель произведения думает каждый раз о публике своего
времени; подлинное бытие его создания заключается в том, что оно способно
сказать, а это в принципе выходит за пределы всякой исторической ограниченности.
Тем самым художественное произведение принадлежит вневременному настоящему. Но
это не значит, что оно не ставит перед нами задачу своего понимания или что в
нем не играет роли, среди прочего, также и его историческое происхождение.
Необходимость исторической герменевтики оправдана как раз тем, что, как ни
<<< ΛΛΛ >>>
Гадамер Г. Эстетика и герменевтика 4 высказывания Как искусство передачи иноязычного высказывания доступным для понимания образом герменевтика Тем самым художественное произведение принадлежит вневременному настоящему Гадамер Г. Эстетика и герменевтика 10 справедливо
|