Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

[12] Ямвлих (De myst., отд. III, гл. 6) излагает целую теорию таких сошествий Св. Духа, сопровождавшихся световыми явлениями.

[13] Ср. Вавилонский Талмуд, Хагига, 14b, Мидрашим “Schir hasschirim rabba”, 10b; “Ruth rabba” 42a; “Koheleth rabba” 87a.

[14] Деян.2:5 и сл. Таково наиболее вероятное толкование рассказа. Впрочем, быть может, его надо понимать в таком смысле, что каждый из проповедующих в каждом отдельном случае говорил на особом наречии.

[15] Деян.2:4. Ср. 1 Кор.12:10,28; 14:21-22. Относительно аналогичных фантазий см. у Кальмейля, “De la folie”, I, стр. 9, 262; II, стр. 357 и сл.

[16] Иерусалимский Талмуд, Sota, 21b.

[17] Завет двенадцати патриархов. Иуда, 25.

[18] Мк.16:17. Не надо забывать, что в древнееврейском, как, впрочем, и во всех древних языках (см. мою книгу “Origine du langage”, стр. 177 и сл.), слова «чужеземец», «чужеземный язык» производились от слов, означавших «заикаться», «лепетать», ибо невежественным, наивным народам всякое незнакомое наречие казалось каким-то неясным лепетаньем заики. См. Ис.28:11; 33:19; 1 Кор.14:21.

[19] 1 Кор.13:1, принимая во внимание предыдущее.

[20] Плутарх, “De Pythive oraculis”, 24. Ср. прорицание Кассандры в «Агамемноне» Эсхила.

[21] Жюрьё “Lettres pasturales”, 3-й год, 3-е письмо; Миссон, “Le Theatre sacre des Cevennes”, стр. 10, 14, 16, 18, 19, 22, 31, 32, 36, 37, 65, 66, 68, 70, 94, 104, 109, 126, 140; Брюэй, “Histoire du fanatisme” (Монпелье, 1709), I, стр. 145 и сл.; Флешье, “Lettres choisies” (Лион, 1734), I, стр. 353 и сл.

[22] Карл Газе, “Hist. de l’Eglise”, § 439 и 458, 5; протестантский журнал “l’Esperance”, 1 апр. 1847 г.

[23] Голь, “Bruchstucke aus dem Leben und den Schriften Ed. Irving’s” (Сен-Галль, 1839), стр. 145, 149 и сл.; Карл Газе, “Hist. de l’Egl.”, § 458, 4. О мормонах см. Реми, “Voyage”, I, стр. 176–177, примеч.; 259–260; II, стр. 55 и сл. О конвульсионерах Сен-Медара см. в особенности Карре де Монжерон, “la Verite sur les miracles” и т. д. (Париж, 1737–1741), II, стр. 18, 19, 49, 54, 55, 63, 64, 80 и сл.

[24] Кол.3:16; Еф.5:19 (??????, ?????, ???? ???????????). См. первые главы Евангелия от Луки. Ср. в особенности Лк.1:46 с Деян.10:46.

[25] 1 Кор.14:22. ?????? в посланиях св. Павла часто сопоставляется с ???????. На спиритические явления смотрят как на ????????, т. е. на чудеса.

[26] Ириней, “Adv. haer.”, V.6:1; Тертуллиан, “Adv. Marcion.”, V.8; “Constit. apost.”, VIII, 1.

Постоянная совместная жизнь в единой вере, едином уповании неизбежно породила много общих привычек. Вскоре в этой первоначальной церкви установились известные правила, сообщившие ей некоторое сходство с общежительной монашеской жизнью, которая впоследствии проникла в христианство. К этому приводило многое в учении Христовом; истинный идеал жизни, по Евангелию, есть монастырь, не обнесенная решетками иноческая обитель, не затворничество по образцу средневекового с подразделением обоих полов, но тихий приют среди суеты мирской, убежище, уготованное для жизни дух, свободная община или тесное маленькое братство, оградившее себя извне, чтобы удалиться от забот, мешающих свободе царствия Божия.

Итак, первые христиане жили в сообществе, имевшем единое сердце и единую душу (Деян.2:42-47; 4:32-37; 5:1-11; 6:1 и сл.). Никто не владел личной собственностью. Становясь учеником Иисусовым, всякий продавал свое имение и приносил его в дар общине. Затем старшины общины распределяли общее имущество между всеми, каждому по его нуждам. Жили все они в одном квартале (Деян.2:44,46,47). Пищу они вкушали все вместе, продолжая придавать этой трапезе мистическое значение, преподанное Иисусом (Деян.2:46; 20:7,11). Они проводили в молитвах долгие часы. Эти молитвы иногда импровизировались вслух, но чаще были мысленными, молчаливыми. Нередко впадали в экстаз и беспрерывно считали себя осчастливленными божественным вдохновением. Между ними царило полное согласие: ни догматических распрей, ни пререканий о первенстве. Дорогое воспоминание об Иисусе примиряло все разногласия. Все сердца были исполнены радостью живой и глубокой[1]. Сурова была их мораль, но проникнута сладостным и нежным чувством. Собирались то в одном, то в другом доме для молитв и радений (Деян.12:12). Воспоминание об этих двух–трех первых годах христианства осталось как бы воспоминанием о земном рае, к которому отныне будет стремиться в мечтах своих христианство и к которому тщетно будет пытаться вернуться. В действительности же, как всякому очевидно, такая организация могла существовать лишь в очень маленькой церкви. Впоследствии монашеская жизнь поставит себе этот первобытный идеал, который всеобщая церковь откажется от мысли когда-либо осуществить.

Что нарисовавший нам картину этой первой христианской общины в Иерусалиме автор «Деяний» несколько сгустил краски и в особенности преувеличил господствовавшую в ней общность имуществ, это, конечно, возможно. Автор «Деяний» вместе с тем автор третьего Евангелия, он и в описании жизни Иисуса имеет привычку видоизменять факты сообразно своим теориям. И у него зачастую очень заметно сказывается склонность к учению эбионизма, т. е. абсолютной бедности[2]. Тем не менее рассказу «Деяний» нельзя отказать в фактическом основании. Если бы даже Иисус не изрекал ни одной из тех коммунистических истин, какие находим в третьем Евангелии, — несомненно, что духу его проповеди вполне соответствует отречение от земных благ и милостыня, доведенная до полной раздачи всего состояния своего. Вера в конец мира всегда порождала отвращение к земным благам и стремление жить сообща[3]. Повествование «Деяний» к тому же вполне соответствует тому, что нам известно о происхождении других аскетических религий, как, напр., буддизма. Такие религии всегда начинаются с подвижнической жизни. Их первые последователи — род нищенствующих монахов. Светский элемент появляется уже значительно позже, тогда, когда эти религии покорят себе целое общество, где монашеская жизнь может существовать лишь как исключение[4].

Итак, мы признаем в Иерусалимской церкви период, подобный жизни монашеской общины. Двумя веками позже христианство все еще производило на язычников впечатление коммунистической секты[5]. Напомним, что ессеи или терапевты уже дали образец такой жизни, вытекавший вполне законно из учения Моисея. Кодекс Моисея был, главным образом, нравственным, а не политическим; его естественным последствием была социальная утопия, церковь, синагога, монастырь, а не гражданское общество, не нация, не город. Уже в Египте, за несколько веков до того были при Серапеуме Мемфиском[6] затворники и затворницы, содержимые на счет государства, вероятно, во исполнение завещаний благотворителей. В особенности не надо забывать, что на Востоке отшельническая жизнь совсем не то, чем она была у нас на Западе. На Востоке, не имея никакой собственности, можно прекрасно наслаждаться природой и жизнью. В этих странах человек всегда свободен, так как у него мало потребностей, рабство труда там неизвестно. Мы готовы допустить, что коммунизм первоначальной церкви не был ни так ригористичен, ни так всеобщ, как хочет показать автор «Деяний». Достоверно лишь то, что в Иерусалиме находилась управляемая апостолами большая община бедных, куда стекались пожертвования со всех концов христианского мира (Деян.11:29-30; 24:17; Гал.2:10; Рим.15:26 и сл.; 1 Кор.16:1-4; 2 Кор.8–9).

Эта община, несомненно, должна была ввести довольно суровый устав, и несколько лет спустя понадобилось даже прибегнуть к мерам устрашения, чтобы возможно было ею управлять. Стали циркулировать легенды, в которых один лишь факт утайки чего-либо из пожертвованного общине имущества выставлялся уголовным преступлением, наказуемым смертью (Деян.5:1-11).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Гамалиил был самым просвещенным человеком в иерусалиме
О котором говорит тертуллиан
Церковная община охотно передавала власть своим избранникам
Ставили несравненно выше крещения иоанна

сайт копирайтеров Евгений