<<< ΛΛΛ >>>
способом, каким оно сказано, оказывается неким обнаружением, то есть раскрытием
сокрытого. Отсюда наша затронутость. «Так правдиво, так бытийно» только
искусство, и больше ничто из известного нам. Все перед ним, бледнеет. Понимая,
что говорит искусство, человек недвусмысленно встречается, таким образом, с
самим собой. Но как встреча со своим собственным существом, как вручение себя
ему, включающее умаление перед ним, опыт искусства есть в подлинном смысле опыт
и каждый раз требует заново справляться с задачей, которую ставит всякий опыт:
задачей его интеграции в совокупность собственного ориентирования в мире и
собственного самопонимания. Язык искусства в том и состоит, что он обращен к
интимному самопониманию всех и каждого — причем говорит всегда как современный и
через свою собственную современность. Больше того, именно эта современность
позволяет произведению стать языком. Все сводится к тому, как говорятся вещи. Но
это не значит, что рефлексии подлежат средства высказывания. Наоборот: чем
убедительнее что-либо говорится, тем более доходчивым и естественным кажется
уникальное и неповторимое в этом высказывании; то есть адресат высказывания
целиком сосредоточивается на том, что ему тут говорится, и это ему основательно
мешает перейти к дистанцированному эстетическому восприятию. Рефлексия над
средствами, впрочем, вторична по отношению к сущностной сосредоточенности на
говоримом, ибо она, как правило, отсутствует там, где люди общаются друг с
другом лицом к лицу. Сказанное — вовсе не то, что вырисовывается перед нами как
специфическое содержание в логической форме суждения. Оно означает, скорее, то,
что человек кочет сказать и что нам следует позволить себе сказать. Понимания
<<< ΛΛΛ >>>
Произведение Традиция охватывает все от применения орудий В одном важном смысле она находит себе оправдание лишь в опыте искусства произведение времени Заключается ли неповторимая актуальность художественного произведения как раз в том
|