Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Нужно ли было для этого испрашивать разрешение из Рима?

Напротив! Ему бы требовалось разрешение, если бы он надумал править службу по латинскому обряду. Ведь он был рожден в византино-славянскои традиции, а по католическому церковному праву это означает, что он должен в таковой традиции и оставаться. В противном случае при переходе в католичество он должен был бы специально оговорить, что формально принимает также и латинский обряд. Но как раз этого-то он для себя и не желал.

Так что он никогда не служил по латинскому обряду?

Почему же? Например, он очень любил так называемую «тихую мессу», нередко, находясь в пути, служил ее для себя одного. Эта особенность, думаю, опять-таки восходит к кругу мечевцев: так, уже упомянутый епископ Серафим Дмитровский очень любил «служить келейно». Келейное служение литургии по-православному, в силу его продолжительности, в дорожных условиях не всегда удавалось, так что он выбирал более простой латинский обряд.

О. архимандрит Хризостом пользовался в вашем монастыре высоким уважением. С чем оно связано?

Прежде всего он был очень благочестивым человеком. А с возрастом он приобрел некоторые традиционные черты русского старца. Вокруг него, как и вокруг оптинских старцев, была определенная аура, некое излучение, и оно оказывало облегчающее и освобождающее действие. Он был немногословен с посетителями, но те уходили от него потрясенные.

Был ли он сведущ в науках?

Его общее образование я бы назвал феноменальным. Он имел отменную философскую подготовку. А как он знал всемирную литературу! По-русски он помнил наизусть не меньше пятисот стихотворений. И, конечно, знал всю русскую классическую прозу. Он хорошо знал также немецкую, английскую, французскую, итальянскую, испанскую и скандинавскую литературы, читал польскую на языке оригинала. Кроме того, он был знатоком живописи. Но прежде всего он был прирожденным историком, историком Церкви.

Если я правильно понимаю магистральную линию его книги «Религиозные силы в русской истории», то в ней проводится мысль, что Русская Православная Церковь во все времена противилась незаконным деяниям светской власти. Так в какие же периоды нашей истории, по мнению о. Хризостома, можно говорить о «симфонии» духовной и светской властей?

21

В Киевское время. После конфликта царя Ивана Грозного с митрополитом Филиппом светская власть все больше и больше ограничивала возможности церкви, а Петр I вообще положил конец симфонии, ибо избирать патриархов было запрещено.

Так можно ли предполагать действительное существование этой вожделенной симфонии, если ее, строго говоря, никогда не наблюдалось,— может быть, за исключением правления св. Владимира?

Симфония — это идеал, а идеалы редко воплощаются в реальной жизни. Обычно наблюдаются тенденции или к цезаропапизму или к папоцезаризму. Тем не менее идеал всегда должен быть перед нашими глазами.

Верите ли вы в то, что подобная симфония способна сложиться в России?

Кто знает, что произойдет в России завтра? Но в любом случае похвально стремиться к этой симфонии. Правда, ситуация значительно переменилась. Если раньше партнерами были православное государство и православная церковь, то теперь ими стали либеральное государство и религия вообще. И вот еще факт, какого раньше не могло быть,— примерно одна треть русского населения крещена, но ей противостоят две трети некрещеных! Если в прежней России симфония была «синэргией», сотрудничеством двух православных партнеров, то сейчас речь может идти лишь о всеобщем сотрудничестве на общеприемлемой этической основе. Я уверен, что в будущем в России никакая государственная церковь просто невозможна. Во всяком случае, само это выражение «государственная церковь» едва ли снова войдет в употребление. Речь может идти лишь о распределении ролей, которые способны сыграть отдельные церкви. И предпосылкой этого является безоговорочно признанная свобода всех церквей и конфессий.

О. архимандрит, позвольте теперь обратиться к вашей личной судьбе. Вы упоминали о том, что в Нидералтайхе был хор, певший по-славянски. Но вот сейчас вы с братией посте по-немецки. Когда произошла эта смена языков?

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ириней. Корабль Христов 8 германии
В экклезиологическом отношении эти униаты действительно представляют собой проблему
Вину за ухудшение в отношениях между двумя церквями следует отнести на счет римской догмата действительно

сайт копирайтеров Евгений