Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

[17] Мф.28:9. Сказанное у Матфея (Мф.28:9-10) повторяет Иоанн (Ин.20:16-17).

[18] Ин.20:11-17; и совершенно то же: Мк.16:9-10. Сравните оба повествования с менее удовлетворительным изложением Матфея (Мф.28:1-10) и Луки (Лк.24:1-10).

[19] Лк.24:34; 1 Кор.15:5; окончание Марка в рукописи L. Отрывок же Евангелия от Евреев, в “Epist. ad Smyrn.” св. Игнатия, 3 и “De viris ill.” св. Иеронима, 16, относят, по-видимому, «явление Петру» на вечер, соединяя его с явлением всем апостолам. Но св. Павел совершенно отделяет эти явления одно от другого.

[20] Лк.24:22-24,34. Отсюда явствует, что известия распространялось каждое особо.

[21] Мк.16:1-8. У Мф.28:9-10 находим как раз обратное. Но свидетельство Матфея грешит против синоптической системы, по которой женщины видели только ангела. По-видимому, евангелист пытается здесь согласовать факты с четвертым Евангелием, по свидетельству которого Иисуса видела только одна женщина.

[22] Мф28:2 и след.; Мк.16:5 и след.; Лк.14:4 и след., 23. Сообщение об этом явлении ангелов находится даже в четвертом Евангелии (Ин.20:12-13), которое относит его к Марии Магдалине и тем самым окончательно затемняет событие. Евангелист, по-видимому, не хочет расстаться с этой версией, дошедшей до него в преданиях.

[23] Мф.28:1 и след.; у Матфея этот рассказ является сильно преувеличенным. Землетрясение и присутствие стражей — подробности, добавленные уже впоследствии.

[24] Шесть или семь отдельных сообщений о событиях, имевших место утром (два или три у Марка, остальные у Павла, не говоря уже о Евангелии от евреев) совершенно расходятся между собой.

[25] Мф.26:31; Мк.14:27; Ин.16:32; “Apol.” Юстина, I, 50; “Dial. cum Tryph.”, 53, 106. Здесь Юстин свидетельствует, что с момента смерти Иисуса ученики совершенно отреклись от него.

[26] Посмотрите, напр., Кальмейль “De la folie au point de vue pathologique, philosophique, historique et judiciaire”. Paris, 1845, 2 т.

[27] См. “Lettres pastorales”, Журье, 1-й год, 7-е письмо; 3-й год, 4-е письмо; “le Theatre des Gevennes” (Лондон, 1707), стр. 28, 34, 38, 102, 103, 104, 107; “Memoires de Court.” у Саюса; “Hist. de la litter. francaise a l’etranger”, XVII sicle, I, p. 303; “Bulletin de la Societe de l’hist. du protest. franc.”, 1862, стр. 174.

[28] Лука определяет это расстояние в 60, а Иосиф в 30 стадий от Иерусалима. Слово ????????, которое встречается в некоторых рукописях и изданиях, есть поправка, внесенная христианами. См. издание Диндорф. Самое вероятное местоположение Еммауса — это в Кулонии, местечко почти в центре долины по дороге из Иерусалима в Яффу. См. “Ierusalem und des Heilige Land.” Сепп, 1863, I, стр. 56. Буркену “Etudes rel. hist. et litt.”. P. P. de la Soc. de Iesus 1863, no 9, расстояние дано точно в “Das neutestamentliche Emmaus”, Цшокке (Шаффгаузен, 1865).

[29] Мк.16:14; Лк.24:33 и след.; Ин.20:19 и след.; Ев. от евр., св. Игнатий, “Epist. ad Smyrn.”, 3 и св. Иероним, “De viris ill.”, 16; 1 Кор.15:5; Юстин, “Dial. cum Tryph.”, 106.

[30] На одном из островов, лежащих против Роттердама, население которых строго придерживается кальвинизма, существует верование, что Иисус является в последнюю минуту каждому умирающему, чтобы дать ему отпущение грехов. И многие действительно видят его.

[31] Чтобы убедиться в возможности подобных галлюцинаций, достаточно вспомнить массу случаев из современной жизни, когда собравшиеся люди, все без исключения, слышали звуки, которых, как это потом выяснялось с достоверностью, в действительности не было. Напряженное ожидание, работающая фантазия, жажда веры, порой даже невинное желание угодить другим, — все это легко объясняет те из подобных феноменов, которые не являются результатом сознательного обмана. Такая любезная уступка чужому желанию всегда возможна со стороны людей добродушных, которым не хочется, чтобы опыт окончился неудачно, чтобы хозяин дома оказался в неловком положении. Когда ждешь чуда, бессознательно помогаешь его появлению. На подобного рода собраниях нет места ни сомнению, ни недоверию. Своим недоверием мы огорчили бы и тех, кто верит, и тех, кто нас пригласил. Вот почему такие опыты удаются только в небольшом кружке. Гораздо менее они успешны перед большой аудиторией и совершенно проваливаются перед лицом людей науки.

[32] Ин.20:22-23, где он повторяет слово в слово сказанное Лк.24:49.

[33] Ин.20:24-29; сравните Мк.16:14; Лк.24:39-40; окончание Марка, сохранившееся в “Adv. Pelag.” св. Иеронима.

[34] «Noli me tangere» буквально значит «не тронь меня». (Примечание переводчика.)

[35] Замечательно, что Иоанн, по свидетельству которого мы передаем этот рассказ, ни разу не имел видений один, а всегда вместе с кем-нибудь.

[36] Ин.20:26. Текст Ин.21:14 совершенно справедливо свидетельствует, что в Иерусалиме было только два явления собравшимся ученикам. Тексты же Ин.20:30 и 21:25 сообщают, что их было больше. Сравните Деян.1:3.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Галилейские женщины
Ливаний
В его посланиях виден человек большого ума

Могут даже возникать сомнения

сайт копирайтеров Евгений