ΛΛΛ >>>
>
Гадамер Г. Эстетика и герменевтика
Источник: Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. c.255-265.
(номера страниц по первоисточнику указаны в конце страницы).
Если видеть задачу герменевтики в строительстве мостов через человеческую или
историческую пропасть между духом и духом, то опыт искусства вроде бы совершенно
выпадает из ее сферы. Все-таки ведь среди многого, с чем мы встречаемся в
природе и истории, искусство говорит с нами всего непосредственнее и дышит
загадочной, охватывающей все наше существо доверительностью, словно тут вообще
нет никаких пропастей и всякая встреча с произведением искусства равнозначна
нашей встрече с нами самими. Тут можно сослаться на Гегеля. Он причислял
искусство к образованиям абсолютного духа, то есть видел в нем такую форму
самопознания духа, куда не входит уже ничего чуждого и непроницаемого, никакой
случайности действительного, никакой невразумительности сырого факта. В самом
деле, между произведением и всеми воспринимающими его имеет место как бы
абсолютная одновременность, нерушимо утверждающая себя наперекор всякому росту
исторического сознания. Действенность художественного произведения и его
коммуникативная сила не остаются в границах своего первоначального исторического
горизонта, в котором созерцатель был реальным современником создателя
произведения. Похоже, художественному явлению присуще, наоборот, то, что у
произведения искусства есть всегда свое собственное настоящее, что оно лишь
очень отчасти привязано к своему историческому происхождению и является прежде
всего выражением правды, вовсе не обязательно совпадающей с тем, что конкретно.
ΛΛΛ >>>
Вопроса о языке искусства Иная предлагаемая трактовка уместности восприятия верной Всякая встреча с произведением искусства равнозначна нашей встрече с нами самими Заключается ли неповторимая актуальность художественного произведения как раз в том философии Фофанов В. Всемирная история как рефлексия цивилизаций
|