Пиши и продавай! |
а другие монахи, в том числе и природные немцы,— особенно из числа новой братии,— подхватили инициативу. Так было дело? В общем так, если только уточнить, что они сами уже нашли здесь готовый к реализации замысел о. настоятеля. Вот и вы, о. архимандрит, продолжаете дело скончавшегося архимандрита Иоанна-Хризостома. Я бы очень просил вас обрисовать этого выдающегося человека. Ведь вы, несомненно, отлично его помните. Именно ему я обязан тем, что приехал в Нидералтайх и остался здесь. Начав свои занятия в Риме, я, собственно, и не помышлял о том, чтобы стать монахом. Когда я познакомился с иеромонахом Иоанном-Хризостомом, ему было всего лишь 35 лет. Благодаря беседам с ним я почувствовал всю красоту русских святых. Мне стало очевидно, что в Православной Церкви монашество имеет несравненно большее значение, чем в католичестве. Монашество просто неотделимо от православной духовности. Эти личные беседы чудесным образом дополнялись лекциями другого русского человека, проф. Ивана Кологривова, в Institute Orientale. Через три года я принял твердое решение поступить в братию монастыря св. Маврикия в Нидералтайхе. Как выглядел о. Иоанн-Хризостом? Он был высок ростом, примерно 1,85 м. Телосложение его было основательное. Он не был толст, но очень силен и как-то массивен. Во время войны ему пришлось проделать немало пеших переходов в мороз, так что у него было хроническое расширение вен. Но хотя внешне он выглядел неповоротливым, он был чрезвычайно находчив. У него был типично русский дар рассказчика, причем, подобно Гоголю, он тяготел к гротеску. Импровизируя, он умел так разукрасить историю, что слушатели смеялись до слез. Он был также неплохим поэтом — в манере Фета, которого боготворил, но, поступив в монастырь, перестал сочинять стихи. Из раннего своего стихотворного собрания он ничего не опубликовал, может быть, остерегаясь упреков, что инок сочиняет стихи не на духовные темы. А происходил он из каких кругов? Со стороны отца он принадлежал к так называемому «колокольному дворянству», по родословная его матери восходила к боярам. Родился он в 1915 году и до пятнадцати лет жил в своем родном Смоленске, где его отец преподавал латынь и древнегреческий в гимназии. В 1930 г., досрочно получив аттестат зрелости, молодой человек стал учительствовать в деревнях Рыжкове и Сопоть Смоленской области. Затем продолжил образование в Московском институте иностранных языков. А как он подал в Германию и почему остался здесь? Современному человеку это, возможно, будет трудно понять. Василий Пляшкевич был пламенным патриотом, и он горячо 17 поддерживал идею царской России. Поэтому когда началась война и молодой студент, призванный в армию, оказался на линии фронта, он перешел к немцам в первый же день. Его замысел состоял в том, чтобы присоединиться к борьбе за освобождение России от большевистского ярма. Так что, он влился в армшо Власова? Нет, во-первых, к тому времени РОА еще не была основана. А во-вторых, эта армия, несомненно, показалась бы ему слишком ленинской. Отлично владея немецким языком, он добился службы в германской армии. Он поверил словам Гитлера о том, что его, Гитлера, целью является восстановление монархии в Германии. В. Пляшкевич был приверженцем идеи «трех императоров» (России, Австрии и Германии). Ему представлялось, что после того, как монархия будет восстановлена в Германии, окажется возможным восстановить ее и в России. Но вскоре его постигло разочарование, потому что Гитлер изменил своим прежним планам. И, естественно, ничего кроме ожесточения не могло вызвать у молодого человека увиденное им в тылу: там нацисты установили режим террора. Предпринимал ли он попытки как-то помогать русским пленным? Да, и особенно — гражданскому населению. Он с удовольствием рассказывал, что «умелыми переводами» ему удавалось побудить местных германских начальников принимать такие меры, которые приносили гражданскому населению пользу. Ну, а с чем была связана его приверженность церковной традиции? Экуменическое положение действительно ухудшилось |
|
|
|