Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

У нас, собственно, нет прихода в привычном смысле слова. Просто некоторые верующие из числа немецких католиков приходят к нам на службу. Иногда это те, кто разочаровался в литургической реформе Римской церкви, поскольку вместе с нею в богослужение пришла духовная холодность. Иногда это даже безрелигиозные люди, которые через наше посредство обретают свой путь к вере. В восточной литургии действительно представлены такие чудесные силы, которые, к сожалению, теперь отсутствуют в западных богослужебных последованиях. На Западе акцент делается на истинности веры и на Божественной благодати, но о красоте иногда забывают. Хорошо известны слова Достоевского: «Красота спасет мир». Он, конечно, имел в виду красоту Божию. И красота эта особенно ощутима в восточно-православном богослужении.

24

И много людей бывает за службой? Я заметил, что многие из присутствовавших подпевали. Они, выходит, знают и текст и мелодию.

Некоторые посещают нас каждое воскресенье. Кое-кто бывает раз в три-четыре недели. Немалое число приезжает издалека — из Регенсбурга, Мюнхена или даже из еще более отдаленных городов. И такие могут позволить себе приехать лишь на праздники.

Вы называете практикуемый вами обряд «византийским». Но не равнозначно ли понятие «византийский» понятию «греческий»?

Не равнозначно. В литургике проводится такое различие. Вся семья церквей и народов, получивших христианство от Византии, так и называется «византийской». Внутри семьи различаются члены: «византино-греческий» обряд, «византино-русский», «византино-славянский», «византино-румынский», т. е. здесь уже на первый план выступает язык.

Но в таком случае почему в вашем наименовании обряда пропущено это слово «славянский»?

Но ведь мы служим не по-славянски, а по-немецки.

Правильно, однако музыка у вас по большей части все же славянская, точнее сказать, русской традиции.

Да, музыка славянская и русская. Также и типикон, которым мы руководствуемся,— русский.

Теперь — вопросы из практики экуменической жизни. За каждой литургией мы молимся «о соединении всех (божиих церквей)», но это важное прошение, говоря откровенно, не воспринимается нами всерьез. Мы просто не верим, что это «соединение» когда-либо состоится. Вероятно, было время, когда это желанное событие представлялось реальным. Но как раз в данный момент такого впечатления не складывается. Напомню, что действия католиков-униатов в Западной Украине вызывают резкую реакцию со стороны Московского патриархата. На такую же реакцию натолкнулось и назначение римскими властями «архиепископа Московского и всея Руси», первого главы всероссийской Католической Церкви. Москва видит в этом деянии нарушение соглашения, по которому обе церкви воздерживаются от взаимного прозелитизма. После всего этого сейчас трудно думать о «соединении». Какова ваша оценка сложившегося положения?

Сначала надо уточнить «самую малость». Рим не назначал никакого «архиепископа Московского и всея Руси». Назначен только лишь епископ-администратор, причем одновременно были назначены администраторы для Казахстана и Сибири. Хотя эти лица, как сказано, и имеют сан епископский, все же в их титуловании не упоминаются местности, которые они окормляют. Они так и называются: «временные управляющие». Как я слышал, именно

25

учитывая возражения Православной Церкви, Рим и воздержался от того, чтобы назначить этих трех иерархов подлинными епархиальными архиереями. Положение «администратора» можно уподобить викарному епископу в Русской Православной Церкви. Но даже если отвлечься от этих назначений, состоявшихся в апреле 1991 г., экуменическое положение действительно ухудшилось, и особенно пострадали отношения между Ватиканом и Московским Патриархатом. Все католические богословы из числа приверженцев экуменической идеи чрезвычайно сожалеют о подобном ухудшении. Также и Римский секретариат по единству христиан чрезвычайно обеспокоен тенденциями развития. К сожалению, этот ватиканский секретариат не имеет больше своего прежнего влияния. В Католической Церкви — впрочем, как в любой другой — можно обнаружить два направления: одно настроено более экуменично, а другое сохраняет приверженность старым конфессиональным категориям. И это второе направление, как представляется, сейчас берет верх. А теперь я постараюсь объяснить, чем вызвано подобное ухудшение. Никто не отрицает, что после второй мировой войны на различных территориях Европы местные униатские церкви были насильственно присоединены к Православной Церкви. Так поступили все большевистские властители, а за ними стоял, конечно, Сталин. Теперь же, в период политической перестройки, эти верующие вновь обрели возможность свободно воссоздать свою церковную организацию. К сожалению, эта реставрация принимает иногда нехорошие формы. По-человечески можно понять людей, которые за сорок пять лет духовного пленения накопили в себе агрессивный заряд. И тем не менее: то, что можно понять по-человечески, не всегда понятно, если встать на церковную точку зрения. Иначе говоря, в нашем случае надо по отдельности рассматривать две стороны: гуманитарную и богословскую. На мой взгляд, сейчас налицо следующее трагическое разделение: Рим принимает во внимание исключительно одну лишь человеческую сторону, а патриархат односторонне держится только лишь богословия. И в первой, и во второй позиции кроется однобокость: православные считают униатов просто бывшими православными, в 1946 году вернувшимися в лоно матери-Церкви, а теперь почему-то эти униаты возникают снова, оставляют Православную Церковь и разрушают добрые отношения между Римом и Москвой. Рим же, напротив, видит лишь гуманитарное измерение проблему!, не интересуясь другими, так что вне его поля зрения остается богословская сторона дела. Требуя для униатов религиозной свободы, не замечают, что в экклезиологическом отношении эти униаты действительно представляют собой проблему и для Рима, и для Православия.

И что же, в Риме действительно не замечают тех беззаконий, даже жест'окостей, которыми временами сопровождается это восстановление Греко-Католической иерархии?

Вопрос, конечно, непростой. Ведь имелись же различные попытки разрешить все трудности в рамках совместной римско-русской

26

Комиссии. Но обнаружилось, что униаты далеко не всегда придерживаются достигнутых на Комиссии договоренностей. И вновь складывается впечатление, что Рим по отношению к униатам не всегда умеет настоять на своем.

Если подвести итоги: вас не радует назначение новых католических епископов, а также тот путь восстановления Греко-Католической Церкви, который мы видим реально?

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Церковь должна интенсивнее развивать диалог с учеными
Ириней. Корабль Христов 4 западных
Богословами древних восточных церквей

сайт копирайтеров Евгений