Пиши и продавай! |
Пение, сопровождавшее эти новые гимны (Деян.16:25; 1 Кор.14:15; Кол.3:16; Еф.5:19; Иак.5:13), вероятно, походило на пение, какое еще и поныне держится в церквах греков, маронитов и вообще восточных христиан, и представляет нечто вроде вопля, в котором нельзя различить отдельных нот[36]. Это не столько музыкальные модуляции, сколько форсировка голоса и быстро вибрирующие носовые звуки, похожие на стон. Исполнители этих странных напевов поют стоя, с неподвижным взглядом, с наморщенным лбом, с напряженным видом. Особенно торжественно с дрожью в голосе произносится слово: аминь. В литургии это слово играло важную роль. По примеру евреев (Чис.5:22; Втор.27:15 и сл.; Пар.16:36; Немм.5:13; 8:6), приверженцы новой веры употребляли его для выражения того, что вся толпа присоединяется к словам пророка или певца[37]; ему приписывали, быть может, некоторые мистические свойства, и произносили его с особенным одушевлением. Неизвестно, сопровождалось ли музыкальным аккомпанементом это первобытное духовное пение[38]. Что же касается пения не публичного, а того, которое верующие «пели в сердце своем» (1 Кор.3:16; Еф.5:16), изливавшегося от избытка чувств этих нежных душ, пылких и мечтательных, оно, вероятно, исполнялось вполголоса, как кантилены средневековых лоллардов[39]. Радостью дышали эти гимны, — такова их общая черта. У мудрецов секты одним из правил было: «печален ли кто из вас, пусть молится, весел ли кто — пусть поет» (Иак.5:13). Всецело предназначенная для назидания братии, эта первая христианская литература не записывалась. Никому не приходило в голову писать книги. Иисус проповедовал устно, его слова помнили. Разве не обещал он, что род его слушателей не прейдет, прежде чем он явится вновь? (Мф.16:28; 24:34; Мк.8:39; 13:30; Лк.2:27; 21:32). ПРИМЕЧАНИЯ[1] Нигде в литературе не упоминается столь часто слово «радость», как в Новом Завете. См. Еф.1:6; Рим.14:17; 15:13; Гал.5:22; Флп.1:25; 3:1; 4:4; 1 Ин.1:4 и т. д. [2] «Эбионим» значит «бедные». [3] Припомним год 1000-й. Все акты, начинающиеся формулой “Adventante mundi vespera” и тому подобными, заключали пожертвования в дар монастырям. [4] Hodgson в “Journal Asiat. Soc. of Bengal”, т. V, стр. 33 и след.; Эжень Бюрнуф “Introd. a l’histoire du buddhisme indien”, I, стр. 278 и след. [5] Лукиан, «Смерть Перегрина», 13. [6] Папирусы Туринский, Лондонский, Парижский, собр. Брюне де Прель. “Mem. sur le Serapeum de Memphis” (Париж, 1852); Эггер, “Mem. d’hist. ovc. et de philologie”, стр. 151 и след. и в «Заметках и извлечениях», т. XVIII, стр. 264–359. Заметьте, что родиной отшельнической жизни в христианстве был Египет. [7] Например, Иаков оставался всю жизнь чистейшим иудеем. [8] 1 Кор.10:16; Юстин, Apol. I, 65-67. [9] ?????????. Иосиф, Antiquit., XIV.10:8,12. [10] Лк.22:19; 1 Кор.11:24 и след. Юстин, loc. cit. [11] В 57 году евхаристия является уже учреждением старинным, так как она стала не чужда злоупотреблений. 1 Кор.11:17 и след. [12] Деян.20:7; Плиний, Epist., X, 97; Юстин, Apol. I, 67. [13] Плиний, Epist., X, 97. [14] Ин.20:26 недостаточно для доказательства противного. Эбиониты навсегда сохранили празднование субботы. Св. Иероним, In Matth, XII init. [15] Сравн. Евсевия, H. E., III.39 (по Папию). [16] Юстин, Apol., I, 39,50. [17] Pseudo-Abdias и пр. [18] Ср. Папий у Евсевия, H. E., III.39; Поликрат, ibid. V.24; Климент Александрийский, Strom., III, 6; VII, 11. [19] Например, ?????????, быть может ??????. См. Wescher в “Revue archeol.”, апрель, 1866 г., стр. 352–353. [20] Деян.13:1 и след.; Климент Александрийский у Евсевия, H. E., III.23. Павел совершенно отделяет эти явления одно от другого |
|
|
|